О молитве
 
Молитва есть моление, заключающее в себе или прошение, или благодарение, или хваление (преподобный Исаак Сирин)3.
 
На молитву должно вставать от сна поспешно, как на пожар (преподобный Антоний Оптинский)4.
 
Перед молитвой надо немного подумать о себе и о Боге. Кто мы и кто Тот, с Кем хотим беседовать.
----
1 Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. М. , 2004.
2 Авва Дорофей. Душеполезные поучения. М. , 2000.
3 Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М. , 2008.
4 Оптинский патерик. Саратов, 2006.
 
 
Подобает стоять в струнку, не распуская лениво и беспечно членов и держа все их в некотором напряжении (святитель Феофан Затворник).
 
В молитве не гонись за количеством, а за качеством (святой Иоанн Кронштадтский).
 
В час молитвы нельзя останавливаться даже на добрых мыслях (преподобный Силуан Афонский)1.
 
Молясь о всем, не забывай молиться и о молитве (преподобный Никодим Святогорец)2.
 
Молитвой испрашивается смирение, терпение и всякое благо (преподобный Силуан Афонский)3.
 
Перед началом молитвословия вашего и после него сами своей молитвой молитесь и в промежутки читаемых молитв вставляйте свою молитву (святитель Феофан Затворник).
 
Когда находишься один, молись несколько вслух, чтобы слышать самого себя: это способствует вниманию (святитель Игнатий (Брянчанинов))4.
 
Плод молитвы и чтения святых книг есть слезы, покаянное сокрушение <о грехах> и смиренномудрие, а кто не приобретает этих плодов — не по Богу делание его (преподобный Симеон Новый Богослов).
----
1 Архим. Софроний (Сахаров). Преподобный Силуан Афонский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005.
2 Прп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. М. , 2008.
3 Архим. Софроний (Сахаров). Преподобный Силуан Афонский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005.
4 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. М. , 2009.
 
 
В молитве много препятствий: сон, уныние, отя-желение тела, кружение мыслей, нетерпение, расслабление, восстание бесов (преподобный Ефрем Сирин)1.
 
Не нужно рассказывать другим о своем молитвенном правиле (иеросхимонах Парфений Киевский).
 
Во время молитвы не заводи посторонней беседы (преподобный Ефрем Сирин)2.
 
При призывании имени Божия враг старается выкрасть из молитвы внимание, оставляя у молящегося один набор слов3.
 
В молитве должно приводить на память все грехи свои и последний суд (святой Варсонофий Великий).
 
Хорошо располагаться к молитве богомыслием.
 
Ничто столько не оскорбляет Господа, как то, когда молимся кое-как. Лучше не все положенные молитвы прочитывай, но со страхом Божиим, благоговением, чем все, но кое-как (святитель Феофан Затворник).
 
На молитве всякий покой телу — ущерб душе.
 
О т рассеянности в молитве отучайся: читай пореже, не спеша, а что прочтешь рассеянно, повтори опять,
-----
1 Прп. Ефрем Сирин // Журнал Московской Патриархии. М. , 1983. № 1.
2 Там же.
3 Прот. Иоанн Журавский. О внутреннем христианстве. Тайна Царствия Божия, или Забытый путь опытного Богопознания. СПб. ,1994.
 
 
и лень сама себя этим накажет (святитель Игнатий (Брянчанинов)).
 
Считайте молитву первым в жизни своей делом (святитель Феофан Затворник).
 
Молитва, только языком совершаемая, без мысли и чувства, прогневляет Бога (преподобный Симеон Новый Богослов).
 
Враг спасения отклоняет нас от молитвы, представляя нам массу неотложных дел, чтобы молитвенник совершил молитву или спешно, или без внимания, или сокращая молитвы, или, наконец, совсем оставил свое молитвенное правило. Так же он делает вечером, на вечернем правиле: то клонит в усталость, то в сон.
 
При нечувствии лучше молиться краткими молитвами.
 
Без покаянных чувств, скорби о грехах — молитва не в молитву.
 
Поклонами начинай молитву, но не более десяти; поклонами надо подогревать сердце на молитве, когда оно станет холодеть. Лишь только поклонишься, и дух согревается для молитвы.
 
Утренние молитвы надо читать и в это время ничего не делать.
 
Если ты в молитве какими словами усладился — повторяй оные, ибо Ангел Хранитель твой молится с тобой.
 
Если кто во время молитвы зевает — тот Бога про-гневляет. Советую вам в молитвах своих упоминать тех людей, которые кажутся вам враждебными (архимандрит Феофан Новоезерский).
 
Когда на молитве увлекаешься развлечением о каком-либо предмете, то, ощутив это, вздохни ко Господу и с жаром углуби свое внимание в молитве.
 
Что домашнее свое правило немного изменили — ничего. Можно и почаще переиначивать его (т. е. менять молитвы, каноны, акафисты), чтобы некой в нем новизной поддерживать в силе внимание и чувство (святитель Феофан Затворник)1.
 
