Е
 
О желании ЕПИСКОПСТВА. Желание сие не воспрещается, но указывается на те качества, которыми должен отличаться епископ, для того, чтобы желающий епископства мог видеть свою благопотребность или неспособность к епископству, смотря по своим собственным качествам, т.е. чтобы епископ отличался высокими нравственными качествами и особыми способностями.
 
«ЕПИТИМИЯ должна служить напоминанием о грехе и наказанием тела, согрешающего купно с душою» (преподобный Макарий Оптинский). І
 
Что значит вход с ЕВАНГЕЛИЕМ и само чтение его на Литургии? Вход с Евангелием означает явление Иисуса Христа на проповедь, начавшуюся после крещения Его в Иордане. Несомая перед Евангелием свеча изображает святого Иоанна Крестителя, который, по словам Самого Спасителя, был светильник, горящий и светящий (Ин. 5: 35). Самое чтение апостола и Евангелия изображает проповедь Спасителя, пронесенную апостолами по всему миру.
 
ЕВАНГЕЛИЕ должно быть настольной книгой для всякого христианина.
 
Мы должны во всех своих отношениях с ЕРЕТИКАМИ, а также раскольниками и сектантами наблюдать крайнюю осторожность, дабы не заразиться поистине душеубийственным учением их. Так, например, святой апостол Иоанн Богослов не желал быть даже под одной крышей с нечестивцем, дерзнувшим отвергать Божество Иисуса Христа. Безразборчивое и близкое общение православных христиан с еретиками и раскольниками, как показывают печальные опыты, многих отвращало от истины и навсегда удаляло от пути, ведущего к вечному спасению. Вообще святые апостолы, когда касаются отношений христиан к еретикам и раскольникам, иноверцам и богоотступникам, то проповедуют решительное уклонение от них, как от людей, отлученных от Бога и Церкви, самоосужденных и предавшихся сатане.
 
О ЕРЕСИ и РАСКОЛЕ. А что же иное означает ересь или раскол, как не заразу духовную? Тысячелетний опыт свидетельствует, что никакая язва не распространяется так быстро, не противится всем усилиям врачевания так упорно, как вольномыслие, своеволие и развращение; никакие бедствия, никакие гонения не отторгли столько душ от веры Христовой и не погубили навеки, как ереси и расколы. Посему не самая ли любовь матерняя побуждает Святую Церковь поднять против такой опасности знамя брани, возвысить голос суда и прещения, чтобы предупредить всех об угрожающей опасности и погибели?
 
Ж
 
О ЖИЗНИ. Вычтем время, употребленное на наши нужды, болезни, беспокойства, еду, сон, — на это уходит девять десятых нашей жизни.
 
Главная обязанность ЖЕНЫ — быть покорною мужу. Жена должна быть кроткая и нежная по сердцу, жена имеет полную возможность и необходимую обязанность успокаивать мужа, измученного тяжестью и хлопотливостью общественных занятий, и своею внимательностью к нему, своим нежным участием в его заботах возбуждать в нем новую бодрость в делах, новую ревность к трудам. Жена должна вести себя так, чтобы муж смотрел на свой дом как на пристанище, в котором одном он всегда может найти любовь, мир, спокойствие и множество других радостей, чтобы по окончании дел вне дома он спешил к себе, к жене своей, а не искал развлечений в каких-либо других местах. Едва ли что может быть безрассуднее и для счастья семейного вреднее того, что жена встречает мужа после его трудов и хлопот не знаками любви, а какими-либо капризами или выражениями укоризны, досады и неудовольствия и даже ругательствами. В таком случае она себя должна винить, если ее муж будет бегать своего дома, и ее семейное счастье окончательно разрушится.
 
З
 
Ходить на ЗРЕЛИЩА, смотреть на конские ристалища, играть в кости <в наше время — в карты: все это как будто не считается за действительный грех, однако же вводит в жизнь нашу тысячекратные бедствия.
 
ЗНАМЕНИЕ времени. Что такое новые учения, противные вере христианской, получившие ныне у нас такую силу под именем просвещения, как не стези пути непреложного? Но еще более страшное знамение нашего времени составляет у нас умножение всякого рода самоубийств и убийств: убивают воры и грабители, убивают люди, пьющие до безумия, убивают люди раздраженные, одержимые крайним самолюбием и гордостью, убивают, наконец, дети. Чем все это объясняется?! Тем, что дух противления (Еф. 2: 2) прошел по земле нашей, тем, что нет страха Божия пред глазами нашими (Рим. 3: 18). Не страшнее на вид, но не менее опасное знамение времени составляет у нас день ото дня увеличивающаяся роскошь и страсть к удовольствиям, наслаждениям и развлечениям всякого рода. Это направление составляет несомненный признак возрастающего упадка и истощения духовной силы в З народе: бодрости, трудолюбия, воздержания, терпения, мужества добродетели и героизма. «Без внимания и самоуглубления, — говорит святитель Феофан Затворник, — дел Божиих и печальных признаков времени ни заметить, ни уразуметь нельзя»[5]. То же продолжается и доселе. Христианство у всех перед глазами, как истинное знамение Божие, а смотрящие на него не видят того, колеблются в вере и отступают.
 
