Мудрые мысли и некоторые советы святых отцов и современных старцев

Не принимать совета отцев есть гордость;
не принимающий совета отцев подвергается
крайнему злу, преступает заповедь Божию
и есть враг Божий

Святитель Феофан Затворник

Сомнительно, чтобы спасение могло устроиться помимо исполнения обязанностей, которые налагаются званием и состоянием1.

Минутами уединения надо пользоваться, обращая их исключительно на дело Божие — молитву и богомыс-лие. От этих занятий источается духовное утешение, которого не может дать ничто на земле2.

При чтении Евангелия — какой стишок или мысль западет в душу, останавливайтесь на сем более и днем почаще вспоминайте... и мысли те расширяйте.

Небрежность о делах Божиих может обратиться в навык, и тогда — прости благочестие3.
О переходе священника на другой приход: в отношении перевода вообще держаться правила: не дви-
---
1 Отечник № 3. Христианский брак. М. , 1997.
2 Свт. Феофан Затворник. Наставления в духовной жизни. М. : Отчий дом, 1997.
3 Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. М. , 2000.

гаться самому, на предложение не отвечать ни «да», ни «нет», а передвинут куда — идти, не морщась, будто по Божиему повелению.

Навыкайте ходить <жить> в присутствии Божием, перед очами Божиими с соответственным тому чувс-твом1.

Псалмы заучивать на память хорошо. Выбирать какие ближе к себе и заучивать. Потом, ходя, читать их с раз-мышлением2.

Смирение приобретается делами смирения; любовь — делами любви3.

Никогда не почитать себя достигшим чего-либо, а всегда видеть себя нищим, нагим, слепым и никуда не годным4.

Если судья оправдает виновного против закона или наградит недостойного наградой, то хотя и доброе, по видимому, окажет дело виновному, но больше сделает зла, чем добра, нарушив любовь к общему благу, власти и правилам5.

В болезни учись: смирению, терпению, благодушию и Бога благодарению.

Благодушно терпя неприятное, немножко приближаетесь к части мучеников 6.
----
1 Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. М. , 2000.
2 Там же.
3 Свт. Феофан Затворник. Наставления в духовной жизни. М. ,
1997.
4 Там же.
5 Там же.
6 Там же.

Плоть надо мучить голодом, малоспанием, трудом молитвенным, удалением от соблазнов и вино-пития1.

Приискание и своих средств, при уповании на Бога, не умаляет силы упования: ибо сие искание должно совершаться с упованием2.

Когда борет блудная страсть, ешь поменьше, спи мало и хрустко... Клади поклонов больше... а иной раз кнутом или веревкою по плечам отдуй себя.

Убежите из N. — тщеславие будет учить вас тщеславиться и тем, что убежали. От него надобно отбиваться при делах, какие делаете, больше ничего, а не бежать от сих дел3.

Если случится сойтись с кем-либо в дороге, и тот не одного с вами духа, не вступайте с ним в беседу... и вообще не вверяйтесь... , особенно сразу.

Против гнева — стиснув зубы, молчать. Это первый, начальный прием. Второй — когда забирает, немножко удалиться, чтобы не видеть возбуждающего гнев4.

На дух уныния пожалуйтесь Господу и Ангелу Хранителю — и отбежит. Но всяко терпите благодушно5.
---
1 Свт. Феофан затворник. Собрание писем. М. , 2000.
2 Там же.
3 Там же.
4 Свт. Феофан Затворник. Наставления в духовной жизни. М. ,1997.
5 Там же.

Чем обеспокоена бывает совесть, все то тотчас надобно оставить. Так надо вести дела свои, чтоб совесть ни в чем не осуждала, и если осуждает — надо тотчас умиротворить ее покаянием1.

Когда приходят к вам <для назидания>, нельзя же выгонять их палкой вон. Не за худом и не с худым приходят. Отказать им в слове, когда знаете, что сказать, так же худо, как не подать милостыню, когда есть из чего2.

Человек должен укорять себя за все, что он говорит другому, — и Бог простит его3.

Всякому свой дар от Бога. Надобно образовать ту способность, какая есть, а не вымучивать ту, которой нет. «Всякий служи Богу своим дарованием», — говорит Апостол.

В болезни, по совету врача, мы можем разрешить себе на время употребление и постом скоромной пищи, но в этом случае мы должны помнить, что делаем это из необходимости, а не для удовольствия и наслаждения.

Внутренний, духовный пост состоит в ограничении всех наших житейских потребностей, в добровольном лишении всякого рода удовольствий, а преимущественно — в обуздывании всех наших страстей и пожеланий, удаляющих душу нашу от Бога, в воздержании от злых дел, особенно от ссоры, ненависти, вражды и злобы на ближнего.
---
1 Свт. Феофан Затворник. О молитве Иисусовой, в письмах к схиигумену Герману и схимонаху Агапию. М. : Паломник, 2005.
2 Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. М. , 2000.
3 Свт. Феофан Затворник. Святые отцы о трезвении: Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или о внимании в сердце к Богу. М. : Рипол-Классик, 2008.

Один помысл может удалить человека от Бога, как скоро человек примет его и подчинится ему... Если только один страстный помысл обратит себе человек в навык, то враг, когда ни вздумает, низлагает душу, потому что она находится в руках его по причине страсти.

