Как вести себя при общении или находясь рядом с явно духовноболящими (бесноватыми) людьми?
Сострадать болящим и помолиться внутрен-но о них. Старец Арсений Афонский пишет: «Находясь близ бесноватых, надобно быть очень осторожными в том отношении, чтобы враг не внушил таких мыслей, что вы очень бо-голюбивы, имеете благодать Божию и прочее. Все это враг для того внушает, дабы человек подумал о себе, что он богоугодно живет, не так как прочие. Человек, принявший эти мысли, лишается всякой от Бога награды».
Ребенок моей соседки родился недоразвитым. Она вот уже который год не находит себе места из-за этого — как ее можно утешить?
«Родителям, имеющим недоразвитых детей, не следует расстраиваться из-за этого, потому что они — спасены. Даже радоваться нужно, ибо без особого труда идут они в рай. Чего же другого родители хотят ребенку, когда им обеспечен рай? Если вот так, духовно, они рассмотрят это дело, то и сами извлекут пользу и будут иметь духовную награду» (старец Паисий Афонский).
Говорят, что хорошо больные члены тела мазать св. маслом от лампад, а можно ли мазать больные детородные органы или другие неблаговидные места, не является ли это кощунством?
Весьма хорошо пользоваться разной святыней. Бог сотворил человека, и ничего скверного в нем нет; поэтому разрешается мазать всякие места, когда они больны.
Как мне принести труды покаяния, если я немощен и подвигов понести не могу?
Если кто телом немощен, а соделал многие согрешения, тот да шествует путем смирения.
Можно ли для лечения употреблять в питие собственную мочу (так называемая «уринотерапия»)?
Сего надо избегать. Лечиться надо святыней, а не мочой.
Я прошу молитвы для «снятия хвори».
Для того, чтобы исцелиться от болезни, необходимо, чтобы над вами совершили Таинство Елеосвящения, иначе — Соборование. Священник в специальных молитвах просит о том, чтобы было исцелено не только тело, но и душа, так как причиной многих болезней тела являются болезни души — грехи. Кроме того, святые отцы советуют, прежде чем обращаться к врачу, раскаяться в грехах, т.е. поисповедовать-ся и принять Святые Тайны Христовы. Также очень помогают молебны о здравии, совершаемые по вашему заказу в церкви. Некоторым очень помогает, когда они просят молиться о них в монастырях, заказывая поминовения о здравии на длительные сроки: на месяц, на полгода или на год. Но если все предпринятые вами способы не помогают, то к болезни нужно относиться как к очистительному средству от грехов, как к Кресту.
Что делать в безвыходном положении?
Во-первых, встать на молитву и просить Господа, чтобы Он Сам указал вам выход. Во-вторых, читать Священное Писание и книги святых отцов — они очень часто указывают выходы из различных тупиков. И в-третьих, пойти на исповедь и спросить совета у священника, предварительно помолившись, чтобы Господь открыл ему волю Божию относительно вас.
Я часто болею и не могу посещать церковь так часто, как мне этого хотелось бы. Может ли чтение молитв дома заменить церковную службу? И в церкви обычно исповедуешься и получаешь отпущение грехов и причащаешься Святыми Дарами. Как быть, если по состоянию здоровья я не могу ходить в церковь?
Церковную молитву ничем заменить нельзя. Постарайтесь хотя бы раз в год вызвать священника на дом на исповедь и Причастие.
Есть ли польза от болезней?
Скорбь, теснота, болезнь, труды сближают нас с Богом, если разумно переносим их. Не ропщи на них и не бойся их.
Для чего человеку попускаются в жизни скорби, оскорбления и болезни?
Всеблагий Господь попускает человеку в этой жизни разные оскорбления и стеснения, болезни и прочее; все это ради того, чтобы душу его очистить от грехов и вселить в жизнь вечную.
Следует ли делать операцию при неизлечимых болезнях?
«Нужно знать, что есть такие болезни, в которых ясно можно усмотреть волю Божию. Мы имеем в виду неизлечимые болезни, хотя бы, например, рак печени и т.п. Спрашивается: можно ли в подобных болезнях решаться на предлагаемые операции? Кажется, не следует. Лучше бы верующему христианину в таких случаях примиряться с болезнями и смотреть на них, как на посылаемое Господом Богом очистительное испытание» (архиепископ Арсений Жадановский).
Как относиться к подаваемой нам милостыне?
Со страхом будем принимать милостыню, потому что на Страшном Суде дадим ответ за полученное добро, оставшееся без возмездия с нашей стороны. Будем молиться за благотворителей, чтобы не поставилось нам во грех полученное от них благотворение. Старец Леонид, например, всякую услугу любил оплачивать или взаимной услугой, или подарком.
Что делать больному?
Преподобный Феодор Студит говорил: «Не делай болезни поводом к безделью». Больному хорошо читать (или слушать) Божественные книги, чтобы не заниматься пустыми мыслями.
Научите, как переносить обиду?
Когда обидят тебя, то вспомни о том, как Спасителя обижали и даже до смерти замучили, и, вися на кресте, Он говорил: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают». Переносить обиды есть высшая добродетель, нежели быть праведным. Помнить обиду — значит, уже быть побежденному злом. Например, святитель Тихон Задонский, когда слышал, что настоятель отзывается о нем нехорошо, говорил келейнику: «Возьми сахару отнеси ему или виноградного вина, или еще чего; может быть у него нет».
Как смотреть на лечение?
Лечиться можно, но так, чтобы не было в этом случае ущерба вере в Господа, не было бы пристрастия к лечению.
Как относиться к обидевшим?
Не забывай посылать дары обидевшим тебя и помолиться: «Спаси Господи и помилуй мя, и их святыми молитвами даждь ми смирение и терпение».
