ДОБРОЕ СЕМЯ НА НИВУ ДУХОВНУЮ
из тетрадей протоиерея Валентина Мордасова
 
Не оставляйте чтения святой книги,
пока не почерпнете себе какого урока
или правила для жизни.
Святитель Феофан Затворник
 
Писания cвятых отцов — истинно вода живая. Вода текуча — и слово течет, как вода; вода освежает и оживляет тело — и слово благодатное оживляет, проникает миром и радостью в душу или умилением и сокрушением о грехах
 
Встань, возлюбленный, ободрись, постарайся постоянно читать божественные книги прилежно, чтоб они тебя научили тому, что нужно делать, чтобы избежать сетей вражиих и получить вечную жизнь. Чтение божественных книг освобождает ум от дурных помыслов и склоняет его думать о Боге.
 
Восприять... меч духовный, иже есть глагол Божий (Еф. 6: 11), т. е. богооткровенное слово. Восприять такой меч, значит знать на память божественные изречения и во время благопотребное износить их из сердца, наперекор внушениям диавольским, читать вслух изречения слова Божия против всякой страсти (святитель Феофан Затворник)(1).
----
1) Свт. Феофан Затворник. Толкование послания св. ап. Павла к Ефесянам. М. , 2006.
 
Ни величие славы, ни высота власти и ничто другое из вещей человеческих не может утешить скорби так, как чтение Божественных Писаний (святитель Иоанн Златоуст)(1).
 
Когда начнешь читать Божие Писание, старайся читать, как обязанный пересказать, что слышал (преподобный Ефрем Сирин)(2).
 
Диавол не дерзнет проникнуть в тот дом, где есть Евангелие (святитель Иоанн Златоуст)(3).
 
Кто правила Церкви разрушит и уставы опровергнет, того гнев Божий постигнет (старец Василий Белобережский).
 
Всякое дело для совершенства своего требует старания и размышления: тем более нужно усовершать добродетель ежедневным упражнением. Ибо если она не усовер-шается, то отпадает и теряет плод свой (святой Исидор Пелусиот)(4).
 
Я никогда не говорил и не хотел даже слушать мирских речей (авва Иеракс)(5).
 
Пастырям: Аще творю аз (волю Божию), другого же не учу, не толико мзду имам, множицею же паче и осужден буду, егда зависти ради и лености, не учу и не проповедаю слово Божие (святитель Феофилакт Болгарский)(6).
----
1 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 3. Ч. 1. М. , 1991.
2 Прп. Ефрем Сирин. Творения. Т. 2. М. , 1993.
3 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 8. Ч. 1. М. , 1991.
4 Прп. Исидор Пелусиот. Творения. Т. 2. М. , 2001.
5 Скитский патерик. М. , 2001.
6 Блж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея. М. , 2008.
 
 
Занимайтесь все своим духовным воспитанием со вниманием и усердием; занимайтесь богомыслием, молитвою, самоиспытанием, самоосуждением, всесторонним исправлением себя; упражняйтесь в добродетелях кротости, смирения, послушания, терпения, милосердия, целомудрия, простоты и отсекайте все греховные помыслы, вожделения, привычки, страсти (святой Иоанн Кронштадтский).
 
Церковь — земное небо: доколе я в церкви и сердечно участвую в богослужении — занимаю душу богослужением, молитвою, чтением или пением, дотоле я, как на небе, весь парю любовью к Богу, к небожителям, каюсь, умиляюсь, проливаю слезы, сочувствую всему человечеству, особенно единоверным братьям и сестрам; а когда удаляюсь из церкви, я подвергаюсь искушениям страстей: раздражению, гневу, чувственности, зависти, гордости, неприязни, лености мысли и чувства, — словом, делаюсь мишенью, прицелом для всяких искушений бесовских. Церковь — ограда безопасная для всех преданных ей чад; вне церкви я — добыча врагов или место уязвления для невидимых стрельцов. Как необходима для христианина церковь, ее богослужения, поучения, таинства руководящие! Мы все так слабы, грешны, беззащитны сами по себе, так нужна нам помощь, защита (святой Иоанн Кронштадтский).
 
Диавол старается находящихся в повиновении иногда осквернять телесными нечистотами, делает их окамененны-ми сердцем и сверх обычая тревожными; иногда наводит на них некоторую сухость и бесплодие, леность к молитве, сонливость и омрачение, чтобы внушить им, будто они не только никакой пользы не получили от своего повиновения, но еще и вспять идут, и таким образом отторгнуть от подвига послушания, ибо он не попускает им разуметь, что часто промыслительное отнятие мнимых наших духовных благ бывает для нас причиной глубочайшего смиренномудрия (преподобный Иоанн Лествичник).
 
Счастлив тот, кто запасся спасением через посредство молитв своих, милостыни своей, покаяния своего, доброй жизни.
 
Какая бы ни постигла тебя скорбь, не обвиняй в ней никого, кроме себя, и говори: «Это случилось со мною за грехи мои».
 
Мы избегнем адских мучений, если будем чаще размышлять о них с покаянием, т.е. оплакивать свои грехи и исправляться.
 
Господь сносит всякие немощи человеческие, не терпит же человека, всегда ропщущего, и не оставляет без вразумления.
 
Советующий кому или дающий о чем приказание не должен употреблять голоса громкого и грозного, как оскорбительного.
 
Люби молчать <более>, нежели говорить: от молчания ум сосредоточивается в себе; от многословия он впадает в рассеянность.
 
