Из записок архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Духовный опыт святых отцов свидетельствует, что именно сердце, а не разум чувствует присутствие Божие... Именно сердце, а не ум (как пытаются доказать психологи) мыслит, размышляет, познает.
 
Еще не конец мира (хотя, может быть, эпоха преддверия его); ибо к концу мира о конце мира перестанут думать.
 
Если задуматься над вопросом о целесообразности смерти тела, то по многим причинам можно понять ее пользу и даже необходимость для падшего человечества. Поэтому смерть тела не «нелепа», как говорят про нее люди мира сего, а необходима и целесообразна. Смерть тела для многих — это средство спасения от духовной гибели.
 
Русская Православная Церковь неукоснительно должна сохранять старый стиль — Юлианский календарь, по которому преемственно молилась тысячелетие Русская Церковь.
 
Характер и свойства принадлежат душе, а не телу.
 
И коны сейчас не уничтожают, их собирают, за ними охотятся, но одни видят в них лишь красоту старины — экзотику, другие пленяются профессиональным совершенством изображения, третьи святотатственно простирают к ним руки, чтобы превратить их в сребро или злато. Не кощунство ли это?! И держат они в руках своих и на стенах своих домов иконы, но не ведают того, что Дух Святый, ища в обладателях икон живые одушевленные храмы, достойные вселения святости, и не найдя таковых — отступает. И произносит о них горестный приговор: Несть ра-зумеваяй и несть взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе непотребни быша... (Рим. 3: 11-12). И гнев Божий пребывает на них.
 
Каждому из нас предлежит делать дела своего личного спасения. Каждому из нас дан крест нашей личной жизни, указан путь, и только на нем ты будешь полезен, именно на нем будешь делать дело по воле Божией, а не по своей или, еще хуже, по вражьей воле; именно для этого и даются нам от Бога нужные силы и разумение.
 
Смиримся же под крепкую руку Божию, принимая все от руки Его. В этом наше спасение.
 
Да, все те бедствия и скорби, которые переносит ныне наша Родина, некогда Православная Русь, — это ведь явные признаки, что в нашем винограднике, в нашей жизни явились злые делатели, которые глумятся над верой, богохульствуют, попирают святыню, отвергают духовную власть пастырей; которые сами себе голова и угождают во всем своим капризам, без всякого уважения относясь к начальствующим. Нарушают Таинство Брака, законность власти. Не будучи призваны к учительству, они проповедуют свое измышленное лжеучение вопреки учению Церкви. И обещанное Господом зло грядет на злых делателей.
 
В Священном Писании совесть именуется «соперником», так как она всегда сопротивляется нашей злой воле.
 
Красота души создается из смирения, чистоты, терпения и добрых дел любви.
 
Спасение души надо начинать смолоду, оберегая ее от житейской грязи. Ведь нет ничего страшнее, чем вечная гибель души.
 
Совесть — это дивное отображение Божества в человеке.
 
Богат ли ты — спасайся милосердием, сострадательностью и смиренной щедродательностью, богатей в Бога. Беден ли и болен — спасайся терпением и покорной кротостью пред Божиим изволением.
 
Может быть, еще китайцы, индусы, японцы дадут миру и Печерские Лавры, и новых Антониев и Феодосиев, и Сергиев, и Серафимов... Почем знать? Ну, может быть, кончается Россия (я не думаю сего), а, умирая, родит восток христианский?!
 
У Бога нет неправды, нет ничего случайного, и каждый человек на нашем жизненном пути есть наш путеводитель в жизнь вечную, только надо понять, чем мы можем быть для него полезны.
 
Поистине одна жизнь в Боге продолжается за пределами гроба.
 
Отвергнется человек земных благ и примет биения, заушения, насмешки и заплевания, примет
гонения не на один только день, но сколько даст Господь — и он Божий.
 
По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13: 35). Вот то главное, что мы должны сохранить с вами в любых обстоятельствах. Вот мера нашего духовного зрения.
 
Истину похоронить нельзя. Бог хранит ее и свидетельствует миру даже устами противников истины.
 
Дорогие мои, нельзя в наше время жить бездумно.
 
Смерть тела посылается не ранее, как созревает плод, т. е. душа христианина будет подготовлена для перехода в другой мир.
 
У души, как бы она ни пала, сохраняется возможность действовать самостоятельно, вырваться из-под влияния зла и в слезной покаянной молитве вновь обратиться к Богу.
 
Чистота и целомудрие — вот путь к Небесному Отечеству, путь к Богу.
 
Берегитесь шума, берегитесь показного делания, берегитесь всего того, что лишает вас смирения. Там, где нет смирения, там нет и быть не может истинного угождения Богу.
 
Читайте святителя Феофана Затворника, внимайте прочитанному, и козни вражии не посмеют коснуться вас, следующих его советам.