431. Должно ли открывать другим, что сказал духовный отец или что дал?
Не должно никому говорить, как батюшка или мать игуменья утешали, а то от этого может быть зависть или ревность.
432. Что такое страсть?
Страсть есть сильное и длительное желание.
433. Должно ли высказывать свое внутреннее состояние?
От людей надо скрывать свои переживания (и духовные, и греховные), не высказывать своего внутреннего состояния, а только делиться с единомышленником или духовным отцом (схиигум. Иоанн).
434. Справляют ли верующие день своего рождения?
По православному обычаю верующие не справляют день своего рождения, а празднуют именины, день памяти святого, небесного покровителя (схиигум. Иоанн).
435. Когда наши телесные добрые дела имеют силу у Бога?
Самые телесные добрые дела получают силу только будучи освящены именем Божиим.
436. Как поступать со священными изображениями в мирских журналах, газетах, марках?
Надо бережно откладывать священные изображения и оберегать их от попрания (архиеп. Никон Вологодский).
437. Как должно вразумлять других?
Вразумлять и убеждать должно всегда с лаской, кротостью и любовью, а главное, испросив внутренно помощи Божией.
438. Кого должно убегать?
Необходимо убегать и не говорить с теми, к кому ощущаем страсть.
439. Как должно жить?
Живи скрытно.
440. Кому приобретение святых книг спасительно, а кому губительно?
Приобретение многих книг полезно для тех, которые делают из них употребление, а кто думает, что одно приобретение книг обогатит его, тому уготовляется конечное наказание.
441. Что важно в вере?
Знание о вере есть дело самонужнейшее. Посему и ревность о сем должна быть самая первая (свт. Феофан Затворник).
442. Чем должно утешаться?
Надо сознавать, что ты ничто, но надо и утешаться тем, что ты христианин (свт. Феофан Затворник).
443. Какое значение имеет расслабление тела?
Расслабление и разленение тела ослабляет нравственную силу человека и приближает его к падению. Бегать надо успокоения телесного в каком бы то ни было роде (свт. Феофан Затворник).
444. Что особенно мешает сокрушению о грехах?
С чувством праведности не уживается сокрушение (свт. Феофан Затворник).
445. Как относиться к накоплению денег?
Не запасай денег во всю жизнь твою, иначе Бог уже не будет пещись о тебе (свт. Феофан Затворник).
446. Кто такие христиане, не имеющие духа Христова?
Это такие христиане, которые не знают, кому принадлежат — нее то Христу, не то миру: внешне участвуют во всех порядках христианской жизни, а мыслями и сердцем в другой области обращаются и в других предметах полагают свою утеху, услаждение и счастье. Не о Господе у них забота, а о том, как бы спокойно и утешно прожить на земле. Недостает у них сердца христианского. Оно не туда устремлено… не в Боге его благо, а в себе и в мире, и не на небе его рай, а на земле(свт. Феофан Затворник).
447. Может ли быть вместе Господнее и мирское?
Где Господь — там нет ничего мирского. И где нечто мирское, там нет ничего Господнего (свт. Феофан Затворник).
448. Почему не должно откладывать намерение приступить к духовной жизни?
Святые отцы умоляют нас приступить к духовному деланию незамедлительно потому, чтобы успеть приобрести навык для вечности.
449. Как понести тяготы подвига и скорби жизни?
Кто не будет иметь перед очами радости и надежды, что и мы будем причастниками искупления и жизни — нее может понести тяготы подвига и прискорбного восприять жития.
450. В чем состоит смирение и каково благо от него?
Смирение — это сознание своей негодности без всяких ограничений, в этом и заключается преуспеяние души. Ради смирения все простит Бог и все недостатки подвигов не взыщет свт. Феофан Затворник).
451. В чем прежде всего состоит благоугождение и служение Богу?
Благоугождение и служение Богу наипервее в помышлениях состоит.
452. Какая добродетель морит голодом демонов?
Воздержание морит голодом демонов, ибо сласти — пища демонов. Но некоторые, истощив себя постом и воздержанием чрезмерным, удалились от Бога.