Иисус Христос ясно показал (см. Лк. 14: 17-20), что привязанность к ЗЕМНЫМ ДЕЛАМ служит злостным  препятствием ко спасению. Бог допустил ЗЛО, дабы человек поступал и делался добродетельным по свободной воле. Человек имеет высшее назначение. Он должен хотеть и делать добро по свободному выбору. Только через это он сам становится добрым и добродетельным. Но ему предоставлена также возможность делать неправду и зло. Поэтому мы постоянно находимся в борьбе с самими собою, с миром и диаволом.
 
ЗАБОТА О ЗЕМНОМ. Всякая забота наша о земном, без упования на Промысл Божий, есть грех и делает нас неудобными и недостойными благословения Божия. Далее, заботы наши о земном преступны еще тогда, когда хотим иметь земных благ больше, чем нужно для короткой жизни нашей.
 
Христианин имеет право защищать и оправдывать свои ЗАСЛУГИ, если зависть и злоба людей стараются их умалить и оклеветать. Этого требует его собственная честь и благо ближних. На это мы имеем пример апостола Павла.
 
О ЗАПОВЕДИ не противься злому (Мф. 5: 39). Заповедь Спасителя об отречении от всякого возмездия за зло: «Не противься злу» — не всегда нужно понимать буквально. Сам Спаситель на суде первосвященническом, когда один из служителей ударил Его по щеке, не подставил ему другую, а, напротив, обличил оскорбителя как нарушителя правды, сказав ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня? (Ин. 18: 23).
Христианам дана заповедь не противиться ЗЛУ, но при этом не запрещается искать правды и законной защиты, особенно в тех случаях, когда торжество неправды и злобы человеческой, остающихся безнаказанными, будет оскорбительно для славы Божией и вредно для благосостояния общественного.
Когда христианин в душе своей прощает врагов своих и оскорбителей своих, не желает им зла, но в то же время прибегает к законным мерам, чтобы оградить себя от обиды и подвергнуть наказанию преступников правды, то это не значит, чтобы он воздавал им злом на зло. Напротив, всякое усилие со стороны христиан содействовать торжеству правды и ЗАКОНА, как необходимое для ограждения общества от злых и вредных людей, есть дело богоугодное и законное. Не зло делается и самим преступникам правды, но прямо добро, когда угрозою наказания они отвлекаются от новых злодеяний и, преданные суду подлежащей власти, в наказании находят себе праведное возмездие, приводятся к раскаянию и исправлению, а через то — освобождаются от вечного осуждения.
 
О ЗЛОСЛОВИИ. В чем охотнее проводят время во всех почти домах? В том, что или сами выдумывают, или повторяют слышанные от других обидные слухи о своих знакомых. Никто не может укрыться от их языка: не щадят они ни пола, ни возраста, ни звания, ни чести человека — совесть не упрекает их в этом. Но спросите их: что означает эта охота, это удовольствие, с коими они распространяют только дурные, а не хорошие слухи о своих знакомых? Не то ли, что сердце у них недоброе, что они рады видеть что-нибудь дурное в своих знакомых, в своих ближних и что слушатели их сочувствуют им в этом? Если бы даже тот человек, о котором ты говоришь, был дурной и сказанное о нем совершенно справедливо, все-таки братская любовь и христианское снисхождение должны были бы наложить молчание на твои уста.
 
О ЗНАКОМСТВАХ. Много значит в нашей жизни, кто наши знакомые, в каком семействе мы росли, кем окружены, кто наши сослуживцы, какого склада и духовного настроения твои хозяева и вообще начальники твои.
Попускает Господь господствовать ЗЛУ для предохранения нас от беспечности и для возбуждения нас к духовному бодрствованию и деятельности. Когда путешественник узнает, что на такой-то дороге встречаются разбойники, он не предается беспечности, а или постарается миновать, или обойти этот путь, или примет меры к ограждению себя от них и к борьбе с ними. Так и христианин, когда знает, что в мире много соблазнов, искушений и прочего всего, то он не будет предаваться рассеянности, нерадению, праздности, а непременно подумает, не угрожает ли с какой стороны опасность и для его души, и если увидит ее, то подумает, как бы ему избежать ее, т. е. через постоянную борьбу с соблазнами, искушениями он укрепляет себя в добрых чувствованиях и расположениях, — укрепляет себя на пути добра. Вообще Бог попускает господствовать злу, чтобы через борьбу со злом дать нам возможность укрепиться в добре. С другой стороны, господствующее в мире зло дает христианину прекрасный случай показать свою веру, любовь и другие христианские добродетели. Тебя гонят за веру? Угрозами, обольщениями, насмешками хотели бы отвлечь от веры? Какой прекрасный случай показать свою стойкость в ней! Тебя позорят, хулят, клевещут на тебя, зло мыслят и зло делают тебе? Какой прекрасный случай всепрощением, кротостью, терпением показать свою христианскую любовь, любовь даже и ко врагам, заповеданную Христом!
 
