Л
 
«Какие бы мы ни имели делания и исправления, но во всех сих должно иметь обдержительные добродетели: ЛЮБОВЬ И СМИРЕНИЕ — без них все дела
наши мертвы, и суетны, и ничтожны» (преподобный Макарий Оптинский).
 
О ЛЕНОСТИ. Всякая монета, всякий кусок хлеба, испрошенные Христовым именем без нужды, от лености, превратятся в горящие уголья в жизни вечной.
 
Когда бываешь на ЛИТУРГИИ, храни помыслы и чувства свои со страхом перед Богом, чтобы достойно принять Тело и Кровь Христовы и тем уврачевать свои страсти.
Когда в неурочный час резкий удар в колокол даст вам понять, что случилось что-то с кем-либо, от огня ли, воды или от другой причины (какое-нибудь несчастье), то поспешите оказать христианскую ЛЮБОВЬ ближнему со всем усердием вашим.
 
Для чего установлены ЛИТИИ? Литии установлены, во-первых, в память общественных молений, совершавшихся в древности; во-вторых, из любви к оглашенным и кающимся и, в-третьих, для того, чтобы и вообще всех верующих побудить к смирению и покаянию.
 
ЛИХОИМСТВО (от слов: лихва, корысть, приобретаемая от ссуды денег взаймы, рост) имеет несколько видов. Первый вид лихоимства — чрезмерное и противозаконное взимание роста (процентов). Это — то же хищение, и часто очень жестокое. лихоимцы обыкновенно оправдываются тем, что они никого не приневоливают брать у них деньги и, следовательно, ни у кого не вынуждают силою лишней приплаты. Но зато они пользуются крайнею нуждою для своих выгод и хотят созидать собственное благополучие за счет ближнего. А разве это не противно требованиям правды? Другой вид лихоимства бывает тогда, когда во время голода продают хлеб по дорогой цене, когда владельцы изнуряют зависящих от них излишними налогами или работами.
 
О ЛЖИ. Иногда нас постигает тяжкая неизлечимая болезнь, приключается потеря имущества, следует беда за бедой. Что это, как не наказание Божие за нашу ложь?
 
ЛИЦО человека — зеркало души.
 
О ЛЖИ в шутку. Как достигать и добиваться хорошего дела дурными средствами не подобает христианину, так же грешно и лгать в шутку, даже если эта шутка и веселит. Это тем более опасно, что человек, начиная лгать для шутки, постепенно приучается лгать и в делах серьезных. О нем и мнение составляется как о человеке, которому трудно довериться в верном деле. К кому привыкнешь относиться как к вечному шутнику, тому не поверишь, когда он будет говорить и настоящую правду. Вообще же, шутки, как речи пустые, неприличны христианину (см. Еф. 5: 4).
 
О ЛЕНОСТИ. Ленивый и беспечный находится в опасности потерять здоровье. леность и беспечность ослабляют силы и доводят до тяжких и продолжительных болезней, потому что ленивый не обращает внимания даже на то, что имеет непосредственное влияние на его здоровье, на опрятность, умеренность Л и т.д. Леность препятствует духовному и нравственному образованию. Духовные силы у человека ленивого остаются без развития и упражнения.
 
О ЛЕЧЕНИИ. Некоторые имеют предрассудок, по которому считают грехом лечиться, забывая слова премудрого сына Сирахова: Почитай врача (Сир. 38: 1-4). Здоровье — не наша собственность, но дар Божий, который должны мы хранить и в случае расстройства его должны заботиться о восстановлении его с тем же благоговением к Богу, с каким и, владея даром, должны пользоваться им. Здравый смысл и требование нужды не позволяют говорить: «Не стану защищаться от холода или охраняться от огня или от другой какой явной опасности: если угодно Богу, Он спасет меня». Вообще кто станет презирать эти средства (лекарства и врача), тогда как имеет нужду в них, тот будет оскорблять Самого Бога; тот будет поступать против заповеди Божией: Не искушайте Господа Бога вашего (Втор. 6: 16). Надобно, впрочем, остерегаться, чтобы не прогневать Бога и пользуясь врачом и врачебными пособиями. Так, оскорбляют благость Божию, когда, прибегая к помощи врача, на него только и надеются, от его пособий только и ожидают себе облегчения и восстановления расстроенных сил, забывая, что без помощи Божией человек ничего не может сделать. Нет, мы, пользуясь попечением врача, должны всю надежду возлагать на Врача Небесного, во власти Коего жизнь и смерть каждого человека, и смотреть на земных врачей, как на посредников Его благодеяний. А если не имеем в душе надежды на Бога и забываем о Нем, ищем помощи только у человека и надеемся только на его искусство, не должно ли нам опасаться, как бы благий Бог, по правде Своей, не отъял у него Свое благословение и помощь? Пророк говорит: «Проклят человек, иже надеется на человека» (см. Иер. 17: 4-5). В Св. Писании говорится об иудейском царе Асе, который, подвергшись болезни, возложил надежду не на Бога, а на человека — врача — и потому умер (см. 2 Пар 16: 12-13). Прибегайте прежде всего к духовным, во Святой Церкви имеющимся врачевствам — Таинствам покаяния, причащения и Таинству елеосвящения.
 
Об особенной ЛЮБВИ к несчастным. Кто любит Бога, тот любит также и всех людей, как чад Божиих. Но особенную любовь он питает к несчастным, к бедным, потому что так как вы сделали это одному из сих братьев Моих, то сделали Мне (Мф. 25: 40).
 
В каком случае будет проявляться ЛЮБОВЬ чистосердечно? Любовь к людям всегда будет чистосердечно проявляться, если ум решает правильно, беспристрастно и без предрассудков: кому и как должно выразить чувства сердца, полного любви к людям.
 
О плотской ЛЮБВИ. Незаконная плотская любовь не есть любовь, а человеконенавидение. Поговорим о той, весьма важной истине, что плотская, нечистая и незаконная любовь есть не любовь, а человеконена-видение, которое может низринуть человека, предавшегося ей, во глубину ада. Но тем не менее мир любит эту любовь, понимает ее яснее, нежели любовь духовную, дорожит, увлекается ею сильнее, нежели любовью христианской, постоянно во все времена называет ее любовью.
 
Смотри, чтобы не оставить дело Божие ради ЛИЦЕПРИЯТИЯ человеку.
 
О ЛЕГКОМЫСЛИИ. Как легкомысленно многие стали относиться ко всему священному! Что для многих стала вера, Церковь, Святое Евангелие, звание христианина? Что кротость, терпение, любовь, воздержание, целомудрие, честность, верность супружеская? Как часто ныне хорошим человеком считают того, кто мужеством сумеет занять высокое положение общественное, бесчестным образом собрать себе хорошее состояние. А как духовно он живет, какими правилами он руководствуется, как воспитывает детей своих, знает ли Бога, веру, Церковь, витает ли дух христианский в его семействе, — об этом не говорят, не спрашивают.
 
ЛЮБОСТЯЖАНИЕ есть любовь к земным благам ради них самих. Это — идолослужение (см. Еф.   5: 5), поклонение золотому тельцу, в жертву которому приносят даже людей. Все грехи стареют с человеком, одна любостяжательность юнеет с каждым днем. Один из признаков живущей в нас страсти любостяжания — это немилосердие к бедным. Какое зло происходит от любостяжания? — Бесчисленные виды зла происходят от этого греха, а потому и называется любостяжание корнем всех зол. Так, отчего происходят эти бесчисленные споры об имениях, которые производят между людьми вражду, смятения, расторгают узы дружбы, родства и счастье семейное? Не от любостяжания ли? Отчего богатый притесняет бедного, сильный — слабого, как не по страсти к обогащению? Отчего многие при потере своего состояния впадают в ропот на Бога, отпадают от веры и даже лишают себя жизни, — как не от пристрастия к мирскому счастью?
 
М
 
«МОЛИТЕСЬ, — увещевает святой Ефрем Сирин — молитесь, чтобы душа умирающего отошла с миром; молитесь, чтобы она получила место упокоения; мо-М литесь, чтобы встретила Ангелов сострадательных; молитесь, чтобы обрела Судию Милостивого; воскуряйте фимиам — она видит присутствующих Ангелов; молитесь — она в тяжком томлении»*.
 
Христианин в своих правилах и деятельности не сообразуется с духом, мнениями и обычаями МИРА; его наставник — слово Божие, его руководитель — Святая  Церковь
 
О МУДРОСТИ. Эллины премудрости ищут (см. 1 Кор. 1: 22), — говорит апостол Павел. Какой же премудрости? Мирской, суетной, при помощи которой они старались постигнуть высокие и непостижимые тайны мира невидимого, но не могли постигнуть их, отвергли их как невозможное и несуществующее. Вот почему для эллинов, почитавших себя мудрейшими из людей, смешно казалось слушать проповедь апостольскую, столь несообразную с правилами их мудрости.
----
* Прп. Ефрем Сирин. Слово о почивших во Христе.
 
