Х
 
Одною из причин нашего равнодушия к посещению ХРАМА и присутствию на богослужениях служит то, что мы недостаточно представляем себе, какое великое счастье для человека иметь церковь.
 
«Слабости, возношение и гневливый ХАРАКТЕР — это жалостное устроение требует многого подвига и труда к исправлению, произволения и помощи Божией» (преподобный Макарий Оптинский).
 
«Святые отцы вообще ХУЛЬНЫЕ ПОМЫСЛЫ почитают не нашими, а враждебными прилогами, и когда мы с ними не соглашаемся, но и скорбим о том, что они к нам на ум лезут, то это и есть знак нашей невинности в оных. Отнюдь не смущаться о том, что они приходят, ибо если человек смущается, то враг более на него восстает, а когда не внимает или ни во что вменяет и за грех не считает, тогда и помыслы исчезают. Но помыслы сии, хотя не суть грех, но попущением Божиим находят от врага, за возношение наше, за мнение о себе и своих исправлениях и за осуждение ближних. Когда человек, познав в этом свои грехи, смирится и не станет осуждать других, а принесет о сем покаяние, то получит от них освобождение» (преподобный Макарий Оптинский).
 
ХРИСТИАНИН тот, кто не ищет своих выгод, жертвует своим спокойствием и трудами, все терпит.
Нужно усердно посещать свой приходской ХРАМ, ходить в него чаще, чем в другие храмы, ибо здесь, например, молились ваши отцы и деды, здесь снизошла на вас благодать в таинствах крещения и миропомазания, здесь вы отдали последний долг вашим родителям, здесь благословили ваш супружеский союз. Если вам дороги эти воспоминания, то должен быть дорог и храм, с которым они связаны.
 
О ХРАМЕ и молитве за него. Храм именуется святым по святости или священному значению действий, в нем совершаемых, особенно Таинств, по благодати торжественного освящения его для сих действий, по особенному присутствию в нем Божию со времени его освящения, открывающемуся преимущественно в Таинстве Тела и Крови Христовых. Молиться о святом храме — значит просить Бога, чтобы Он никогда не отступал от храма Своей благодатью, хранил его от осквернения врагами православной веры, от пожаров, землетрясений, татей и чтоб в нем не оскудевали средства поддержания его в цветущем состоянии снаружи и внутри.
 
Ц
 
Как сохранить ЦЕЛОМУДРИЕ? Нужно бегать худых друзей, обществ, которым чужд дух целомудрия; нужно удаляться от мест соблазнительных, чтения книг, в которых описывается со всеми прикрасами плотская любовь; зрелищ, песен, плясок нецеломудренных. Пусть склонный к нарушению целомудрия чаще помышляет о своем высоком звании, об обетах крещения, о том, как он оскорбляет таким грехом Христа Спасителя; чаще нужно помышлять о скоротечности жизни, о часе смертном, но больше всего в минуты искушения нужно усерднее, горячее молиться — и молитва спасет нас.
 
Ищущий ЦАРСТВИЯ Божия и старающийся посеять его в сердце не жалуется на ближних своих как на причиняющих искушение и соблазны.
 
Православная ЦЕРКОВЬ обладает всей полнотой истины, потому что в учении о ней руководствуется не одной буквой Священного Писания, но вместе свидетельствами живого апостольского предания, какие сохранились в древнейших символах веры, в писаниях богомудрых отцов и учителей Церкви, правилах Вселенских и Поместных Соборов, в богослужебной практике, дошедшей до нас от времен апостольских.
Православная Церковь обладает всей полнотой благодати, потому что в ее распоряжении не одно, не два, а все богоустановленные семь таинств, служащих проводниками многообразных даров благодати соответственно многообразным потребностям верующих.
 
Ч
 
О ЧТЕНИИ Слова Божия. Кроме утра, можно и ч вечером, после вечерней молитвы читать Святую Библию, чтобы настроить душу на сон грядущий. Преимущественно же приличные дни для этого суть дни воскресные и праздничные. Откуда самое благочестие получает свое начало, как не от слушания и чтения слова Божия. Слово Божие очищает совесть нашу от мертвых дел, водворяет в сердце внутренний мир и радость, воспламеняет любовь души к небесной славе, внушает отвращение от греха.
 
