Бисер духовный
 
Хвалю Тебя, Господи мой, Иисусе Христе
В уши безумного ничего <из слова Божия> не сказывай, чтобы он когда-либо не посмеялся разумным словам твоим1.
 
Уйди, уклонись от общества людей или от родственников твоих, которые мешают тебе спасать свою душу (святитель Игнатий (Брянчанинов)).
 
Радоваться надобно о том, что нам обещано, чего ум человеческий постигнуть не может (старец Феофан Новоезерский)2. 
 
Слово Божие для нас есть и врачевство, и свет, и вода, смывающая наши скверны, и источник наших благ.
 
Слово Божие научает нас спасению души.
 
Если не умеешь читать, не отходи оттуда, где можно слушать и получить пользу (преподобный Ефрем Сирин).
 
Если будешь молиться за врагов, то придет к тебе мир (преподобный Силуан Афонский)3.
---
1 Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. М. : Талан, б. г.
2 Краткое сказание о житии старца Феофана Новоезерского. М. , 1853.
3 Архим. Софроний (Сахаров). Преподобный Силуан Афонский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005.
 
В скорби будьте терпеливы, в молитве — постоянны (Рим. 12: 12).
 
Не преклони слуха, чтобы услышать зло о ближнем (преподобный Антоний Великий).
 
Когда ложишься спать, кровать и комнату крести с молитвой «Да воскреснет Бог» (преподобный Амвросий Оптинский).
 
Когда проснешься, сначала перекрестись и говори: «Слава Тебе, Боже», — и не должно вспоминать прошедшее и сны (преподобный Амвросий Оптинский).
 
Службу церковную и домашние молитвы для работы грех упускать. Если придут (в голову) осуждающие других мысли, то укоряй себя в гордости и не обращай на них никакого внимания (преподобный Амвросий Оптинский).
 
Будь готов отвечать на всякое слово: «Прости меня», — потому что смирение разрушает все козни диавола (преподобный Антоний Великий).
 
Не ропщи и не позволь себе оскорбить кого-либо (преподобный Антоний Великий).
Ближнего твоего и всех людей признавай лучшими тебя (преподобный Антоний Великий).
 
Можно оставить одно добро ради другого, большего, добра (преподобный Иоанн Лествичник)1.
 
Простачкам — Бог опекун.
---
1. Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. М., 2004
 
Кто без крестов <без телесного креста или без скорбей>, тот не Христов.
 
К вечерни в колокол — всю работу об угол!
 
Не хлебом живи, а молитвой.
 
Молитва — полпути к Богу.
 
Коротка молитва «Отче наш», да спасает.
 
Богу молиться — всегда пригодится.
 
Тех мест и людей, которые подают тебе случай грешить, убегай, как меча.
 
Кто стремится к бесстрастию и к Богу, тот считает потерянным всякий день, в который его никто не укорял1.
 
Покаяние есть примирение с Богом через совершение добрых дел, противоположных прежним грехам2.
 
Покаяние есть добровольное терпение всего скорб-ного3.
 
Как хлеб нужнее всякой другой пищи, так и помышление о смерти нужнее всяких других дел4.
 
Как золото на огне очищается от всякой ржавчины, так и болящий человек — от грехов (святитель Нифонт Кипрский).
----
1 Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. М. , 2004.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
 
Не давай слуха твоего речам суетным и бегай от вестей праздношатающихся старух (авва Евагрий)1.
 
В Божией Церкви не выпускай из уст твоих молитвы и ни на кого не поднимай очей твоих (авва Евагрий)2.
 
Всякое злое пожелание отгоняй от себя, и не одолеют тебя враги твои (авва Евагрий)3.
 
Тщательно прилежи чтению Священного Писания: это извлечет тебя из порочной жизни (преподобный Антоний Великий)4.
 
Жизнь христианина должна быть управляема совестью и разумом <с советом опытных>.
 
Только потому мы считаем тяжкими земные скорби, что не изучили мучений адских (святитель Тихон Задонский).
 
Одного проси в молитве себе — добродетельной жизни и рассуждения, а все прочее приложится тебе.
 
Не помышляй ни о ком зла: через сие сам делаешься злым, ибо злое помышляет злой, а доброе — добрый.
 
Открывай уста свои для слова Божия и обуздывай от многословия (авва Евагрий)5.
 