453. В чем заключается характерное отличие жизни православных христиан от прочих людей?
Отличительный характер жизни православных суть страдания и болезни: внутренние и внешние, произвольные и невольные. Зато их ожидает вечное блаженство, если они разумно переносят их (свт. Феофан Затворник).
454. Что мешает нам оставить грех и обратиться к Богу?
Развращение воли. Это исправляется преданием себя воле другому (духовника). Вот и святые отцы преимущественно боролись против своей воли (свт. Феофан) Затворник).
455. Что такое суета?
Это развлечения настоящей жизни.
456. Как легче победить грех?
Святые отцы говорят нам, что легче всего победить грех, начав с помыслов. Да и самое угождение Богу и служение состоит в помышлениях.
457. Что такое «внимать себе»?
Внимать себе — это значит постоянно, неуклонно бодрствовать над собою, следить за движением своих мыслей и чувств и всему давать ответ: что плохо — отвергать, изгонять, укорять себя, а на благоговейных, молитвенных, святых мыслях и чувствах останавливаться и в них пребывать.
458. Может ли злой дух покаяться?
Сам злой дух засвидетельствовал, что покаяние злых духов, невозможно, и это зависит не от Бога, но от их свободы, направленной к одному злу, и от чрезмерной гордости, исключающей всякое смирение.
459. Скажите, пожалуйста, когда в церкви земные поклоны нельзя делать?
Земные поклоны со дня Святой Пасхи оставляются (не делаются) до дня Святой Троицы. В течение всего года в двунадесятые праздники, в воскресные и субботние дни, а также и во дни причащения Святых Таин поклоны не позволяются; разрешается только коленопреклонение (с благословения) перед местными, особо чтимыми святынями.
460. Скажите, пожалуйста: какую молитву, сколько поклонов и в течение какого времени должно совершать по новопреставленной усопшей?
Должно ежедневно, в течение сорока дней читать молитву: "Упокой, Господи, душу усопшей новопреставленной рабы Твоея (имя) и прости ей всякое согрешение вольное же и невольное", — по двенадцать раз с поклонами, после утренних и после вечерних молитв.
461. Можно ли в храме, находясь на клиросе, сделать вслух замечание, если бы кому пришлось ошибиться в чтении или пении?
Делать вслух замечание, останавливать начатое, а особенно смеяться отнюдь не следует, дабы не навести и на других смущение. Что из того, если случилось, например, сказать не тот прокимен или прочитать не столько стихов в каноне, сколько положено? Об этом, конечно, следует легонько напомнить, разъяснив хорошо после окончания службы; не преступление, если не то по ошибке прочитано, а плохо, если хотя и прочитано положенное, но без внимания и расположения.
462. Скажите, пожалуйста, что такое за грех мшелоимство и чем должно заниматься в келлии?
Мшелоимство — это есть различные предметы прихоти и роскоши в келлии. Келейное мшелоимство привлекает к себе ум и сердце, отвлекая таким образом христианина от Бога. Кроме того, мшелоимство возбуждает мечтательность, противодействующую совершенству духовному. В келлии должно заниматься душеполезным чтением и таким рукоделием, которое не возбуждало бы пристрастия, иначе все твое внимание отвлечется к рукоделию. Тогда Бог и твое спасение соделаются чуждыми для тебя.
463. Как быть мне, если я не нашел духовника сведущего, опытного и благонамеренного?
Да, действительно, удовлетворительный духовный наставник в наши времена — величайшая редкость. В таком случае чаще исповедуйся в согрешениях пред духовным отцом, а наставления почерпай в Священном Писании и книгах, написанных святыми отцами и старцами, особенно о подвижничестве.
464. Скажите, пожалуйста, как правильно надо креститься?