Советую тебе для прогнания уныния использовать следующее: 1) убеждать себя и нудить к молитве и ко всякому доброму делу, хотя и не хочется... Труд и старания видя, Господь подает охоту и усердие; 2) применяй свои знания: то молись, то руками что-нибудь делай, то рассуждай о душе твоей, о спасении вечном, о стыде унылых и ленивых.

От чревообъядения рождаются сонные мечтания1.

Хула рождается от гнева и раздражительности, она есть совершенная погибель.

Если едете <куда>, то обдумайте, как должно держать свое внутреннее, чтобы оно не разорилось.

Книги святого Симеона Нового Богослова очень научают страху Божию.

Бояться образов надо не всяких, а только мечтательных и притом таких, кои к Божескому Существу относятся, которое невидимо и чуждо всякой образности. Все же, относящееся к тварям — образно и может быть воображаемо. И Господа Спасителя, по человеческому домостроительству, воображать мож-
---
1. Свт. Феофан Завторник. Святые отцы о трезвении. Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или о внимании в сердце к Богу. М.: Рипол-Классик, 2008

но. Еще надо во время молитвы не держать в уме образов1.

О поклонах: Поясные ли класть или земные — что толковать? Но так хорошо, как вы делаете: десять поясных и один земной... Можно свободно класть, когда в пояс, когда до земли2.

Должно укорять себя и в назидательной беседе, чтобы не впасть в самохвальство и высокомудрие: «Господи! Не осуди меня, говорившего сие!»

Должно укорять себя при всяком добром деле: «Не знаю, угодно ли оно Богу?»3

Для поддержания памяти Божией избери несколько коротеньких молитовок или прямо возьми 24 молитовки Златоустовы и часто повторяй их с соответственными мыслями и чувствами. По мере навыка будет просветляться голова памятью Божией и согреваться сердце. В сем положении канет, наконец, в сердце искра Божия — луч благодати. Его ничем не произведешь, он исходит прямо от Бога... Тогда можешь оставаться с одной Иисусовой молитвой и ею раздувать молитвенную искру в пламень.

Приемы при молитве — как держать внимание и какое давать положение телу и некоторым членам его — не существенное дело... А как кому лучше, так пусть и держит себя4.
---
1 Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. М. , 2000.
2 Там же.
3 Свт. Феофан Затворник. Святые отцы о трезвении. Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или о внимании в сердце к Богу. М. : Рипол-Классик, 2008.
4 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. М. , 2009.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Направление учения святых отцов в наше время не терпимо. Не терпят его оттого, что чужды ему, не знают его, не изучили его, нисколько не занялись им1.

Надобно стараться отвлекать ум от развлечения в памятовании смерти и суда Божия2.

Необходимы гонения для подвизающихся.

Господь посылает и искушения: кому посылаются скорби, тот, значит, есть часть Божия, а кому идет все как по маслу, тот — часть диавола3.

Непременно нужно умерщвление сердца для мира скорбями, чтоб оно могло всецело устремиться к исканию Бога. Бог <того>, которого отделяет в ближайшее служение Себе и <из которого творит> сосуд духовных дарований, тому посылает скорби. Он едва открылся ап. Павлу, как уже определяет ему в удел страдания, возвещает о них: Аз скажу ему о имени Моем, елико подобает ему пострадати (Деян. 9: 10). Люди, наносящие скорбь, и скорбные обстоятельства — только орудия во всемогущей деснице Божией4.

Относительно правила молитвенного — знайте, что оно для вас, а не вы для него; но для Бога. Посему имейте свободу с рассуждением. При немощи убавляйте, при силе прибавляйте, то и другое с умеренностью и осторожностью. Нахожу нужным, чтобы вы
---
1 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. М. , 2009.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.

читали кафизмы так же, как и каноны, равно и молитву Иисусову, произносили слова помедленнее, напрягая большое внимание, чтобы ни одно слово не было произносимо без внимания1.

Переписывание книг святых было рукоделием многих преподобных отцов. Таким образом, оно есть делание, засвидетельствованное как делание угодников Божиих2.

Несчастья пробуждают душу и обращают на путь спасения.

Надо благодарить Бога за посланное наказание во время земной жизни: оно подает надежду избавления от казней в вечности, составляющих необходимое последствие греховности3.

А всякое попечение о небе, если оно не одушевлено покаянием, — мертво, неистинно. «Беззаконие мое аз возвещу и попекуся о грехе моем»4.

Если вы чувствуете, что от назначенного числа поклонов не утруждается ваше тело, то прибавьте несколько, дабы тело ощутило некоторую усталость, которая способствует сокрушению духа5.

От грехопадений моих бегу не в затвор, не в пустыню, а в самоукорение, в исповедание грехов моих, в раскаяние6.
----
1 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. М. , 2009.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.
6 Там же.

По мнению отцев, те люди, кои требуют от ближних совершенного устранения недостатков, имеют об этом предмете ложное понятие1.

Гордость вкрадывается неприметно. Ее посевают способности, пышность, а паче похвалы человеческие. Хотя, по-видимому, мы не принимаем похвал и не соглашаемся внутренно с похваляющими, но тайная печать похвал остается на уме и сердце, и когда случится уничижение, то оно бывает тягостно, и тем тягостнее, чем более мы были напитаны похвалами. Главные признаки гордости суть охлаждение к ближним и оставление исповеди; суть уничижение и презрение ближних2.