Христианское учение не входит в обсуждение ЗАКОНОВ государственных, так как, по слову Спасителя, Царство Его не от мира сего. Преследование людей бесчестных карами закона есть дело правосудия, но вообще, по взгляду христианскому, государственные законы, преследующие преступников, не могут быть признаны средствами, вполне достаточными для исправления народной нравственности. Никакой государственный закон, даже и совершенно согласный с духом христианства, не простирается на внутренние помыслы, желания и намерения человека, где, собственно, зарождаются и зреют добродетели и преступления. И честность, как всякая добродетель, не вводится извне в души человеческие, а зарождается и укрепляется внутри их.
ЗЛО имеет большой успех в мире и влечет за собою тяжкие скорби для благочестивых душ... Если христианин помыслит о многих, перенесших великие скорби (см. Откр. 7: 14), и о том часе, когда Господь осушит слезы его, то может оставаться спокойным, подвергаясь временным бедствиям и страданиям.
 
И
 
Святые ИКОНЫ есть самая лучшая проповедь о вере православной. На них мы видим изображения И важнейших событий из истории ветхозаветной и новозаветной Церкви. Всякие изображения действуют на нас скорее и сильнее, чем описания, имеющиеся в книгах. Точно так же и святые иконы лучше всякой книги научат человека, в особенности простого, всему, что нужно знать ему, например, из истории христианской Церкви. Они производят великое действие на душу человеческую, направляя ее к добру. Перед иконами служат молебны; наибольшего почитания и прославления достойны святые чудотворные иконы, к которым ходят на поклонение. Почтение к иконам домашним нужно выражать в особом соблюдении чистоты того места, где они помещены, в возжении перед ними лампад, а мужчинам — в снимании перед ними головного убора.
Наконец, приближаться к святым иконам, лобызать их можно только тогда, когда соблюдаем чистоту телесную. Далее, не замечали ли вы, братия, как трудно вам утвердить в себе молитвенное настроение, когда перед вами нет святой иконы? Несомненно, что созерцание святой иконы предохраняет наши мысли от рассеянности, к которой склоняет человека его немощь. Перед святыми иконами человек всегда ведет себя сдержаннее: он боится оскорбить пустой шуткой или какой-либо другою недостойной выходкой святость того места, которое украшено святыми иконами.
Об ИСПОВЕДИ. «Мы не должны считать себя достойными <проводниками Божией благодати, но самыми малейшими орудиями, коими она действует. И как кающийся, так и разрешающий должны иметь разум, что сие действуется единственно только заслугами Господа нашего Иисуса Христа, а не нашим достоинством или разумом» (преподобный Макарий    Оптинский). И
 
О чудотворных ИКОНАХ. Побуждением к более усердному чествованию святых икон служат те безчисленные чудеса и знамения, которые благоволил Господь совершать через них для верующих. Некоторые иконы Спасителя, Богоматери, святителя Николая и других угодников Божиих по обилию чудес издревле именуются чудотворными и не перестают быть как бы пророками чудодейственной силы Господа. Каждый православный должен наблюдать за тем, чтобы иконы были всегда в чистом и благолепном виде и чтобы, по крайней мере в воскресные и праздничные дни, возжигалась перед ними лампада. Тогда должна быть соблюдаема особенная благоговейная осторожность, чтобы от лампады, зажженной перед святой иконой, отнюдь не был заимствован огонь для удовлетворения каких-нибудь других потребностей, потому что это значило бы отнимать дар от Бога и отдавать его диаволу. То же чувство благоговения к святым иконам требует от нас того, чтобы мы прикасались к ним или возжигали перед ними лампаду не иначе как при строгом соблюдении чистоты телесной. Также мужчинам всегда и везде с непокрытой главой должно предстоять святым иконам. Надо так прикладываться к святым иконам, чтоб это служило для нас средством нашего освящения. Прежде всего, целуя иконы, мы свидетельствуем через то наше православие. Поскольку же чествование, иконе воздаваемое, возводится к лицу, изображенному на ней, то, целуя ее, мы прикасаемся мысленно к тому самому лицу. Тогда душа верующая, воображая величие напоминаемого иконою лица, наполняется радостью и страхом: «Страхом, — как изъяснено в одной церковной песне, — греха ради; радостию — спасения ради». Что пользы лобызать иконы святые, если кто, сделав это И по наружной только набожности, спешит возвратиться к дурным своим делам, с которыми расстался лишь на время, чтобы сходить в церковь? Никакого для души освящения не приобретут и те, которые прикладываются к иконе без искренней веры и благоговения.
 