Пусть дитя слышит ваши благочестивые беседы. При этом нет нужды обращаться к нему: оно само будет слушать и соображать.
Ничто так не действует на воспитание детей, как пример родителей, воспитателей, окружающих их товарищей. На их душах остается дурной или хороший след от каждого взгляда, слова, дела окружающих их.
 
Дела суетные — это дела по удовлетворению своих греховных желаний, а также дела ненужные и бесполезные.
 
Скрывать недостатки других и говорить об их добродетелях есть признак любви и лучший способ привлечь к себе любовь ближних.
 
Не позволяйте себе быть любопытными в тех случаях, где речь идет о делах, вас не касающихся; никогда не говорите и не заботьтесь о них.
 
Таинство Исповеди — такой великий дар Божией к нам любви, что мы никогда не сможем достойно возблагодарить Господа за него.
 
Унывать никогда не надо: согрешил — сейчас же покайся и будь мирен духом.
 
Родители не только за свои грехи наказаны будут, но и за детей своих, если их в благочестии не воспитывают.
 
Чаще приводите и приносите своих детей в храм Божий для причащения Святых Таин — это духовная пища, это врачевство от всех болезней душевных и телесных.
 
В храме мы молимся, и назидаемся, и очищаемся от грехов, и сообщаемся с Богом.
 
Держите детей всегда при себе, внутри своего дома. Не отпускайте их от себя. Старайтесь делать и говорить при детях только божественное и святое.
 
Бойся любопытства. Любопытство — это исследование чужих дел: за ним обыкновенно следует осуждение ближнего, а за осуждением — казнь вечная во аде.
 
Ничего бес так не ненавидит и не боится, как быть узнанным через открытие мыслей священнику, потому что тогда он уже не может коварствовать, как хочет.
 
Богу всего приятнее находить в нашем сердце чувство смирения и самоуничижения: другие духовные дарования не столь ценны в глазах Божиих.
 
Кто хочет себе внимать, тот должен святые книги со вниманием читать, побольше дома сидеть, поменьше по сторонам глядеть, по домам не ходить и к себе гостей не водить; других не осуждать, а о своих грехах Господу Богу воздыхать, дабы получить милость Божию.
 
Должно тебе не иметь ни с кем дел бесполезных и отношений, сделаться несведущим в делах человеческих, ибо и слово праздное может отвлечь ум от представления о Боге.
 
Враг шепчет: «Надо скопить на черный день! Кому вы будете нужны в старости?» А не думает человек того, что сию минуту Господь <может> позвать.
 
Пост состоит не только в том, чтобы не есть скоромного, но и в том, чтобы не есть и тех постных блюд, которые вам нравятся.
 
Если б ты знал, какая радость ожидает душу праведную на небе, ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения, клевету; и если бы комната наша была полна червей и черви эти ели бы плоть нашу во всю временную жизнь нашу, то надобно бы было на это согласиться, чтобы только не лишиться той небесной радости (преподобный Серафим Саровский)(1).
 
Довольство своей жизнью принадлежит к числу добродетелей.
 
Не открывай мыслей твоих перед всеми, чтоб это не послужило причиной претыкания для ближнего твоего. Но только тем, которые могут спасти душу твою, — <духовным отцам>.
 
Веселость — не грех, она усталость отгоняет, а от усталости уныние бывает — и хуже его нет.
 
Знаю, что у вас много скорбей и домашних неприятностей; но в аду хуже, томительнее и безотраднее, и оттуда уже нет надежды избавиться. А если человек терпит скорби с покорностью воле Божией, исповедуясь во грехах своих, то через это избавляется <от> вечных мучений (преподобный Амвросий Оптинский)(2). 
 
Что касается добрых дел, то хорошее дело — слеза сокрушения о грехах, ночная и дневная молитва, терпение нападок, бодрость при слушании божественных чтений, сдержанные беседы, разговоры без смеха, умеренность
---
1 Прот. В. Гурьев. Пролог. Сергиев Посад, 1992.
2 Душеполезные поучения Преподобных Оптинских Старцев. Козельск, 2007.
 
в пище и питии, <постоянное> обращение мыслью к смерти и — по силе — подражание жизни святых.
 
Наблюдающий за языком своим вовек не будет им окраден и без труда возобладает над страстями.
 
Когда находишься с кем-нибудь в пути, не вступай в беседу суетную, но дай уму духовное упражнение.
 
Хотя грехи прощены посредством исповеди, но всю жизнь надо о них помнить и скорбеть, чтобы сохранить сокрушение (преподобный Силуан Афонский)(1).
 
Если кто много молится и постится, но любви к врагам не имеет, то не может иметь он <и> мира душевного (преподобный Силуан Афонский)(2).
 
Брата надо вразумлять кротко с любовью. Мир теряется, если душа потщеславится или вознесется перед братом, или осудит кого-либо, или брата будет вразумлять, но не кротко и не с любовью; если будет много кушать или будет вяло молиться — за все сие теряется мир (преподобный Силуан Афонский)(3).
 
Если увидишь грешащего человека и не пожалеешь его, то благодать оставит тебя (преподобный Силуан Афонский)(4).
 
Надо умом смотреть в сердце, что там делается: мирно или нет. Если нет, то рассмотри — в чем ты согре-
----
1 Архим. Софроний (Сахаров). Преподобный Силуан Афонский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
 
шил? Для мира душевного нужно быть воздержанным. Не должно быть любопытным, не осуждать, не стараться знать чужих дел (преподобный Силуан Афонский)(1).
 
За одно приветствие душа чувствует в себе добрую перемену; и, напротив, за один косой взгляд теряется благодать и любовь Божия. Тогда скорее кайся, чтобы возвратился мир Божий в душу твою (преподобный Силуан Афонский)(2).
 