Новоначальным полезней для молитвословий читать акафисты и каноны, нежели псалтирь (святитель Игнатий (Брянчанинов))2.
 
В молитве надо просить слез, ибо они имеют великую силу у Бога. Давид часто в псалмах говорит, что Бог не столько слушает его молитву, сколько взирает на его слезы: положил еси слезы моя пред Тобою (Пс.55: 9).
 
На случай надо уметь сокращать молитвенное правило. Мало ли в семейной жизни случайностей. Когда дела не позволяют совершить вполне молитвенное правило, то совершайте его сокровенно. А спешить никогда не надо (святитель Феофан Затворник)3.
 
Если сердце холодно и молитва не идет — обратись к Евангелию; если не поможет, то раскрой лю-
---
1 Свт. Феофан Затворник. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М. : Лепта, 2007.
2 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. М. , 2009.
3 Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. М. , 2000.
 
бимую святоотеческую книгу (святитель Феофан Затворник).
 
Замечай псалмы, молитвы, от которых бывает у тебя особенное умиление, сокрушение и слезы, чтобы мог ими пользоваться для своей душевной потребности (старец Назарий Валаамский).
 
Лучше прочитать десять стихов псалма с сокрушением сердца и вниманием, нежели десять псалмов с рассеянием.
 
По нужде можно молиться на виду.
 
На молитве глаза зажмурь, чтобы не рассеивать ума твоего (преподобный Симеон Новый Богослов)1.
 
Не спеши окончить молитву свою, не осудив себя за рассеянность (преподобный Ефрем Сирин).
 
Слезы во время молитвы и в церкви, и дома благотворны, но показывать их не надо (святитель Феофан Затворник).
 
Хорошо пребывать непрестанно в молитве. Но так ли это бывает у нас?
 
Часто, отвлекаясь от слов молитвы, следуем за уводящими нас мыслями, не отрекаясь от них и не огорчаясь ими (т. е. не гневаемся на них, не скорбим, что увлеклись ими, не укоряем себя за них), что было бы признаком несогласия нашей воли с внушающими недолжное (преподобный Нил Синайский)2.
----
1. Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. М., 2002
2. Добротолюбие  Т.2. М., 2007
 
 
Все, что делаешь или говоришь, делай с молитвой.
 
Прежде всего молись о получении слез, чтобы получить оставление грехов и умягчить сущую в душе жестокость (преподобный Нил Синайский)1.
 
Если за чтением или за другим каким делом найдет молитвенный дух, оставлять надо всякое дело и молиться (святитель Феофан Затворник).
 
Читать акафисты можешь, но с тем, чтобы при этом не думать о себе нечто и других не осуждать. А когда есть возношение и других осуждение, тогда не читай (преподобный Амвросий Оптинский).
 
Избегайте праздности, многословия и многоспания — это самые злые враги молитвенного совершенства.
 
Когда кто-либо совершает келейное правило и среди него почувствует особенное настроение духа к молитве Иисусовой или к поучению в каком-либо изречении Св. Писания, тогда может оставить на время келейное правило и заняться тем или другим из сказанного (преподобный Амвросий Оптинский)2.
 
Старец Агапит Валаамский очень советовал делание молитвы Иисусовой вести втайне.
 
Ни против чего враг так не восстает, как против молитвы Иисусовой (преподобный Амвросий Оптинский)3.
----
1 Добротолюбие. Т. 2. М. , 2007.
2 Архим. Иоанн (Маслов). Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М. , 1993.
3 Собрание писем преподобного оптинского старца иеро-схимонаха Амвросия к монашествующим. Сергиев Посад, 1908.
 
 
За оставление же молитвы укорять себя и каяться со смирением (преподобный Амвросий Оптинский)1.
 
Главный же плод молитвы Иисусовой — не теплота и сладость, а страх Божий и сокрушение о грехах. Чувство покаяния хранит молящегося человека от всех козней диавола (святитель Феофан Затворник).
 
Частое и усердное, с верой и любовью произношение сей Иисусовой молитвы сохранит ум твой от рассеяния и помышлений злых и сердце — от похотей лукавых (отец Авраамий Некрасов)2.
 
Когда ты в гонении от врагов, читай псалмы 3, 53, 58, 142. Выбери из этих псалмов приличные тебе слова и часто повторяй их, а когда берет тебя уныние — прочитывай 101-й псалом (преподобный Амвросий Оптинский)3.
 
Когда кто находится в напастях, пусть читает канон Божией Матери («Многими содержим...») и пройдут для него все напасти бесследно, к стыду нападающих на него.
Когда в мысли нет Иисусовой молитвы, то надобно думать, что в мысли нашей есть гордость.
----
1 Собрание писем преподобного оптинского старца иеро-схимонаха Амвросия к монашествующим. Сергиев Посад, 1908.
2 Искатель непрестанной молитвы, или Сборник изречений и примеров из книг Священного Писания и сочинений бо-гомудрых подвижников благочестия о непрестанной молитве / сост. игум. Тихон // Саров; М. : 1901. Доп. Архим. Пантелеимон, Джорданвилль, США, 1973.
3 Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхи-монаха Амвросия к монашествующим. Сергиев Посад, 1908.
 