Об ИКОНОСТАСАХ. Прежде их не было, но в IV веке император Константин Великий нашел нужным отделить алтарь от храма решеткой. Причиной тому послужило то, что некоторые из христиан небрежно стали подходить к алтарю, притом так близко, что стесняли священнослужителей. Впоследствии эти решетки начали украшать иконами. Поскольку алтарь изображает самое небо, то иконостас своими священными изображениями научает нас к кому мы должны обращаться с нашими молитвами.
 
Вас увлекает ИСКУССТВО? Не порабощайте его чувственности и суетности, и оно будет питать и услаждать ваше сердце проблесками на земле небесной красоты, имеющей составить в будущей жизни ваше блаженство.
 
Об ИМЕНИ. Прежде всего, конечно, имя дается для того, чтобы отличить одного человека от другого, вместе с тем показав, что каждый человек есть лицо, отдельная личность. Каждый человек есть особенное, отличное от всех других людей лицо. Каждый человек есть «образ и подобие Божие» и потому-то каждый человек имеет свое имя. Далее, нам даются имена святых. Это напоминает нам о необходимости и об обязанности нашей жить свято. Можно ли носить святое имя и жить греховно? Конечно, это очень нехорошо. Святое имя требует и святой жизни. Каждому христианину следует ознакомиться с житием того святого, имя которого он носит, и подражать его жизни. И Затем, имена святых даются нам для того, чтобы мы обращались с молитвами к святым и просили их помощи и ходатайства перед Богом. Если уже на земле молитвы праведников сильны перед Богом, ибо много может усиленная молитва праведного (Иак. 5: 16), то тем более они сильны на небе, где праведники очищены от всякого несовершенства и находятся вблизи / Престола Божия.
 
Об ИНОВЕРЦАХ. В тех случаях, когда заходит речь о религии, многие позволяют себе шутить и смеяться над чужой верою, стараются найти в ней что-нибудь особенно нелепое и выставить это на посмеяние присутствующим. Поступал ли когда-нибудь так Христос Спаситель? Никаких шуток, никаких насмешек над нелепейшею верою язычников не выходило из уст Его... Господь Иисус Христос знал, что насмешками и издевательством можно только еще более ожесточить человека, чем обратить его на путь истины.
 
К ИНОКАМ. Для чего вы покинули мир и поселились в святой обители? Без сомнения, не для того, чтобы только уклониться от забот и трудов, неизбежных в мире, найти здесь для себя готовый приют, готовую пищу и одежду и жить здесь спокойно и беззаботно. А для чего же? Вы оставили мир и все житейские попечения, чтобы здесь исключительно посвятить себя Господу Богу, каждый день посещать Его святой храм и присутствовать при всех богослужениях, чтобы в самих кельях проводить время в молитве, Богомыслии, чтении слова Божия и других благочестивых книг. Вы удалились от всех мирских соблазнов и искушений, чтобы здесь безпрепятственно трудиться над своим нравственным исправлением и усовершенствованием, вести непрерывно брань со своими страстями и со всеми врагами нашего спасения и заботиться только об одном: как бы исполнить во всей широте заповеди И евангельские. Вот она — главнейшая цель, для которой существуют в Церкви Христовой обители иноков и для которой вы пришли в обитель. Чем же вы можете служить здесь обществу и отечеству? Служить отечеству собственными трудами, как служат другие, исполняя свои общественные обязанности, вы уже не можете, но вы можете, вы должны служить своими духовными средствами — своими усердными молитвами: по молитвам святых угодников Бог не раз спасал и возвышал царства и народы. — Отправляйте ваши службы  церковные всегда чинно, разумно, благоговейно; назидайте обращающихся к вам словами веры, надежды и любви и вообще благочестивыми беседами, а особенно назидайте их своей благочестивой доброй жизнью.
 
Об ИСПОВЕДАНИИ веры. Есть для каждого из нас во всякое время нашей жизни поприще, на котором мы можем приобщаться к подвигам и наградам исповедников. Жизнь каждого христианина должна быть высоким и святым поприщем исповедания веры, упования и добродетелей любви. И сколько бывает самых обыкновенных случаев в жизни, когда мы или уклоняемся от этого поприща, или сходим с него не со славою исповедника, а с позорным пятном измены.
 
