831. Какие обличения приносят пользу?
Только спокойные и кроткие обличения вразумляют людей: жестокие более раздражают, нежели приносят пользу.
832. Кто благочестив?
Благочестив тот, кто никому не делает несправедливости.
833. Что такое "злоупотребление"?
Это расход сверх нужды.
834. Как надо делать добро в разуме?
Когда вы делаете добро, всегда приводите на память свои злые дела, для того чтобы душа никогда неосторожно не усладилась добрым делом, взирая на свою виновность.
835. Можно ли оставлять посещения храма Божия из-за неприятности со священником?
Иные уклоняются от храмов Господних, имея неприятность со священником или по другим подобным причинам, но ради сего оставлять православных храмов Божиих не должно, ибо в них истинное, преданное Апостолами Божественное учение и Божественные спасительные Таинства.
836. Когда угождаешь плоти в пище, питии, неге, излишнем отдыхе и сне, что от сего происходит?
По мере угождения телу делается оно прихотливее, требовательнее, изнеженнее, неспособнее к терпению, несноснее в лишениях и болезнях.
837. Как достигнуть того, чтобы из-за стола не выходить, пресытившись пищей?
Чтение внутренней молитвы во время кушания не допустит до переедания.
838. Со всеми ли должно советоваться?
Обо всем надо советоваться не со всеми, а к кому имеете доверие: со своим духовным отцом или с братом, имеющим духовный разум.
839. Может ли быть доброе дело недобрым?
И доброе дело злым бывает, если к добру худое примешаем: к молитве — леность; к посещению храма Божия — разговоры в нем; к посту — хвастовство или укоренив; к благочестивому разговору — осуждение ближнего; к милостыне — желание прославиться через нее.
840. Какой есть лучший способ умилостивления и благодарения Бога?
Добродетель человека ничтожна сравнительно с его грехами. Исповедание грехов — лучший способ умилостивления и благодарения Бога.
841. Как смиренномудрый охраняет свое зрение?
Смиренномудрый никогда не останавливается посмотреть на собрания, народное стечение, волнение, шум, разгул, хлопоты и наслаждения.
842. Какую особенную душевную пользу приносит чтение священных книг?
Священные книги обличают совесть каждого из нас, указывают и искореняют страсти, обнажают бесовские сети, научают добродетели, утверждают в терпении и скорбях, напоминают час смертный, возвещают пришествие Христа и радость Царствия Небесного, напоминают о муке вечной.
843. Живущие со мною запрещают мне заниматься делами благочестия. Что делать?
Исполнять дела благочестия — занятие богоугодное, особенно при запрещении живущих с тобою (кроме времени сонного, ночного); ни на кого и ни на что не смотреть, а делать их.
844. Где найти пример для исправления себя?
Для своего исправления ищи примеры из жизни святых.
845. Как себя охранить от греха при соблазнах?
При соблазнах напоминай себе почаще о смерти, Страшном суде и муке вечной.
846. Какую душевную пользу приносит терпение неприятностей?
Благоразумным терпением неприятностей очищаются грехи. Всякая неприятность, переносимая с благодарением Бога, — на пользу душе.
847. Не нахожу времени на чтение святых книг и молитвы?
Между делами надобно молиться и читать.
848. Кто благополучен?
Благополучен тот, кто обращает внимание на нужды ближнего.
849. Много сплю. Как уменьшить сон?
Ешь умеренно и хрустко — и спать будешь недолго.
850. Иногда приходят ко мне с пустыми разговорами. Как быть?
Когда приходят к тебе с пустыми разговорами, надо читать молитву Иисусову, устремив ум свой и сердце горе.
851. Как избавиться от страха вражия, иногда нападающего на меня?
Во время страхования читайте молитву "Да воскреснет Бог…" и псалом девяностый — "Живый в помощи Вышняго…".
852. Как смотреть на желания узнать дела, не касающиеся спасения души?
Надо стараться удерживать в себе порывы к любопытству и даже к любознательности, особенно в делах, или мало, или вовсе до нас не касающихся. Иногда узнаешь то, что может смутить твою душу; так одно слово, западши нередко в сердце, целый день иногда, как порох в глазу, мешает: и при молитве, и во всех занятиях духовных; иногда через это слово теряешь и мир сердечный.
853. Как давать советы неверующему сроднику?
Советы твои пусть будут кроткими и извиняйся пред ним неоднократно и часто, а больше всего ссылайся на любовь к нему.
854. Надо ли желать, чтобы все было по-нашему?
Не надо желать, чтобы было все по-нашему, все складно, удачно, хорошо, удобно — это все мысли гордости и самоуверенности. Помни, что все недостатки в жизни и все скорбное — полезно и спасительно, а довольство и удачи и утешения не от Господа — нам вредны. Поэтому никогда не следует унывать, а все случающееся с нами принимать с благодарением, как от руки Божией.
855. Когда должно спрашивать?
Чьи советы уразумеваешь душеспасительными, там очень нужно спрашиваться.
856. Когда спасение сомнительно?
Исповедь, епитимии и исправление жизни необходимы; а без них спасение сомнительно.
857. Как посещать храм, чтобы хождение было спасительным?
Ходи в храм, когда допустит Господь, и ходи не за утешением и сладостью духовной, не за пением стройным — имей это все на втором плане, не приучай себя к духовному сластолюбию, а ходи за благодатью, за очищением души, в чувстве покаяния, не столько услаждайся пением, сколько познавай и оплакивай свои грехи.
858. Хорошо ли спрашивать духовного отца?