Говори к Богу много, а к людям мало.
----
1 Добротолюбие. Т. 1. М. , 2007.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.
 
Ищи случая, где только можно быть кому-нибудь полезной (схиигумен Савва (Остапенко))1.
 
Когда согрешишь, так скажи: «Господи, помилуй мя, падшего».
 
Мысль твоя да пребывает постоянно в Царстве Небесном — и вскоре наследуешь его (авва Иперхий)2.
 
Содержи в себе памятование о исходе души из тела — и научишься смиренномудрию.
 
Человек чем ближе приближается к Богу, тем более видит себя грешным (авва Дорофей)3.
 
Мысли твои открывай не всем, но только отцу духовному.
 
Знай: смирение состоит в том, чтобы ты признавал всех людей лучшими тебя (преподобный Антоний Великий)4.
 
Приобучи язык твой говорить: «Прости меня», — и вселится в тебя смирение (преподобный Исаия Отшельник).
 
Дел, возложенных на нас Богом, нельзя откладывать в угодность человекам (святитель Филарет Московский)5.
 
Что бы ни пришло, все молись — одно проси: «Господи, прости».
----
1 Псково-Печерский патерик. Печоры, 2002.
2 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Отечник. М. , 2007.
3 Авва Дорофей. Душеполезные поучения. М. , 2000.
4 Добротолюбие. Т. 1. М. , 2007.
5 Свт. Филарет Московский. Слова и речи. Т. 4. М. : Тип. Готье и Монигетти, 1848.
 
Всяк крестится, да не всяк молится.
 
Молись, а злых дел берегись.
 
Дома спасайся, а в церковь ходи.
 
В беде не унывай, а на Бога уповай!
 
Здесь радость не вечна и печаль не бесконечна.
 
Кто малым доволен, тот у Бога не забыт.
 
Книги божественные читай поутру, с четверть часа до работы, а потом целый день жуй, что читала, как овца жвачку (преподобный Амвросий Оптинский).
 
Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех (преподобный Амвросий Оптинский).
 
Будь сама к другим снисходительна.
 
Доброе дело на два века: на тот и на этот.
 
За неблагодарных Бог благодарит.
 
Дружбу помни, а зло забывай.
 
Своего «спасибо» не жалей, а на чужое не напрашивайся.
 
Болезному милость творить — с Господом Богом говорить.
 
Воскресный день — не наш, а Господень.
 
О денем нагих, обуем босых, накормим алчущих, напоим жаждущих, проводим мертвых — заслужим Царство Небесное.
 
Кто сирых питает, тот Бога знает.
 
Люди радовались, когда ты родилась; живи так, чтобы они плакали, когда ты умрешь.
 
Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.
 
Смех наводит на грех.
 
Живи всяк своим добром да своим горбом.
 
Кроткое слово гнев побеждает.
 
Чего в другом не любишь, того и сама не делай.
 
Чужой тайны другим не поверяй.
 
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
 
На то и два уха, чтобы больше слухать.
 
Бойся Вышнего, не говори лишнего.
 
Доброе слово лучше мягкого пирога
 
От приветливых слов язык не отсохнет.
 
Говори с другими поменьше, а с Богом побольше.
 
Худого не хвали, хорошего не кори.
 
Не оставляй отца и матери на старости, и Бог тебя не оставит.
 
Ищи добра на стороне, а дом держи по старине.
 
Будь большой, а слушай и меньших.
 
Не купи себе дом, а купи соседа. Друг познается в несчастье.
 
Сиди дома, старайся больше всего держаться его. Через это человек может избежать многих искушений.
 
Упражняй свой ум исследованием, что доброго сделал, какой недостаток исправил.
 
Смирение — это быть последним в мысли, в душе своей, в сознании своем, видя многие и поминая прежние согрешения (преподобный Амвросий Оптинский)1.
 
Размышляй о средствах, как избегать случаев ко греху.
 
Как скоро заметишь себя на худой мысли или в худом деле, не останавливайся в них, а поскорее отбрось их от себя.
 
Быть кротким — это никого не обижать и никем не обижаться.
---
1. Архим. Иоанн (Маслов). Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1993
 
Не упускай ни одной возможности (или удобного случая), где бы можно было духовно попитаться.
 
Дать другому радость, улыбку, счастье — это во всякое время может раздавать самый беднейший из людей.
 
И явных грехов оглашать не должно.
 