Что же касается до телесной пищи твоей, то не должно пещись о ней от всего сердца твоего: ибо такое попечение может отвлечь от Бога3.

Об откровении (старцу) духовнику: Понуждай себя к простоте и откровенности перед старицей; от всех же других вполне скрывай свои брани, потому что такой преступной откровенностью повредишь себе и другим, которым отнюдь не полезно слышать о твоих бранях. Без этого делания (откровения) тебе не достигнуть ничего духовного и благодатного, а пребудешь плоть и кровь. При решительном откровении согрешений делами, словами и помышлениями, можно в один год преуспеть более, нежели при посредстве других подвигов, самых многотрудных в течение десяти лет. Оттого враг и борет так сильно против этого спасительного делания4.
---
1 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. М. , 2009.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.

Господь любит смирение, а безумной ревности к сверхсильным подвигам, каким бы ни было, не приемлет, потому что в стремлении к сверхсильному подвигу — гордость и самомнение1.

В покаянии — вся тайна спасения. Как это просто, как ясно! Но мы как поступаем? Оставляем указанное нам Богом спасительное покаяние и стремимся к упражнению в мнимых добродетелях, потому что они приятны для наших чувств, потом — мало-помалу, неприметным образом, заражаемся мнением2.

Не читай никаких инославных сочинений, у них Дух Святый заменен кровью необузданной, пламенной: они могут завлечь в пропасть и завлекают туда многих. Духа Святого нет у них, у них свой дух — мрачный, льстивый дух ереси темной и гордой3.

Беги от дурной беседы.

Скорбящий о своем духовном убожестве скорее получит небесное богатство.

Нужны нам большая осторожность, большая осмотрительность, более благоразумия: примеры святости; средства к достижению святости уменьшились, примеры соблазнительные, средства расстроить себя грехом умножились4.

Не утомляй себя напрасно исканием наставников: наше время, богатое лжеучителями, крайне скудно в на-
---
1 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. М. , 2009.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.

ставлениях духовных. Их заменяют для подвижника писания отеческия. Постарайся найти хорошего, добросовестного духовника. Если найдешь его — и тем будь доволен, ныне добросовестные духовники — великая редкость1.

О непокоряющихся и не внимающих слову спасения не надо очень печалиться, но, сказав им подобающее, предавать их воле Божией, которая может их обратить на правый путь чрез другие орудия и средства, которых в деснице <Его> бесчисленное множество2.

Надо понимать время и с особенной бдительностью заботиться о своем спасении, удаляясь, по возможности, от общения с людьми, чтобы избежать, как заразы, грехов ближнего, так и осуждения грехов в ближнем3.

Думаю, человек не может ничем истинно утешиться, как только воспоминанием о Боге4.

Искушение в уме и сердце страшнее всех внешних искушений. Никто так не опасен для нас, как мы сами5.

Святая истина извещается сердцу тишиной, спокойствием, ясностью, миром, расположением сердца к покаянию, к углублению в себя, к безнадежию на себя, к утешительной надежде на Бога6.

Ложь, хотя бы и облеклась в личину добра, познается по производимому ею смущению, неопределеннос-
---
1 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. М. , 2009.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.
6 Там же.

ти, переменчивости, развлечению, мечтательности; или же она только обольщает сердце, льстиво приносит ему довольство, упивательство собой, какие-то неясные мутные наслаждения1.

Отчаяние — злейший грех между всеми грехами2.

Есть грехи, совершаемые мыслью, ощущениями сердечности, движениями тела. Все они малы, все — вражда на Бога! Но когда мысль и сердце наслаждаются грехом, любят как бы осуществлять его мечтанием изощренным, украшенным и продолжительным — такой тайный душевный грех близок к греху, совершаемому самым делом. Человек должен избегать со всей тщательностью всех вообще грехов3.

Не ищи совершенства христианского в добродетелях человеческих: тут нет его; оно таинственно хранится в Кресте Христовом. Какие бы добродетели ни были совершаемы святыми, они считали их неполными и недостаточными, если их не увенчал Крест Христов4.

Кто из учения Христова отвергает хотя один догмат, тот отрицается Христа5.

Ад!.. Вот место, приличное грешникам. Будем удостаивать себя ада, чтобы Бог удостоил нас Неба6.

Ни в коем случае не читайте сочинения западных писателей, написанных из состояния самообольщения.
---
1 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. М. , 2009.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.
6 Там же.

Старайтесь читать книги святых отцов, соответствующие вашему образу жизни, чтобы вам можно было не только любоваться и наслаждаться чтением отеческих писаний, но чтобы можно было прилагать их к самому делу... Изучение добродетелей, не соответствующих образу жизни, производит мечтательность, приводит человека в ложное состояние. И жизнь истощается напрасно, и пропадают добродетели.

Скука случается со мною от двух причин: после того, когда я впаду в какое-либо дело, слово, помышление греховное и когда долго не займусь покаянием, хотя бы в то время и был я занят занятиями полезными. Тогда душа чувствует недостаток, лишение; от ощущения недостатка — грусть. Эта грусть врачуется покаянием и молитвой1.

Новый Завет надо читать со смирением: не позволяя себе собственных толкований, а руководствуясь толкованием Церкви2.

При руководстве Писанием полезен и совет ближних, именно тех, которые сами руководствуются писаниями отцов3.