Об ИСПРАВЛЕНИИ ближнего. Исправляйте духом кротости, т.е. без гнева, без укоризны, без нареканий и насмешек, но с терпеливостью, с приветливостью, с уважением и тихостью. Будьте в деле этом настойчивы, неотступны, действуйте с усердием, с ревностью, но вникайте предварительно, в каком состоянии дух ближнего. Но кто, приступая к исправлению ближнего, услаждается мыслью, что он лучше его, потому что далек от греха, в какой впал тот, сей находится в гибельном самообольщении, потому что почитает себя стоящим твердо
 
Об ИСПЫТАНИИ. Мы называем жизнь человеческую школой испытаний. Но не все люди выходят из этой школы мудрыми, добродетельными, довольными и счастливыми. Испытания нередко остаются для них без пользы. Какая потеря! Поэтому постараемся запастись надлежащими понятиями об испытаниях в нашей жизни. Что такое испытание? Испытание есть такое состояние, при котором мы обнаруживаем свойства нашей души и сердца, крепость нашей веры,
I чистоту и твердость нашей добродетели. Таким испытанием может служить каждый случай счастья и несчастья, в особенности скорби, опасности, страдания и преследования. Не проходит почти ни одного дня без таких испытаний, потому что мы постоянно должны бороться не только с плотию и кровию, с самими собой, но и с другими людьми. Но для чего Бог посылает нам испытания? Для того, чтобы научить нас самопознанию. Мы должны сами ознакомиться с состоянием нашего сердца, с крепостью или слабостью нашей веры и добродетели. Как много есть людей, которым недостает этого самопознания! Вы хвалитесь вашим терпением, мужеством, постоянством, честностью. Но где обнаруживаются эти добродетели, как не в нужде и опасностях, постигающих вас?! «Пока мы не подвергаемся испытанию, мы покоимся как бы на руках Божиих, но теперь (в испытании) Он бросает нас в воду, чтобы мы научились плавать». Еще не было ни одного добродетельного, который достиг бы совершенства без испытаний.Плавильня — для серебра, и горнило - для золота, а сердца испытывает Господь
(Притч. 17: 3).
 
Как мы должны поступать в ИСПЫТАНИЯХ? Мы должны тщательно примечать их. Обыкновенно то, чем Бог хочет нас испытать, приходит неожиданно. И Если мы теперь остаемся невнимательными к этому, опускаем из виду цель, с какою Бог посылает испытания, то мы поступаем без обдуманности и, увлекаемые обстоятельствами, решаемся на такие дела, которые несогласны с нашим долгом и назначением. Можем ли мы тогда в минуты испытаний «противиться в день лют»?
 
Об ИУДЕЯХ. Ходили иудеи в храм и тучные жертвы приносили, но притом друг на друга враждовали, убивали, обманывали, лихоимствовали, право не судили, ворам потакали. Потому-то о молениях их и жертвах так Бог говорил: жертв ваших не приму (Ис. 1: 11-13).
 
ИСТИНА сделает вас свободными, — говорит Христос (Ин. 8: 32), — освободит от порабощения греху. Но без разумного просвещения не может быть никакого истинного познания, никакого постоянного стремления к мудрости и добродетели.
 
Нам должно употребить время на ИСКОРЕНЕНИЕ
наших худых привычек и страстей. В противном случае лучше было бы сократиться нашей жизни, нежели продолжаться во грехах и беззакониях. Если же она, по милосердию Господа, продолжена еще, то это знак, что там — горе — ожидают нашего покаяния, ожидают давно, с тех пор как мы уклонились с пути правды и истины.
 
При маловерии можем ли мы быть ИСПОВЕДНИКАМИ своей веры, чтобы проявлять ее в своей жизни и делах, в подвигах несения креста нестяжательности, добровольной нищеты и отречения от благ мира? Подвиг этот требует самопожертвования и терпения, а без веры не может быть этого терпения. Мы только о том и печемся, чтобы упитывать и утучнять свое тело, окружив его всеми удобствами и всякими излишествами. Оттого-то мы и неспособны И    ни на какие высокие добродетельные подвиги.
 
Нет полноты ИСТИНЫ нигде, кроме Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, каковой называется и есть Церковь Православная! Но если сомнительно спасение других вероисповеданий, то почему же в россии не проповедуется истина сия? На это ответ очень простой и ясный. В россии допущена веротерпимость, и иноверцы наравне с православными занимают у нас важные должности.
 
Смешение православных с ИНОВЕРЦАМИ особенно опасно при совместной жизни с ними. Услышит невежда возражение против своего исповедания, против той или другой истины православного учения, против постановлений и обрядов своей Церкви, — он, даже и при желании защищаться, остается беззащитным. не умея защищаться, так как защита требует возможно ясного, точного и обстоятельного знания учения Богооткровенного и, чувствуя себя пораженным (часто совершенно нелепым возражением), он в раздумье начинает сомневаться в той или другой истине святой веры и наконец впадает в совершенное неверие.
 