О ЧАЕ. «Пишешь, что чай много подорожал, и поэтому ты спрашиваешь, поддерживать ли прежний порядок в раздаче оного братии и не подпадешь ли за сие осуждению? Надобно сообразоваться со временем и с немощами людей, также и со своей... Давай две части чая, а третью убавь» (преподобный Макарий Оптинский).
 
О ЧРЕВОУГОДИИ. Святитель Иоанн Златоуст так говорит о вреде чревоугодия для тела: «Для чего, скажи мне, ты утучняешь тело пресыщением в пище?
Неужели принесем тебя в жертву? Или предложим на трапезу? Ничто столько не противно и не вредно телу, как пресыщение; ничто столько не разрушает, не обременяет и не повреждает его, как неумеренное употребление пищи. Чревоугодники сугубо стесняют дух и ту силу, которая управляет животной жизнью. Чревоугодие преждевременно приближает к старости, притупляет чувства, окорачивает мысль, ослепляет проницательный ум, причиняет множество болезней и возлагает большую тяжесть и несносное бремя»[30].
«Чревоугодие Адама предало смерти, и сластолюбие чрева миру причинило погибель. Ной осмеян. Хам проклят. Исав лишился прав первородства. Чревоугодие Израиля сделало его поклонником идолу и довело израильтян до того, что телеса их пали в пустыне», — учит свт. Василий Великий[31].
А святитель Христов Тихон Задонский говорит: Ч «Излишество в пище и питии есть мать всех зол. Как в гнилом болоте всякие плодятся гадины, так в сластолюбивом сердце всякая родится греховная нечистота»[32].
 
ЧРЕВООБЪЯДЕНИЕ есть причина всех падений.
 
О ЧТЕНИИ священных книг. Святые отцы, следуя апостолу, заповедуют всем непрерывное чтение священных книг как одно из важных средств к духовному совершенству.
 
Задача народных ЧТЕНИЙ — совместно с другими народообразовательными средствами помочь Святой Церкви пробудить в мирянах стремление к христианскому просвещению, отвлечь народ от праздного времяпрепровождения.
 
О ЧУДЕСАХ. Когда садят какое-нибудь растение, что делают? Поливают часто и даже каждый день, чтобы растение принялось и росло, а потом уже реже и реже и потом совсем перестают поливать, предоставляя это растение собственной его силе и действию природы. Так и чудеса. Когда начиналось образование Церкви Православной, как ветхозаветной, так и новозаветной, когда насаждался в роде человеческом закон Божий через Моисея и Иисуса Христа, тогда и были в обилии чудеса для утверждения закона Божия. Нужно же было показать человеку, что то и другое — дело Божие, а не человека. Дела Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня (Ин. 5: 36), — говорил Христос иудеям. А когда уже утвердился закон Божий, и особенно закон благодатный, Христов, когда народы уверовали во Святое Евангелие
Ч и основалась Святая христианская Церковь, тогда на что чудеса? Не довольно ли того чуда, которое проповедует Святое Евангелие? Не довольно ли того чуда, что двенадцать человек иудеев без оружия покорили всю вселенную, некнижные научили и просветили мудрых и утвердили и распространили Церковь Божию, которая неподвижно стоит двадцать веков и которую не одолевают врата ада? И ныне посещает нас Господь благостию Своей Божественной, и ныне творит чудеса: то через святые иконы, то через нетленные останки святых, благоугодивших Ему. Летописи церковные наполнены повествованиями о таких чудных действиях благодати и силы Божией в избранных сосудах.
«В свободное от послушания время занимайся ЧТЕНИЕМ отеческих книг и исполнением правил, нам положенных, дабы от праздности не вкрались разные страсти... Остерегайся большой и строгой ревности» (преподобный Макарий Оптинский).
 
«Касательно должностей или послушаний ЧЕСТОЛЮБИВЫХ: должно уклоняться и самому не наскакивать, а когда будет призвание Божие, то не без погрешения будет и противление. Святой Григорий Богослов[33] велит не наскакивать на начальство, но и не сопротивляться назначению, а иначе может прекратиться весь иерархический порядок. Ежели, например, через сопротивление твое займет место такой человек, который не может соответствовать званию, и последует вред, то нельзя за это не дать ответа» (преподобный Макарий Оптинский).
 