К сожалению, и между христианами немало можно найти подобных мудрецов. Посмотрите, как иной, начитанный поверхностными понятиями о каких-либо предметах, посмотрите, как он высок и неприступен, как малы перед ним люди, более его сведущие. Для него, например, безумием кажутся благочестивые обычаи Святой Церкви — ограждать себя знамением святого креста, соблюдать посты, проводить дни праздничные в благочестивых занятиях. Такая мудрость не лучше безумия. Такая мудрость часто погубляет человека, ибо написано: Погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну (1 Кор. 1: 19).
Нам всем не хочется оставить своих языческих обычаев, столь много льстящих страстям и порокам, и страшно принять такую веру, которая обещает своим последователям блаженство под условием скорбей, гонений и многих подвигов самоотвержения.
 
Чем враг возмущает МИР души нашей? расположением и влечением сердца нашего ко греху. Чем враг возмущает мир души нашей? Жаждой богатств, желанием жить, как живут другие, роскошью. Будь доволен немногим — и утвердится мир в душе твоей.
Чем враг возмущает мир души нашей? Унынием и малодушием в скорбях и трудностях земной жизни. Мужайся, христианин, против восстающих на тебя искушений лукавого и вооружись против него терпением: в нем стяжи душу твою — и обрящешь радость в самих страданиях.
 
Когда человек МИРЕН? Мир с самим собою человек имеет тогда, когда имеет спокойную совесть. У кого неспокойная совесть, у кого на душе лежат тяжкие грехи, не исповеданные с сокрушенным сердцем перед священником, у того нет мира.
 
О великой силе МОЛИТВЫ за врага. «Никто не может питать враждебных чувств к тому, о ком моление творит», — говорит святитель Иоанн Златоуст[7]. С другой стороны, нет и более верного средства победить врага и расположить его к себе, как эта же молитва. Она действенна и сама в себе, низводя, Божией милостью, умиротворение в его сердце, вместе с тем сильна она и по своим действиям, обезоруживая врага.
 
«Творения святого Исаака Сирина более приличествуют МОНАШЕСТВУЮЩИМ» (преподобный Макарий Оптинский).
 
МОЛЧАНИЕ — корень безгрешности.
 
«Святые отцы пишут: внешнего МОНАХА можно скоро сделать (это не об одной одежде, но и о внешнем благочинии говорят), а внутреннего монаха трудно сделать» (преподобный Макарий Оптинский).
 
Мы еще далеки от умозрительной МОЛИТВЫ: как же будем думать, что и плоды ее снискали? Нам хотя бы немного узнать слезы деятельной молитвы: как ею смиренно прогонять восстающие на нас разного рода страстные помыслы, припадая ко Господу со страхом многим.
 
«Ежели имеешь желание получить МАНТИЮ, желай ее для спасения своего смиренно, а не для отличия или достоинства какого. Живи смиренно, покорно, терпеливо — и сама мантия тебя найдет; в противном случае мантия не принесет тебе никакой пользы»(преподобный Макарий Оптинский).
«Когда борят нас страсти, то знак есть, что мы благоугождаем <Богу> на сем МЕСТЕ <где живем>»[8].
Делаяй МОНАХ от единого беса ратуем есть, а не делаяй — от тьмы бесов.
 
О МНЕНИИ. Лучше нам бороться с помыслами, нежели со мнением. Нехорошо быть нам бесстрастными, ибо бывает, что бесы во множестве отходят, мнения ради. Знают они, что человек может и без их коварства, от собственной гордости погибнуть и покаяния не обрести.
Первое основание, почему мы должны оказывать благоговейное чествование МОЩАМ святых угодников Божиих, заключается в том, что Сам Бог благоволил почтить их и прославить многоразличными чудесами и знамениями. Мощи святых угодников Божиих благодетельны и для душ наших: здесь каждый верующий может находить для себя и защиту от искушений, и утешение в скорбях, и помощь в борьбе со грехом, и укрепление в добродетели, и вообще все, что необходимо для нашего спасения. Сила Христова, вселившись во святых Божиих человеков, оживотворяет, освящает и проницает телеса их, сообщая им нетление. Благодатна, нетленна, чудодейственна в них сила благодати Божией.
 
О познаниях без МОЛИТВЫ. Познания, приобретенные без молитвы и Божия благословения, обращаются во вред своим приобретателям: они кичат их и надмевают; обуянные гордостью, самомнением, эти неверующие мудрецы идут наперекор Богооткровенному учению.
 
Христианская МУДРОСТЬ указывает на самопознание как на первое средство. Христианин должен знать свое положение, обстоятельства, потому что они имеют большое влияние на образ его мыслей, чувств и поступков. Он должен ознакомиться как с добрыми своими качествами и добродетелями, так и со своими ошибками, недостатками. Мудрый христианин пользуется также прежним своим опытом, пережитыми им счастливыми и несчастными случаями. Прежний опыт будет побуждать нас к осмотрительности и обдуманности в наших делах, к разумному выбору цели и средств.
 
О важности церковных МОЛИТВ. В Послании к Ефесянам святой апостол Павел просит у Ефесской Церкви молитв за себя, научая этим, что молитвы Церкви важнее и выше всего для каждого верующего.
 
«МИЛОСТЫНЯ духовная больше вещественной; кто не уделяет ближнему, сам пользуясь, тот скуп есть и немилостив» (преподобный Макарий Оптинский).
 
Но как мало истинных МОЛИТВЕННИКОВ и истинных постников в наше время! Как часты и справедливы жалобы пастырей на пренебрежение пасомыми общественного богослужения и ослабление ими постов.
 
Будем избегать всего, что может нарушить МИР с ближними.
 
МЫТАРСТВА «служат для того, чтобы суд Божий был ненасильственный и чтобы человек, видя дело свое приведенным в ясность, и при наказании подтвердил неопровержимые суды Божии, согласившись, что наказание на него положено по всей справедливости, а также и при помиловании усматривал бы, что прощение дано ему в законе и порядке»*.
 
Не должно отчаиваться в МИЛОСЕРДИИ Божием. Смерть Господа довлеет не только для некоторых <каких-то> грехов, но для всех грехов, каким бы именем ни назывались они: тайные или явные, ведомые или неведомые, прошедшие или настоящие и будущие, даже хотя бы человек все грехи целого мира один учинил и на себе имел, — то страдание и смерть Господа Иисуса Христа столь важны, крепки, сильны и мощны, что все грехи отъемлют.
---
* Свт. Василий Великий. Толкование на книгу пророка Исаии. Гл. 1.
 
«В МИРУ требуется более труда к исполнению заповедей Божиих: жена, дети, попечение о стяжании богатства, мирская слава — все сие служит большим препятствием к благоугождению Божию. В монастыре удобнее к восстанию и покаянию: часто исповедуются перед духовным отцом и причащаются Святых Таин; аще же случится что на совести, то в это же время прибегают к духовнику, каяся и зазирая себя, — и тут же получают и разрешение и остаются в совести спокойны. Многие даже и ежедневно очищают совесть свою кратким признанием и исповеданием малых своих поползновений перед отцем духовным. Сокрушение сердца и болезнование всегдашнее о грехах для нас нужно и необходимо. А в мирском обычае едва в год единожды сходят к духовнику на исповедь, но и тогда, за множеством народа, пришедшего к нему на исповедь, весьма кратко с ним М изъясняются; в прочее же время года и не подумают поговорить или посоветоваться с духовным отцом о спасении души, а некоторые два года и больше остаются без сего душеспасительного врачевания» (преподобный Макарий Оптинский).
Православная Церковь, возбраняя употребление МУЗЫКИ при общественном богослужении, не возбраняет ее при домашнем церковном пении. Для пособия в сем деле существуют изданные с разрешения духовной цензуры музыкальные нотные тетради. Так  как музыкальное образование в нашем обществе распространено значительно, то весьма было бы полезно музыкальное искусство употреблять на служение Богу, по примеру Давида, который пение своих псалмов сопровождал игрою на псалтири и гуслях — и дома, и в поле, где в юности пас стадо. Это было бы гораздо лучше, чем услаждать свой слух исполнением страстных, иногда нескромных и нецеломудренных произведений светской музыки.
 
МОНАХ должен сам служить себе во всем. Питаться трудами рук своих. Монах должен жить один, а другой с ним — Бог. Для истинного монаха не существует ничего на земле. Его радость и наслаждение — непрестанная молитва. Он любит всех людей, но скучает с ними, потому что они отдаляют его от Бога.
 
МНОГОСЛОВИЕ — причина уныния и раздражительности.
 
О МЕЛКИХ ГРЕХАХ. Мелкие, ежедневные грехи и недостатки заглаждаются различными добрыми расположениями и делами: посредством раскаяния, молитвы, терпения в страданиях, милостыни и так далее. Этому содействует Дух Святый. 
 
О МИРЕ. Я не от мира сего и Царство Мое не от мира сего (Ин. 8: 23; 18: 36). Видите, какая противоположность? Как же вы, угождая миру, можете быть со Христом? Что общего у света с тьмою? (2 Кор. 6: 14).
 