Крестись всегда благоговейно и истово, полагая руку на чело (лоб), на чрево ("еже на пупе"), на правое и на левое плечо; всегда крестись, стоя в прямом положении тела, а потом кланяйся, а не так, как иные: крестятся и кланяются одновременно. Не следует поспешно совершать крестные знамения и поклоны. Малый поклон должен быть не иной, как в пояс; именно такой, чтобы можно было, склонясь, достать рукой до земли. Архиепископ Антоний Волынский пишет: "Православный крест совершается так: троеперстно сложенная десница возлагается первее на лоб (а не на нос, не на бороду и не на воздух), потом на чрево, потом на правое плечо и, наконец, на левое плечо (а не подмышки)".
465. Скажите, пожалуйста, получит ли награду от Бога тот, кто подал добрый совет и увещевал к добру?
Несомненно получит. Вот послушай, что об этом говорит святой Иоанн Златоуст: "Если ты посоветуешь, а слушатель не примет и не принесет плода послушания, тебе, однако ж, уготована Богом награда за совет, и ты получишь такое же воздаяние, какое получил бы, если бы тебя послушали, потому что ты исполнил свой долг. Наш долг не убедить слушателя, но только посоветовать".
466. Надо ли опять слушать Слово Божие, поучения, ибо я слушаю, а не исполняю, не делаю то, чему оно учит?
Слушай, хотя бы ты и не делал, потому что от слушания доходят и до делания. Хотя бы ты и не делал, но будешь стыдиться за грех; хотя бы и не делал, но переменишь образ мыслей; хотя бы и не делал, но будешь осуждать себя за то, что не делаешь (свт. Иоанн Златоуст).
467. Поставится ли мне в грех, если я другого принудил поклясться?
Тот, кто понудил другого к клятве, зная, что он поклянется ложно, хуже человекоубийцы.
468. Какое первое у человека греховное требование?
Чтобы все было по-нашему, и коль скоро этого не бывает, то на Бога ропщем, а на людей серчаем.
469. Какое значение имеют внешние подвиги?
Хотя внешние подвиги необходимы, но они суть подмостки, посему внимание свое меньше останавливайте на них. Здание строится посреди них, но они не здание. Здание — в сердце, на сердечное делание и обратите внимание свое. Одно и то же дело бывает и приятно и неприятно Богу, судя по замыслам. Учитесь сему.
470. Как разумно служить больному?
Разумно служащий больному служит для того, чтобы приобрести милостивое сердце, чтобы приобрести чувство сострадания, ибо кто имеет такую цель, тот, что бы ни случилось с ним: скорбь ли извне или сам больной помалодушествует против него, — он без смущения переносит все это, взирая на свою цель и зная, что больной благодарен ему более, нежели он больному. Поверьте, что кто разумно служит больному, тот освобождается и от страстей, и от браней.
471. Кого должно считать богатым?
Богат не тот, кто много приобрел, но тот, кто много роздал.
472. Желающий угодить Богу какой должен вести образ жизни?
Желающий угодить Богу не должен вести спокойной и приятной жизни.
473. Что особенно умилостивляет Господа?
Ничто так не умилостивляет Господа, как любовь к врагам.
474. Как узнать, что происходящее есть от Бога?
Все происходящее от Бога — мирно и полезно, и приводит человека к самоосуждению и смирению.
475. С кем мы особенно должны искать связи и дружбы?
Присоединимся к тем, которым дана от Бога благодать.
476. Хорошо ли желать богатства?
От богатства происходит гордость, тщеславие, чревообъядение, сластолюбие, всякая роскошь.
477. Должно ли делать поклоны сверх силы?
Бог не требует от нас выше силы нашей, а поэтому соображайтесь с силами!
478. Что христианину должно делать, возвратясь домой с дороги?
Возвратясь домой должно каяться о всех своих оплошностях, случившихся в дороге; когда или глазом поползнулся увидеть что недоброе, или слухом услышать, или языком изречь лишнее.
479. Как смотреть на жизнь тех людей, которые не посещают храма Божия?
Люди, чуждающиеся храма Божия, бывают чужды Богу, чужды веры и добродетели, и жизнь их полна всяких страстей.
480. Что есть смиренномудрие?
Познание и осознание своей человеческой немощи.