Охранитесь от пристрастия к наставнику. Многие не остереглись и впали вместе с наставником в сеть диаволу. Совет и послушание чисты и угодны Богу только до тех пор, пока они не осквернены пристрастиями. Пристрастие делает любого человека кумиром: от приносимых этому кумиру жертв с гневом отвращается Бог. И теряется напрасно жизнь, погибают добрые дела4.
---
1 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. М. , 2009.
2 Там же.
3 Там же.
4 Так же.

Любовь к врагам должна состоять в прощении нанесенных ими обид, в молитве за них, в благословении их, т. е. в благих словах о них и в благодарении Бога за наносимые ими напасти, в благотворении им соответственно силам и духовному преуспеянию, в благотворении, которое может простираться до телесной смерти для спасения врага. Пример такой любви к врагам явил Спаситель. Но то же самое Евангелие повелевает быть осторожным с врагами своими, не вверяться им. Итак, самим Евангелием предписана осторожность в отношении ко врагам и, по возможности, мудрое с ними обхождение... Вы видите — Евангелие предписывает нам любовь ко врагам не слепую, не безрассудную, но освященную духовным рассуждением... Святые угодники Божии имели любовь ко всем, но любили особенно тех, которые проводили жизнь благочестивую1.

Избранники Божии не стыдятся, что мир называет их безумными. Не только терпят великодушно гонения от мира, но сами себя подвергают различным лишениям и тем сохраняют в себе «мертвость Иисусову и живот Его»2.

Тогда только приемлет Бог добродетели наши, когда они — свидетели веры; сами же по себе — недостойны Бога. «Вся правда наша, — сказал пророк Исаия, — яко порт жены-блудницы». По этой причине Бог, взирая на сердца наши, благоволит об одних сердцах смиренных, исполненных сознания своей греховности; исполненных покаяния, исповедающих ничтожество своего естественного добра, повреждение его падением; приносящих Ему желание добра духовно-
---
1. Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. М., 2009
2. Там же.

го. Может человек совершать душевные добродетели собственными силами, а добродетели духовные в человеке — дар в нем милосердного Бога, подающего этот дар нищим духом1.

Все добродетели, <в том числе> и самые высшие, должны быть растворены покаянием2.

Требование от себя неизменяемости и непогрешимости — требование несбыточное в этом преходящем веке3!

Самые совершенные нуждаются в покаянии.

Когда будете читать Святое Евангелие о слепых, хромых, прокаженных, беснующихся, мертвых, то думайте, что вы подобны им, и молите Спасителя о спасении вас4.

Кто желает правильно служить Богу, тот не должен просить у Бога именно чего-либо, как-то — слез или чего другого, сообразно мечте своей, а должен просить у Бога, чтоб Бог дал ему то, что полезно для души его; человек не знает, что именно полезно для его души. Кто в прошении своем отрекается от своей воли для воли Божией, тот может получить истинное смирение. Надо удерживаться от разгорячения и стараться иметь при молитве страх Божий: это вернее5.

Уединение всегда было полезно — и когда по духу времени в обществе было много благочестивых лю-
----
1 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. М. , 2009.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
5 Так же.

дей, а ныне, при общем распространении разврата, уединение и удаление от знакомств есть необходимое условие к спасению1.

Не смей говорить о твоих грехах никому, кроме духовника2.

В пути надо сообразовываться с силами слабейшего из братии.

Очень хорошо, когда человек постоянно видит и исповедует себя грешным. От такого самовоззрения дух человека пребывает постоянно в смирении и боголю-безной печали. Но надобно, чтобы такое самовоззрение было растворено благоразумием и не переходило должной меры3.

Украшение переплета книги — страсть.

Воспоминание о смерти, о суде Божием, о вечных муках — хорошо; но когда при этом приходит безнадежие, уныние, отчаяние, то надо знать, что тут есть и примесь бесовская, которая прогоняется верой и размышлением о милосердии Божием, хотящем всем спастися4.

Святые отцы советуют желающему преуспеть в молитве заниматься попеременно и молением, и молитвой Иисусовой, и чтением правил. Такое разнообразие облегчает молитвенный подвиг и способствует преуспеянию. Новоначальным должно заниматься
---
1 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. М. , 2009.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.

молитвой понемногу, но часто, чтоб сохранить вкус к молитве и не произвести в душе утомления, от которого происходит оставление молитвы. Поклоны должно полагать очень неспешно, с чувством покаяния1.

Без ожидающегося из пути брата не садись за трапезу.

Никак не позволяйте читать себе поверхностно и бегло Евангелие и прочие священные книги; читайте их неспешно и со вниманием. При чтении соблюдайте умеренность. Умеренность поддерживает постоянную охоту к чтению, а пресыщение чтением производит отвращение от него2.

Все мы должны быть уверены, что не заслуживаем тех Божиих благодеяний, какие имеем, что мы заслуживаем несравненно больше неприятностей, нежели те, какие встречаются нам. При таком воззрении на себя христианин пребывает мирным по причине покорности своей Богу и благодарит Бога за все случающееся с ним3.

Не сочувствие к нашей праведности и к нашим достоинствам привлекает к нам Господа, но Его милосердие к нашей греховности и немощи, нами сознаваемой и оплакиваемой4.