Ученость не спасет, а послушание и смирение.
 
Всегда хорошо и богоугодно по каждому поводу винить себя, а не ближнего (преподобный Феодор Студит)1.
 
Не позволяй другому исполнять дел, на тебе лежащих, чтобы и награда не была отнята от тебя и отдана другому (святитель Василий Великий).
 
Да остерегаемся бесполезных вопросов.
 
Бойся греховных привычек больше, чем врагов.
 
Уединение и молчание сближает человека с Богом <через занятие святыми делами>, а беседа с людьми — разлучает.
 
А самый главный путь есть изучение богодухновенных Писаний.
 
В борьбе с унынием даруется самый большой венец (преподобный Иоанн Лествичник)2.
 
Люби краткую молитву.
---
1. Прп. Феодор Студит. Послания. Кн.2. М.: Приход храма Сошествия Святаго Духа, 2003
2. Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. М., 2004
 
Вопий чаще: «Помилуй мя, Боже, яко немощен есмь».
 
Чаще говори: «Простите меня и помолитесь обо мне».
 
Предающийся отчаянию радует диавола.
 
Берегись худого совета (преподобный Ефрем Сирин)1.
 
Начало спасения есть — самого себя осуждение.
 
Не принимай мыслей самооправдывающих.
 
Цени людей мудрых, добрых и опытных в духовной жизни и держи их поближе к себе.
 
Когда бывает бесчувствие, надо молиться вслух (преподобный Серафим Саровский).
 
Если тебе вред от какого человека, то с молчанием должно отходить от такого.
 
По немощи не должно выходить из церкви, лучше посидеть, в этом греха нет.
 
Делайте себе понуждение: прочитывайте в день хотя по одному акафисту.
 
Равную награду получает от Бога больной и <тот>, кто служит ему (преподобный Пимен Многоболезненный)2.
 
Сделавши что-либо доброе кому, жди <от диавола> о том скорбного искушения.
---
1. Прп. Ефрем Сирин. Творения. Т.2. М., 1993
2. Киево-Печерский патерик. М., 2007
 
Если претерпишь, Бога ради, в молчании обиду, — это будет слово золотое.
 
И вам, и мне должно жить по заповедям Божиим, а не по толкам людей1.
 
«Не оставьте меня во святых молитвах». Молитвы тому помогают, кто себя исправляет.
Дорожи молитвой от ближнего.
 
Всякому только и говори: «Благослови и прости».
 
Самоосуждение — путь ко спасению.
 
Читать канон за благодетелей — хорошо.
 
Господи, прости мя имени ради Твоего святаго!
 
Любить врагов, делать им добро и о спасении их молиться — великое есть искупление грехов (святитель Иоанн Златоуст)2.
 
Бедствия и искушения чистыми от грехов нас делают.
 
Слушать слово Божие, желать его надо так, как жаждать воды.
 
Свойство смирения — видеть в себе свои грехи, а в других — добрые дела (схиигумен Иоанн Валаамский)3.
---
1 Нилус С. А. Святыня под спудом. Сергиев Посад, 1911.
2 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4. Ч. 1. М. , 1991.
3 Письма Валаамского старца схиигумена Иоанна своим духовным детям. М. , 2008.
 
Кто любит своего врага, тот уподобляется Господу (преподобный Силуан Афонский).
 
Всегда при речах осуждающих держите правило: не верить (святитель Феофан Затворник).
 
Кто добрых людей не слушает, тот Богу спорник.
 
С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
 
Хорошо тому, кто доброе делает, еще лучше тому, кто доброе помнит.
 
Нет лучше брани, как: «Господь Бог с вами».
 
Кто нас корит, тот нас дарит, а кто нас хвалит, тот у нас крадет.
 
Когда найдет хандра <тоска>, не забудь укорять себя <в грехах> (преподобный Амвросий Оптинский).
 
Если кто тебя обидит, то не рассказывай никому, кроме старца, — и будешь мирна (преподобный Амвросий Оптинский).
 
Ничего не желай во сне видеть, а то с рожками увидишь (преподобный Амвросий Оптинский).
 
Иди мытаревым путем <т. е. смирением> — и спасешься (преподобный Амвросий Оптинский).
 
Когда в церкви беспокоят бурные помыслы, то ущипни себя побольнее, чтобы помнить, где стоишь.
 
Когда начнет кто при тебе пересуждать брата своего, потупь лице свое (преподобный Исаак Сирин)1.
 