 
О молитве в церкви
Молитва общая предпочтительнее одиночной.
 
Дома тысяча поклонов не так будет полезна нам, как пять в церкви.
 
Если ты идешь в храм, то все равно полагается читать утренние молитвы (старец Алексий Соловьев)1.
 
В храме Божием, став на одно место, не сходи с него до окончания службы.
 
В церкви не становитесь на колени и вообще по наружности не отделяйтесь от прочих какими-либо особенностями (святитель Игнатий (Брянчанинов))2.
 
Когда идешь в церковь, читай Богородицу или Иисусову молитву — и ни с кем не разговаривай.
 
Если выйдешь по нужде из храма раньше окончания службы, то осуди себя: «Владыко Господи, прости меня, что я не мог исполнить должного», — и ни в коем случае не оправдывайся.
 
Стой в храме со страхом и трепетом: руки держи сложенными, ногами стой прямо, неподвижно, глазами — в землю и к св. алтарю; не прислоняйся к стене.
 
В церкви страшись перехождения с места на место, озирания, бесед.
----
1 Прот. Илья Четверухин, Евгения Четверухина. Иеросхимонах Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни. Сергиев Посад, 1995.
2 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. М. , 2009.
 
 
Верующие в храме должны избегать следующих греховных явлений: плевания на пол, громкого разговора, смеха, шума, стука и скрипа сапог, выпячивания ног и переминания с одной на другую, мотания головы со стороны на сторону, оглядывания проходящих, громкого кашляния, икания и сморкания.
 
Одни бесы приступают к постели, когда мы встали идти во храм, и поучают нас снова лечь. Другие предстоящих на молитве погружают в сон. Иные производят сильные и безвременные движения в желудке. Иные побуждают заводить в церкви разговоры. Другие отвлекают ум наш в скверные помыслы. Иные заставляют нас, как изнемогших, опираться на стену, садиться, а иногда наводят весьма частую зевоту и чесание. Некоторые же возбуждают в нас во время молитвы смех, чтобы через это подвигнуть Бога к негодованию на нас. И не перечесть всех козней князя тьмы, который всякие употребляет хитрости, дабы отбить нас от молитвы (преподобный Иоанн Лествичник)1.
 
Не должно прекращать молитвы, когда во время ее смущают худые или хульные мысли.
 
Враг старается отвлечь душу от молитвы то посторонними мыслями, то действиями других людей, то возбуждает тщеславие при внимательной и обильной молитве.
 
Если в церковь не попадешь, то дома во время службы молись.
---
1. Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. М., 2004
 
Об исповеди и покаянии
Покаяние есть примирение с Господом через совершение добрых дел, противоположных прежним грехам.
 
Покаяние есть добровольное терпение скорбного (преподобный Иоанн Лествичник)1.
 
Размышляй о средствах, как избежать случаев ко греху (святитель Григорий Богослов).
 
Когда говеешь, тогда особенно читай прилежно молитву Иисусову (преподобный Анатолий Оптинский).
 
Если бы вы знали, что значит покаяние! Через него мы можем получить прощение грехов и сподобиться принять в себя Самого Господа в Святом Причащении! Если бы вы это понимали, то о том только бы и думали, как очистить свою душу.
 
Кающийся должен книги христианские читать и узнавать, в чем грех состоит и в чем доброе дело, дабы возмог от греха остерегаться и добродетели научиться.
 
Мы избегнем адских мучений, если будем чаще размышлять о них с покаянием, то есть оплакивать свои грехи и исправляться.
 
Должно каждодневно вечером обследовать, что доброго и худого сделано тобой, и доброе забывать, а о худом раскаиваться со слезами: не осудила ли кого? не досадила ли кому? не прогневилась ли? и тому подоб-
----
1. Прп. Иоанн Лествичник. Лествица М., 2004
 
ное; и просить у Господа прощения, а доброе повторять на другой день (старец Симеон Благоговейный)1.
 
Ежедневно уделяйте полчаса на размышление и покаяние о грехах своих.
 
Постараемся во всю жизнь иметь духовного отца, открывать ему всякий грех и мысль (искушение), пользоваться его советами и наставлениями.
 
Если не имеем добродетелей, то постараемся, по крайней мере, избавиться от грехов покаянием и терпением находящих скорбей, которые посылаются Промыслом Божиим к очищению души нашей от грехов и пороков.
 
Кроме пути покаяния, нет иного пути ко спасению.
 
Когда станут обуревать тебя мысли греховные, то тотчас исповедуй их отцу своему духовному2.
 