Кого должно ИЗБИРАТЬ? — Ты же усмотри [себе] из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, мужей мудрых, разумных и испытанных (Исх. 18: 21; Втор. 1: 13). Итак, выбор ваш прежде всего остановится, без сомнения, на мужах, отличающихся умом здравым и светлым, просвещенных и образованных, прозорливых и рассудительных. И может ли быть иначе? Ибо что за человек без таких качеств ума? Почти не лучше, чем слепец. Такому ли человеку творить должность общественную? И какой пользы ожидать от него обществу?
 
«Иначе не может Бог облагодетельствовать человека, как навести на него за истину ИСКУШЕНИЕ, и что от сего познаваем есть человек, яко промышляем И от Бога, егда пошлет ему присно печали» (преподобный Макарий Оптинский). I
 
Почему воскресший Спаситель не явился ИУДЕЯМ? Если бы воскресший Спаситель явился торжественно иудеям, то Он бы сомкнул уста клеветников и заставил их, так сказать, уверовать в Себя. Но сего-то Он не захотел! Если благоугодно Ему по временам являть необыкновенные знамения в утверждение основанной Им на земле веры, то Он также хочет, чтобы вера в Него была следствием свободного убеждения, а не принуждения и очевидной необходимости, потому что в последнем случае она ненадежна, теряет цену заслуги и не может быть увенчаема, как подвиг. По сей-то причине Спаситель усвояет высшее блаженство только той вере, которая не видит и верует. Далее скажем со святителем Иоанном Златоустом, что «появление воскресшего Господа было бесполезно для иудеев и что если бы только сим способом можно было обратить их, то, без сомнения, Господь не отказал бы в нем иудеям; но последствия воскрешения Им Лазаря доказывают совсем противное»*. В самом деле, чудо столь разительное, как воскрешение четверодневного мертвеца со всеми признаками начинающегося уже тления, вместо того, чтобы обратить иудеев и побудить их к вере в Спасителя, только более усилило их злобу и было одною из главных причин, по которой они решились умертвить Его. Они, не простив Ему воскрешения другого, простили бы Его собственное? Конечно, они были уже не в силах сделать что-либо лично Ему, но неумолимая ненависть их, без всякого сомнения, не оскудела бы в новых кознях и в покушении, тем или другим способом, на новое богоу-бийство. Их обращение с апостолами доказывает это. И Они преследуют тех, подвергают разным истязаниям и, как только представляется возможным, предают их смерти. Если же так они поступили с учениками, то пощадили ли бы Учителя?.. Незачем было наводить их на новое злодеяние: и без того наказания, заслуженные ими, были очень тяжки. Спаситель пощадил их от новых, скрывшись, по Воскресении Своем, от взоров». К словам святителя Иоанна Златоуста прибавим еще, что появление воскресшего Господа среди народа не могло бы обойтись без смут и волнений в нем: народ разделился бы во мнениях. Вообще подозрительные владыки Иудеи, римляне, не преминули бы употребить строгие меры к подавлению волнения в
----
* Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 8-я на надписание книги Деяний, о том, что небезопасно для слушателей молчать о сказанном в церкви, и для чего Деяния читаются в пятидесятницу, и почему Христос по воскресении являлся не всем, и о том, что яснее лицезрения Он представил доказательства воскресения посредством знамений апостолов.
 
народе, кровопролития начались бы, и притом во имя Того, Который есть любовь. Иисус Христос дорожил земным покоем и счастьем людей, даже и для врагов Своих не хотел подавать повода к таким плачевным событиям. Царство Его было не от мира сего!
 
Если желаешь получить Царство Небесное, то возненавидь все земное ИМЕНИЕ.
 
Некоторые, например, возражают против устной ИСПОВЕДИ, и возражают потому, что они не имеют истинного христианского смирения, потому что их самолюбие не дозволяет им сознаться в своих поступках даже перед священником, служителем Бога. И таким людям необходимо обратить внимание на состояние своего сердца, ибо с очищением сердца исчезнет у них и всякая охота к изысканию возражений против учения Христа.
 
Иногда можно скрывать ИСТИНУ. Сказав истину К вдруг, без подготовки, например какую-либо несчастную весть, можно потрясти душу людей, неопытных в житейских бедствиях и испытаниях. Поэтому любовь и благоразумие требуют или промедлить с ее сообщением, или открыть ее по частям.
Не подобны ли ИУДЕЯМ и многие из христиан, которые, прилепившись к благам временным, для приобретения их проводят дни и ночи в житейских трудах и заботах, не помышляя ни о своем высоком достоинстве, ни о спасении души своей?
 