Кто хочет чисто молиться, тот не должен любопытствовать знать что-либо из жизни других и никаких новостей. Все это приносит в ум много нечистых мыслей.
 
Непозволительно нарушать без всякой нужды посты, ибо в среду Спаситель предан, а в пятницу распят. Посему, кто нарушает пост, тот вместе с врагами предает и распинает Спасителя.
 
Мелочные погрешности, в которые впадает ежечасно каждый человек, врачуются ежечасным покаянием перед Богом, состоящим из немногих слов при сочувствии им сердца.
 
О проводящих жизнь без скорбей Священное Писание говорит, что «горе им», что они забыты Богом и не дети Божии.
 
Пост без милостыни — то же, что лампада без масла.
---
1 Архим. Софроний (Сахаров). Преподобный Силуан Афонский. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005.
2 Там же.
 
Всегда помни, что нет никого, кто бы не требовал советника, кроме Бога, создавшего премудрость.
 
Первый предел премудрости — помышление о смерти.
 
Ищи просвещения, но лучше учись врачевать душу свою трудами, постом и добродетелями.
 
Будь добрым борцом против диавола, и с какой стороны он нападет на тебя, с той и ты отвечай ему, т.е. если он победит тебя многоядением, то бори его бдением, если он борет тебя сном, ты тесни его телесным трудом, если он расслабляет тебя леностью к молитве, ты противостой чтением слова Божия.
 
Ничто столько не приятно Богу, как если кто считает себя в числе величайших грешников.
 
Знайте: в чем откроетесь духовному отцу, то не будет записано у диавола.
 
Плохое молчание хуже хорошего разговора.
 
Человек стоит, а святые книги как столбы поддерживают его.
 
Лучше прочитать десяток стихов псалма с сокрушением сердца и вниманием, нежели десяток псалмов с рассеянием.
 
Будьте со всеми приветливы, благодушны и веселы. Только от смеха, смехотворства и всякого пусторечия воздерживайтесь (святитель Феофан Затворник)(1).
----
1 Свт. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М. : Отчий дом, 2006.
 
Какая тех людей ожидает радость и вечное веселие, которые сохраняют святые посты в среду и пятницу!
 
Почитай потерянным тот день, в который не преодолевал своих худых склонностей и пожеланий (преподобный Никодим Святогорец)(1).
 
Мы не так радуем диавола, когда грешим, как <радуем его>, когда отчаиваемся.
 
Не крадите сами у себя времени. Крадем мы время ничегонеделанием, пустословием, любопытством, бесцельным мечтанием, многим сном.
 
Сообразите, сколько бы мы добра сделали, если бы не проводили время бесполезно.
 
Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению: «Милости хочу, а не жертвы», — глаголет Господь.
 
Предание себя старцу-руководителю должно почитать лучшим и решительным средством к самоисправлению.
 
Когда укоряют и ругают, то грехи снимают.
 
Главное, нужно молиться Богу, чтобы Он даровал смирение, и очищать свою душу покаянием и исповеданием перед духовным своим отцом.
 
Если будешь кушать и от стола отходить всегда немного голодным, то и тело будет легко к трудам и страсти телесные победятся.
---
1 Прп. Никодим Святогорец. Невидимая брань. М. : Лепта Книга, 2008.
 
 
Долги хуже грехов, в грехах покается человек, и Бог простит, а за долги будут истязать не только в настоящей, но и в будущей жизни.
 
Старайся научиться быть довольным <самым> малым и необходимым; будь всегда в добром, веселом расположении духа.
Каждый, кто знает из святых отцов наставления или опыты, сообщи другому незнающему, а чего не знаешь, займи у знающего.
 
Мало делать добро, надо искать случая его сделать. Кто ищет этого случая, тот всегда найдет его.
 
Мы сделаемся страшными для демонов, когда вооружим свой язык беседами из Священного Писания (святитель Иоанн Златоуст)(1).
 
Диавол представляет нам, малозначащим, чтение или слушание Священного Писания, опасаясь видеть, что через слышание мы сделаемся исполнителями его.
 
Непременно будь ко всем внимателен, приучи себя при первом взгляде на человека всегда от души желать ему добра.
 
Когда увидим какого-либо Божия человека, совершенного и во всем преуспевающего, будем искать пользы в беседах с ним.
 
Не слушай от других пересудов. Пусть злоречивый, увидев твое нерасположение к пересудам, приучается
не вдруг злословить. Твой долг посещать больных и чтобы ни в одном доме не узнавали от тебя, что делается в другом. Пусть находят в тебе скорее утешителя в горести, нежели соучастника пиров в счастливые времена.
 
Если христианин и все исправит, а ближнего не пользует, то не войдет в Царство Небесное.
 
Сближайтесь только с теми, которые боятся Бога и могут принести вам пользу и душевное утешение своей беседой.
 
Не телу только, но и душе другого послужи: вразуми, совет подай, книжку хорошую укажи, листок с наставлением и молитвою подари, утешь, подкрепи.
 
Устраним себя от случаев, при которых неизбежно должны бываем видеть и слышать много худого, посему нам должно удаляться от всех тех мест и жилищ, в которых всего более подаются худые примеры, и отнюдь не уступать никаким убедительным приглашениям, не должно позволять даже рассказывать себе о них; и <тогда> худые примеры ничего худого не произведут в нашем сердце.
 
Смотри на ревностных и благочестиво живущих христиан и старайся в жизни твоей подражать им. Не смотри на тех, кто живет небрежно и лениво, и не следуй за ними, хотя бы их было и великое множество.
 