О ЗМЕИНОЙ МУДРОСТИ, УКЛОНЧИВОСТИ И ПРИМЕНИТЕЛЬНОСТИ. Главные свойства змеи,
поставляемой в пример христианам, суть, конечно, / осторожность, быстрая изворотливость и умение скрыться от беды. То же самое требуется и от верующего, особенно когда он имеет дело с неверующими.  Но, без сомнения, мудрость человеческая должна далеко превосходить мудрость змеи, преимущественно же — прямотой и благонамеренностью действия. Христианская мудрость должна внушить человеку, во-первых, терпеливую настойчивость там, где есть вопиющая надобность и законное право обличать антихристианское направление мыслей в людях, именующихся христианами, в особенности же действующих или представляющих себя действующими во благо общее; во-вторых, благоразумную уклончивость в тех случаях, когда от его глубоко христианского настроения может выйти вместо пользы — вред, например, больший соблазн; в-третьих, самое трудное и требующее великого ума и долговременного упражнения делоспасительное умение применительности к месту, времени, лицу, случаю, своему значению и положению и пр.; да и он, по примеру апостола, приобрящет Христу и подзаконные, и беззаконные, и немощные, и сильные, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9: 19-22).
«Сколько людей кровию своею и страданием очистили себя от грехов и вступили в вечность с надеждою на МИЛОСЕРДИЕ Божие» (преподобный Макарий Оптинский).
 
О МОЛИТВЕ. Первое, что должно побуждать нас к М молитве, это — повеление Божие: просите, и дано будет вам (Мф. 7: 7), непрестанно молитеся. молитесь во всякое время духом (Еф. 6: 18). Должно нас побуждать к молитве это обетование Божие об услышании молитв: О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (Ин. 16: 23). Нужда должна заставить нас молиться. Если мы и не имеем никакой телесной нужды, то всегда имеем нужды духовные: мы нуждаемся в благодати, в умножении веры, любви и пр.
При молитве требуется от нас несомненная уверенность, что Бог может сделать то, о чем мы просим, и происходящая отсюда твердая надежда на получение просимого. Молитва наша должна быть со смирением. «Помыслим, — говорит свт. Иоанн Златоуст, — к Кому мы приступаем? Что желаем получить? Мы приступаем к Богу, Коего созерцая, Серафимы отвращают лице, не имея силы сносить сияние, от лица Коего трепещет земля, к Богу, Который живет во свете неприступном».
 
Как христианину нужно относиться к этой изменчивой людской МОЛВЕ — то «осанна», то «распни» — во время всей его жизни? — Не нужно придавать ей никакого значения. Все святые, имея пример Господа, не искали славы от людей и не обращали внимания на то, что говорили про них другие. Не так ли должен рассуждать и поступать и каждый из нас? Что нам до того, как думает об нас тот или иной, осуждают или одобряют нас за наше поведение? Только бы не охуждала нас совесть наша. Ее будем слушаться, а не мнений людских. Бояться мнения людского, придавать большое значение суду человеческому — это значит оскорблять Бога, забывать о Нем.
 
«МОНАШЕСКИЙ образ есть второе крещение» (преподобный Макарий Оптинский).
«Знамение МОНАХА во искушениях познается. Едва из десятков тысяч занимающихся умно-сердечной молитвой находится один человек, пришедший в чистую молитву... и како мы взыщем высокая Божия, идеже и Павел божественный хвалится в скорбях и общении страстей Христовых (т.е. терпение скорбей и страданий)»[9].
 
«МОЛИТВА должна сочетаться с образом жизни. Многим прилично и полезно помнить слова Исаака Сирина, который советует употреблять образ молитвы согласно с образом своей жизни и соответственно мере душевного устроения, говоря: «По пребыванию твоему подобает быти и молитве твоей». И в другом месте: «Люто есть предати некая высока, новоначаль-ну еще сущу ему и младенцу возрастом <духовным>»[10] (преподобный Макарий Оптинский).
 
Н
 
Опасно сближение с людьми НЕВЕРУЮЩИМИ,
легкомысленными... Наш русский народ стал сближаться с Западом, и теперь в нем уж нет той веры, того благочестия, какие царили в нем до времени сближения. 
Для некоторых есть и теперь, как и в первые времена христианства, то же самое поприще для стяжания венца исповедника и мученика: тьма НЕВЕРИЯ И ЛЖЕВЕРИЯ и теперь еще облегает со всех сторон Царство Христово.
 
«Ежели для славы, чести и наследия НАЧАЛЬСТВОВАТЬ, то и сам, и подчиняемые бедственно погружаются от волнения страстей» (преподобный Макарий Оптинский).
 
НАРУЖНОЕ усиливает внутреннее. Блаженный Августин сказал: «Душевные чувства побуждают человека молиться и наружно произносить слова молитвы, креститься, становиться на колени и так далее, а эта наружная сторона усиливает душевные чувства. Впрочем, надо знать, что наружное богослужение (слова и действия) не имеет цены перед Богом, если оно не исходит от сердца, если не выражает духовных и душевных чувств».
 
Не желайте НАЧАЛЬСТВОВАТЬ над душами, не приобретши бесстрастия, дабы не погубить себя и других.
 
О НАУКАХ. Божия наука делает человека мудрым: лучше знания, нежели отборное золото, потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с ней. Она содействует спасению человека. Познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8: 32). Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя (1 Тим. 4: 16).
 
О НЕВИДИМОМ. Кроме видимого неба есть невидимое телесными глазами небо, на котором живет Бог, Его Ангелы и все святые. Например, в двенадцатой главе книги царств Давид ясно выражает, что надежда вновь увидеться со своим умершим сыном служит для него обильным источником утешения.
 
НИЩЕТА духовная — принадлежность сердца незлобивого.
 
Слово к НИЩИМ. Не имея дневного пропитания и пристанища, вы ходили там и здесь, в праздники — из храма в храм; и нигде не останавливались в продолжение всего богослужения, становились у дверей церковных не по страху или стыду стать ближе к алтарю, Н а по опасению пропустить кого-либо из входящих или выходящих, не попросив милостыни; оттого ни богослужения, ни поучений церковных с должным вниманием не слушали заботясь о теле, оставляли душу свою нищей добрыми делами.
 
Дерзко и безосновательно НАДЕЮТСЯ на Бога тогда, когда надеются на Бога без причины или несогласно с правилами христианского благоразумия. Например, отважно или дерзко надеется на Бога тот, кто хочет и думает по смерти войти на небо, но не хочет делать на земле того, чем достигается вечное спасение человека. Дерзко надеется на Бога тот человек, который идет нарочно на искушения и опасности, думая, что Бог чудесно охранит его от искушений и избавит от напастей. Это значит «искушать Бога». Бог отвергнет таких людей и не подаст им Свою помощь и избавление.
 
О НЕСЧАСТИЯХ. Как относится к ним христианин? Он преклоняется пред гласом Бога и не подвергает их обсуждению. Он непосредственно понимает их. Христианин извлекает себе из них нравоучения. Сочувствуя, сострадая тем, которые поражены несчастьем, и воздавая хвалу Богу за то, что сам избегнул его, он старается извлечь пользу из посланного ему урока. А как мир относится к таким фактам? С духом легкомыслия. Сначала он удивлен, смущен, интересуется подробностями, но скоро забывает о происшедшем и не выносит никакого нравоучения. Миру нужны сильные ощущения, а не уроки. Великий вопрос о душевном спасении не приходит ему на мысль с духом бесчувствия. Пробужденный внезапной катастрофой, человек века сего скоро впадает в свою прежнюю греховную спячку, не слушая обращенного к нему призывания к покаянию и исправлению. Он возвращается к своему распутству, своим спекуляциям и грубеет более и более.
 
«Да, до зела оскудехом в НАСТАВНИКАХ духовного делания, но и то можно сказать, что и вера наша оскудела к оным; ежели к кому прилепимся, то ищем его святости и желаем, чтобы было по нашей воле и наставление, а буде мало что напротив, то и отпадаем; враг же спасения нашего более воздвигает брань противу их, дабы отвлечь от страдальческого подвига повиновения, приводящего подвижника к смирению» (преподобный Макарий Оптинский).
 
«НОВОНАЧАЛЬНЫМ прилично пребывать в глубоком смирении, ни в каком случае не почитать себя за нечто, не говорить: «Что это?» — или: «Для чего это?» — но, пребывая в послушании и великой покорности, не сравнивать себя ни с кем, не говорить: «Такого-то почитают, почему же не почитают меня? Он успокоен во всем, отчего же я не имею успокоения?» Быть презираему во всем и не негодовать» (преподобный Макарий Оптинский).
 
Всякий НЕНАВИДЯЩИЙ ближнего своего вредит сам себе и своей душе.
 