К
 
Об игре в КАРТЫ. Неужели и это нужно для будущей жизни? Ты, как неразумный ребенок, тратишь безценное время на пустые забавы. Чего же тебе ждать от Бога, когда ты не только не приумножаешь, но и вовсе теряешь золотой талант Божий — бесценное время — на пустую забаву.
 
Многие дозволяют себе кощунственно отзываться о предметах священных, не сознавая того, что религиозное КОЩУНСТВО глупо, гибельно и опасно.
 
Кощунство служит признаком злой души. Что за сердце имеет тот, кто поносит и хулит Бога, своего лучшего Господина, своего нежнейшего Отца, своего величайшего благодетеля? Собака не кусает своего господина, следовательно, богохульник стоит ниже этого животного.
«Охота к чтению святоотеческих КНИГ начала истребляться в монахах; вот это и служит причиною к расслаблению, так как нет побуждения к деятельной иноческой жизни... Новоприходящие же, видя приме-К ры слабости, прежде осуждают их, потом и сами порабощаются оными, не имея верного окормления и отвержения своей воли и разума, что могло бы привести их к смирению» (преподобный Макарий Оптинский).
 
КРЕСТНОЙ СМЕРТЬЮ Своей Иисус Христос освободил нас от рабства диаволу, который долго властвовал над несчастным человеческим родом (Евр. 2: 14-15).
Умерши на кресте, Иисус Христос восстановил союз между Богом и человеком, расторгнутый грехопадением человека. Мы опять можем приблизиться к Богу с упованием и называть Его Отцем своим. Смертию Своею Христос Спаситель открыл нам изобильный источник благодати, содействующей нашему спасению и делающей его возможным. Припомним Таинства крещения, исповеди (на которой отпускаются нам грехи), причащения (питающего нас духовно) и так далее: все они стали возможными и получают силу свою от крестной смерти нашего Спасителя. Без нее их не было бы. Припомним молитву — и она получает силу от крестной смерти Спасителя, от имени Христова. Чем можно увериться, что и я, грешник, могу участвовать в любви Божией, что грехи мои простятся? Крест, один только крест разрешает все мои сомнения в этом.
 
Почему устанавливается КРЕСТ на храме? Потому что святой крест есть победное знамя нашего Спасителя Бога, потому что Иисус Христос победил смерть и разрушил царство диавола (см. Евр. 2: 14-15). Потому что Иисус Христос совершил спасение людей, примирив их с Богом. Крестом Он снискал нам дары Святого Духа и открыл двери Царства Небесного. Святой крест поставляем на высоте здания, чтобы он был виден всем и каждому и возбуждал святые мысли, чувства и желания не только в верных, но и в маловерных и малодушных и в беспечных христианах.
 
Что дает человеку святое КРЕЩЕНИЕ? Восточные патриархи пишут в своем Послании о невидимых благодатных действиях крещения следующее: «Во-первых, через него даруется отпущение в прародительском грехе и во всех других грехах, соделанных крещаемым. А во-вторых, крещающийся освобождается от вечного наказания, которому подлежит каждый как за прирожденный грех, так и за собственные смертные грехи. В-третьих, крещение дарует блаженное бессмертие, ибо, освобождая людей от прежде бывших грехов, соделывает их храмами Божиими»[6].
 
О КРОТОСТИ. Счастье земное, мирская власть, слава — служат камнем преткновения и для внимательных к себе христиан. Впасть в гордость, тщеславие, беспечность как легко среди счастья земного! Но для кроткой души этой опасности не существует. Мирская высота — это для кроткого только случай, чтоб перед всеми обнаружились высокие достоинства его. Если кроткий на высоте своей — какое это сокровище для окружающих его, для имеющих отношение к нему! Как приятно, покойно все они живут под кровом его.
 
О КРЕСТНОМ ЗНАМЕНИИ. Это — «знамение нашего спасения, нашего общего освобождения и милосердия Божия» (святитель Иоанн Златоуст). Он же говорит: «Если ты с сердечным расположением и верою изобразил крест на лице своем, то ни один из нечистых духов не возможет приблизиться к тебе, видя тот меч, которым он уязвлен, видя то оружие, от К которого получил смертельную рану. Ибо если и мы с трепетом взираем на те места, где казнят преступников, то представь, как ужасаются диавол и демоны, видя оружие, которым Христос разрушил всю силу их и отсек главу змия»*.
 
О важности совершения КРЕСТНЫХ ХОДОВ. Освящение всех стихий природы есть первое побуждение к совершению крестных ходов. Прежде всего в крестном ходе освящается земля, по которой мы ходим, на которой живем, — освящается как бы стопами Самого Господа нашего Иисуса Христа, Божией Матери и Святых Божиих, шествующих по ней в своих ликах. Затем освящаются воздух, огонь, вода, без коих мы не можем обходиться в земной своей жизни. Воздух, например, очищается благоуханием, исходя-
----
* Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 65-я о крестном знамении // Увещеваю вас, возлюбленные. Свт. Иоанн Златоуст. Избранные беседы. М. : Отчий Дом, 2007.
 