Хорошо спрашивать духовного отца, но худо его советов не исполнять… ибо просящий наставления рано или поздно все же может исправиться.
859. Должно ли бояться, когда нам напоминают о смерти?
Многие боятся всякого напоминания о смерти, а что будет час разлучения души от тела, когда демоны обступят смертный одр и будут показывать грехи наши? Горько пожалеем, что не вспоминали о смерти, чтобы исправить жизнь нашу; заплачем, но будет уже поздно.
860. Какими считать слезы благодарности Господу?
Слезы по Богу те, когда христианин, исполненный чувств благодарности к Господу, от умиления за милости Божии к нему, источает слезы. Слезами по Богу можно назвать и те, когда человек, видя страдания близких, их несчастья, нравственные падения во грех, проливает слезы за ближних.
861. Какой сон душеспасительный?
Если хочешь мудрого сна, кайся, ложась в постель, сокрушайся духом и молись Господу. С молитвой заснешь — привлечешь к себе Ангела хранителя, который будет тебя охранять до твоего пробуждения.
862. Что такое "внимание к себе"?
Внимать себе — это значит постоянно, неуклонно бодрствовать над собою, следить за движением своих мыслей и чувств и всему давать отчет: что плохо, то отвергать, изгонять, укорять себя, а на благоговейных, молитвенных, святых мыслях и чувствах останавливаться и в них пребывать.
863. Какие самые главные двигатели в духовной жизни?
Частая исповедь и Святое Причащение — это могучие и самые главные двигатели в нашей духовной жизни, — только нужно правильно пользоваться сими Таинствами. Например: исповедь для своей действительности требует, чтобы с сокрушением, с чистым раскаянием, без всякой утайки исповедовать свои грехи, с непоколебимым намерением впредь не повторять их.
864. Как узнать в себе, когда находишься в плохом душевном состоянии?
Плохой признак душевного состояния человека, если у него нет слез о своих грехах, о своей худости, даже скорби о них. А если нет, — позаботься иметь, проси непрестанно у Господа.
865. На что позволительно гневаться?
Гневаться позволительно только на свои грехи, на свои дурные мысли и на самый свой гнев.
866. Какую силу имеет 50-й псалом?
Покаянный пятидесятый псалом так сильно написан, такое вложено в него покаянное чувство, что и теперь, когда кто-либо его читает, враг рода человеческого дрожит и трепещет, не вынося его силы.
867. Какую духовную силу имеет чтение житий святых?
Чтение житий святых человека много на пути спасения поддерживает и делает добрее. При телесном утомлении и душевном возмущении читающий всегда находит в четьи-минее и подкрепление и духовное успокоение.
868. Иногда на меня находит уныние при виде множества грехов моих. Что делать?
Унывать не должно при виде множества грехов своих и немощей, потому что уныние и безнадежность — величайший грех. Наша обязанность была терпеливыми, смиренными, всем довольными. Наш подвиг: не хранить злобы в сердце своем, не произносить обидного слова, не осуждать.
869. Какая душа не проходит мытарств по смерти?
Избавлена бывает воздушных мытарств только та душа, которую Господь сподобил с полной верой причаститься в час смерти или получить христианскую кончину в Неделю Пасхи.
870. Как нападает диавол на людей?
Диавол нападает на боязливых — страхом и привидениями; на других — клеветой человеческой, враждой, злобой; на ученых — гордостью и самовозношением; на молодых — блудными помыслами; на старых — разленением, злопамятством и вредными привычками и т. д.
871. Почему должно заниматься постоянно чтением священных книг?
Чтением священных книг надо заниматься не только для себя, но и для пользы других: "Сам спасешься — и других спасешь!"
872. Слишком ли часто должно посещать больных?
Должно помнить, что слишком частые продолжительные посещения могут быть тягостны для больных.
873. Как должно относиться к людям горячим и вспыльчивым?
Уклоняйся от людей горячих и вспыльчивых, если не хочешь потерпеть от них чего-либо худого.
874. Должно ли открывать свое сердце людям неблагонамеренным?
Мудрый остерегается неблагонамеренных людей и не открывает им своего сердца, ибо опасается, чтобы они его откровенность не употребили во вред ему.
875. Каких людей должно избирать в друзья и доверенные?
В друзья и доверенные избирай только умных и благочестивых людей, которые в беседах своих не издеваются над верой, ибо только между добродетельными людьми и может быть истинное и продолжительное дружество.
876. Как победить в себе худое желание?
Ежели появляется в душе твоей греховное желание, то обрати свое внимание на другой предмет. Помышляй о Боге, вечности, Страшном суде — и ты укрепишься, чтобы победить это худое желание.
877. Всякому ли должно вверять свои тайны?
Неправильно делают те люди, которые говорят все, о чем они думают, всякому вверяют свои тайны; благоразумие требует, чтобы мы прежде обдумывали, с кем нам говорить, и не причинит ли нам и другим вреда то, что хотим сказать.
878. Как узнать человека, каков он?
Разговор есть зеркало человека: из него можно узнать, добр или зол человек, мудр или глуп, образован или невежда, имеет ли добрые мысли и правила или нет, религиозен или неверующий.
879. Как вести себя, если подпадаешь гневу на кого-либо?
Если подпадаешь гневу от кого-либо, то приучись в гневе молчать несколько минут, творя Иисусову молитву, прежде нежели будешь говорить или действовать в жару.
880. Как относиться к двуязычному?
Берегись двуязычного, который иначе с тем, иначе с другим говорит, и слова, выведанные у одного, передает другому. Такие люди производят вражду и ссоры, которые могут погубить обе стороны.