О НЕВЕЖЕСТВЕ. Нежелание знать ничего другого, кроме того, что относится к обыденному образу жизни, есть невежество. Чудо Спасителя должно было вывести гергесинских жителей из этой мертвой тишины и греховной беспечности, но их духовное невежество не желает этого, несмотря даже на чудеса. Так поступил некогда Феликс (см. Деян. 24-25), так поступают и теперь многие из христиан, которые не хотят знать здравого учения евангельского, не могут сносить живого и действенного слова Божия. — Духовное невежество происходит от излишнего и безумного пристрастия к земному и от корыстолюбия в особенности.
 
Когда вы заметите в себе НЕРАДЕНИЕ к чтению Н слова Божия и отвращение от духовных наставлений, то знайте, что душа ваша впала в недуг лютый.
 
Не должны ли мы, согрешившие и кающиеся, с благодарностью и покорностью принимать отеческие НАКАЗАНИЯ и вразумления Божии? Ибо Господь кого любит, того наказывает; — говорит слово Божие — бьет же всякого сына, которого при/ нимает (Евр. 12: 6). Бог потому наказывает вас, что Он любит вас. Он не хочет подвергнуть вас вечному наказанию, вот и наказывает вас на земле. Видите, в каком отрадном и прекрасном свете показывает нам вера в Бога как Отца даже самые великие горечи земной жизни!
 
О НЕПРАВОСЛАВНЫХ, СОМНЕВАЮЩИХСЯ И ВОЛЬНОДУМСТВУЮЩИХ.
Неправославные. Они веруют, но не всему, о чем говорит слово Божие, принимают Святые Таинства, но некоторые только Таинства и т. д.
Сомневающиеся. Это люди, которые колеблются всяким ветром учения. Сегодня они принимают одно, а завтра другое; то сомневаются, то отвергают и т.д.
Вольнодумствующие. Миролюбцы. Они принимают из христианского учения только то, что им нравится. Они веруют, например, во всемогущество и любовь Божию, в бессмертие, в мздовоздаяние, но не веруют в тайну Святой Троицы, в Божество Иисуса Христа, в богоучрежденность иерархии, в силу Святых Таинств, в вечные муки. 
 
Вред от НЕЗНАНИЯ религии так велик, что не поддается изображению в малой картине!.. разве не от незнания или от превратного понимания правил и законов веры множество грехов, которые даже и не считают за грех? Пророк Осия жалуется, что нет Богопознания на земле и затем объясняет: Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне Н распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием (Ос. 4: 1-2). Не так ли и ныне? Все больше и больше видится нарушений Закона Божия; страсти самые постыдные не встречают удержу в своем удовлетворении. Откуда же все это? «Нет Богопознания на земле» — в этих словах ответ на вопрос. Когда вы видите и слышите неверующего человека, то можете с достоверностью думать, что он грешник.
 
Кто такие НИЩИЕ ДУХОМ.5 Нищие или бедные духом — это смиренные люди, чувствующие свое недостоинство перед Богом и собственное бессилие в деле спасения.
 
При НАУЧЕНИИ всегда неизбежны повторения и учащенное внушение одного и того же.
 
О НЕПРИВЯЗАННОСТИ своего сердца к земным благам. Кто хочет спокойно обладать, тот не должен трепетать при одной мысли о возможной потере.
 
Человек благочестивый так и поступает. Он, конечно, ищет обладания земными благами, не отказывается от невинных радостей жизни, но он может их лишиться, не чувствуя себя через то несчастным. Основание этого довольства и счастья — в нем самом, в его духе, независимость которого от внешних вещей он старается сохранить.
 
О
Христос Спаситель прежде всего хочет того, чтобы апостолы при встрече с врагами их соблюдали свойственную змиям ОСТОРОЖНОСТЬ и без особенной нужды не подвергали жизнь свою опасности от этих врагов, уклоняясь от этой опасности.
 
Об ОБИТЕЛЯХ. «Чем дальше от людской молвы, тем полезнее для обитателей скита. И преподобный Сергий убегал в непроходимые леса и дебри и безводные места. А потому не восхощите предпочесть душевной пользе внешние выгоды» (преподобный Макарий Оптинский).
 
Об ОТВЕРЖЕНИИ себя. Мы ищем не того духовного удовольствия и радости, которые происходят от познания истины, от делания добра, от любви к Богу и от спокойствия совести. Мы желаем главным образом телесных и мирских удовольствий, развлечений и радостей. Только развлекаться и утешаться хотели бы мы, но не печалиться и не скорбеть. Нам надобно бороться со своими греховными желаниями, надобно отказывать себе во многом, и прежде всего в том, что не позволено, надобно повиноваться Богу.
 
ОВДОВЕВШЕМУ. «Вы роптали на Промысл Божий: «На что? И для чего так сотворил Бог?»
Предавались унынию и неутешимой тоске и <тем самым показали> возлюбили создание паче Создавшего, следствием чего <и> было расстройство вашего здоровья, что можно отнести к наказанию Божию» (преподобный Макарий Оптинский).
 
Как избежать ОШИБОК? Для избежания больших ошибок и проступков повиноваться должно родителям, пастырям Церкви, начальникам и наставникам, ибо непокорность и своеволие доводят людей до различных безрассудных и гибельных поступков. 
 
Об ОБЫЧАЯХ. Есть обычаи, которые идут от отцов наших, — хорошие, добрые; а есть плохие, душевредные. Есть плохой обычай, когда считается обязательным тратить много денег на разные праздничные закуски: на именины, на крестины, свадьбу и пр. Тут часто люди стараются занять денег, только бы устроить приличное угощение своим родным и знакомым. А после начинаются домашние раздоры, взаимные попреки из-за напрасно потраченных денег. А отчего все это бывает? Оттого, что не хотят отстать от старых порядков жизни, от старинных обычаев.
 
Об ОБЕТАХ. Неужели нужно доказывать, что оставить семью и детей без попечения и идти вдаль на богомолье — дело не только не богоугодное, а и неразумное? Неужели нельзя дать обета удобоисполнимейшего, например не употреблять никогда и никаких ругательных слов, не позволять себе нескромных шуток даже и за пирами веселыми, не петь мирских песен, никогда не лгать и не божиться, молча переносить огорчения от супруга, терпя ради Господа; вина не пить и то, что ты прежде пропивал, раздавать бедным; нигде, никогда и ни под каким видом и предлогом не брать чужого, всякое дело чужое править по совести, как перед Богом, и так далее. Самое лучшее — давать обеты всегда с ведома и благословения духовного отца; также и при невозможности исполнять обет самое лучшее — просить отца духовного переменить необдуманно данный обет на другой какой. И этот другой непременно исполнять, дабы за несоблюдение обета не подпасть гневу Божию.
 
Об ОПРАВДАНИИ человека. Учение об оправдании весьма важно для нашей жизни и деятельности. Православная Церковь учит, что человек оправданный действительно очищается от греха; что он может делать истинное добро, но что добро совершается Богом при свободном содействии человека. Дух Святый и благодать помогают человеку в вере и в добрых делах, и через это человек оправдывается.
 
Когда евреи ОТДЫХАЛИ и не пахали, и весь год ο не занимались хозяйством (каждый седьмой год), тогда левиты, по завещанию святого пророка Моисея, должны были возможно чаще всенародно прочитывать священные книги. Читайте, — завещал левитам пророк Божий, — сей закон пред всем Израилем вслух его; собери народ, мужей и жен, и детей, и пришельцев твоих, которые будут в жилищах твоих, чтоб они слу-Ш шали и учились, и чтобы боялись Господа Бога вашего, и старались исполнять все слова закона сего; и сыны их, которые не знают (сего), услышат и научатся бояться Господа Бога вашего во все дни, доколе вы будете жить на земле (Втор. 31: 11-13).
 
О держании ОРУЖИЯ. «Еще спрашиваешь ты, можно ли иметь в монастыре оружие, на случай нападения воров, так как в ваших местах много оных появилось?
Если есть у вас военный корпус, данный от правительства, то оному можно иметь и оружие; а нам не должно прибегать к сему средству — наше оружие не плотское, но духовное. А когда мы будем уповать на видимое оружие и употребим оное при нападении, и если случится смертоубийство, то каковой дадим ответ перед Богом? И какой должен быть соблазн перед людьми? И совесть не даст покоя. По моему мнению, лучше не предпринимать сей обороны, но возлагать упование на Господа и Пречистую Богородицу и угодника Божия святителя Николая Чудотворца» (преподобный Макарий Оптинский).
 
Об ОБЖОРСТВЕ. Умеренность в пище и питии — драгоценная добродетель. Невоздержанный, если не исправляется, идет в ад. Невоздержанные — враги креста Христова. Их конец — погибель, их бог — чрево (Флп. 3: 18-19). Обжорство, по выражению блаженного Августина, заключает вход в Царствие Божие[11]. Вспомним роскошного богача, упоминаемого в ο Евангелии. Как ужасно потом было его мучение! Как он страдал от жажды!
«рассматривание ваше самого себя, скудость и бесплодие дел не должно приводить в смущение и ОТЧАЯНИЕ; но через прежние и настоящие поползновения надобно познавать свою немощь и нищету, считать себя последнейшим всех и нисходить во глубину смирения» (преподобный Макарий Оптинский).
 