Послушание есть спасительный подвиг. Сила и жизнь всех страстей человека сосредоточены в его испорченной воле; послушание, связывая и убивая волю, связывает и убивает совокупно все страсти. Другие ищут всеусильно и всеусердно этого подвига5.
----
1 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. М. , 2009.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.

Перед наступлением великих скорбей <надобно> молиться с особенной тщательностью и умолять Бога о помиловании1.

Кумирами называют земные предметы и образы их, приковывающие к себе мысль и сердце2.

То, что мы обращаем так мало внимания на вечность, забываем ее — есть верный признак нашего падения, падения не только в теле, но еще более в уме, в сердце3.

Не то важно, чтоб приобщаться часто, но чтоб приготовиться существенно к причащению и потому пожать обильную пользу4.

Невозможно разом исправиться. Надо терпеть себя — свои недостатки, и мало-помалу, с постоянством, исправлять их, не унывая от падения, свойственного всякому человеку5.

Множество развлечений рождает множество грехов по причине множества встречающихся случаев ко греху; от таких встреч огражден уединенный6.

Чем мы спасаемся? Подвигов у нас нет. Будем смиряться и осуждать себя, чтобы в день Страшного Суда Господь не осудил нас.

Против уныния (скуки) очень полезно вспоминать покойников, кто как умер, и что умрем непременно7.
---
1 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. М. , 2009.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.
6 Там же.
7 Там же.

Поборники Церкви всегда были гонимы1.

Святитель Афанасий Великий говорит, что одним из признаков приблизившегося пришествия антихриста будет переход церковного управления из рук архипастырей в руки мирских сановников. Признак очень верный! Справедливо заметил некто, что чиновничеством уничтожена связь между пастырями и паствой; и миролюбие (любовь к мирскому), ненасытное стремление к суетным почестям, к накоплению капитала уничтожило в пастырях христиан2.

Преподобный Алексий Зосимовский

Доброта без религиозности — ненастоящая доброта и недорого стоит.

Мир душевный теряется больше всего от осуждения ближних и от недовольства своею жизнью.

Молись святым Борису и Глебу — они помогают от душевного смущения и от нервного состояния.

Для успешного учения старец Алексей благословлял прибегать к преподобному Сергию и великомученице Екатерине. Чтобы крепче укрепляться в вере, он посылал к иконе Божией Матери «Взыскание погибших».

Нужно стараться согревать в себе чувство раскаяния, сердечного покаяния перед Богом.

Когда я сказала старцу, что несколько воспитанниц у меня грубых, непослушных, очень мне трудно с
----
1. Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. М., 2009
2. Там же

ними справляться, он мне сказал: «Молись Царице Небесной "Умягчение злых сердец"».

Сознание, что ты духовно не продвигаешься вперед, да послужит тебе для самоукорения. Смирять себя надо.

Наедине нужно громко и с покаянным чувством молиться Иисусовой молитвой.

Ты говоришь, что нет памяти смертной. Вот и смиряйся и кайся в этом. Ты еще должна покаяться в том, что у тебя нет должного чувства благоговения к духовному сану.

В тяжелые минуты призывай своего старца на помощь следующими словами: «Господи, молитвами моего духовника (имя) помилуй мя».

Старец одной своей духовной дочери сказал: «Нет у тебя духа исповедничества, за это тебе будет трудно умирать. Тяжело будет отвечать перед Богом, Которого ты не исповедала открыто при жизни своей, а только тайно, боясь насмешек. Ты стыдилась отвечать неверующим, открыто исповедовать свою веру».

О помыслах нечистых, хульных и о борьбе с ними батюшка постоянно говорил мне так: «Все помыслы такие отгоняй молитвой Иисусовой, а когда очень уж будут докучать тебе, то ты незаметно для других плюнь на них и на диавола, тебя смущающего. Ведь вот когда при крещении христианин сочетается со Христом, он на диавола и на дела его и дует, и плюет — так и ты делай».

Всякое одоление страсти есть изгнание беса.

Любите епитимии; как спасительны епитимии и другие меры исправления! Они — путь в рай.

Старец Арсений Афонский
<Необходимо> сердечное убеждение в том, что без Божией помощи и помыслить доброе не можешь... Все, по-видимому и благое, но относимое к себе, — мерзко пред очами Божиими.

Главный труд истинного подвижничества состоит в уничижении своего я.

Размышления: 1. Где и как доживу и сколько проживу? 2. Какие будут старческие и предсмертные болезни или, чего Боже сохрани, внезапная кончина? 3. Кто будет окружать при кончине, соборовать, читать отходную? 4. Что увижу при отрешении от мира сего? Каков будет исход? Чаша смертная какова будет? 5. Долго ль душа близ тела прибудет? 6. Во гробе похоронят и где? 7. Кто будет отпевать и кто певцы? 8. Как Бог поможет миновать страшные мытарства? 9. Что будет потом? Кто будет поминать?

По мере угождения телу делается оно прихотливее, требовательнее, изнеженнее, неспособнее к терпению, несноснее в лишениях и болезнях. Следовательно, чем более угождает человек телу своему, тем больше скорби готовит себе в будущем.

Жизнь духовная требует уединения, тишины, молчания, самоуглубления, самоотвержения, сострадательности, отречения от сует житейских и утешений.

Большее время жизни проводишь ты в попечениях о житейском, вовсе забывая сказанное Марфе.