Великое дело терпеть оскорбление от своих родственников.
 
К терпению лучше всего можно привыкнуть в убеждении, что терпим за совершенные нами грехи.
 
Человек, принявший с любовью обличения, получает прощение грехов.
 
Никогда ни с кем не спорь, скажи: «Как знаешь».
 
Больше молчать и заниматься молитвой Иисусовой.
 
Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим (преподобный Амвросий Оптинский).
 
Грехи забытые прощаются через милостыню и еще в Таинстве Соборования.
 
Когда говеешь, тогда особенно прилежно читай молитву Иисусову (преподобный Анатолий Оптинский).
 
В церкви страшись перехождения с места на место, озирания, бесед.
 
Если кто обижает тебя, то ты хвали его, отзывайся о нем хорошо.
---
1. Добротолюбие избранное для мирян. М.: Сретенский мон-рь, 2001
 
Не столько нужны внешние подвиги, сколько смирение и молитва.
 
Надобно рассказывать дома <своим верующим родственникам>, что ты слышал в церкви из Божественного Писания и поучения.
 
Укорять себя <за ошибки, грехи> везде и во всем есть дело, весьма угодное Богу (преподобный Феодор Студит).
 
Надо всегда иметь в душе: «Всякий человек лучше меня» (преподобный Арсений Афонский).
 
Молись за умерших, чтобы и они, когда будут в блаженной жизни, молились за тебя (блаженный Августин).
 
Не составится корабль без гвоздя, ни праведник без чтения или слушания святых книг1.
 
Всякий, прощающий ближним (обиды и оскорбления), будет прощен от Бога, и милующий помилован будет.
 
Не надо заводить таких разговоров, которые клонятся не ко спасению души.
 
Не должно отказывать в помощи больным из опасности заразиться их болезнью (преподобный Пимен Многоболезненный).
 
Счастлив в жизни тот, кто делает других счастливыми.
---
1. Изборник 1076 Наука, 1965
 
 
Любящий ближнего не может терпеть клеветников, но убегает от них, как от огня (преподобный Иоанн Лествигник)1.
 
Помни о Боге, чтобы и Он всегда памятовал о тебе (преподобный Исаак Сирин)2.
 
Спасение не в том состоит только, чтобы не делать зла, но и в том, чтобы самим мужественно терпеть зло (святитель Иоанн Златоуст)3.
 
Кто бегает от терпения, тот бегает от спасения (затворник Георгий Задонский).
 
Духовные дарования приобретаются более смирением, чем трудами (преподобный Иоанн Лествигник).
 
Для большей части людей, за грехи их, домашние бывают их врагами (святитель Иоанн Златоуст)4.
 
Всякому праведнику необходимо пройти путем скорби (святитель Иоанн Златоуст).
 
Великое добро сознавать свои грехи и постоянно помнить о них (святитель Иоанн Златоуст).
 
Посещай монастыри с милостыней и приношением.
 
Не забывай жертвовать на храм вино <кагор>, муку и лампадное масло.
---
1 Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. М. , 2004.
2 Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М. , 2008.
3 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. Ч. 1. М. , 1991.
4 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 5. Ч. 1. М. , 1991.
 
 
Милостыня много добра тебе сделает.
 
Высшая наука — быть мудрым, а высшая мудрость — быть добрым (святитель Тихон Задонский).
 
Священников всех почитай, к добрым же прибегай (преподобный Нил Синайский)1.
 
Без скорбей нет спасения, зато претерпевших ожидает Царство Небесное (преподобный Серафим Саровский).
 
Не стыдись открывать грехи свои священнику, чтобы не постыдиться на Страшном Суде.
 
Говори к Богу много, к людям мало; исполнишь же ты то и другое через чтение святых книг.
 
Наполняй уши свои Божиим Словом — и ум свой отдалишь от худых мыслей (авва Фалассий)2.
 
О себе никогда ничего хорошего не говори и забывай саму себя для других.
 
Более молчи, нежели говори, выслушивай других и, как можно, избегай споров.
 
Пребывай в храме Божием всегда, ибо Господь говорит: «Прославляющих Меня прославляю».
 
Не ищи себе одежды, пищи, мебели больше требования.
 