Умеренность в ОТДЫХЕ — основная добродетель.
 
«Надобно иметь ОСТОРОЖНОСТЬ: <причастившись> не спать после обеда» (преподобный Макарий Оптинский).
Ты говоришь: «ОБРЯДЫ Православной Церкви мне не нравятся, не удовлетворяют меня». Но они уже опытами веков испробованы и совершенно приспособлены к потребностям человеческим.
 
«В общении с братиями имей ОСТОРОЖНОСТЬ, а паче — с противомудрствующим. Остерегайся их судить, но не следуй их разуму» (преподобный Макарий Оптинский).
 
Горе ОТЦУ, если он, обучая детей, как вести житейские дела, не заботится о сообщении им духовного знания. Так большей частью и бывает. Хорошо еще, если отцы семейств учат детей своих своим примером благочестия и добродетели. К сожалению, есть немало семейств, в среде которых дети ни слова душеспасительного не слышали, ни доброго примера не видели. Достойны подражания те из родителей, которые и сами любят читать слово Божие и духовные книги, и детей приучают к тому же; которые в праздничные и воскресные дни, вернувшись домой из храма Божия, спрашивают детей своих, внимательно ли они слушали в храме церковное чтение и поучение, поняли ли что-нибудь и хорошо ли поняли из того, что слышали в церкви, и если чего не поняли, стараются, по возможности, растолковать им.
 
И душа должна ежедневно ОЧИЩАТЬ себя посредством поучения, размышления и внимания к себе, от ложных понятий и суждений, от дурных поступков.
 
ОСУЖДАТЬ — губительство души своей.
 
«На то, что ОСКОРБЛЯЮТСЯ на тебя за общение короткое и неугощение <гостей>, ты не смотри» (преподобный Макарий Оптинский).
 
Об ОСТОРОЖНОСТИ людей, облеченных властью. Особенно людям, облеченным властью, нужна осторожность в слове. Пользуясь нередко слабостью и удобными минутами, хитрецы неприметно вкрадываются в расположение влиятельных лиц и выманивают, так сказать, у них обещания, которые, удовлетворяя видам одних, оканчиваются великими бедствиями для других, часто и не подозревающих о кознях. И вот часто люди честные, ревнители правды, труженики долга делаются жертвой интриг и страстей, и скорбь несчастных нередко преждевременно сводит их в могилу.
 
Бесполезно будет, например, ОБЛИЧАТЬ человека, который находится в самом разгаре той или другой страсти. В это время люди обыкновенно делаются глухи ко всем доводам рассудка. Но дайте пройти этому первому пылу, этим первым порывам страстей — и тогда уже вы с большей надеждой можете приступить к своему святому делу: обращению грешника. Поэтому-то мы должны внимательно наблюдать за душевным состоянием тех лиц, к которым мы хотим обратиться со словом увещания.
 
ОШИБКА большинства людей состоит в том, что говорят «завтра», тогда как это может быть сегодня; в том, что ограничивают жизнь человека смертью или, в лучшем случае, показывают великую беспечность по отношению к тому, что затем последует; наконец, в том, что в удовольствиях самых грубых полагают высшее наслаждение для человека.
Эта гибельная ошибка заставляет людей искать того, что временно, и пренебрегать вечным, жить в роскоши, умирать в страхе, приготовляя себе в течение этой жизни вечные укоры совести в будущей.
 
«Если считаешь себя ОБИЖЕННЫМ от кого-нибудь, старайся забывать это и из сердца твоего искореняй злопомнение» (преподобный Макарий Оптинский).
 
П
 
О постоянном ПОКАЯНИИ. По соделании каждого греха должно приносить перед Богом покаяние и просить Его помощи против искушений, так как от нераскаянности происходит закоснение в грехе, заглушается голос совести. І
 
Какой должна быть ПРОПОВЕДЬ? Чтобы говорить с пользой, проповеднику нужно хорошо знать тех, к кому он обращается со словом: их внешнее положение, занятие, степень духовного развития, их отношение к вопросам веры, нравственную жизнь.
 
О признаке приближения Второго ПРИШЕСТВИЯ Христова. Сей верный признак — умножение бедствий в мире: войн, повальных болезней, землетря-П сений, ужасных мировых бедствий. Во времена пред антихристом будет явное презрение веры и крайнее растление нравов.
радостен день ПАСХИ христианской потому, что Воскресение Христово есть залог и нашего будущего воскресения из мертвых и вечной блаженной жизни на небе. Как воскрес Христос, так воскреснем и мы из / гробов и будем жить с Ним вечно.
 
О чем истинный христианин должен ПЕЧАЛИТЬСЯ? Во-первых, имей печаль о том, что ты осквернил и непрестанно оскверняешь в себе образ Божий грехами своими. Во-вторых, имей духовную печаль о том, что ты носишь только имя христианина, а обетов, для христианина обязательных, данных при крещении, не исполняешь и живешь как язычник: прилепился к земле и не думаешь о небе и о тамошней жизни, не имеющей конца. В-третьих, печалься о том, что сердце твое непрестанно порывается делать все противное Господу; плачь о его злой наклонности, нераскаянности, неисправности. Плачь о том, что ты, хотя каешься и молишься, но не приносишь Богу достойных плодов покаяния, плодов веры и любви, плодов кротости и незлобия, плодов воздержания, чистоты и целомудрия, плодов милости и пр. Плачь внутренним плачем, когда ощущаешь прилив к сердцу нечистых помыслов, плачь, когда будет увлекать тебя гордость, злоба, зависть, жадность, скупость; плачь и молись, когда ко врагу своему будешь чувствовать вражду, а не любовь, ибо сказано: Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас (Мф. 5: 44). — Да будут твои слезы орудием против всякого греха; и Господь, видя твое смирение, признание своей немощи, твое крепкое желание сохранить себя чистым от всякого греха, прострет руку помощи, пошлет тебе Духа Утешителя, Который прекратит насилие греха, погасит огонь π страстей и низведет в сердце росу благодати. Плачь о своих грехах, плачь и о людских; плачь о том, что еще многие народы не познали истинного Бога и Господа Иисуса Христа и находятся во тьме язычества, поклоняются тварям вместо Творца. Скажешь: что пользы в моих слезах? Ты этим исполнишь заповедь апостола — плакать с плачущими (см. Рим. 12: 15); вообще исполнишь заповедь о любви к ближнему, а в любви весь закон. Еще о чем плакать должно? О неготовности нашей к страшному и праведному испытанию на всемирном Суде. Многие святые угодники Божии всю жизнь плакали, день и ночь, при мысли о Страшном Суде.
О приношении ПЛОДОВ в храм. «Правилами апостольскими и соборными[12] заповедуется приносить для благословения новые колосья и плоды овощные, когда созреют, чтобы вновь не вкушать их без церковного благословения. Истинный христианин всегда памятует, что он получает плоды от земли не столько за свои труды и усердие, сколько по благости Бога, взращивающего оные»*.
 
О ПОКАЯНИИ. Чтобы получить прощение грехов от Бога, нужно иметь истинное признание в грехах и совершенное исповедание их. Ибо как больной не исцеляется, если не откроет своей болезни врачу, так никто не может получить прощения, если прежде не сознает своего греха перед Богом. По словам блаженного Августина, сознание греха есть начало спасения. Ибо все мы в беззакониях зачаты, и во грехе родили нас матери наши (см. Пс. 50: 7). И рожденное от плоти есть плоть (Ин. 3: 6). Посему, хотя бы кто и был святым, и тот имеет нужду в исповедании грехов, как говорит пророк Давид.
Об этом так говорит блаженный Августин: «Если человек скрывает, Господь открывает; если человек таит, Бог явным делает; если человек сознает, Бог прощает».
Причиной, побуждающей тебя к покаянию, должна быть неизвестность твоей смерти. Христос сделал для тебя неизвестным час сей для того, чтобы ты всегда жил в покаянии и всякий час считал бы последним. Другой причиной, склоняющей тебя к покаянию, должен быть Страшный Суд и вечные муки. 
 
Человек, умерший без ПОКАЯНИЯ в грехах, особенно тяжких, не может наследовать вечного блаженства.
 
О ПОСТЕ. Священная история Ветхого Завета показывает, что все святые праведники постились, и постом достигали своего величия или восставали от своего падения или отвращали гнев Божий. Постился пророк Давид и, уединившись, провел ночь, лежа на
----
* Свт. Василий Великий. Беседа 5-я на Шестоднев, о прозябениях земли.
 
земле (2 Цар. 12: 16), когда сотворил прелюбодеяние с Вирсавией и убийство мужа ее Урии Хеттеянина, и отъял Господь прегрешения его. Постились и нечестивые ниневитяне, и Бог, увидев, что они обратились от путей лукавых, не покарал их город. Постилась день и ночь Анна пророчица, дщерь Фануилова, и сподобилась видеть Христа, во Храм принесенного (см. Лк. 2: 36-38). Постом Даниил и три отрока воспитали в себе ту силу веры, которой заградили уста львов, угасили силу огненную (см. Евр. 11: 33-34). Моисей, беседуя с Богом на горе Синае, сорок дней не вкушал пищи. Пророк Илия постом приготовился к Боговидению, на горе Хоривской. А Иоанн Предтеча, Креститель и друг Христов? Вся жизнь его — единый непрерывный пост. 
 