Обставляешь ты себя удобствами жизни, обеспечиваешь в будущем, а не ведаешь и не помышляешь, что, быть может, в самом разгаре твоей суетной деятельности внезапно найдет на тебя смертный час; не памятуешь ты сказанного: в чем тебя застану, в том и буду судить тебя.

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн пророк1
Мыться в бане мирским людям позволительно только по нужде, а не по изнеженности.

Прежде беседы должно рассматривать помысл, к ней побуждающий.

Делающий доброе должен укорять себя, как раба неключимого.

Всякое доброе дело есть дар Божий.

Благодарение Бога во время болезни вменяется вместо подвижничества.

Должно благодарить за избавление от браней.

Успокоить ближнего есть великая добродетель.

Бог не требует, чтобы кто благотворил ближнему свыше сил.

Больной не должен печалиться о том, если он принужден будет многократно в день есть.
----
1 Прпп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. М. : Лодис, 2007.

Боязнь есть дщерь неверия и сестра безнадежности. Она удаляет людей от Бога, лишает их страха Божия и повергает в гибель.

Не вопрошать старцев (духовников) есть внушение помысла самого злого, а вопрошать есть признак смирения.

В болезнях должно вопрошать Отцев прежде врачей.

Вразумлять должно близкого и подчиненного, а не всякого, если не вопрошают.

Врачу показывать болезни телесные не есть грех, но смирение.

Больным вспомоществовать врачеваниями — добро.

При угрожающем гонении бежать и скрывать свое имущество не должно, а надеяться на Бога и каяться.

Наказывать должно ради исправления, но не во гневе, а когда пройдет гнев.

Должно возлюбить учащих и обличающих.

Два дарования дал Бог человекам, посредством которых можно избавиться от всех страстей, — смирение и послушание.

Воля, от демонов влагаемая, есть самооправдание и самоуверенность.

Достойные, отказываясь от рукоположения, причиняют зло душе своей.

От хулящего Христа должно бежать.

Без взаимного согласия не должно оставлять жены своей, чтобы сделаться монахом.

Здоровому принимать от других услужение есть осуждение.

Если кто начинает злословить другого, должно переменить речь на беседу полезную.

Злословием называется говорить о другом худое по страсти души.

Говорить что-либо о другом для его исправления не есть злословие.

Искушений бояться не должно, в них должно радоваться.

Бог требует от нас благодарения, терпения и молитвы.


Во время искушений места оставлять не должно.

Должно помогать ближнему <отнюдь> без вреда <для> собственной души.

Примирять ссорящихся не всем прилично, но только тем, которые могут сие предпринимать без вреда <для самих себя>.

Самооправдание не оправдывает человека.

Смирение, заключающееся только в словах, есть порождение гордости и само рождает тщеславие.

Где безмолвие, кротость и смирение, там живет Бог.

Смех отгоняется памятованием о Боге и Страшном Суде.

Не должно принимать снедей по страсти.

Если в каком-либо деле сердце осуждает нас, что подаем брату соблазн, то должно скрыть сие дело от него.

Сострадание необходимо для безмолвия.

От спора не происходит ничего доброго.

Покой телесный и насыщение чрева рождают все страсти.

Не должно помышлять, что страсти ослабели в нас.

Тяжбы (судилища) рождают душе вред.

Тайны брата открывать не должно.

Если претерпим что, не должно в сем высокомудрствовать.

Труд заменяется уничижением.

Имеющий добрую волю ко спасению оскорбляет свое тело, примешивая во всяком случае, при удовлетворении своих потребностей, хотя небольшую скорбь.

Снисхождение к телу больному не есть грех: но снисхождение к телу должно быть не по прихоти, а по рассуждению.

Во время брани полезно утеснять тело.

Самоукорение может заменить досады и бесчестия и привести упражняющегося в нем в меру креста о Христе Иисусе, Господе нашем.

Кто осуждает себя, того не осудит Бог. Самоукорение приводит к сокрушению и покаянию.

Преподобный Амвросий Оптинский
Кланяйся всем, не обращая внимания, отвечают ли тебе или нет. Смиряться нужно перед всеми.

Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться.

Нужно иметь внимание к своей внутренней жизни так, чтобы не замечать того, что делается вокруг тебя. Тогда осуждать не будешь.

Во время возмущения читай Евангелие, хотя <бы даже и> не понимаешь, <что читаешь> в это время.

Все неприятное у меня происходит от того, что беру не по силам.

Кто уступает, тот больше приобретает.

Шуточками лучше высказывай, когда неспокойна бываешь.

Когда случилась бы и размолвка <несогласие, поспорили>, тотчас должно примириться.

Если видим, что мы бываем непокорны, злопамятны, то должны себя укорять и стараться исправиться.

Думай, что все спасутся, а ты одна не спасешься, <не оставляя тем не менее надежду на спасение>, потому что худо себя ведешь.

Не надобно думать, что мы можем сами собой себя исправить, а просить об этом Господа.

Преподобный Анатолий Оптинский

Нам все хочется на клирос, а Господу все хочется, чтобы мы смирились и походили бы на Него, Смиренного и Кроткого. Мы совсем не хотим Божьего, а чтоб непременно было — хоть хуже — да наше. А Господь-то нигде не сказал, что Он любит певиц хороших да здоровых девиц, а кого же любит? Смиренных и кротких! «На кого воззрю? — говорит Он. — Только на смиренного и кроткого и трепещущего словес Моих».