Пребывать в мире с Богом нельзя без непрерывного покаяния. Что касается до великих грехов, то те тотчас должно исповедать духовному отцу и принять разрешение, ибо в тех не успокоишь духа одним повседневным покаянием (святитель Феофан Затворник)3.
 
Мелочные погрешности, в которые впадает ежечасно каждый человек, врачуются ежечасным покаянием перед Богом, состоящим из немногих слов при сочувствии им сердца (святитель Игнатий (Брянчанинов))4.
----
1 Добротолюбие. Т. 5. М. , 2007
2 Прот. В. Гурьев. Пролог. Сергиев Посад, 1992.
3 Умное делание. О молитве Иисусовой. Сборник поучений святых отцов и опытных ее делателей. М. , 2008.
4 Свящ. Сергий Молотков. Практическая энциклопедия: основы правильной духовной жизни по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). СПб. , 2004.
 
 
Знайте: в чем откроетесь духовному отцу, того не будет записано у диавола (святитель Игнатий (Брянчанинов)).
 
Таинство исповеди — такой великий дар Божией к нам любви, что мы не можем никогда достойно возблагодарить Господа за него.
 
Унывать никогда не надо: согрешил — сейчас же покайся и будь мирен духом.
 
Кайся, кайся, да опять за то же не принимайся.
 
Не скрывайте от себя грехов своих, не таите их в себе; это несчастие, беда вам; открывайте их тщательно, усердно, обвиняйте, обличайте, укоряйте себя во всех своих слабостях, привычках и греховных наклонностях и страстях. Когда искренно вспомнишь свои грехи и покаешься, тогда возвеселится дух твой и помилует тебя Господь, и весело будет у тебя на душе. Люди не понимают пользы тщательного покаяния (протоиерей Иоанн Фомичев).
 
Должно иметь душой и сердцем непрестанную скорбь о грехах своих, частые слезы и воздыхания (старец Назарий Валаамский).
 
При исповеди духовнику или при открытии помыслов старцу должно каяться, себя признавая виновной, а не оправдываться и не взваливать вину на другого.
 
Грехи на исповеди не следует увеличивать или уменьшать, или давать им иное значение; все должно говорить по чистой правде.
 
Когда исповедаетесь в грехах, и священник скажет: «Прощаю и разрешаю...», — вот вы уже и прощены. Есть такие, что пренебрегают этим: какого же дара великого они лишаются1!
 
За смертный грех требуется большее покаяние2.
 
Теперь время покаяния; если кто не покается, тот безумный человек.
 
Исповедь, епитимии и исправление жизни необходимы; а без них спасение сомнительно.
 
Частая исповедь и святое причащение — это могучие и самые главные двигатели в нашей духовной жизни, только нужно правильно пользоваться сими таинствами. Например, исповедь для своей действительности требует, чтобы с сокрушением, с чистым раскаянием, без всякой утайки исповедовать свои грехи, с непоколебимым намерением впредь не повторять их.
 
Всякий грех, оставленный без покаяния, есть грех к смерти (преподобный Марк Подвижник)3.
 
Духовная жизнь начинается с покаяния, а истинное покаяние состоит в достойных плодах покаяния. Плоды же покаяния состоят в усиленной борьбе с грехами и в подвигах ревности о жизни святой и богоугодной.
----
1 Свящ. Константин Островский. Жизнь равна вечности. М. ,2001.
2 Там же.
3 Преподобного и богоносного отца нашего Марка Подвижника нравственно-подвижнические слова. Сергиев Посад, 1911.
 
 
 
Как оправдаться на Суде Божием? Святая Феодора добре отвечала, когда ее пытали <на мытарствах>. Ты то и то сделала, — говорили бесы. Она же отвечала: «Да, сделала, но я каялась и получила прощение, разрешение от священника». Вот самый добрый ответ. Сюда все наше внимание и должно быть обращено. Сперва исповедь, а затем исправление жизни1.
 
Всякий христианин прежде должен раскаиваться, а потом приходить в добродетель; покаяние нужно не только всегда согрешающим, но и в добродетель приходящим.
 
Через грех диавол низводит нас в геенну; через покаяние <же> Христос вводит нас в Царство Небесное (святитель Иоанн Златоуст).
 
Открывать духовным отцам должно грехи прежде более важные, а не наоборот.
 
Покаянием отвращается гнев Божий.
 
Покаяние и причащение суть большие из всех даров Божиих.
 
Кающемуся грешнику, желающему смириться и очиститься, необходимо принимать уничижения, оскорбления и молчать, зная, что он грешный и должен терпеть ради покаяния, чтобы Бог загладил грехи его (старец Варсонофий Валаамский).
 
Добродетель человека ничтожна сравнительно с его грехами. Исповедание грехов — лучший способ уми-
----
1. Мытарства блаженной Феодоры (с приложением краткого описания того, как проводит душа после смерти первый, третий, девятый, сороковой день)М.: Ковчег, 2005
 
 
лостивления и благодарения Бога (святитель Иоанн Златоуст)1.
 