Ш
 
«Во время чтения ШЕСТОПСАЛМИЯ положено и свечи тушить. Для чего? С одной стороны, для то- Ш го, чтобы изобразить мрак ночи рождения Христова, которое воспоминается в это время на всенощной, а с другой — для того, чтобы мы, менее видя глазами, слушали шестопсалмие со вниманием и страхом и чтобы всякий, стоя в темноте, мог со умилением вздохнуть и прослезиться (Новая скрижаль. С. 126).
 
Э
 
Об ЭГОИЗМЕ. Молодые люди, поступая в школы, ищут не знания и образования, а дипломов и аттестатов, дающих право на лучшую карьеру. Вступая на общественную и служебную деятельность, думают не о том, чтобы плодотворно потрудиться во славу Божию и на благо своих ближних, а о том, как бы занять место полегче и побогаче, повыше, повиднее. Хлопочут и унижаются, борются, интригуют <и дают взятки>, сталкивают один другого, жертвуют здоровьем и покоем, даже любовью и дружбой, только бы подняться выше других на общественной лестнице. Да хранит вас Господь от этого чудовища, от этого молоха, живым пожирающего целые поколения современного человечества! Отрекитесь от эгоистического себялюбия, толкающего человека с пути Христова на путь карьеры! Пусть будет единственной вашей карьерой бескорыстное и самоотверженное служение добру, правде и благу человечества, что, собственно, и составляет путь Христов и жизнь во славу Божию.
 
Я
 
О ЯЗЫКЕ. Воздержание языка есть лучшее средство к избежанию бесчисленных зол в жизни общественной. Удержи язык свой, когда дело коснется твоего ближнего, — и ты сохранишь себя от клеветы или от осуждения.
О ЯЗЫЧНИКАХ (не верующих в Истинного Бога). Апостол Павел говорит, что они не будут иметь оправдания (извинения), если согрешат, так как они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их (Рим. 2: 14-15). Потому что в день суда и язычникам Бог скажет: «Я алкал — и вы...» Но еще строже Он скажет это христианам, так как христиане имели не только естественный закон (совесть), но и писаный (слово Божие), вполне уясняющий и дополняющий совесть.
Подвижники опытные рассуждают: «Когда бывают ЯВЛЕНИЯ грешнику, то он не должен верить им, хотя бы видел Христа. Ибо явления божественные бывают только святым, и оным всегда предшествует в их сердцах тишина, мир и покой и радость. Но даже и они, уверясь в истинности видений, почитают себя недостойными их».
 
Алфавитный указатель основных православных терминов
А
Ангелы 
Бедствия 
Бережливость 
Беседы 
Благоговение 
Благодать 
Благоразумие
Благочестие 
Блаженство 
Богатство 
Богомыслие 
Богослужение
Болезнь 
Брань 
В
Верба 
Вера 
Власть 
Внутреннее делание 
Воля 
Воля Божия 
Г
Говение 
Грех 
Д 
Добродетель 
Дух Божий 
Духовная жизнь 
Духовничество 
Е Ж
Жена
 
