Из святоотеческого духовного наследия
Внутренний, духовный пост состоит в ограничении всех наших житейских потребностей, в добровольном лишении всякого рода удовольствий, а преимущественно — в обуздывании всех наших страстей и пожеланий, удаляющих душу нашу от Бога, в воздержании от злых дел, особенно от ссоры, ненависти, вражды и злобы на ближнего.
Святитель Феофан Затворник
 
Направление учения Святых Отцов в наше время не терпимо. Не терпят его оттого, что чужды ему, не знают его, не изучили его, нисколько не занялись им.
  Святитель Игнатий (Брянчанинов)
 
Гневайтесь, когда причину имеете на кого гневаться; ибо нельзя тому статься, чтобы недостойные и злые дела не трогали нас, иначе сие будет не добродетель, но нечувствительность.
Святитель Амвросий Медиоланский
 
Мщение — есть столь великое зло, что уже данное прощение грехов через него отменялось.
Святитель Иоанн Златоуст
 
О дин помысл может удалить человека от Бога, как скоро человек примет его и подчинится ему... Если только один страстный помысл обратит себе человек в навык, то враг, когда ни вздумает, низлагает душу, потому что она находится в руках его по причине страсти.
Святитель Феофан Затворник
 
Господь посылает и искушения: кому посылаются скорби, тот, значит, есть часть Божия, а кому идет все как по маслу, тот — часть диавола.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
 
Во время брани полезно утеснять тело.
Преподобные Варсонофий и Иоанн
 
Непременно нужно умерщвление сердца для мира скорбями, чтоб оно могло всецело устремиться к исканию Бога. Бог <того>, которого отделяет в ближайшее служение Себе, и <из которого творит> сосуд духовных дарований, тому посылает скорби. Он едва открылся апостолу Павлу, как уже определяет ему в удел страдания, возвещает о них: Аз скажу ему о имени Моем, елико подобает ему пострадати (Деян. 9: 10). Люди, наносящие скорбь, и скорбные обстоятельства — только орудия во всемогущей деснице Божией.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
 
Жизнь духовная требует уединения, тишины, молчания, самоуглубления, самоотвержения, сострадательности, отречения от сует житейских и утешений.
Преподобный Арсений Афонский
 
В сякие шутки подобает нам отвергать, ибо мы ли будем искать вину смеяться здесь, когда Господь говорит: Горе вам смеющиеся ныне: ибо возрыдаете и восплачете! (Лк. 6: 25).
Святитель Амвросий Медиоланский
 
Н адобно стараться отвлекать ум от развлечения в памятовании смерти и суда Божия.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
 
Самоукорение может заменить досады и безчестия и привести упражняющегося в нем в меру креста о Христе Иисусе, Господе нашем.
Преподобные Варсонофий и Иоанн
 
Нужно иметь внимание к своей внутренней жизни так, чтобы не замечать того, что делается вокруг тебя. Тогда осуждать не будешь.
Преподобный Амвросий Оптинский
 
Разговорам нашим прилично быть исполненным только приятности и сладости.
Святитель Амвросий Медиоланский
 
По мере угождения телу делается оно прихотливее, требовательнее, изнеженнее, неспособнее к терпению, несноснее в лишениях и болезнях. Следовательно, чем более угождает человек телу своему, тем больше скорби готовит себе в будущем.
Преподобный Арсений Афонский
 
Нужны нам большая осторожность, большая осмотрительность, более благоразумия: примеры святости, средства к достижению святости уменьшились, — примеры соблазнительные, средства расстроить себя грехом умножились.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
 
О бставляешь ты себя удобствами жизни, обеспечиваешь в будущем, а не ведаешь и не помышляешь, что, быть может в самом разгаре твоей суетной де-
ятельности, внезапно найдет на тебя смертный час; не памятуешь ты сказанного: в чем тебя застану, в том и буду судить тебя.
Старец Арсений Афонский
 
Имеющий добрую волю ко спасению оскорбляет свое тело, примешивая во всяком случае, при удовлетворении своих потребностей, хотя небольшую скорбь.
Преподобные Варсонофий и Иоанн
 