Слезы покаяния так же очищают душу, как и крещение.
 
Некоторые отчаиваются, думая, что Господь не простит им греха. Такие мысли от врага (преподобный Силуан Афонский).
 
Должно всегда каяться о всех уклонениях от Закона Божия и нерадении об исполнении его (святой Иоанн Кронштадтский).
 
Открывать свои помыслы (которые борют) есть самое действительное средство в борьбе с искушениями.
 
Исповедание согрешений есть истребление согрешений.
 
Мысль, которая медлит в тебе и борет тебя, объяви духовному отцу твоему, и он, с помощью Божиею, исцелит тебя (преподобные Варсонофий и Иоанн)2.
 
Стыдиться на исповеди открывать грехи — от гордости. Обличившие себя пред Богом при свидетеле-священнике получают прощение и успокоение.
 
Ныне люди спасаются только скорбями и покаянием (преподобный Силуан Афонский).
 
Без покаяния нет прощения, нет исправления — душа человеческая погибает.
----
1. Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т.7 Ч.1. М., 1991
2. Прпп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. М., 2007
 
Для чего нужно частое покаяние? Для того, чтобы бичевать грех, язвить, удручать, умерщвлять его. Грех через частое покаяние теряет свою силу, свою прелесть, свое обаяние.
 
Покаяние состоит не только в оставлении худых дел, но и в замене их добрыми делами (святитель Иоанн Златоуст)1.
 
Главные погрешности надо говорить на исповеди, даже погрешности в чувствах и помыслах, если враг часто искушает. Все, здесь открываемое, скорее и легче излечивается. Неоткровенный — сам себе враг, и бес боится как смирения и терпения, так <же> и откровения.
 
Люди, которые не хотят открывать искушения, помыслы духовным отцам, больше всего радуют врага своей души (преподобный Иоанн Малый).
 
Не падать духом, не отчаиваться, а исповедать грехи — есть признак сердца сокрушенного и души смиренной (святитель Иоанн Златоуст).
 
Если кто скрывает помыслы, злые духи радуются, усиливаясь погубить его душу (преподобные Варсонофий и Иоанн)2.
 
Не открывай грехов и искушений твоих пред всеми, но только духовному отцу твоему, чтоб это не послужило причиной преткновения для ближнего твоего (святитель Феофан Затворник).
----
1. Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т.7. Ч.1. М., 1991
2. Прпп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. М., 2007
 
Поминать ли грехи исповеданные и при помощи Божией благодати оставленные? На духу на исповеди поминать их опять нечего, когда уже разрешены... А на своей молитве поминать их хорошо (святитель Феофан Затворник)1.
 
Кающиеся грешники отстают от грехов, скорбят о том, что прежде согрешили, досадуют сами на себя и уже уклоняются от некающихся грешников, чтобы вновь не обратиться на грехи свои.
 
Нет лучшего оружия, как исповедь — оружие самое сильное и самое действительное. Диавол не терпит быть обнаруженным и объявленным: будучи обличен и объявлен, кидает добычу свою и уходит.
 
Душа, утаившая свои грехи, останавливается и сильно терзается бесами на мытарствах тогда, когда она после смерти восходит к Богу на суд, а чисто раскаявшаяся без всякой остановки и терзания восходит на небо.
 
Чаще кайся и приобщайся Святых Христовых Таин. Святые отцы говорят: «Христианин без подкрепления себя благодатью Христовой, подаваемой ему в Святых Таинствах через Святую Церковь и священнослужителей ее, никаких плодов настоящих принести не может».
 
Откровение в искушениях духовнику облегчает тяготу душевную.
 
За забытые и невысказанные грехи на исповеди человек должен терпеть все находящие скорби.
----
1. Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. М., 2000
 
 
Господь грешника, когда тот исповедает свои согрешения и просит прощения у Него и впредь дает обещание исправления, в тот же час праведным делает.
 
Когда же случится впасть в грех, не должно дозволять долго держаться ему в душе, но скорее прибегнуть к покаянию1.
 
Спешите через исповедь очиститься от грехов здесь, на земле, пока не пришла смерть, чтобы не быть истязуемыми за них там, за гробом.
 
Если человек хочет, чтоб враг диавол не имел ни в чем оклеветать его в час смертный, то исповедь должен творить, ни самомалейшего движения плоти и духа, Богу противного, не скрывая пред отцом духовным (архимандрит Варсонофий, настоятель Александро-Свирского монастыря).
 
Бремя грехов снимается покаянием и исповедью (преподобный Исаия Оптинский)2.
 
Бог не помянет грехов, очищенных покаянием (преподобный Исаия Оптинский)3.
 
Покаяние требует, чтобы человек стал добрым примером для других (святитель Василий Великий)4.
 
В сякому говеющему должно попоститься и в церковь походить, и уединиться, и почитать Священное
----
1 Древний патерик. М. , 1997.
2 Оптинский патерик. Саратов, 2006.
3 Там же.
4 Свт. Василий Великий. Беседы к антиохийскому народу. СПб. ,1850.
 