Как приобрести слезы умиления? Имей всегда в уме твоем Страшный Суд и грехи твои — тогда <и> нехотя потекут у тебя слезы.
 
Исходя из дома, соблюдай осторожно глаза, слух, сердце и чувства твои, сохраняй трезвение и молитву Иисусову.
 
С пользой для души смотри, с пользой — слушай, с пользой — говори. Спрошенная, отвечай смиренно, не спрошенная, храни молчание.
 
Кто вспоминает святое имя Господа Иисуса, как должно, с благоговением и умилением, тот тем самым освящает свое сердце и водворяет в нем радость спасения.
 
Одна из драгоценнейших добродетелей <Богу любезная> — содействовать душевному спасению наших ближних.
 
Необходимо сохранить: 1) ум от худых, злых и пустых мыслей; 2) сердце от злых желаний и возношения; 3) взор от мирских прелестей; 4) слух от суетных и смехотворных бесед; 5) язык от осуждения и ропота; 6) желудок от чревоугодия и сластолюбия; 7) всего себя от безделия.
 
Обязанности к другим: всех о Господе любить, всякого себе предпочитать; неисправности и немощи их терпеливо переносить; никого ничем не оскорблять; духовными беседами друг другу приносить пользу; взаимно друг о друге молиться.
 
Для сохранения согласия и любви надо не дорожить никакими земными вещами, ничего из имущества не предпочитать братской любви; не считать себя умнее, лучше других, ни в чем не настаивать на своем мнении и в своем желании, а уступать желанию других. <Только, конечно, не греховному>.
 
Приучайте себя всячески к тому, чтобы больше радоваться, когда с вами презрительно обходятся, укоряют или даже обижают, нежели когда ласкают и приветствуют. В этом самый надежный путь к смирению.
 
Когда покушаешь не вовремя или немного обременишься пищей, то укори себя с покаянием и накажи за это поклонами или прочитай несколько молитв покаянных.
 
Ангелы в каждой церкви записывают постящихся, смотри же, ради кратковременного наслаждения кушаниями не лишись ангельской записи.
 
Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка от пустых бесед, осуждения, подавление в себе гнева, отказ в греховных желаниях, отлучение оскорблений, лжи, божбы.
 
Приветствуй с приятностью, отвечай со светлым лицом, ко всем будь благосклонен, не пускайся в похвалы самому себе, в грехах сам себя обвиняй и не жди обличения от других.
 
Милостыня совершается не одними только деньгами, но и делами. Можно ходатайствовать, можно подать руку помощи. Можешь услугой? Сделай это. Можешь советом? Это иногда важнее всего. Есть награда и за слова. Даже и за самые вздохи. Иногда одно слово может восстановить истомленного скорбями не менее чем деньги.
 
Берегите ваш ум, не занимайте его помыслами и мечтаниями пустыми, лживыми, похотными, вещественными, а для этого молитесь Иисусовой молитвой.
 
Терпящие обиды и скорби должны стараться оказать любовь свою тем, от которых получают огорчения; иначе терпение, не сопровождаемое любовью, обратится в ожесточенную ненависть.
 
В разгаре гнева и раздражения гневливых должно уклоняться от них.
 
Сидишь ли дома или стоишь в церкви, идешь ли куда — имей всегда в сердце своем память о дне смерти, зри свое тело мертвым, помышляй о Страшном Суде и мучениях: огне вечном, черве неусыпающем, скрежете зубов; помышляй о радости праведных и не отрывай ума твоего от всего этого, чтоб хотя таким образом избежать тебе нечистых и вредных мыслей.
 
Должно знать, что райское блаженство не дается без страданий.
 
Пребывать в мире с Богом нельзя без непрерывного покаяния. Что <же> касается до великих грехов, то те должно исповедовать духовному отцу тотчас и принять разрешение, ибо, <согрешая смертно>, не успокоишь духа одним повседневным покаянием.
 
Душе скорби приносят пользу. Они очищают страсти, утверждают смирение, омывают грехи, укрепляют характер, приобщают Христовым страстям, напоминают о Боге.
Главное для христианина — забота о спасении других. Спасению он содействует: молитвой, словом, и взором, и делами, чтобы не соблазнить; наставить, вразумить, укрепить. Особенно <же> распространением Божественных Писаний.
 
Если увидишь разумного — <знающего Священное Писание и добродетельного>, — ходи к нему с раннего утра, и пусть нога твоя истирает пороги дверей его.
 
Пути высшие должны мы предавать Богу через священника (или рассудительного духовного старца), т. е. в важных делах спрашивать обязательно его совета.
 
Имей обычай: путь пред собою всегда ограждать крестным знамением со словами: «Да сокрушатся, Господи, под знамением образа Креста Твоего вся сопротивные силы».
 
Все грехи от любви к себе. Начало добра — отвергнуть себя, распять плоть со страстьми, терпеть огорчения, обиды, напасти.
 
Много есть добрых чувств, но чувство <собственного> негожества — есть основание. Так что коль скоро нет его — все не впрок. Заучите сие хорошенько.
 
Следует удаляться от предмета соблазна. Чего не видит глаз, то не приходит на мысль, а чего нет в мысли, то не трогает воображения и не пробуждает страсти.
 
Когда человек живет в просторе, в изобилии и довольстве, тогда он растет в чрево свое и не возрастает духом, не приносит плодов добрых; а когда живет в тесноте, в бедности, в болезни, в напастях, скорбях, тогда он духовно возрастает, зреет и приносит добрые богатые плоды. Посему-то тесен путь любящих Бога.
 