Нужно иметь внимание к своей внутренней жизни так, чтобы не замечать того, что делается вокруг тебя. Тогда осуждать не будешь.
Преподобный Амвросий Оптинский
 
Искушений не должно бояться, потому что за нас Бог; они всегда служат к великому благу, от них не нужно впадать в уныние и малодушие; когда постигают нас, не должно скорбеть, апостол называет их стрелами лукавого.
Святитель Иоанн Златоуст
 
При делании добра надо иметь намерение принести пользу, а не вред. Так как когда окажешь щедрость свою роскошному для роскошествования, прелюбодею на мзду для прелюбодеяния, то это не есть благотворение.
Святитель Амвросий Медиоланский
 
Христианин не должен страшиться и мучиться в напастях, колеблясь в надежде на Бога, но ему надо быть смелым, потому что с ним Господь, с ним Дух Святый
Святитель Василий Великий
 
Нам надо быть смелыми, а никак не бояться. И не во много ли раз тяжелее — во избежание боли от ударов предать веру и за это и здесь не иметь покоя от стыда падения <т.е. отречения> и от укоров совести, и в том веке терпеть безконечные муки? Кто же безсмыслен, кто так жестокосерд, кто безумен, чтобы не знать, что страдать за Христа хорошо?
Преподобный Феодор Студит
 
Человек, до вступления в искушение молится Богу как чужой Ему, а подвергшись ради Него искушению, молится как свой, и как бы имея Его, Бога, должником себе
Преподобный Исаак Сирин
 
Если люди, упоенные богатством, заграждают свой слух для моих <призывов к милосердию>, зато заметят их живущие в бедности. Но как, скажешь, идет это к бедным? Ведь у них нет ни золота, ни многих одежд? Но у них есть хлеб и холодная вода, и ноги, чтобы посетить больных; есть язык и слово, чтобы утешить несчастного; дом и кров, чтобы принять странника
Святитель Иоанн Златоуст
 
М удрости надо учиться долгим опытом. Дается она от Бога за послушание.
Преподобный Силуан Афонский
 
Р ассуждение есть совесть неоскверненная и чистое чувство.
Преподобный Иоанн Лествичник
 
Добрая рассудительность является плодом долгого обучения... Рассуждением человек разбирает свои желания, слова и дела и отступает от всех тех, которые удаляют его от Бога. Рассуждением он расстраивает козни врага, верою различая, что хорошо и что худо.
Кто премудр? — Тот, кто везде и всегда опасно (с рассуждением, а не легкомысленно) поступает и невидимого Бога, как видимого, пред собою имеет.
Святитель Тихон Задонский
 
Краток и удобоисполним закон Божий. Он состоит из любви к Богу и ближним, как к самому себе.
Святой Иоанн Кронштадтский
 
Война с диаволом прекращает другую войну — против Бога. Враждуем с диаволом — это значит примиряемся с Богом.
Святитель Иоанн Златоуст
 
Всякая душа, потерявшая мир, должна покаяться, и Господь простит грехи, и будет тогда радость на душе и мир, и не надо других свидетелей, но Сам Дух свидетельствует, что грехи прощены. Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои.
Преподобный Силуан Афонский
 
Демоны не суть видимые тела, но мы бываем для них телами, когда души наши принимают от них помышления темные, ибо, принявши эти помышления, мы принимаем самих демонов и явными делаем их в теле.
Преподобный Антоний Великий
 
Если мы вообще отвергаем все губительные внушения бесов, то они оставляют нас и не осмеливаются более приступать к нам. Злые духи знают, что когда Бог по-
пустит им искушать преданного ему человека, то тем уготовляет им большее наказание.
Преподобный Антоний Великий
 
Мы верим, что демоны также ведут брань не без труда. Ибо и сами они в этой брани имеют некоторое беспокойство и скорби, особенно, когда сразятся с более сильными соперниками, т.е. святыми и совершенными мужами.
Авва Серен
 