Возлюби уста, говорящие спасительные для души слова.
----
1. Прп. Нил Синайский. Творения. М., 2000
2. Добротолюбие. Т.3. М., 2007
 
 
Один старец видел видение, как Ангел входящих в церковь записывал, а выходящих по лености вычеркивал.
 
Никто не увидит Господа, если не будет иметь трех добрых дел: смирения, любви и милосердия.
 
Трех вещей боятся бесы: креста, крещения и причастия.
 
Когда начнут хвалить нас, тогда вспомним множество грехов наших (преподобный Иоанн Кассиан)1.
 
Бога надобно вспоминать чаще, нежели дышать (авва Евагрий)2.
 
Молчание лучше всего, многоречие хуже всего, рассуждение выше всего, терпение нужнее всего (иеросхимонах Парфений).
 
Более всего держись трех добродетелей: страха Божия, смирения и постоянного покаяния.
 
Уныние есть смерть духовная, плохо спасаешься — все равно не унывай, но на Бога уповай.
 
Предметом постоянного размышления твоего да будет смерть.
 
Пустых слов не произноси и не слушай произносящего пустые слова, чтобы ими не запечатлелась душа твоя (преподобный Антоний Великий)3.
----
1. Добротолюбие. Т.2, М. 2007
2. Добротолюбие. Т.1, М. 2007
3. Свт. Игнатий (Брянчининов). Отечник. М., 2007
 
 
Целомудрие и беззлобие, любовь и молчание и умная Иисусова молитва прежде смерти делают душу ангелом.
 
Без памяти о Боге и смерти невозможно человеку спастись.
 
Нет скорбей — нет и спасения (преподобный Серафим Саровский).
 
Не забывай дары посылать обидевшим тебя (преподобный Серафим Саровский).
 
Болезнь очищает грехи (преподобный Нил Сорский).
 
Не подумай, что можно приобрести доброе дело без скорбей.
 
Спасение есть «во мнозе совете» (см. Притч. 11: 14), т. е. хорошо спрашивать совета у духовных людей (авва Дорофей)1.
 
Молись Господу: «Имиже веси судьбами, помилуй мя, грешную» (преподобный Амвросий Оптинский).
 
Когда встанешь от сна, то первые мысль и слово да будут к Богу (святитель Феофан Затворник).
 
Охраняй слух свой, чтобы не услышать зло о ближнем, будь другом людей — и стяжешь жизнь (преподобный Антоний Великий)2.
 
Приобретайте добродетели, противоположные вашим грехам.
----
1. Авва Дорофей. Душеполезные поучения. М., 2000
2. Свт. Игнатий (Брянчининов). Отечник. М., 2007
 
 
Истинный христианин тот, кто приносит пользу ближним.
 
Ежедневно уделяйте полчаса на размышление и покаяние во грехах своих.
 
Не ешь до сытости.
 
Пустынное жительство заключается в удалении от пустых разговоров.
 
Если будешь молчалива, то во всяком месте сохранишь мир душевный1.
 
Мысли добрые и угодные Богу нигде так часто не бывают, как если дома своего держишься.
 
Беседуй с лицом веселым, чтобы весело было и разговаривающему с тобой (преподобный Иосиф Волоцкий).
 
Должно заставлять себя, хотя и не хочется, к молитве и ко всему доброму.
 
В се думы ваши посвятите прилежному прочитыванию святых книг; из них вы увидите, как спасти свои души.
 
Всегда убегай вредных разговоров, и душа твоя будет наслаждаться покоем.
 
Совестность, услужливость — добродетель любезная и нужная.
----
1. Свт. Игнатий (Брянчанинов). Отечник. М., 2007
 
Заметив, где нужна помощь, не жди просьбы — сам услужи, сколько можешь и чем можешь (святитель Феофан Затворник).
 
Другие копят себе деньги, а ты, христианин, копи себе молитвы и милостыни (преподобный Ефрем Сирин)1.
 
Делайте все сами, что можете, стараясь не пользоваться чужими услугами.
 
Начало радости — быть довольным своим положением (преподобный Амвросий Оптинский).
 
После молитвы ваш долг заботиться о спасении ближнего.
 
Следи за языком, береги душу от суеты и ищи прежде Царства Божия.
 
Всем старайся сказать или сделать что-либо доброе.
 
На всякое дело мы не жалеем ни труда, ни времени, а на дело спасения жалеем (святитель Тихон Задонский).
 
Стяжи сладкие уста и всех будешь иметь друзьями.
 