 
Писание, и подумать, и собою заняться, войти в себя (святитель Феофан Затворник).
 
Некоторые думают, что не обязательно на исповеди все грехи говорить священнику, достаточно упомянуть только важные грехи, но такие забывают, что не исповеданный духовнику грех и им не разрешенный — не прощается.
 
Перечисление грехов в молитвах пред причащением делается для того, чтобы приобрести причастнику покаянное умиление, смягчиться, смириться. Во-вторых, для того, чтобы если какой грех окажется забытым и неисповеданным, то его исповедать духовнику.
 
Не напрасно в требнике положено предупреждать исповедников, чтобы не скрывали грехов. Ибо многие о маловажном говорят, а о важном умалчивают и таким образом уходят не исцеленными от греховных язв и не разрешенными, потому что разрешаются грехи только исповеданные, а не те, о которых умалчивается.
 
Хотя Господь и прощает грехи кающимся, но всякий грех требует очистительного наказания. Например, благоразумному разбойнику Сам Господь сказал: «Днесь со Мною будеши в раю», а между тем после этих слов перебили ему голени, а каково было еще на одних руках с перебитыми голенями повисеть на кресте часа три? Значит, ему нужно было страдание очистительное (преподобный Амвросий Оптинский).
 
Однажды я стала исповедоваться батюшке Амвросию. Он остановил меня на мое признание: «Во всем грешна», — и спросил: «А лошадей крала?» Я ответила:
«Нет». «Ну вот, видишь, и не во всем», — сказал старец. На мои слова, что совсем не умею исповедоваться, он заметил: «От исповеди выходишь, как святая» (из жития преподобного Амвросия Оптинского).
 
Разговорившись однажды со знакомой, я высказала ей, что все нужное всегда забываю сказать на исповеди батюшке или спросить. На что услышала от нее такой ответ: «Да это и со всеми бывает, надо записывать, что сказать, — враг крадет» (из жития преподобного Амвросия Оптинского).
 
Грех человека уничтожается исповеданием священнику, а самые корни греха истребляются борьбою с греховными мыслями и повторением исповедания, когда мысли начнут одолевать.
 
Святая исповедь приносит двоякую пользу: доставляет прощение от Бога в сделанных грехах и предохраняет от <повторного> впадения в грехи.
 
Никому не говори о своих грехах, кроме духовника.
 
Покаяние надобно не только, когда придешь к духовнику на исповедь, — имей всегдашний залог его в сердце своем, памятуя грехи свои (преподобный Макарий Оптинский).
 
После всякого греха нужно покаяние. Часто нужно каяться и пересматривать свою душу. Кто не кается и не радеет о покаянии, тот крайне запускает свое сердечное поле и дает усилиться в нем всяким греховным плевелам, закосневает во грехах, трудным
делает себе покаяние и исправление (святой Иоанн Кронштадтский)1.
 
Открытие духовнику помыслов, вопрошение у него и совет его — врагу страшны (святитель Феофан Затворник)2.
 
Хорошо совершать ежеминутную исповедь, т. е. всякую мысль, пожелание, чувство и движение страстное исповедать Богу с сокрушением духа и просить прощения и силы избежать их впредь (святитель Феофан Затворник)3.
 
Пред исповедью храните молчание, чтобы удобнее было сознать свои грехи.
 
Через покаяние приобретается смирение, ибо через него человек познает самого себя.
 
Краткий путь к чистоте и бесстрастию есть частая исповедь и открытие мыслей смущающих духовному отцу.
 
Хорошо ежедневно каяться, как повелевает заповедь.
 
Пересматривая ежедневно наши недостатки и проступки, мы будем стараться исправлять их своевременно — один за другим, и таким образом будем улучшаться, как бы восходя по лестнице к небу (святитель Иоанн Златоуст).
---
1 Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. М. : Даръ, 2007.
2 Свт. Феофан Затворник. Внутренняя жизнь. Избранные поучения. М. , 2006.
3 Свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению. Краткий очерк ас-кетики. М. : Благовест, 2002.
 
Не столько раздражают Бога сделанные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться, исправиться (святитель Иоанн Златоуст)1.
 
Имейте довольно силы, чтобы всегда сознаваться в ваших проступках; это даст вам желание загладить их (преподобный Нил Синайский).
 
Если бы не было покаяния, то не было бы спасающихся (авва Исаия).
 
Весьма полезна частая исповедь, потому что мы скоро забываем грехи свои, а если говорим духовнику, то тогда они с корнем вырываются.
 
Покаяние открывает глаза, открывает зрение на грехи. Покаявшись в одних, человек начинает видеть другие, третьи и т. д., начинает считать грехом, что прежде не считал грехом, вспоминает нераскаянные грехи, давно забытые.
 
Покаяние есть лествица, вводящая в рай.
 