ПРОПОВЕДЬ — столь серьезное, а вместе с тем и трудное дело, что без помощи молитвы никогда не- π льзя надеяться сделаться хорошим проповедником.
 
Чтобы быть успешной, ПРОПОВЕДЬ должна быть современной. Нужно в современной проповеди затрагивать вопросы того же современного неверия... но не входить в суждения о событиях политической или социальной жизни: проповедника должна интересовать исключительно душа человека.
 
Наилучшей подготовкой к речи служит тщательное обдумывание темы. Нужно помнить, что заучивать с буквальной точностью, наизусть, ПРОПОВЕДЬ, предположенную для произнесения, — это самое верное средство не иметь успеха. Выученное наизусть, для проповедника есть нечто чуждое: это, так сказать, дух другого, дух книги. Конечно, этим не исключаются заимствуемые главные мысли проповедника.
 
Главнейшее условие успеха всякой речи, а следовательно, и ПРОПОВЕДИ, — это внутреннее убеждение, полное внутреннее единение проповедника с теми, перед кем он читает проповедь.
Больше всего влияет на успех ПРОПОВЕДИ любовь проповедника к своим слушателям и его стремление привести их к вечному блаженству.
 
Если у ПРОПОВЕДНИКА существует строгая последовательность и связь с прежде бывшими поучениями, то каждое следующее поучение он должен начинать не иначе как передавши вкратце содержание предыдущего.
 
Какой должна быть ПРОПОВЕДЬ? Она не должна напоминать проповеди митрополита Филарета, Иннокентия и Димитрия Херсонских, Амвросия Харьковского — церковных поэтов. Нет, — слово, речь, беседа и поучения христианского проповедника должны быть краткими, простыми, согретыми любовью,  отеческим наставлением. Речи гениальных церковных ораторов — достояние немногих богато одаренных натур. Да и еще вопрос: эти ли перлы ораторского искусства или простые и краткие наставления святых апостолов и первых веропроповедников более ценны в очах Божиих и более плодотворны по своим последствиям?
 
Чтобы не утомить внимания слушателей, а также чтобы придать ПОУЧЕНИЯМ большую силу убедительности, проповедник должен разнообразить свою речь примерами, сравнениями, причинами и так далее. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Как больным не надобно приготовлять трапезы однообразной и небрежно приготовленной, но должно приготовлять для них яства разнообразные, чтобы больной, если не захочет одного, взял бы другое и, если не найдет приятным и это, нашел бы годным для себя третье и, если отвергает и это, принялся бы за иное какое-нибудь; и чтобы разнообразием нам победить трудность и многоразличной пищей уврачевать дурное, так точно должно поступать и в отношении к слушанию: когда мы слабы, надобно приготовлять длинную речь, исполненную различных притчей и примеров, доказательств и доводов и многого другого подобного, чтобы из всего нам был удобен выбор полезного»[13].
 
В лукавую душу не войдет ПРЕМУДРОСТЬ и не будет обитать в теле, порабощенном греху. Ибо Святой Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований.
 
О ПОЧЕСТЯХ. «Почести не могут повредить, когда не будем увлекаться славолюбием и честолюбием» (преподобный Макарий Оптинский).
 
О ПРЕСТОЛЕ храма. Нижнее полотняное облачение престола, именуемое срачицей, знаменует плащаницу, коей обвито было тело Спасителя во гробе. А так как престол, кроме знаменования Гроба Господня, знаменует и место славы Господней, то для означения сего одевается поверх престола светлое одеяние; оно называется индитиею, что значит по-гречески «одежда». На верхней доске престола, поверх индитии, полагается шелковый плат, называемый илитон; он знаменует сударь, или плат, коим была обвязана голова Спасителя во гробе, — а в илитон влагается освященный архиереем антиминс, — другой шелковый плат, с изображением в нем погребения Господня. В переводе на русский язык антиминс значит «вместопрестолие». Кроме антиминса, на святом престоле поставляется дарохранительница, называемая иначе ковчегом. В старину они назывались у нас «Иерусалимы» или «Сионы».
 
О важности ПРИЧАЩЕНИЯ в день смерти. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Диаволы боятся, трепещут и бегут от лица причащающегося Святых Таин, потому что в тот час причастник дышит огнем Божественным. И если бы душа наша в сей час разлучилась с телом, то она получила бы себе место с мучениками, девственниками и преподобными»*.
 
В каком смысле Христос назван не просто Пасхою, но ПАСХОЮ НЕТЛЕНИЯ? В том смысле, что хотя Он был заклан и умерщвлен, но не остался во власти смерти и тления, а воскрес. Ветхозаветный агнец пасхальный не воскресал и обращался в тление. Но Христос есть жертва живая, Он присносущ и вечно жив, чтобы всегда ходатайствовать за нас. В безкров-ном виде Он присно закалается и освящает причащающихся духовно, как присно живущий. Нетленный и бессмертный, Он служит для нас залогом блаженного бессмертия и нетления по самому телу.
 
Поистине Он есть Пасха нетления. π Благочестивое ПАМЯТОВАНИЕ О БОГЕ. Думать часто о Боге, размышлять о Его совершенствах, представлять себе Его всеблагое и премудрое Промышление о мире — долг и потребность каждого благочестивого человека. Для него нет занятия более приятного, как возноситься к Богу.
 
ПОГОДА от Бога. Заметим, что никакое царство не может не только благоденствовать, но и существовать без благорастворения воздуха, без плодоносия земли и вообще без благ физических, необходимых для жизни людей, — а все эти блага зависят от воли Божией.
 
О ПОСЛУШАНИИ властям. «Когда не слушать власти? — Когда, например, богоотступник Юлиан повелевал принести жертву идолам, — христиане отказывались, а когда говорил: «Ступайте сражайтесь», — они немедленно исполняли приказание царя»(блаженный Августин).
---
* Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 43-я на Евангелие от Иоанна.
 
ПРИВЫЧКА ко греху тем труднее препобеждается, чем долговременнее сроднилась с сердцем человеческим. Нужна жестокая брань с самим собой и дивная сила благодати, чтобы препобедить греховную привычку. 
 
О распинании ПЛОТИ. Мы можем достигнуть рас-пинания плоти тогда, когда будем избегать всего, что может возбуждать и усиливать страсти в нас, удерживаться от того, к чему они влекут нас, и делать то, что противно им и может умерщвлять их.
Для того чтобы достигнуть бесстрастия, совершенно умертвить духовно-распинаемую плоть, для этого недостаточно обуздывать ее страсти и похоти и отказывать в удовлетворении им, но необходимо еще делать то, что противно им и может умерщвлять их. Без этого они легко могут возбуждаться, оживать при удобных случаях и возобладать человеком. Поэтому π желающие совершенно распять плоть свою, со страстями и похотями ее, должны не только воздерживаться от тех грехов и пороков, к которым влекут их плотские вожделения, но и приучать себя к противоположным добродетелям.
Например, скупой и сребролюбивый должен принуждать себя к благотворительности. Сластолюбивый и распутный должен навыкать целомудрию. Гневливый и злобивый должен стараться быть кротким и незлобивым. Короче, каждый из нас должен думать и делать не то, к чему влекут его плотские страсти и похоти, но совершенно противоположное. Тогда в нас постепенно возрастут и усилятся святые чувствования и желания, которые подавят и истребят собой греховные помыслы и вожделения.
 
ПОСТ, говение, исповедь и святое причащение — вот курс здешнего врачевания.
 
 
Сказано: От Господа направляются шаги человеку (Притч. 20: 24). Вместо того, чтобы веровать и руководствоваться в жизни своей здравым рассуждением, суеверный человек поставляет свои успехи или же неудачи в делах в зависимость от подобных ПРИМЕТ:«понедельник — для начинания дел тяжел; третья горящая на столе свеча — опасна; тринадцать человек за столом — тоже; новый дом не обходится без умершего» — и тому подобные приметы. Если подробно всматриваться, то для многих суеверий найдутся простые исторические или живые практические основания, а для всех вообще предрассудков — ясные опровержения в слове Божием и в здравом смысле. Христианину должно отрешиться от всяких суеверий, предрассудков и примет.
 
Почему Бог не наказывал ПОРОЧНЫХ? На π Страшном Суде весь мир узнает, что безбожных и греховных людей Бог не наказывал и не губил долго потому, чтобы дать им время для покаяния; одарял их благами и счастьем потому, чтобы побудить в них любовь к Богу. Весь мир узнает, что добрым людям Бог посылал скорби потому, чтобы обогатить их заслугами и добрыми делами; что медля исполнением праведных судов Своих, Бог показывал величайшую любовь и терпение Свое; что во всех путях Промысла Божия сказывалась высочайшая мудрость. Весь мир воззо-I    вет: «Праведен еси, Господи, и правы суды Твои».
 