Бес не только ненавидит наставление, но даже голос наставляющего; ненавидит даже само вопрошение у опытных людей, ибо знает, что при открывании немощей и при исполнении полезных советов обнаруживается его злодейство.
 
Все средства употребляй для снискания мира душевного и знай: ничем, кроме молитвы и уединения, не найдешь его.
 
Были некоторые люди, <которые> молились: «Господи, пошли мне человека, который бы оскорбил меня». А мы не только не просим, но и если по случаю найдет досаждение, то не можем перенести.
 
Если возымеем пристрастие к пище и одежде, то это выйдет идолопоклонство... Ничего не надобно любить более Бога.
 
Для большинства людей скорби за грехи посылаются Богом через их домашних.
 
Руководителем в духовной жизни для всякого христианина обязательно должен быть священник-духовник, к которому должно прибегать не только для исповеди, но и в научение, открывать все то, чем борет враг.
 
Всегда и везде виновной себя признавай, такое смиренное признание делает человека Богу и людям любезным.
 
Надо записывать для покаяния даже маленький грех, как вспомнишь (преподобный Амвросий Оптинский).
 
Три вещи от тебя нужны: трудиться, читать божественные книги и молиться, но делать то советую <по>переменно.
 
Если случится с кем-либо поговорить, нужно стараться, чтобы разговор был по Богу, склонялся к душеполезному; избегай ропота осуждения, празднословия и споров.
 
Учитесь добру из Евангелия и апостольских чтений. Приобретайте, <а если нет возможности приобрести, так и переписывайте>, книги, которые бы очищали ум ваш и умножали познания по учению святых отцов.
 
Нет выше наслаждения для христианина, как вечно молиться за врагов, ненавидящих и творящих нам напасть.
 
Путь к любви Божией — частая Иисусова молитва, молчание в разуме, воздержание во всем, духовное чтение и частое говение.
 
При переживаниях скорбей, болезней, напастей и истощении духовных сил советуется часто причащаться.
 
Когда тебя кто оскорбит, непременно надобно помолиться за этого человека: «Господи, святыми его молитвами даждь мне смирение и терпение».
 
Если не имеем добродетелей, то постараемся, по крайней мере, избавиться от грехов покаянием и терпением находящих скорбей, которые посылаются Промыслом Господним к очищению души нашей от грехов и пороков.
 
О себе же нужно помышлять так: к молитве ленива, нетерпелива в страданиях, жестока в обращении, пустословлю языком, обуреваема в суждении о других, слаба к самой себе, сонлива, ленива, сластолюбива — се аз.
 
Отгоняем же страх Божий от себя тем, что имеем дружбу, сближаемся с людьми, не имеющими страха Божия.
 
Согрешив по немощи в чем-либо, не смущайся и не унывай, а укоряй себя и с сокрушением принеси покаяние — и будешь мирен в душе.
 
Ничто так не смущает и не оскорбляет, губит и печалит самого злейшего сатану, как прилежное чтение Псалтири.
 
Спасительное употребление времени: когда человек проводит время: 1) в молитве, в беседе с Богом; 2) в чтении слова Божия; 3) в посещении храма Божия; 4) в благочестивых разговорах; 5) в делании добрых дел и трудах.
 
Постарайся во всю жизнь иметь духовного отца, открывать ему всякий грех и помысл, пользоваться его советами и наставлениями.
 
На ночь ложиться и утром, <поднимаясь с постели>, — все члены крестить можно. Сердце с молитвою: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» — и грудь, и даже всю себя с молитвой Иисусовой.
 
Для принятия Святаго Духа необходимо изнурить тело <через пост, молитву, земные поклоны и другие посильные подвиги>. «Даждь плоть, и приими Дух», — говорят святые отцы.
 
Хорошо молиться пред Распятием, вспоминая страдания Спасителя: заплевание, заушение, надругание, биение. При этом смиряется дух.
 
Хорошо молить Бога, чтобы Он даровал душе по исходе ее из тела безвредно пройти воздушные мытарства и сохраниться от воздушных бесов.
 
Помощи кто ищет — помоги; обидит кто — прости; сам обидел кого — спеши испросить прощения и примириться; похвалил кто — не гордись; побранил — не сердись; пришло время молитвы — молись; работать — работай и т. д. <Се царский путь, путь спасения>.
 
Всеблагий Господь попускает человеку в этой жизни разные оскорбления и стеснения, болезни и прочее. <И> все это ради того, дабы душу его очистить от грехов и вселить в жизнь вечную.
 
Истинный разум заключается в терпении скорбей и в том, чтоб в бедствиях своих не обвинять ближнего, но самого себя: «Это мне за грехи мои».
 
Как исповедоваться? Хорошо заблаговременно написать не по книге исповедь и прочитать самому перед священником: будет и ему приятно и незатруднительно, и исповедующемуся легко и отрадно (преподобный Амвросий Оптинский).
 
Во время исхода души твоей из тела Ангелы будут показывать все добрые дела — посты, бдение, безмолвие, молчание, непрестанную молитву, частые поклоны и даже самую рогозину твою, истертую от поклонов во свидетельство <против> демонов.
 
Если случается, и молодой, и простец говорит о Божественном или вообще о пути спасения, надо слушать и, по силе, исполнять, а если кто имеет и белую бороду и был бы хоть и священник, но научает противному и несогласному со святыми отцами, то нечего и слушать его.
 
Кающийся должен книги христианские читать и узнавать, в чем грех состоит и в чем доброе дело, дабы возмочь от греха остерегаться и добродетели научиться.
 
Глава и сущность всех добрых дел есть любовь, без которой ни пост, ни бдение, ни труды ничего не значат. Диавол всему может подражать в человеке: назовем ли пост — и он ничего не ест; бдение — но и он никогда не спит и всегда рыкая ходит. Только одна любовь и смирение не подражаемы для него.
 
Должно каждодневно вечером обследовать, что доброго и худого сделано тобою — и доброе забывать, а о худом раскаиваться со слезами. Не осудил ли кого? Не досадил ли кому словом? Не прогневался ли? и т. п. И просить у Господа прощения, а доброе повторять на другой день.
 
Должно убегать развращенных людей, пребывать наедине, плакать о грехах, воздерживать язык и желудок: это выше всех добродетелей.
 
Кто приобщается Святых Таин — спасается; а кто не приобщается — не думаю. Благоговейно приобщающийся, и не один раз в год, будет спасен, благополучен и на самой земле долговечен (преподобный Серафим Саровский)(1).
 
Да будет у тебя в голове ум и смысл, в очах — зрение к Богу и в землю, в ушах — слышание Божьего слова, в груди — вздыхание о грехах, в языке — истина, в устах — молитва, в руках — подаяние бедным, в сердце — безгневие, в теле — чистота, в желудке — алчба, в коленях — поклонение к Богу.
 
Не ленись посещать болящих Господа ради, ибо <это> равно милостыни (т. е. сходить за пищей, затопить печь, вынести ведро, купить лекарство).
 
Беседуй чаще с духовными врачами (т. е. со священниками и благочестивыми христианами), чтобы самой себе быть здоровой душой. От них ты можешь научиться, как жить, чтобы спастись от вечных мук.
 
Никакие жертвы, ни обряды, ни добрые дела нас не спасут, если мы не будем иметь смирения. Как же нам быть смиренными? Случается ли с нами несчастье, горе какое, уничижают ли нас, клевета ли какая, болезнь ли нас постигла — все надо принимать от руки Божией за грехи. Значит, Господь нас здесь наказует, любя. Если мы будем все на пути жизни случающееся неприятное принимать как за грехи наши, то получим прощение грехов и наследуем вечную жизнь.
---
1 Молитвенное правило Серафимо-Дивеевского монастыря. Дивеево, 2001.
 
Обращаясь с худыми, и сам сделаешься худым, с хорошими, добрыми, богобоязненными — и сам сделаешься хорошим, добрым и богобоязненным.
 
Не желайте никаких видений, ни снов — это очень опасно; желайте лишь одного откровения: «Господи, даруй ми зрети моя согрешения».
 
Самый верный признак того, что в нас нет еще и зачатков любви к Богу, есть тяготиться служением Богу, нехотя исполнять, а тем более совсем не исполнять своих обязанностей в отношении к Нему.
 
Чтоб мысли ваши всегда были чисты, выберите для себя одну какую-либо краткую молитву и повторяйте ее. Она будет освящать ваши чувства.
 
Идя в церковь, читай: «Богородице Дево, радуйся», — и ни с кем не разговаривай, а то будешь подобна сосуду, который был полон, да дорогой расплескался.
 
Если христианин будет держаться дома, то будет преуспевать в духовной жизни и в молитве, а если он ходит по домам, соседям, то потеряет мир душевный и будет никуда не годным.
 
Если бы вы знали, что значит покаяние! Через него мы можем получить прощение грехов и сподобиться принять в себя Самого Господа в Святом Причащении. Если бы вы это понимали, то о том только бы и думали, как очистить свою душу.
 
Не ленись ходить в церковь Божию. Ходящий с усердием в церковь есть друг Христов, а оставляющий ее с презорством есть враг Божий и друг диавола.
 
Церковь есть кров Божий. Когда находишься в ней, волк не нападет на тебя, а когда ты вне, дикие звери пожрут тебя.
 
Где игры, смехи, пустые праздные разговоры, утехи — там демонский праздник, а где чтение и беседа о Боге, молитвы, слезы о грехах, воздыхание и сокрушение сердца — там Бог, там радость и веселие Ангелов.
 
В чем состоит приготовление к Святым Тайнам? Не в том только состоит приготовление, чтобы не опускать ни одной службы в храме да чтобы масло не попало в ложку: надобно внутреннее очищение, чтобы тщеславия не было, гордой мысли не удерживать ни на минуту.
 
Пресвятую Богородицу с каждым своим дыханием призывайте, на каждый свой вздох: что вздохнули, то и в уме <вздохните> молитву к Ней.
 
Будем избегать во всем (одежде, в пище, в мебели и проч.) излишества и не переступать пределы наших нужд, ибо мы должны будем отдать отчет и ответ за все Господу.
 
Если хочешь, чтобы Бог услышал молитву твою, то прежде всего принеси молитву о врагах своих, и ради этого Бог услышит молитву твою.
 
Спрашивавшим у него, как спастись, старец Наум говорил: «Спрашивай у своей совести, слушайся ее, и она наставит тебя на путь спасения»(1).
----
1)Соловецкий патерик.М.1991
 
Грехи очищаются покаянием, слезами и терпением обид в духе беззлобия. Поэтому не уклоняйся от обид, не лишай себя венцов, не беги от исцеления души.
 
Будем остерегаться говорить о себе что-нибудь доброе, потому что это делает нас и перед людьми ненавистными, и перед Богом мерзкими.
 
Если кто раньше всех придет в церковь, раньше всех сподобится и милости от Господа. И сколько времени будет находиться в церкви в ожидании службы, столько примет и благодати от Бога.
 
Милостыня совершается не одними только деньгами, но и делами, и оказанием помощи, и услугой, и заботой, и советом, и словом, и даже вздохом.
 
Устраним себя от случаев, при которых неизбежно должны бываем видеть и слышать много худого, посему нам должно удаляться от всех тех мест и жилищ, в которых всего более подаются худые примеры, и отнюдь не уступать никаким приглашениям.
 
Чрезмерные телесные подвиги — труды, посты, бдения — разрушают телесное здоровье и направляют дух к самомнению и самообольщению.
 
Человек до вступления в искушение молится Богу как чужой Ему, а, подвергшись ради Него искушению, молится, как свой и как бы имея Его, Бога, должником себе (преподобный Исаак Сирин)(1)
----
1)Свт. Игнатий (Брянчанинов) Собрание писем. М. 2009.
 
Не извиняйся незнанием, ибо неведевый, сотворивый же достойная ранам, биен будет за то, что не узнал (см. Лк. 12: 48).
 
Помни два помысла и бойся их: один говорит — ты святой; другой — ты не спасешься. Оба эти помысла — от диавола, и нет в них истины.
 
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
 
Когда кто отвергает от себя праведное или неправедное обличение, тот отвергается своего спасения. А кто принимает его, тот скоро получит прощение согрешений.
 
Не отчаивайся, если и каждый день падаешь, и не отступай от пути Божия, но стой мужественно; и, без сомнения, Ангел, который хранит тебя, почтит твое терпение.
 
Нужно больше всего беречь глаза: где ни бываешь, всюду держи глаза вниз, вспоминая грехи и смотря в землю, в которую должна будешь отойти.
 
Жить просто — значит не осуждать, не зазирать никого. Например, идет монахиня, например, прошла — да и только. Это значит — думать просто. А то при виде проходящей монахини можно подумать с худой стороны: она такая-то, характер у нее такой-то. Вот уже это не просто.
 
Старайся непрестанно иметь сокровенную в сердце твоем молитву. Ибо таким образом душа твоя, прежде еще смерти, станет подобна Ангелам.
 
Если хочешь последовать Господу, то приготовь сердце твое переносить благодушно уничижение, любить оскорбляющих тебя, смиряться перед всеми, обуздывать свои пожелания.
 
Христиане не должны никого осуждать: ни явную блудницу, ни грешников, ни людей бесчинных, но смотреть на всех с простодушием, чистым оком.
 
Господь требует от тебя, чтобы сам на себя был ты гневен, не соглашался на злые, блудные, гневливые, тщеславные, осудительные мысли и не услаждался ими.
 
Необходимо пастырю удаляться от соблазнов, а не сближаться с ними.
 
Если ты не имеешь правильной, православной, веры, то напрасны все твои добродетельные подвиги.
 
Истинная свобода — в господстве духа над телом и над всем, что имеет временное значение и относительную ценность... Блага мира полезны для тела и безразличны для духа; они не удовлетворяют духовных запросов и потому не могут для него иметь безусловной цены и значения.
 
Католический обычай приступать к исповеди и Святому Причащению без должного приготовления начинает прививаться и у нас. И у нас многие придут один раз в церковь, исповедуются перед самой Литургией и тогда же приступают к Святым Тайнам, и таким образом в течение каких-нибудь двух часов успевают отговеть и покаяться в своих грехах. Нужно сказать, что этот обычай весьма пагубный. Он не да-
ет возможности человеку как следует обдумать свои грехи, войти в свою душу, чтобы расположить себя к покаянию, а также не позволяет ему предаться молитвенным подвигам, чтобы достойно приготовиться к принятию Святых Таин. Нужно действовать на худых убеждением, влиять нравственно, а потом уже прибегать к наказанию.
 
Терпеливое перенесение потери сокровищ, <т. е. перенесение воровства> равносильно добровольной раздаче милостыни (из жития святого Арефы Пегерского).
 
Верь несомненно: на общей исповеди в один раз — где все припомнить и познать все свои недостатки, чтобы получить достойное врачевание всех пороков душевных?! Это много удобнее при постоянном наблюдении над собой и при постоянной исповеди своему духовнику. Но кто будет так постоянно поступать, против того всегда будут вооружаться нездравомыслящие люди, будучи послушными орудиями врага спасения рода человеческого.
 
Что такое покаяние? Это есть «охаяние» себя, самая строгая и придирчивая самокритика и самооценка всех своих заблуждений, пороков, страстей, не только явных, но и тайных, никому неведомых и незнаемых. Покаяться — <прежде всего> значит «охаять» себя так, как мог бы охаять нас самый закоренелый, самый беспощадный враг наш, всю нашу «подноготную» вывести на свет Божий, все, о чем даже страшно есть и глаголати... Вторая половина потребует еще большего напряжения воли и мужества, а именно — если трудно покаяться, то еще труднее «принести плоды, достойные покаяния... » Ведь это что значит? Что нужно сделаться совсем другим человеком, нежели кем был
ранее: из блудника и прелюбодея — целомудренным, из грубого — смиренным, из пьяницы — трезвенником, из чревоугодника — воздержанным постником, из скупца и сребролюбца — щедрым и бессребреником и т. д.
 
Должно строго следить за собой и ставить себя в узкие рамки, чтобы отвечать людям кратко и на одни только нужные вопросы, пустых же избегать всячески.
 
Во время молитвы нашей часто враг низлагает людей помыслами и пожеланиями денег, сластей или почестей мира сего, разбивает молитву и ругается над человеком и Богом.
 
Бесы всеми силами и хитростью прежде всего стараются разрушать в нас любовь и уважение к ближним, внушая нам лукавые и недостойные, презорливые и хульные мысли касательно ближних наших, с коими мы имеем так или иначе общение.
 
В жизни христианина необходимо понуждение себя на всякое дело — на молитву тайную и явную, на чтение и слушание слова Божия, на божественные службы, понуждение ко всякому исправлению от грехов и страстей всяческих — от самолюбия, самоугодия, пло-тоугодия, чревоугодия, лености, скупости, алчности, корыстолюбия, честолюбия, зависти, гордости, злобы, зложелательства, прожорливости, злорадства, злопамятства, непослушания, ропота, малодушия, неверия, нечистых воспоминаний и воображений лиц и предметов, от лукавых, скверных и хульных помышлений, от суеверий, необходимо понуждение себя на делание добрых дел.
 
Не забывай... истины, которую изрек Господь: «Хотящии благочестно жити в веце сем — гонимы будут». Враг гонит благочестивых через ближайших к нам и сослужащих с нами (святой Иоанн Кронштадтский).
 
Мирские ли книги и газеты с увлечением почитаю — опять хладею к Богу и к Небу (святой Иоанн Кронштадтский).
 
Враг спасения борет то леностью, то нерадением, то чтением пустого.
 
Нередко духовник, по необходимости совершая кратко, поспешно исповедь, испытывает мучительную нравственную неудовлетворенность от сознания, что лучшее средство пастырского влияния проскользнуло.
 
Кто добрый человек? <По-настоящему> добр только религиозный человек.
 
Делать добро и требовать воздаяния — значит уничтожать действие и силу добра.
 
Если ты хочешь привыкнуть к какому-нибудь делу, то тебе нужно часто и много делать это дело; и наоборот, если ты желаешь отвыкнуть от чего-нибудь, то не делай этого. То же самое бывает и со способностями нашей души: когда ты сердишься, то знай, что делаешь не одно это зло, но что вместе с тем ты усиливаешь в себе привычку к гневу, ты подкладываешь дров в огонь. Когда ты поддался плотскому соблазну, то не думай, что ты провинился только в этом — и больше ничего; нет, ты в то же время усилил еще привычку к похотливым поступкам.
 
Помни всегда два времени: одно настоящее время, в которое, уступив порочным помыслам, ты будешь наслаждаться похотью, и другое время, в которое, насытившись ею, ты будешь каяться и укорять себя.
 
Если люди, упоенные богатством, заграждают свой слух для моих <призывов к милосердию>, зато заметят их живущие в бедности. Но как, скажешь, идет это к бедным? Ведь у них нет ни золота, ни многих одежд? Но у них есть хлеб и холодная вода, и ноги, чтобы посетить больных; есть язык и слово, чтобы утешить несчастного; дом и кров, чтобы принять странника (святитель Иоанн Златоуст)(1).
 
Бедность научает нас и мудрости, и терпению, и великому любомудрию... Ведь и Лазарь жил в бедности и, однако, был увенчан; и Иаков желал иметь только хлеб, и Иосиф находился в крайней бедности и был не только рабом, но и узником, и, однако ж, потому мы еще более удивляемся ему. Мы не столько восхваляем его в том случае, когда он раздавал пшеницу, сколько в том, когда находился в темнице; не столько тогда, когда имел на себе царский венец, сколько тогда, когда был в оковах; не тогда, когда восседал на троне, а когда подвергался козням и был продан!... Итак, представляя себе все это и помышляя о венцах, сплетаемых этими подвигами, будем удивляться не богатству и почестям, не удовольствиям и владычеству, а бедности, оковам, узам и терпению ради добродетели.
 
«Горе вам, если все будут говорить о вас хорошо», — сказал Христос. Смысл этих слов тот, что не следует нам ставить себе внешнюю цель: угождать людям,
---
1 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 8. Ч. 1. М. , 1991.
 
подлаживаясь и приноравливаясь к множеству их несовершенных и разноречивых вкусов, хотений и капризов, а что следует поставить себе внутреннюю цель — угождать Богу, прислушиваясь к Его единой и совершенной воле.
 
Скрывайтесь от несчастного, которому помогаете: пусть он наслаждается благодеянием, не зная имени своего благодетеля.
 
Апостол Павел назвал сребролюбие идолослужением. Почему же он назвал его идолослужением? А потому, что многие, имея богатство, не смеют им пользоваться, но считают его святыней и, не смея коснуться его, как бы чего-нибудь посвященного Богу, передают в целости внукам и их потомкам (святитель Иоанн Златоуст)(1).
 
Доброе дело совершается всегда с усилием, но когда усилие повторено множество раз — то же дело становится привычкой, добродетелью.
 
Больному: Не можешь служить людям трудами — служи примером терпения болезни <с любовью к Богу>.
 
Законы человеческие хороши и ценны, лишь поскольку они сообразуются с законом Бога, применяя и развивая его. И дурны всегда, когда противоречат этому закону, <например, закон человеческий разрешает делать аборт, а Божий запрещает делать аборт>, и в таком случае мы не только вправе, но и обязаны нарушать их.
---
1 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 8. Ч. 1. М. , 1991.
 
Пусть никто не оскорбляет никого ни делом, ни мыслью.
 
Должно иметь в душе и сердце скорбь непрестанную о грехах своих.
 
Внимай сему крепко, чтобы отнюдь не быть в келии своей праздному, ибо праздность — первая учительница всякому злу.
 
Берегись, как <только> можно, от пустого глазения по сторонам, развлекающего ум, обольщающего чувства, а нередко и обременяющего совесть и душу твою.