Мы -то ищем платы, благодарности, любви! Ну а если тебе начнут платить всем этим с избытком, а в свое время скажут: «Восприял еси благая в животе твоем?»

Скорби чем больнее, тем целительнее.

В Церкви не води глазами, а то Бог попустит диаволу сквернить и твою храмину.

Если старец способствует моему спасению, я люблю его, а если препятствует — отрицаюсь его.

Просить прощения трудно тому, кто горд.

Начала лакомиться сахаром, да еще постом. Кто здесь сладости любит, тот не насладится вечными несказанными сладостями.

Да, блудный помысл и боязнь попускаются за гордость нашу. Укоряй себя и старайся не глядеть на соблазняющего — и минет искушение.

Гордость страшна тогда, когда не замечаем ее, а если замечаем и каемся, и сокрушаемся, то Господь не поставит в грех.

Какой добродетели не снискала, укоряй себя и проси у Бога.

Ты скорбишь, что тебя пробирают, а я за тебя радуюсь. Если бы ты знала, как это полезно ко спасению, особенно страстным.

Когда сильно будут одолевать блудные помыслы, встань и положи несколько поклонов святой мученице Фомаиде и Моисею Угрину

Борьбу себе навлечешь, если не будешь беречь глаз и языка.

Когда осудишь, скорее укори себя.

Духовную любовь можно и должно иметь к тем лицам, о которых пишешь, но не забывай, что дух от плоти недалек.

Посты, поклоны, труды даются для усмирения волнений плоти, но немощному они вредят, ибо делают его бесплодным и не годным ни для чего.

Старайся утешать больную не столько услугами, сколько веселым лицом.

Впредь за каждое бесчинное смехотворство читайте по тридцать три раза «Богородице, Дево...»

Будучи немощной, и правило, как можешь, так и справляй, хоть в десять приемов. Когда голова нездорова, земных поклонов не клади.

Не входи в рассмотрение поступков людей, не суди, не говори: «Зачем так, для чего это?» Лучше говори себе: «А мне какое дело до них? Не мне за них отвечать на Страшном Суде Божием». Отвлекай мысль свою всячески от пересудов людских.

Если в какой пост не готова причаститься, то хотя исповедуйся.

Надо строго смотреть за мыслями: какого они рода, цвета, откуда они — от Бога или от диавола, смиряют ли дух или надмевают, умиротворяют ли душу или тревожат, смущают?

Страстью называется всякое желание, действующее во вред телу и душе — на погибель человеку; желание сильное, непреодолимое, требующее непременно удовлетворения. Это желание так сильно, что когда явится в человеке, то он не может бороться с ним.

Неужели вы, например, не покажете даже и вида неудовольствия, если кто при вас начнет смеяться над православной верой и святыми Божиими, будет непочтительно обращаться со священными вещами, осуждать невинного, присвоять себе чужую собственность и т. д.?

Преподобный Макарий Оптинский
Одно слово прости с сердечным сознанием попаляет врагов и мир дарует.

Помыслы лукавые, строптивые, гневливые, гордые, плотолюбивые — отгонять самоукорением, смирением, молитвой.

Не печемся о свободе духа, чтобы быть свободным от той или другой страсти.

О хождении к болящим из сострадания: делайте с рассмотрением по мере вашей возможности: иногда пойдите, а иногда что пошлите.

Если не можешь на исповеди сказать грехов своих, то уж лучше написать их, чем скрывать.

Хотя и доброе дело — иметь заботу о больных и посещать их, но надобно иметь рассуждение: где повреждается душевное устроение ваше, то и без вас дело обойдется.

Конечно, не без воли Господа послана на тебя болезнь, но надобно и самим быть осмотрительнее и избегать тех случаев, которые бывают причиной болезни.

В тиши кельи считайте духовные барыши и убытки дня, познавайте свою немощь и кайтесь.

Ежели вас обличают и укоряют, то вы счастливы, когда принимаете это хоть и болезненно, но с само-укорением.

Добротолюбие — книга чудотворная.

Господь недостаток наших добрых дел восполняет или болезнями, или скорбями.

Святитель Иоанн Златоуст
Полезное для себя мы найдем тогда, когда будем искать пользы ближнего1.

Желающий угодить Богу не должен вести спокойной и приятной жизни.

Господь любит нас больше, нежели мы самих себя.

Ничто так не умилостивляет Господа, как любовь к врагам2.

Любовь к врагам есть любовь к Господу, подражание Ему.

В отпущение грехов нам вменяются добрые дела и искушение, и болезнь3.

Переносить обиды есть высшая добродетель, нежели быть праведным4.
---
1 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 10. Ч. 1. М. , 1991.
2 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 8. Ч. 1. М. , 1991.
3 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 3. Ч. 1. М. , 1991.
4 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 7. Ч. 1. М. , 1991.

Если друг соблазняет, нужно расторгнуть дружбу с ним. Все для родителей должно быть второстепенным в сравнении с заботой о воспитании детей1.

Один взгляд на слово Божие отрешает от всего житейского2.

Конец жизни имеет такую же силу для отзываемого в будущую жизнь, как и кончина мира3.