О смирении
Смирение соделывает человека селением Бога (преподобный Варсонофий Великий)2.
 
Смирение есть следствие и доказательство святости жизни.
 
Без показания и лаптя не сплетешь, как же можно научиться страху Божию, смирению и другим доб-
----
1. Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т.1. Ч.1.М., 1991
2. Прпп Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. М., 2007
 
 
родетелям, если кто опытный не научит? (преподобный Амвросий Оптинский).
 
Кто не взыщет от Бога приобресть себе сердце сокрушенное и смиренное, тот никакой не получит пользы от трудов своих (святой Симеон Новый Богослов)1.
 
Все последнее избирай: люби последнее между бра-тиями место, упреждай поклоном брата, одежды люби самые простые и всякие трудные дела исправляй безропотно (старец Феодор Санаксарский).
 
Смирение и послушание — суть искоренители всех страстей и насадители всех добродетелей (преподобные Варсонофий и Иоанн)2.
 
Никакая добродетель так не приятна Богу, как смирение; и то знай, что ни о чем столько не скорбит сатана и ничем столько не прогоняется и не обезоруживается, как тем, когда человек любит смирение и бесчестие (преподобный Амвросий Оптинский).
 
Некоторый брат спросил старца: «Что есть смирение?» Старец отвечал: «Смирение состоит в том, чтобы делать добро тем, которые делают нам зло»3.
 
Кто сознает в себе много добрых дел и не будет думать, что он последний из всех, тот не получит никакой пользы от всех своих добрых дел (преподобный Иоанн Кассиан)4.
----
1 Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. М. , 2002.
2 Прпп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. М. , 2007
3 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Отечник. М. , 2007.
4 Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Творения. М. : АСТ, 2000.
 
Приучи мало-помалу сердце твое говорить о каждом брате: «Поистине он лучше меня». Таким образом, мало-помалу приучишься считать себя грешнейшим из всех.
 
Смирение состоит в том, когда человек признает себя грешником, не делающим никакого добра перед Богом, когда он тщательно соблюдает молчание, когда не усиливается, чтобы кто-либо принял его слова, когда отвергает собственную волю свою, удерживает зрение, имеет постоянно смерть перед глазами, воздерживается от лжи, не произносит пустых слов, старшему не противоречит, терпеливо переносит бесчестие и понуждает себя переносить труд и скорби (преподобный Антоний Великий).
 
Смирение состоит в том, чтоб говорить при всех встречающихся случаях, всегда, во всякое время всем братиям и Самому Богу: «Прости меня» (преподобный Антоний Великий)1.
 
Люби труд, подчиняй себя всем, имей уста заключенными — и приобретешь смирение. Истинное смирение доставляет человеку прощение всех грехов его (преподобный Антоний Великий)2.
 
Смиренный принимает скорбное, как достойный того за грехи свои, и считает себя заслужившим больших скорбей, нежели те, которые с ним случились, и радуется, что удостоился немного поскорбеть в нынешнем веке, в облегчение многих мучений, которые приготовил себе в будущем (преподобный Петр Дамаскин)3.
---
1.Свт. Игнатий (Брянчанинов). Отечник. М., 2007
2. Там же
3. Добротолюбие Т.5. М.2007
 
 
Смирение есть быть в поругании, в поношении и оклеветании. Переносить все терпеливо и благодарить за это Бога (святитель Тихон Задонский).
 
Не столько нужны внешние подвиги, сколько смирение и молитва. Поэтому диавол козни свои истощает на то, чтобы только отвратить нас от молитвы и смирения, ибо без сих двух добродетелей, хотя и приобретает кто какое добро, оно скоро расстраивается и исчезает.
 
Как же нам быть смиренными? Случается ли с нами несчастье, горе какое, унижают ли нас, клевета ли какая, болезнь ли нас постигла — все надо принимать от руки Божией за грехи.
 
Истинно смиренный всех, как себя, любит, никого даже и мыслью не осуждает, всех жалеет, всем желает спастись, видит свою греховную нечистоту и со страхом помышляет, как будет отвечать на Суде Божием, но не предается отчаянию или унынию, а твердо надеется на Спасителя своего. Истинно смиренный, если имеет какие от Бога дарования, молитву или слезы, или пост и что иное, все сие тщательно скрывает, ибо похвала людская, как моль или ржа<вчина>, все разъедает (иеросхи-монах Симеон Псково-Печерский).
 
Смирение и воздержание нельзя усвоить без помощи и благодати Божией, приобретаемой через молитву и святые Таинства.
 
Не прилагай попечения о внешнем виде: имей одежду ветхую и ризу смиренную, нрав простой, слово простосердечное, поступь скромную и голос непритворный. Возлюби жить в бедности и в презрении от всех (авва Филимон).
 
Смирение в мыслях — значит, отвращать от себя внешние мысли и обращать их Богу, тогда обретете покой (старец Феофан Новоезерский)1.
 
Говорить не нужно, что грешница, худая, скверная; а <вот> мысленно себя уничижать и сознавать грешницей полезно (старец Феофан Новоезерский)2.
 
Остерегайся брать верх в разговорах с ближними.
 
Каждого почитать выше, разумнее себя и приписывать Богу свои подвиги есть смирение (авва Дорофей)3.
 
Кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви — делает дело смирения (преподобный Иоанн Лествичник)4
 
Когда чрево утесняется, тогда смиряется сердце (преподобный Иоанн Лествичник)5.
Смиренный славы и чести убегает и, если нельзя избежать ее, скорбит о сем; все свои дела за ничто считает (святитель Тихон Задонский).
 
Хорошо, если кающийся понесет после исповеди епитимию или наказание за прошлые грехи соответственно их мере. Это необходимо исповедавшемуся для того, чтобы он, получив Божию благодать в таинстве исповеди, не пренебрег бы ею и не заслужил Божия осуждения.
---
1 Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX вв. В 2-х ч. Ч. 1. М. , 1994.
2 Там же.
3 Добротолюбие избранное для мирян. М. , 2001.
4 Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. М. , 2004.
5 Там же.
 
Смирение узнается по следующим признакам:
1) если умер ко всем своим желаниям; 2) если обуздываешь язык и не бываешь криклив; 3) если не бываешь легок и скор на смех.
 
Смиренный чужд ненависти, прекословия и непокорства и обладает добрыми качествами: беззлобен, приветлив, удобоумилен, милосерд, тих, благопокор-лив, беспечален, бодр, неленостен, не любопытствует о непостижимых предметах (преподобный Иоанн Лествичник)1.
 
Три слова смирения: «Прости», «Благослови» и «Помолись о мне».
 
Два способа, приводящие к смирению: 1) часто вспоминать свои грехи; 2) вращать в уме добрые дела добродетельного человека или сопоставлять свою жизнь с жизнью святых.
 
Постоянно стремись к смирению, а для этого заставляй себя просить прощения, как только пред кем провинишься (архимандрит Агапит Нило-Столбенский).
 
Смиренномудрие есть, когда дозволяешь себя учить разумному.
 
Кто не понесет бесчестия, тот не может достигнуть смирения (авва Дорофей)2.
 
Смирение есть, чтобы говорить: «Кто я такой? И кто считает меня за что-либо?»3
----
1 Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. М. , 2004.
2 Авва Дорофей. Душеполезные поучения. М. , 2000.
3 Добротолюбие. Т. 2. М. , 2007.
 
 
Не уязвляй совести ближнего и приобретешь смиренномудрие (авва Дорофей)1.
 
Кто с радостью переносит страдания, тот делается смиренным.
 
Смиряется тот, кто благодарит Бога за милости Божии, считая себя недостойным иметь их.
 
Сколько имеешь силы, уничижай себя день и ночь, понуждаясь увидеть себя ниже всякого человека. Это истинный путь, и кроме него нет другого (преподобные Варсонофий и Иоанн)2.
 
Читайте божественные книги не для того, чтобы ум напитать знанием, но чтобы душу утучнить смиренным мудрованием и добрыми делами (преподобный Макарий Оптинский)3.
 
Если человек будет смотреть только на свои грехи, то приобретет смирение.
 
Истинно смиренный страшится осудить кого-либо, а себя всегда осуждает; молит Бога даровать ему благодать не оправдываться.
 
Через самоосуждение душа смиряется (преподобный Силуан Афонский).
----
1 Авва Дорофей. Душеполезные поучения. М. , 2000.
2 Прпп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. М. , 2007.
3 Душеполезные поучения Преподобных Оптинских Старцев. В 2-х тт. Козельск, 2007.
 
 
Телесные добрые дела Богу приятны есть, если кто со смирением их делает, без смирения же напрасен труд.
 
Храни ум твой в смирении и самоукорении.
 
Признак смиренномудрия — удовлетворять потребность брата (преподобные Варсонофий и Иоанн)1.
 
Когда лишнее что скушаете или отдохнете побольше, то укоряйте себя, вот и путь к смирению (святой Арсений Афонский).
 
Смирение состоит в том, чтобы не обижаться на тех людей, которые приписывают нам пороки и грехи.
 
Мы должны считать себя низшими всех в том убеждении, что в других есть много сокрытых добрых качеств, которых мы не видим, а в нас самолюбие недостатки наши скрывает, а доброе преувеличивает, ценит выше, нежели оно кажется в глазах других.
 
Смиренный, когда появляются нехорошие мысли, укоряет себя: «В таком грешнике, как я, и должны быть такие недостатки» (старец Симеон Псково-Печерский).
 
Вся наука, вся мудрость жизни заключается в смирении, терпении и в мире на душе (преподобный Варсонофий Оптинский)2.
----
1 Прпп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. М. , 2007
2 Душеполезные поучения Преподобных Оптинских Старцев. В 2-х тт. Козельск, 2007.