Мы должны знать, как важно и спасительно для нас постоянное ПАМЯТОВАНИЕ о Страшном Суде. Оно должно пробудить нас от греховной беспечности и легкомыслия.
Бог дал тебе в этой жизни самое простое средство к очищению твоих грехов: Таинство ПОКАЯНИЯ. Знал ты это средство, но не воспользовался им!
 
О ПРАВИЛАХ святых отцов. «Как же мы нашим мудрованием правила апостольские и отеческие будем изменять или по-своему толковать?» (преподобный Макарий Оптинский). П
 
О ПОМЫСЛАХ. «Ты должен не всякому помыслу своему веровать, а паче когда со смущением подходит» (преподобный Макарий Оптинский).
 
В ПРАЗДНОСЛОВИИ участвуют все страсти — каждая приносит свою долю.
 
«Без ПОПУЩЕНИЯ Божия никто не может нам ничего сотворить» (преподобный Макарий Оптинский).
«Надобно нам молиться Господу и умилостивлять Его ПОКАЯНИЕМ и благим житием» (преподобный Макарий Оптинский).
«Сын Божий крест претерпе; грешнии убо дерзаем о ПОКАЯНИИ[14], а святой Феогност пишет: . «Обретыйся во время исхода в бездне смирения, π ничим же мене безстрастнаго; паче облак вознесен будет»[15] (преподобный Макарий Оптинский).
 
«Ответ на ПРИГЛАШЕНИЕ посетить обитель. Я же не надеюсь, чтобы мог принести какую пользу личным моим присутствием» (преподобный Макарий Оптинский).
 
О ПЬЯНСТВЕ. «Что может быть несчастнее, как находиться под владычеством пьянства, дарить чреву более, чем оно в состоянии снести?» (святой Иларий).
 
ПОКАЯНИЕ — вот единственное средство войти в Царство Божие. Грехом мы отпали от Царства Божия, следовательно, покаянием во грехах мы и войдем в него. Грехом мы удалились от Бога и святого общества Ангелов — через покаяние во грехе мы снова будем приняты в это общество.
 
Бывает, очень сильно смущают ПОМЫСЛЫ человека, внушающие ему, что несмотря на все усилия и труды он не наследует Царствия Божия. Такие вражеские помыслы следует отвергать при самом появлении их, словами евангельскими: Верую, Господи! Помоги моему неверию (Мф. 9: 24). И быть совершенно уверенным, что все наши грехи составляют как бы горсть песку перед океаном милосердия Божия. И святитель Иоанн Златоуст говорит: «Океан имеет границы, а милосердие Божие беспредельно, потому необходимо уповать на Него»*. А в случае каких-либо падений не унывать и не скорбеть безмерно, а воздвигать себя упованием и смиренно просить прощения. Когда падает подвижник, да не забывает любви своего Отца и надеется на прощение.
 
Избегай людей ПОРОЧНЫХ. «Как тела погибают π от заразы испорченного воздуха, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — так точно и душа часто терпит вред от общения с людьми порочными»**. Поэтому-то Христос заповедал не только избегать таких людей, но и отвергать их: Если же, — говорит Он, — правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя (Мф. 5: 29).
 
О ПАМЯТИ Божией. Все наши дела и предприятия должны быть совершаемы с мыслию о Боге и для славы Божией. Как это нужно понимать? Во всем, что мы делаем и предпринимаем, мысль о Боге должна быть господствующей в нашей душе перед всеми другими мыслями. Она должна наполнять нас, при всех наших делах, благоговением к Всеведущему и Всеправедному Богу, любовью к Его закону, упованием на Его помощь и благословение. Но не думайте, что вы должны только молиться, упражняться только в богомыслии
----
* Творения свт. Иоанна Златоуста. Т.12. С. 497, 802 ** Свт. Иоанн Златоуст. На псалом 4. Т.5. Ч.1.
 
и совершенно оставить всякие нужды земные, нет, мысль о Боге должна быть только присущей вашему сердцу и, при всех ваших трудах и занятиях, постоянно напоминать вам о Всеведущем и Всемогущем Боге. Она должна обитать в вас, как дух-хранитель, оберегающий вас от всякого зла и направляющий на путь долга и добродетели.
 
ПРИСТРАСТИЕ не только к человеку, но и к вещам наводит гнев Божий. Не имей привязанности ни к человеку, ни к вещам. люби совершенной любовью каждого, как самого себя, но без пристрастия. Не желай видения или присутствия любимого человека и не услаждайся мыслью о нем.
 
О ПОКАЯНИИ И ПРАВОСУДИИ. По Своему милосердию Бог прощает грех, достойный наказания, если исполняют необходимые при этом условия. Через покаяние мы получаем от милосердия Божия отпущение заслуженного вечного наказания.
Таким образом, Бог есть Отец, Который любит и прощает. Всякое добро награждается, но не всякое зло, как оно заслуживает, наказывается. Мы должны принести покаяние. Скорбь раскаяния избавляет от скорбей ада. И если грешник отвратится от беззакония своего и сотворит правду, то жив будет.
 
О ПРАЗДНОВАНИИ праздников. Известно, что Спаситель в субботние дни благодетельствовал людям: например, исцелял больных. Значит, и мы должны ознаменовывать праздничные дни делами благотворительности, занимаясь обыкновенными делами в эти дни только в виде исключения, ввиду крайней необходимости и неотложной нужды. Таким образом, бого-мыслие, хождение в храм и благотворительность — вот что должно быть предметом наших занятий в воскресные и другие праздничные дни. Древние христиане в воскресные дни посещали тюрьмы, больницы и утешали несчастных словом любви и вещественными пособиями, творили сугубую милостыню вдовам, сиротам, калекам, нищим и бесприютным, для которых нередко устраивали по две или три трапезы в своих домах.
 
О ПРАЗДНОСТИ. Все устройство нашей природы указывает нам на деятельность. Для лености не нужно никаких рук и ног, никакой крепости членов, ни острого глаза и слуха, ни свободного языка. Бог создал человека для труда, а сообразно с этой целью устроил его члены; празднолюбец, следовательно, уклоняется от порядка Божия и от цели творения. Кто не думает ни о чем дельном и не занимается им, тот думает о дурном и занимается худым. Празднолюбцу угрожает смерть духовная. |
 
О ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ. Бог желает всем спастись, а спасение или вечная погибель зависят от нашей воли. Когда говорят о человеке, умершем без покаяния, погибшем от пьянства или лишившем себя жизни из-за отчаяния, нередко приходится слышать такие суждения: «Чему быть, того не миновать», «Так ему суждено», или «На роду написано», или даже «Видно, так было Богу угодно». Но неужели милосердный Господь Сам вперед определяет кому-либо погибель вечную? Неужели Ему приятно, чтобы люди умирали скотской смертью? Нет! Это ложь! Это
I богохульное суждение, и думать так — тяжкий грех! Послушайте, что Сам Бог свидетельствует о Себе, говоря через пророка: Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез. 33: 11), и нет воли Божией, чтобы хотя один человек погиб (см. Мф. 18: 14). ложность мнения, будто бы Бог тем самым, что предвидит, уже предопределяет людей к той или иной жизни, обнаруживает блаженный Феодорит, который так говорит: «Никто пусть не утверждает, что причиной здесь служит предведение, потому что не предведение сделало таковыми людей. А Бог только издали предусмотрел будущее, как Бог»[16]. Ибо если я, смотря на бешеного, закусившего удила и сбросившего с себя седока коня, скажу, что он, как только приблизится к стремнине, бросится в нее и затем, по слову моему, сделается это, то не я ввергнул коня в пропасть. И Бог, всячески издалека предвидя все как Бог, не доводит тем до необходимости одного преуспевать в добродетели, а другого творить зло.
 
О ПОКАЯНИИ. Грешен ли ты? Спеши принести во грехах покаяние, тогда имя твое впишется в книгу жизни, и определение мучения твоего переменится на определение спасения твоего. И то и другое в твоих руках; и определение Божие — это нужно твердо запомнить — согласуется с твоими делами и произволением. Бог хощет тебе спастися, желай и ты, и таким образом будешь предопределен к вечной жизни.
 