щим к нему от церковного кадила, иногда же — чудотворными иконами, колебанием в нем священных хоругвей, окроплением его святой водой и осенением на все четыре стороны престольным крестом; наконец, священным пением во время крестного шествия. Огненная стихия получает освящение от огня, носимого впереди всего крестного хода. Водная стихия освящается в реках, источниках или колодезях погружением в нее Животворящего Креста Господня. Далее, крестными ходами поддерживается и развивается в нас дух веры и благочестия. Вообще крестные ходы всегда бывают благотворны для верующих.
 
Отцом всякой лжи и первым КЛЕВЕТНИКОМ является, как известно, диавол. Если таково происхождение клевет, то понятно, почему целью наиболее яростных нападений со стороны клеветников делаются наиболее достойные пастыри церковные! Их-то Кдело и есть самое неприятное для врага нашего спасения. Унизить их великий подвиг, помешать действию их слова, уменьшить силу их влияния, лишить их целебного покоя, нужного отдыха, по крайней мере, как-либо отомстить им за их добрую деятельность — вот настоящие цели клеветы. Известно слово Господа нашего Иисуса Христа, сказанное об оскорбителях проповедников истины и спасения, что отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому (Мф. 10: 15).
 
КЛЯТВА (или присяга) есть именем Божиим утвержденное удостоверение о чистой истине объявляемого и о верном исполнении обещаемого. Но как мы дерзаем в наших уверениях и обещаниях употреблять святое и страшное имя Божие? Позволительно ли такое дерзновение? В каких случаях оно позволительно? разрешение всех этих вопросов можно найти в одном апостольском изречении: клятва во удостоверение оканчивает всякий спор (Евр. 6: 16), т.е. клятва есть окончательное, крайнее средство удостоверения во всяком случае, когда нужно прекратить прекословие или устранить сомнение. Во множестве случаев, большей частью маловажных, прибегать к клятве было бы сколько дерзновенно, столько же и излишне. Именно к таким-то случаям относятся: Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно (Исх. 20: 7) и заповедь Христова: не клянись вовсе (Мф. 5: 34) и не клянитесь ни небом, ни землею (Иак. 5: 12). — Но есть другого рода случаи, когда для удостоверения (крайнее средство) прибегают к клятве. Клянется и Сам Бог по Своему снисхождению к нам. Мною клянусь, говорит Господь Аврааму (Быт. 22: 16). Нет сомнения, что по снисхождению Бог дает здесь Своему обетованию образ челоК веческого удостоверения, но также нет сомнения и в том, что Бог приемлет в Свои руки только те из земных орудий, которые чисты и достойны неба.
 
Грешники, когда молятся КОЛЕНОПРЕКЛОНЕННО, более подвизают Бога на милости, чем когда молятся стоя. По слову свт. Амвросия Медиоланского, «коленопреклонение паче прочих подвигов имеет силу / утолять гнев Бога и привлекать Его милость» (Кн. 6. на шестидн., гл. 9). Те же, которые преклоняют колена перед Богом без сердечного благоговения, без глубокого чувства своего недостоинства и греховности, с рассеянностью мыслей и лицемерием, те поступают не лучше распинателей Христовых, о которых говорится в Евангелии: становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним (Мф. 27: 29).
Ангел-губитель прошел мимо еврейских жилищ, двери которых помазаны были кровию жертвенного агнца. Во всяком случае, кровь послужила во спасение одного еврейского народа, тогда как Христос, Новозаветный Пасхальный Агнец, Своею Жертвенною Кровию послужил спасению мира, всех людей на свете. Основанная Им Церковь именуется Вселенской потому, что в состав ее входят верующие из всех народов. Чтобы быть членом Церкви Ветхозаветной, надлежало принять обрезание как необходимое условие для вступления в Завет с Богом. Условием для вступления в Новозаветную Церковь служит КРЕЩЕНИЕ, которое имеет значение приобщения смерти Христовой: крестившиеся во Христа Иисуса в смерть Его крестились (рим. 6: 3). Посему вода Крещения есть как бы Кровь Христова, так что погружающийся в сию воду погружается в кровь Христову и через это спасается от погибели и от рабства духовному фараону — диаволу, подобно тому как кровию агнца пасхального спасены были от власти Лчувственного фараона евреи.
 
КРОТОСТЬ является в терпении. Ι^Βο<ν> Ч «Должно в КЕЛЬЕ молчать, подавлять в себе недовольство <...>. Если хочешь быть иноком истинным, имей и терпи во всем нужду» (преподобный Пимен).