Искушений не должно бояться, потому что за нас Бог; они всегда служат к великому благу, от них не нужно впадать в уныние и малодушие; когда постигают нас, не должно скорбеть, апостол называет их стрелами лукавого.

Клясться — дело диавольское. Клясться не следует ни в правде, ни в неправде. Клятва, даже самая справедливая, зло. Принуждающий к клятве подвергается наказанию неизбежнее, чем кляну-щийся4.

Крик — пища гнева, рождает бранное слово5.

Кротость делает нас подражателями Богу.

Лживых людей должно избегать.

Любовь к врагам — величайший выкуп грехов наших.
---
1 Свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. М. : Благовест, 2002.
2 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4. Ч. 1. М. , 1991.
3 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 7. Ч. 1. М. , 1991.
4 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 5. Ч. 1. М. , 1991.
5 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. Ч. 1. М. , 1991.

Милостыня зависит не от количества имущества, но от степени душевного расположения1.

Милостыня бывает двойная, когда подается с охотой2.

«Мир» означает людей, преданных одному миру и только о мирском помышляющих.

Христианин делается мучеником с того времени, когда обнаружил готовность умереть за исповедание, хотя бы и не потерпел мученической смерти, ибо мучеником делает не одна только смерть, но и душевное расположение.

Мщение — есть столь великое зло, что уже данное прощение грехов через него отменялось3.

Мысль, занятая предметами божественными, страшна для диавола.

Нет худшего наказания, чем то, которое состоит в незнании Бога.

Будущее наказание будет сугубое: лишение Царства Небесного и геенское мучение.

Наказанный <при жизни> бедствиями, с дерзновением может говорить <после смерти>: «Отверзите мне врата правды»4.
---
1 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. Ч. 1. М. , 1991.
2 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 3. Ч. 1. М. , 1991.
3 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 3. Ч. 2. М. , 1991.
4 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 5. Ч. 1. М. , 1991.

Помнить обиду — значит уже быть побеждену злом.

Обращение с людьми добрыми уже рождает добрые дела и помыслы, а с злыми — приносит вред.

Отчаяние — самое сильное оружие диавола.

Отчета Бог требует от нас не только в употреблении, но и в приобретении1.

Писания Божественные все святы, но особенно святостью проникнуты псалмы2.

Подвиг никакой не может быть великим, если он не приносит пользы другим3.

Нужно удерживаться от первого шага к пороку4.

Ни пост, ни бдение не умилостивляют так скоро гнев Божий, как сокрушение о грехах.

Слушатели душеспасительных поучений должны передавать содержание их неприсутствовавшим.

Похвала самому себе противна другим.

Праведники скорбями достигали дерзновения перед Богом.

О скончавшихся праведниках должно радоваться, а о грешниках усопших и живущих — плакать.
---
1 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 3. Ч. 1. М. , 1991.
2 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 5. Ч. 2. М. , 1991.
3 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 10. Ч. 1. М. , 1991.
4 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 9. Ч. 2. М. , 1991.

Праведность есть совокупность и соединение всего хорошего и доброго; праведному необходимо быть мудрым, скромным, богобоязненным, кротким, человеколюбивым, благотворительным.

Праздное слово (особенно вопрос) ведет к неприличному разговору.

Апостолы считали все маловажнее проповеди.

Прощения не получит тот, кто не кается.

Мест пьянства не должно посещать.

Песни духовные очищают душу, а мирские развращают. Где песни развратные, туда собираются бесы1.

Учение о судьбе посеяно диаволом.

Лучше ничего не делать, нежели делать с ропотом2.

Роскошь производит зависть, заботы и немалый страх; преданная роскоши душа легко склоняется на грех; живущие в роскоши спешат в геенну3.

Синагога иудейская — жилище демонов, христианин не должен входить в нее4.

Слава от людей лишает нас похвалы от Господа5.
---
1 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 5. Ч. 1. М. , 1991.
2 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. Ч. 1. М. , 1991.
3 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. Ч. 1. М. , 1991.
4 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. Ч. 2. М. , 1991.
5 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4. Ч. 1. М. , 1991.

Смерть для христианина приятнее жизни, она есть ус- Шутливость делает душу слабой, ленивой. Ей не покоение, освобождение от житейских трудов и забот. должен предаваться христианин1.

Смирение происходит от терпения, без него невозможно спастись.

Если каждый день согрешаешь, каждый день кайся1.

Сокрушение о грехах немаловажное дело; хоть один день, но провести в нем.

Бог ищет спасения для нас больше, чем мы сами.

Спастись невозможно тому, кто ничего не делает для спасения ближнего.

Деньголюбие повергает нас власти диавола.

Здешние страдания уменьшают великость мучений в будущем веке2.

Тщеславие упраздняет добрые дела.

Ужины роскошные заслуживают осуждения3.

Хвалить добродетельных — добродетель.

Пребывание в храме христиане должны предпочитать всем занятиям и заботам.

Не кушания делают человека нечистым, а расположение, с каким он ест.
---
1. Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 12. Ч.2 М., 1991
2. Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4. Ч.1 М., 1991
3. Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 7. Ч.1 М., 1991

Шутливость делает душу слабой, ленивой. Ей не должен предаваться христианин. 1

Язык приносит нам и погибель, и великую пользу; его должно сохранять более зеницы ока.
----
1. Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. Ч.2 М., 1991