Духовную брань с духами злобы нужно вести смирением, частым исповеданием, молитвою.
Святитель Григорий Двоеслов
 
Внешняя мудрость не только не содействует благочестию, но более бывает помехою и препятствием; истинное образование есть страх Божий.
Святитель Иоанн Златоуст
 
Демоны не могут произносить спасительного имени — Иисус. Точно так же никак не могут ухитриться показать правильное изображение креста и тем паче распятие Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.
Из Афонского листка
 
Пр илепление к вещи и к плоти есть ложь, обольщение бесовское и воля диавольская.
Чтобы не терпеть непрерывных стужений злого духа, надо постоянно иметь в сердце Иисусову молитву. Против невидимого диавола — Невидимый Бог, против крепкого — Крепчайший.
Святой Иоанн Кронштадтский
 
Бесплотные враги во время молитвы и вне молитвы внушают людям скверные, лукавые и хульные помыслы, располагают к лености душу и тело, наводят сон, заставляют делать поблажку плоти через неблаговременное сидение, приклонение к стене или какой-либо вещи и проч. Они внушают брезгливость и гнушение всеми или наводят на человека боязнь людей или чего-то неопределенного.
Святой Иоанн Кронштадтский
 
Если кто верует — Духом верует, если кто уразумевает тайны премудрости Божией — Духом уразумевает, если кто пророчествует — Духом пророчествует, если кто молится — Духом молится. И ни одно вообще действие не бывает истинно богоугодно, коль скоро оно не совершается в нас и через нас Духом Святым. Действие без Духа и не от Духа не суть настоящие христианские дела, кои все должны быть духовны. Посему всякий должен исповедать, что если есть в делах его что доброе, то оно таково от благодати Святаго Духа.
Святитель Феофан Затворник
 
Смирение состоит в том, чтобы умерщвлять свою волю; открывать старцу своему не только дела свои, но и мысли; быть довольным всяким состоянием, как бы оно ни было низко, не обижаться на тех людей, которые приписывают нам пороки и грехи.
Авва Кассиан
 
Смирение есть сознание умом своей немощи и бессилия.
Преподобный Иоанн Лествичник
 
Шестью помышлениями: о Боге, о страдании Христовом, о часе исхода нашего, о дне суда, о страшном мучении и о вечной жизни — душа праведного побеждает врага и так охраняется от него.
Авва Орсисий
 
Мудрость и совет научают словом, а скорбь выдалбливает страх или грех. И научает человека не словом, а делом.
Преподобный Анатолий Оптинский
 
М удрость законоучителя требует удобства времени: кто свободен от дел, тот может быть мудрым, чтобы упражняться в законе Господнем.
М удрость состоит не в знании, как должно нести труд, но славится постоянством и кротостью.
Преподобный Ефрем Сирин
 
М олитва верующих есть величайшее мучение и ужас для злых духов.
Преподобный Нил Синайский
 
Как никто не смеет приблизиться к тому, кто беседует с царем земным, и пресечь беседу, которую он ведет, так и демоны не дерзают приблизиться к тому, кто с Богом беседует.
Преподобный Симеон Новый Богослов
 
Относительно злых духов известно, что и сих отверженцев Господь готов был бы принять, но они сами того не желают в ожесточении своей гордыни.
Архиепископ Вологодский Никон
 
Демон не может причинить нам зла, если из души изгнано уныние.
Святитель Иоанн Златоуст Наносятся нам скорби злыми духами, с которыми мы находимся в войне, по словам апостола; они наблюдают за нашими словами и делами, а по ним заключают о помыслах, которые, естественно, должны быть подобны словам и делам. Справедливо умозаключение демонов!
Преподобный Марк Подвижник
 
В рассуждении тяжких грехов вы имеете над собой власть. А этими малыми грехами, как неважными, каждый пренебрегает, думая, что о них не спросят. Но ими-то и увлекает нас диавол, ибо приводит к тому, что каждый из нас пренебрегает ими, как ничего не значащими.
Преподобный Ефрем Сирин