З
Закон
Заповеди 
Зло 
Злословие 
Знамение 
Зрелища 
Иконы 
Иконостас 
Иноверцы 
Иноки 
Искусство 
Искушение 
Исповедь 
Испытания 
Истина 
К
Клятва 
Кощунство 
Крест 
Крестная смерть 
Крестные ходы 
Крещение 
Кротость 
Л
леность 
лечение 
ложь 
лития 
литургия 
лихоимство 
любовь 
любостяжание 
М
Милосердие 
Милостыня 
Мир 
Многословие 
Молва 
Молитва 
Молчание 
Монах 
Мощи  
Музыка 
Мытарства 
Н
Наставники 
Невежество 
Неверие 
Несчастия 
Нищета духа 
О
Обеты
Обжорство 
Обряды, обычаи 
Осторожность 
Осуждение 
Отчаяние 
П
Падения 
Памятование о Боге, о Страшном Суде 
Пастырь 
Пасха 
Пение 
Печаль 
Покаяние 
Помыслы 
Послушание 
Пост 
Пострижение 
Поучения 
Православие и католицизм 
Празднословие 
Праздность 
Предопределение 
Прелесть 
Премудрость 
Причащение 
Проповедь 
Пьянство 
радость 
размышление 
раскол и раскольники 
рассудительность 
ропот 
рукоделие 
С
Саддукейство 
Самопознание 
Самохваление 
Самочиние 
Свеча 
Свойства Божии 
Священство 
Сдержанность 
Семья 
Сердце 
Сквернословие 
Скорби 
Слабости 
Слезы 
Смерть 
Смех 
Смирение 
Смиренномудрие
Сновидения 
Соблазны 
Совесть 
Совет 
Сокрушение 
Спасение
Спиритизм 
Сребролюбие
Ссоры
Страдания
Страсть 
Страх Божий и человеческий
Строгость 
Стыд
Суд 
Таинства 
Таланты
Тело 
Терпение
Толкование
Труд 
У
Уединение
Украшением
Умеренность
Упорство
Уставы и предания 
Учение
Ф
Фанатизм 
Фимиам
Характер
Христианин 
Хульные помыслы
Ц
Целомудрие 
Ч
Чревообъядение и чревоугодие
Чтение
Чудеса 
Ш
 
Шестопсалмие
Э
Эгоизм
 
Я
Язычники
 
 
 
[1]Пролог в поучениях / Сост. прот. В. Гурьев. 4-е изд., доп. М. : Афонский Русский Пантелеймонов мон-рь, 1912.
[2]Житие преподобного отца нашего Арсения Великого // Жития святых по изложению свт. Димитрия, митр. Ростовского. Барнаул: Изд-во прп. Максима Исповедника, 2004.
[3]Житие преподобного отца нашего Арсения Великого // Жития святых по изложению свт. Димитрия, митр. Ростовского. Барнаул: Изд-во прп. Максима Исповедника, 2004.
[4]Свт. Кирилл Иерусалимский. Огласительное поучение первое.
[5]Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день.
[6]Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере (1723).
[7]Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 6-я на 1-е Послание к Тимофею.
[8]Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 4-е, о блаженном и приснопамятном послушании.
[9]Авва Исаак Сирин. Слова Подвижнические.
[10]Авва Исаак Сирин. Слова Подвижнические.
[11]Блж. Августин. Исповедь.
[12]3, 4 Ап.; 28 VI Всел. Собора.
[13]Свт. Иоанн Златоуст. Беседа о Мельхиседеке.
[14]Прп. Исаак Сирин. Азбука духовная.
[15]Добротолюбие. Т. 3.
[16]Блж. Феодорит Кирский. Творения. Ч. 7. Толк. на Посл. к
рим. 1861. С. 94-95.
[17]Прп. Ефрем Сирин. Поучения к египетским монахам. Поучение 7.
[18]Прп. Петр Дамаскин. Творения, кн.1.
[19]Прп. Петр Дамаскин. Творения, кн.1.
[20]Свт. Иоанн Златоуст. Беседа ХХ на Послание к Ефесянам.
[21]Блж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея.
[22]Свт. Иоанн Златоуст. Беседа XXV на Послание к Римлянам.
[23]Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на св. евангелиста Матфея.
[24]Краткий отечник.
[25]Свт. Иоанн Златоуст. О священстве. Слово 3-е.
[26]Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 4-я на Исаию.
[27]Свт. Иоанн Златоуст. Слово о блаженном Вавиле, а также против Юлиана, и к язычникам.
[28]Прп. Иоанн Лествичник. Лествица, слово 8-е, о безгневии и кротости.
[29]Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на псалом 140.
[30]Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 44-я на Евангелие от Матфея.
[31]Свт. Василий Великий. Слово подвижническое и увещание об отречении от мира и о духовном совершенстве.
[32]Свт. Тихон Задонский. Об истинном христианстве.
[33]Свт. Григорий Богослов. Слово 3-е, в котором он оправдывает удаление свое в Понт после рукоположения в пресвитеры и возвращение оттуда, а также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ.