Об исповедничестве и мученичестве за Христа
 
Блаженны умершие за Господа, ибо за одно
мгновение приобретут целые века
 
Должны мы иметь решимость и умереть за Христа, за заповеди Его и за спасение братий наших, чтобы не иметь нам надежды на себя самих, но на единого Бога. Если и не случится нам умереть насильственной и мученической смертью, то человеколюбивый Бог наш вменит нам то, что мы умерли произволением, <т.е. имели решимость и держали готовность умереть за Него>, в действительное пострадание смерти, как говорит и Апостол: по вся дни умираю (1 Кор. 15: 31), — и не потому, чтобы он многократно умирал самым делом, но произволением (преподобный Симеон Новый Богослов)1.
 
Не надлежит по нерадению уступати и оставляти веру, опасаясь бедствия. Чего ради подобает дух приготовляти, мысль приучити и утвердити в постоянстве, дабы дух не мог никаким страхом воз-мутитися и преодолетися печалями и мучениями. Трудно сие сносити: но как всякое мучение побеждается страхом тягчайшего мучения: т.е. если укре-пиши твой дух и не отступиши от правила разума и представиши себе страх Суда Божия и вечные мучения, можеши сия понести (святитель Амвросий Медиоланский).
---
1. Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Т.2. М., 202
 
Нам надо быть смелыми, а никак не бояться. И не во много ли раз тяжелее — во избежание боли от ударов предать веру и за это и здесь не иметь покоя от стыда падения <т. е. отречения> и от укоров совести, и в том веке терпеть безконечные муки? Кто же бессмыслен, кто так жестокосерд, кто безумен, чтобы не знать, что страдать за Христа хорошо? (преподобный Феодор Студит)1.
 
Христианин не должен страшиться и мучиться в напастях, колеблясь в надежде на Бога, но ему надо быть смелым, потому что с ним Господь, с ним Дух Святый (святитель Василий Великий).
 
Страшись более Бога и мук вечных, нежели людей и кратковременного озлобления (священномугеник Киприан Карфагенский)2.
 
Боязливых Бог не любит. Почему? Потому, что они близки к унынию, отчаянию, а это смертные грехи (преподобный Варсонофий Оптинский).
 
В старину мученики иные — сегодня и мысли о страдании пугали их, а завтра — пламенные страдальцы великих мук и дерзновенные исповедники имени Иисуса Христа — это по благодати Божией, которая привлекается верой, смирением духа и молитвой (старец Иоанн Троицкий).
 
Мучеником за Христа делает не одна только смерть, но и душевное расположение (святитель Иоанн Златоуст)3.
---
1 Прп. Феодор Студит. Послания. М. , 2002.
2 Творенія святаго священномученика Кипріана, епископа Карфагенскаго. Ч. I. Кіевъ: Типографія Корчакъ-Новицкаго, 1891.
3 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. Ч. 2. М. , 1991.
 
Мужество и смелость должно держать в руках, как бы какой щит, чтобы не упасть духом, когда находит уныние и устремляются на нас нечестивые (святитель Григорий Нисский).
 
Нельзя из трусости отступать от веры, а для этого необходимо упражняться в стойкости, чтобы ум наш не могли смутить никакие ужасы, ни печали, ни мучения. Храбрый и предусмотрительный предупреждает могущее произойти событие, его ничто не застигнет врасплох, неподготовленным (святитель Амвросий Медиоланский).
 
Не оставайся один, но будь с кем-нибудь <из верующих> или даже со многими (преподобный Феодор Студит)1.
 
Смелость и ревность о славе Божией сильнее бывает, когда христианин бывает не один.
 
Если представится вам случай славной смерти — умрите; если же вы упустите его, то не так легко его дождаться опять (святитель Амвросий Медиоланский)2.
 
Смертны люди все, а мучеников из нас немного.
 
Во время гонения на веру слаб? Беги, когда есть возможность, а когда пойман, свидетельствуй, не боясь. Никак себе не должно позволять хоть для вида только сделать то, что требуется в знак отречения, ибо это то же, что отречение. Исповедничество должно и всегда
---
1. Прп. Феодор Студит. Послания М., 2002
2. Свт. Амвросий Медиоланский. Об обязанностях священнослужителей. Казань, 1908
 
 
возгревать в себе, чтоб неготовым не застало время невзгоды, надо постоянно быть готовым страдать и умереть за имя Христово и веру святую. Это духовное исповедничество или сокровенное мученичество, когда христианин сердцем распят, хотя телом жив (святитель Феофан Затворник).
 
Рассмотри окружающее тебя и знай, что начальники и владыки имеют власть над телом только, а не над душой, и всегда держи сие в мысли своей (преподобный Антоний Великий)1.
 
Должно также предусматривать, да не внемлем ласкателям — гонителям христиан, ибо склоняться на ласкательство есть дело не храбрости, но нерадения.
 
Не должно самому кидаться в искушения, а напротив того: надобно молиться, чтобы не впасть в искушение... Даже и тогда, когда сердце стремится пролить кровь свою за Христа, и тогда нужно оставаться в жизни, чтобы принести пользу делу Господню (святитель Василий Великий).
 
Во время гонения душевнополезно христианину читать жития и страдания святых мучеников.
 
От угроз будет тогда на малодушных уныние. Но ты, сын мой, радуйся, ежели доживешь до этого времени, ибо тогда верующие, не показавшие других добродетелей, будут получать венцы за одно только стояние в вере по слову Господа: «Кто исповедает Меня пред человеки, исповедаю и Аз его пред Отцем Моим» (преподобный Анатолий Оптинский).
----
1. Добротолюбие. Т.1. М., 2007
 
 
Бойся, сын мой, бойся потерять уготованный венец, бойся быть отверженным от Христа во тьму кромешную и в муку вечную. Мужественно стой в вере и, если нужно, с радостью терпи изгнание и другие скорби, ибо с тобою Господь, и Его мученики и исповедники с радостью будут взирать на твои подвиги. «Буди верен даже до смерти, и дам тебе венец живота», — говорит Господь (из послания Оптинских старцев).
 
Некоторые пытались сладкоречивыми советами ввести мученика Гордия в заблуждение и говорили: «Словом только произнеси отречение, а в душе имей веру, какую хочешь», — но он отверг коварные советы их.
 
Святого Евпла заставляли мучители выдать священные книги, чтобы сжечь их. «Я охотно готов умереть, — отвечал он, — но не выдам их». Язычники отсекли ему голову, привязав к ней Святое Евангелие.
 
Святая Голиндуха (память 12 июля) претерпела страдания за распространение христианства.
 
Из видения преподобного Василия Новаго об отвергших Христа: «После этого огненные Ангелы пошли на ту сторону, где были те христиане, которые во время гонения отверглись от Господа. И их постигла участь — они брошены в огненное море. Они громко начали кричать, с мольбой взывая к Богу: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!" — но не были помилованы».
 
Временно отрекшиеся от Христа <во время гонений> сподоблялись Святого Причастия только при конце жизни1.
 
Настало время мученичества. Души верных должны подвергнуться испытанию, да явится верность каждого (преподобный Аполлоний).
 
Исповедничество открытое никак не может быть излишним, когда делается по любви к Господу с здравым рвением, а не буйным фанатизмом (святитель Феофан Затворник).
 
Исповедание Господа должно быть совершаемо умом, сердцем, словом, делом, всей жизнью. Стыд, робость, колебание — нетерпимы при исповедании... необходимо исповедание устами и словом (святитель Игнатий (Брянчанинов)).
 
В бедствиях, испытаниях и скорбях приближается к нам враг, все подвергая искушению и стараясь погубить (святитель Афанасий Великий)2.
 
Трус опасен!.. Легко пленяемый трусостью увлекает к малодушию даже сильного и отважного.
 
Никто не должен из трусости отступать, из страха перед опасностию отказываться от веры, почему необходимо подготовлять свой дух, упражнять ум, ут-
---
1 Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах, составленное и обработанное смиреннейшим иеромонахом Матфеем, или Алфавитная Синтагма Матфея Властаря. М. , 1996.
2 Творенія иже во святыхъ отца нашего Афанасія Великаго, Архіепископа Александрійскаго. Ч. 3. Изданіе второе, исправленное и дополненное. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра, 1903.
 
верждая его в устойчивости, дабы дух не могли смутить никакие ужасы, не могли сокрушить никакие печали, не могли сломить никакие истязания. Трудно, правда, это перенести, но поскольку все мучения обычно побеждаются страхом еще больших наказаний, то и ты сможешь твердо перенести все страдания, если только размышлением укрепишь твой дух, если ты чаще будешь представлять себе Страшный Суд Божий и муки вечного наказания.
 
О письмах во время гонения
С вятой Григорий Богослов говорит, что даже из изгнания он не переставал письмами укреплять и поддерживать своих пасомых, из которых многих сделал мучениками.
 
Так как у меня нет спутников, то обоих письмоносцев я взял к себе совсем на служение слову истины. Какое именно? — Разъезжать по всем странам и благовествовать братьям о спасении (преподобный Феодор Студит)1.
 
А я, несчастный, проникаюсь страхом пред Божиим судом и прихожу в негодование, когда не посылаю или не получаю писем. Ведь это дело божественной любви, а молчать и таить про себя свои намерения — небезопасно (преподобный Феодор Студит)2.
 
Поддерживай братьев письмами, а иногда через послов... Присланное мною слово пусть перепишут, что-
---
1. Прп. Федор Студит. Послания М., 2002
2. Там же
 
бы оно хранилось и у других (преподобный Феодор Студит)1.
 
Ведь и награда тебе предстоит (за переписку писем и распространение их) немалая, и половины ее было бы достаточно мне, грешному, для приобретения пользы душевной (преподобный Феодор Студит).