Добрые дела портятся через ропот, гордость, хвастовство, тщеславие, прекословие и делание напоказ.
 
Здравое рассуждение бывает от чтения св. книг, в коих все разъяснено (преподобный Арсений Афонский).
---
1. Добротолюбие. Т. 2. М. , 2007.
 
Блаженное дело делать все с рассуждением.
 
С большой заботливостью и осмотрительностью надобно остерегаться злых советов.
 
Если мысли злые отсечем, отсечем и грех (святитель Тихон Задонский).
 
Большая награда от Господа, когда человек молится, преодолевая лень или сон1.
 
При укорах от людей должно молчать, ибо это время духовного приобретения2.
 
«Кого возлюблю, — говорит Господь, — для того испытаний не пожалею».
 
Сближайся с праведными и через них приблизишься к Богу (преподобный Исаак Сирин).
 
Представляйте всегда ближнего лучшим себя.
 
Ко всем имей приятельское расположение, но не всех имей советниками (преподобный Антоний Великий)3.
 
Видимый враг твой — врач твой.
 
Дорожи временем, оно дороже золота: им покупается блаженная вечность.
 
Лучше спать, чем проводить время в пустых беседах.
----
1 У пещер Богом зданных. Псково-Печерские подвижники благочестия ХХ века / Сост. Ю. Г Малков, П. Ю. Малков. М. , 2000.
2 Там же.
3 Добротолюбие. Т. 1. М. , 2007.
 
Слова твои да будут со сладостью и в назидание (преподобный Антоний Великий)1.
 
Молчание да будет до вопроса.
 
При укорах от людей должно молчать, ибо это время духовного приобретения2.
 
Кто уступает, тот больше приобретает (преподобный Амвросий Оптинский).
 
Скорбное слово претерпишь — вот и вериги твои.
 
Если скажешь слово на пользу другим, то получишь венец.
 
Нет греха непрощаемого, кроме того, в коем не каются (преподобный Иосиф Волоцкий)3.
 
Молитвенное правило не количественное, а качественное, все в сердце.
 
Читать Святое Евангелие можно сидя, но с благоговением (святитель Феофан Затворник).
 
Великое дело — молиться ночью.
 
В минуту вспыльчивости молчите и внутренно говорите молитву Иисусову.
---
1 Добротолюбие. Т. 1. М. , 2007.
2 У пещер Богом зданных. Псково-Печерские подвижники благочестия ХХ века / Сост. Ю. Г. Малков, П. Ю. Малков. М. ,2000.
3. Прп. Иосиф Волоцкий. Просветитель. Валаам, 1993
 
Когда будут поносить и укорять, с молчанием отходите (старец Феофан Новоезерский).
 
За большие искушения — большая и награда.
 
Если не имеешь скорбей, все идет как по маслу, то ты от диавола, а не Христов.
 
При людях мысленно повторяй: «Господи, помилуй». В этом да будет все твое внимание.
 
Просить прощения и сознавать свою греховность — дает отраду и покой душевный.
 
Иисусова молитва есть величайшее оружие от всякого зла.
 
Нужно, чтобы лампадка горела пред Божией Матерью и читался Ей канон, тогда никакие беды не коснутся вас.
 
Вражду надо писать на воде, чтобы скорее исчезла и забылась; а добро на меди, чтобы долее помнилось.
 
Молись за опечаленных, скорбящих, страдающих, сострадая их горю, и получишь милость от Господа.
 
Если любишь покаяние, возлюби молчание и уединение, ибо вне их покаяние не достигнет совершенства (преподобный Исаак Сирин).
 
Старец не считал тот день радостным для себя, в который не бывал в церкви.
 
Грехи очищаются покаянием, слезами и терпением обид в духе беззлобия.
 
Кто ищет покоя, в том не может пребывать Дух Божий. Где скорбь, там и Бог.
 
Смирение приобретается тяжелыми трудами, терпением несчастий, болезней, обид, бедности (преподобный Иоанн Лествигник).
 
Оказать помощь ближнему, послужить ему — выше чтения молитвенного правила и поклонов.
 
Следи за помыслами: здесь начало греха.
 
Имей руководителя в духовной жизни и люби откровение — тогда удобно обрящешь Царство Небесное.
 
На человека смотри, как на Ангела.
 
Когда сделается скучно, так о смерти размышляйте, о <втором> пришествии Христовом (старец Феофан Новоезерский).
 
Рассматривайте здешнюю краткую и многоболезненную жизнь и стремитесь к вечной (старец Феофан Новоезерский).
 
Бог нарочно посылает огорчения, чтобы довести нас до совершенного беззлобия.
 
Кроме пути покаяния, нет иного пути ко спасению (преподобный Симеон Псково-Пегерский)1.
 
Когда станут обуревать тебя мысли греховные, то тотчас исповедуй их отцу своему духовному.
---
1. У пещер Богом зданных. Псково-Печерские подвижники благочестия ХХ века / Сост. Ю.Г. Малков, П., Малков. М., 2000
 
В час смерти великое дерзновение имеет послушание и смирение.
 
Не любопытствуй, что говорят другие. Побережешь уши, не погрешит и язык.
 
Терпеливое несение креста своего есть истинное покаяние (святитель Игнатий (Брянчанинов)).
 
Слова — путь к делам, добрые — к добрым, а худые — к худым.
 
Всегда держись той мысли, что безопаснее слушать, нежели говорить (святитель Григорий Богослов)1.
 
Кто ропщет на продолжительность службы, тот уподобляется предпотопным людям, которые были наказаны (преподобный Нил Мироточивый)2.
 
При рассеянии ума советуется чтение Священного Писания.
 
Чаще заглядывай в святые книги (старец Иоанн Валаамский)3.
 
Мало теперь таких людей встретишь, с которыми можно поговорить о спасении души, о едином на потребу.
 
Безропотное терпение скорбей приводит к смирению (святитель Иоанн Златоуст).
----
1 Свт. Григорий Богослов. Творения. Т. 2. М. , 2007.
2 Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского. М : Сретенский мон-рь, 2007.
3 Письма валаамского старца схиигумена Иоанна. М. , 1997.
 
 
Слабость ближних надо покрывать молчанием.
 
Услужливость свидетельствуется пожертвованием ближнему каких-либо вещей и оказыванием полезных услуг1.
 
Удаляйся от тех людей, которые имеют злую привычку осуждать других (святитель Тихон Задонский).
 
Прощение обид приучает к незлобию, а незлобие мало-помалу приводит к любви (преподобный Марк Подвижник)2. 
 
Покой душевный приобретается беззлобием и смирением в терпении.
 
В несчастии сравнивай себя с более несчастными.
 
Старайтесь в разговоре с ближними не напоминать о их несправедливостях.
 
Когда работаете, то смотрите на то, с каким духом работа делается.
 
Излишняя забота о теле служит препятствием душе (святитель Василий Великий).
 
Дела неизбежной нужды <работа, путешествие> позволительны в день Господень (святитель Филарет Московский).
---
1 П. Екатериновский. Указание пути ко спасению. Опыт аскети-ки. М. : Сретенский мон-рь, 2001.
2 Св. Марк подвижник. Подвижнические слова. 2-е изд. Сергиев Посад, 1911.
 
 
Никакое приношение не бывает столь приятно Богу, как забота о душах спасающихся1.
 
Если хочешь приблизиться к Богу, не бывай в обществе с людьми, преданными миру.
 
Заметив, где нужна помощь, не жди просьбы, сам услужи, сколько можешь и чем можешь (святитель Феофан Затворник).
 
При любезности к другому нужна сговорчивость, приветливость, ласка и простота при приличии (святитель Феофан Затворник).
 
Нет выше послушания, как при храме. Большое счастье подметать там даже пол (преподобный Серафим Саровский).
 
Не подавай милостыни, когда знаешь, что милостыня идет человеку прямо во вред.
 
Путь спасения — путь креста, а не льготной жизни (иеросхимонах Симеон Псково-Пегерский)2.
 
С людьми общаясь по внешности, надо внутренно пребывать с Богом.
 
Христос терпел, да и нам велел.
 
Не потерпев — не спасешься.
 
Кто перекрестясь работает, тому Бог в помощь.
 
Жизнь дана на добрые дела.
 
Милостыня — сухари на дальнюю дорогу.
 
Пост приводит ко вратам рая, а милостыня отверзает их.
 
Дающего рука не оскудеет.
 
За Христом пойдешь, добрый путь найдешь.
 
Кто к Богу, к тому и Бог.
 
День свят, и дела спят.
 
Нет трудней Богу молиться, родителей кормить да долги платить.
 
Без креста не увидишь Христа.
 
Правда груба, да Богу люба.
 
Ищи кротости, чтобы не дойти до пропасти.
 
И на милость разум нужен.
 
Кто отлучает себя от Церкви, тот отлучает себя и от Бога.
 
Милостыня — начало всякому добру.
 
Кто праздники почитает, того Бог благословляет.
 
Делай добро, чтобы душе было светло.
 
Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец.
 
Послушание паче поста и молитвы.
 
Храм Божий есть лучшее воспитательное место.
 
Почитай отца да Бога — будет тебе повсюду дорога.
 
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
 
Не оставляй отца и матери во время их старости, и Бог тебя не оставит.
 
Родительское благословение в воде не тонет, на огне не горит.
 
Живы родители — почитай, померли — поминай.
 
Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитывать по-христиански (святитель Иоанн Златоуст).
 
Праздность — враг души.
 
Враг не может ничего посеять там, где все открывается духовному отцу (преподобный Анатолий Оптинский)1.
 
Посещайте бедных, страждущих и заключенных.
 
Не лучше ли здесь загладить покаянием, нежели там мукой? (преподобный Дамаскин Валаамский)
 
Празднослов — для других ловушка. Он время и молитву к Богу отнимает.
---
1. Оптинский патерик. Саратов, 2006.
 
Путь ко спасению — пост да молитва.
 
Постись и духом, а не только брюхом. Бог любит праведника, а бес — ябедника.
 
Кто всуе Бога призывает, тот всуе весь свой век проживает.
 
Черные ризы не спасут, а белые не погубят.
 
Счастливым быть — никому не досадить.
 
Одной рукой собирай, а другой — бедным, церквам и монастырям раздавай.
 
Бережливость — лучшее богатство.
 
Добрый человек добру и учит.
 
Господин гневу своему — господин всему.
 
От поблажки и воры плодятся.
 
Вора помиловать — доброго погубить.
 
Плохо не клади — вора в грех не вводи.
 
В умной беседе ума набраться, а в глупой — свой растерять.
 
Бойся клеветника (особенно, на священников), как злого еретика.
 
От духовника да от лекаря не таись.
 
Не с ветру говорится, что бес ладану боится.
 
Кто злым попускает, сам зло творит.
 
Кайся, кайся, да опять за то же не принимайся.
 
Казенное добро страхом ограждено.
 
Незнанием закона никто не отговаривайся.
 
За упокойной трапезой ничего хмельного не подают.
 
Что телу любо, то душе грубо.
 
Добрая совесть любит от людей обличения.
 
Хватился монах, когда смерть в головах.
 
Коли чудится, так перекрестись.
 
Взаймы давай, да сам не занимай.
 
Дай взаймы, да назад не проси.
 
Кто божится, на того нельзя положиться.
 
Простота да чистота — половина спасения.
 
На привычку есть отвычка.
 
Осторожность — мать безопасности.
 
Пусти детей по воле — сам будешь в неволе.
 
Своим умом живи, а добрым советом не пренебрегай.
 
Хороший пример — лучшая проповедь.
 
Кто много святых книг читает, тот много полезного знает.
 
Кто детей своих не наказывает, тот сам будет наказан.
 
Лучше самому подождать, чем заставлять ждать другого.
 
Добрые дела прогоняют беса.
 
Чем сомневаться, лучше спросить.
 
Еще и то будет, что нас не будет.
 
И большой милостыней в рай не войдешь, если сам худо живешь.
 
Людским речам вполовину верь.
 
Смирение — Богу угождение, уму просвещение, душе спасение, дому благословение, людям утешение.
 
Лучше побывать в дому плача праведных, нежели в дому радости беззаконных.
 
Кто не любит шуток, над тем не шути.
 
Читать не размышляя — как есть не пережевывая.
 
Всякое решение любит рассуждение.
 
Доброе дело питает и душу, и тело.
 
В ежливость и обходительность на базаре не купишь.
 
Ласковое слово — слаще меда.
 
Кто в своих грехах не кается, больше согрешает.
 
За худую привычку и умного дураком называют.
 
Кстати промолчать, что доброе слово сказать.
 
Кто временем не дорожит, у того всегда убытки.
 
Н а глупый вопрос не давай ответа.
 
Н е оставляй детям денег: глупый проживет, а умный сам наживет.