О ПРИЧАЩЕНИИ. Не слишком, однако ж, мятитесь, чтоб не тревожить себя пустыми страхами. Господа оскорбляет не только то, если кто неготовый приступает с дерзостью к Чаше, но и то, если кто без разбора мучит себя беспорядочной боязливостью.
Приходя к святому причащению, блюдитесь от рассеяния и смятения забот. Если на всю неделю были оставлены обычные дела, то тем паче обязательно не касаться их теперь. Блюдитесь! Враг всячески будет покушаться погасить светильник сей, навеяв на душу какое-либо недоброе состояние: или рассеяние мыслей, или заботу о чем-либо, или недовольство чем, или неудовольствие на кого-нибудь и тому подобное! Всякое из таких движений вносит смятение в душу и расстраивает ее. Сохраните внимание и обращение к Господу ума и сердца — и избежите сего преткновения. Очень многие ссылаются на свои многочисленные занятия, на то, что не имеют времени. Что сказать против этого? Никто не обременен столь многими занятиями по службе и званию, чтобы не мог приобщаться Святых Таин. Дело спасения — самое важное занятие. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16: 26). Иные ссылаются на свое недостоинство. Но это только один предлог, а настоящая причина другая. Не хотят, видно, на будущее время исправить свою жизнь. Не хотят теперь именно привести себя в надлежащее настроение и расположение. Боятся этого духовного подвига из лености и неподвижности. π Но если и действительно удерживаются от приобщения Святых Таин по многим и тяжким грехам своим, то пусть подумают о том, что Спаситель установил святейшее Таинство Евхаристии не для Ангелов, а для немощных и греховных людей. 
 
О ПРОМЫСЛЕ Божием. Если по попущению Промысла Божия войны, моровые язвы, голод и прочее производят гибельные опустошения в роде человеческом, то это делается для пользы людей. Но, однако, число преждевременно умирающих остается всегда относительно малым. Человек имеет нужду в таких наказаниях Божиих. Он становится через них лучше и богобоязненнее. Но доверяя себя водительству Божиего Промысла, не впадайте и в этом случае в крайность. Бог хотя и промышляет о людях, но через это Он не освобождает их вовсе от забот о своих нуждах. Между тем многие, попав в затруднительное положение, обращают очи только к небу, не желая сами приложить никаких стараний к улучшению своей участи. Человек как бы забывает при этом, что ему дарованы от Бога известные силы и способности, которыми он должен пользоваться. Он не хочет и пальцем пошевелить для того, чтобы найти какое-нибудь средство к облегчению беды. Но поступать так, значит искушать Господа. Это значит требовать от Него, чтобы Он совершил чудо там, где, быть может, дело могло бы обойтись и обыкновенными средствами. Не грешно ли это?
 
О ПРЕЛЕСТИ. «Главный признак прелести в том и состоит, когда человек ложные ощущения радости или утешения вражии примет за благодатные или примет ложный свет за истинный» (преподобный Макарий Оптинский).
О духовном ПЕНИИ. Песни и пение — один из проводников в умы людей тех или других мыслей, воззрений, начал, целей. По самой краткости своей песня облегчает усвоение своей главной мысли. Притом, действуя одновременно и на ум, и на чувство, песня помогает человеку живее, сердечнее воспринять мысль, проводимую ею. Поистине псалмы, славословия и песнопения духовные, — если только они воспеваются с благоговением и разумением, — могут служить и служат нам лучшими проводниками истины Христовой в наши умы и сердца.
 
«ПОСТРИЖЕНИЕ в иноческий или монашеский образ положено святыми отцами после трехлетнего искуса» (преподобный Макарий Оптинский).
Ты, ПАСТЫРЬ душ, ближе всех к Царствию Божию: у тебя даже имеются ключи от него.
 
О ПРИМЕРЕ. Дурное общество, семейство, даже соседство так вредно! Некогда Аврааму Господь повелел оставить и свой дом, и родину, и землю, и народ, в котором не стало веры. Это оказалось единственным средством к сохранению веры Авраама.
В мире подвижнику добродетели гораздо чаще встречаются ПРЕПЯТСТВИЯ, чем поощрения к добру. То соблазнительные примеры, то самый избыток в вещественных средствах для жизни, то лесть, то клевета — всего не перечесть, что желающему жить праведно затрудняет или даже порой заграждает путь к его высокой цели.
 
Несоблюдение ПОСТА есть ослушание Церкви, а ослушание — осквернение. 
 
«Берегись ПОМЫСЛА, хвалящего тебя, а других осуждающего» (преподобный Макарий Оптинский).
 
ПОСТИТЕСЬ еще для того, чтобы сохранить полученные милости.
 
О ПРАВОСЛАВИИ И КАТОЛИЦИЗМЕ. Слыхал  ли ты, возлюбленный, как люди, небрежные и холодные в делах веры, любят повторять ходячую и легкомысленную фразу, что разницы христианских исповеданий мало значат в деле спасения, якобы все верующие во Христа имеют одинаковую надежду спасения о Христе Иисусе. Что сказать? Правда, что Христос Спаситель есть единая надежда и причина спасения всех людей, верующих в Него, но неправда, будто бы все равно, содержать ли Его учение во всей чистоте и неприкосновенности или в неполном, неточном и искаженном виде. Конечно, и в позолоченной вещи есть нечто золотое, но все же она не золотая; и не обделанный бриллиант имеет свою относительную ценность, и в заблуждениях и ошибках бывает своя доля правды, которой не пренебрегают люди умные и благородные. Но справедливо ли отождествлять все эти вещи и придавать им одинаковую ценность? А если нет, то и выходит, что выбирать нужно более ценное и лучшее. Не все христианские вероисповедания в одинаковой степени владеют истиной и, значит, не все равно, к тому или иному принадлежать вероисповеданию. Все христиане, как известно, веруют во Святую Троицу — Отца и Сына и Святого Духа; но после того, как Спаситель наш столь ясно и определенно сказал о Духе Святом, что Он от Отца исходит (Ин. 15: 26), не правда ли, что неприятно как-то и больно за своевольное и прямое искажение этих Божественных слов Спасителя римскими христианами, будто Дух Святый исходит еще и от Сына?! Еще Господь постоянно внушал Своим ученикам и апостолам, что между ними не должно быть никакого преобладания, как это бывает у людей мирских (см. Мф. 20: 25-27), что, не умалившись и не смирившись подобно детям, никому нельзя войти в Царствие Небесное (см. Мф. 18: 1-4), а римские христиане утверждают, напротив, будто Господь поставил апостола Петра князем и начальником всех прочих апостолов и Своим наставником после Себя. Священное Писание ясно и определенно говорит, что для Церкви, как для здания Божия, никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1 Кор. 3: 11); а по учению католицизма, Господь основал Свою Церковь, как на камени краеугольном, на апостоле Петре, от которого права верховного властительства в Церкви перешли будто бы всецело к римским епископам; а эти епископы в своей самомнительности дошли до того, что дерзнули провозгласить себя непогрешимыми, т.е. присвоили лично себе то, что может принадлежать, по обетованию Господнему, лишь всей Вселенской Церкви. Неужели и эта грубая фальшь должна ничего не значить для ревнителя христианской истины?
 
Или опять: Господь в евангельской притче о богатом и лазаре открыл нам, что между осужденными грешниками и спасенными избранниками утверждена непроходимая бездна (см. лк. 16: 26), на ослабление же безотрадного положения грешников имеют влияние, по учению древней Вселенской Церкви, единственно заслуги Иисуса Христа, а в католической догматике измышлено какое-то среднее состояние умерших душ, какое-то чистилище, где грешные души, как металл какой-нибудь, огнем очищаются.
Еще пример: Священное Писание ясно и определенно говорит, что, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех че-ловеков, потому что в нем все согрешили (рим. 5: 12), и тем дает нам заметить, что все человечество без исключения подчинено первородному греху, кроме П безгрешного и сверхъестественно зачатого и рожденного Христа Спасителя; а католики самовольно приписывают сверхъестественность зачатия и рождения еще и святой Марии Деве, Которая испытала, однако же, естественную смерть и Сама Своими собственными устами называет Господа Бога Своим Спасителем (см. лк. 1: 47) и тем прямо дает заметить Свою причастность первородному греху по Своему рождению. Уместно ли такое своеволие в догматах веры?
Заповедал, например, Господь совершать крещение через погружение в воду, так что апостолы прямо называют крещение погребением во Христа Иисуса (см. рим. 6: 3-4); зачем же погружение заменять окроплением, как это обычно делается в западном неправославном мире? Сказал Господь о чаше Крови Своей Нового Завета: Пейте от нее все (Мф. 26: 27), а католики говорят: нет, не все, а только священнослужащие, а миряне пусть причащаются только одним Телом
Господним. Не дерзновенно ли это и противозаконно? Уполномочил Господь пастырей Церкви прощать людям содеянные ими грехи, но только в прошедшем времени; а папа римский святотатственно и богохульно присвояет себе Божескую власть прощать людям и будущие грехи: можно ли сочувствовать сему или равнодушно относиться к сему? В католицизме Таинство елеосвящения именуется «последним помазанием» и совершается в виде провождения на тот свет. Не значит ли это извращать смысл Таинства и придавать ему совершенно неапостольский характер?
Положим, что ты в борьбе с искушениями падаешь, — но и тут может быть польза для тебя. ПАДЕНИЯ научают нас смирению. Видя немощь свою в преодолении искушений, частые увлечения соблазнами и грехами, мы невольно начинаем думать о себе, как о самых великих грешниках, а думая Р так, начинаем обращать свои взоры к небу, искать помощи свыше, — самонадеянность, гордость, само возношение в нас исчезают, а является чувство самоуничижения, твердая надежда на Божию помощь и на Его милосердие.