Как часто должно посещать больных?
Необходимо помнить, что слишком частые и продолжительные посещения могут быть тягостны, утомительны для больных.
Как можно утешить тех, кого обокрали или кто сам потерял деньги?
Терпеливое перенесение потери сокровищ равносильно добровольной раздаче милостыни.
Как вести себя, когда плохое настроение?
Мрачные настроения лучше не показывать другим, насколько это возможно.
Как прогнать вражий страх и тоску?
Для прогнания вражеского страхования и тоски спасительно читать вслух псалмы Давидовы, ибо они прогоняют демонов. Еще спасительнее от напасти бесовской чтение Святого Евангелия.
Можно ли посещать больных, не верующих в Бога?
Посещать больных можно любых, даже неверующих, лишь бы не было вреда душе; в противном случае, при вреде, — не ходить.
Скажите, что ради нужды разрешается?
Святитель Тихон Задонский говорит, что если бы по необходимой нужде голодному случилось и мясо мертвого коня покушать, то он бы не согрешил. По необходимости Церковь разрешает: священникам — совершать Литургию дома (или в лесу) на антиминсе или без него (на мученической иконе, разумеется нужда - гонение), отпевать заочно при нужде, причащать рвотных больных маленькой частицей-крупинкой (святой Иоанн Кронштадтский говорит, что и в самомалейшей частице находится весь Христос). Мирянам — крестить (ради смертной опасности), ослабление поста беременным женщинам, кормящим грудью и находящимся на тяжелых работах, общую исповедь, немощным, больным и старым заменять обет, данный Богу, через духовника другим обетом и т.д.
Можно ли воспользоваться случаем избавиться от неприятностей, когда есть способ устраниться от них?
Святитель Феофан Затворник отвечал: «Тесноты от Бога... терпим и благодарим. Но если под руками есть способы устраниться от них и это от Бога, и никакого нет греха воспользоваться ими и высвободиться из-под теснот».
Как же могут власти и начальство быть от Бога, когда мы видим, что плохие начальники встречаются более чем часто?
«Учреждение власти есть дело Божие, а то, что к ней допускаются люди порочные и пользуются не так, как должно, зависит от испорченности людей» (святитель Иоанн Златоуст).
Можно ли отомстить за обиду еврею-нехристю?
Не советую тебе мстить. Хотя еврей и нехристь, но все же он нам ближний; может быть, он изменится так же, как Савл, который, приняв христианство, сделался Павлом. Мы должны оставлять Господу Богу отмщение за те обиды, которые наносят нам ближние; Он воздает всякому по делам его, а наше дело — простить оскорбителя.
Для этого представляю тебе следующий пример:
«Один инок, будучи обижен другим иноком, пришел к старцу и, рассказав, что и как между ними происходило, с гневом воскликнул: «Не премину отомстить ему!». Сколько старец ни уговаривал его, сколько ни советовал ему, чтобы он мстить за себя предоставил Богу, огорченный инок не слушал его и беспрестанно повторял: «Не могу быть спокоен, пока за оскорбление не воздам оскорблением».
Оплакивая заблуждение инока, старец несколько умолк, потом сказал ему: «Время молитвы; принесем, любезный брат, жертву Богу». Старец встал и начал читать следующее: «Господи Боже наш! Мы на Тебя не уповаем; не пекись о нас, не мсти за нас; мы сами все начнем и кончим». Услышав сие, инок ужаснулся и пал в ноги старцу. «Не хочу иметь ссоры с моим братом, — сквозь слезы говорил он, — не хочу мстить ему». Потом, обратясь к Богу, воскликнул: «Един мститель неправды! Прости мое согрешение!» Старец, веселясь о покаянии инока, сказал ему: «Будь уверен, сын мой, что претерпевший досаду без труда спасется; тот же, кто гневается на брата своего, тот погубля-ет всю свою добродетель и работает диаволу» (Пролог, 20 июня).
Вот и ты так делай! Положись на Господа, и Он Сам накажет за твою обиду.
Сколько надо терпеть?
Область терпения широка и продолжается в течение всей жизни человека, равно как объемлет собой все судьбы человечества в этом мире. С терпением человек приобретает и сохраняет все блага, успевает в предприятиях, достигает исполнения желаний, безвредно выдерживает приражения зол. Выйдя из терпения, он тотчас подвергается опасности утратить благо и пострадать от зла или, что более бедственно, сделать зло. Без терпения нет подвига; а без подвига нет добродетели или дарования духовного, нет спасения. Ибо Царство Небесное силою берется
(Мф. 11: 12).
Можно ли найти истинное и полное утешение в дружбе?
Утешение есть дар небес, и от небес только, из дальних стран горнего отечества нашего, можно получить оное. А потому не друг наш утешает нас, но Бог посылает нам друга или в утешение, когда мы в огорчении, или на вспоможение, когда находимся в нужде, или для уврачевания, когда мы больны, или в исцеление, ежели уязвлены, или для советов, когда в недоумении и не знаем, на что решиться.
Чем согреть охладевшую душу?
Словом Божиим, молитвой, смиренным, покаянным и благодарным в отношении к Богу чувствованием сердца — во всех изменениях не только внешнего состояния, но и внутреннего.
Можно ли отомстить обидевшему меня, если представился такой случай?
«Когда враг впадает в руки твои, то почитай это временем не наказания его, а спасения. Мы тогда должны преимущественно щадить врагов, когда они подчиняются нам. Оскорбил ли кто тебя, ты не воздавай оскорблением, дабы не уподобиться оскорбившему, ибо зло врачуется не злом, а добром» (святитель Иоанн Златоуст).
Должно ли смущаться, когда видим, что праведник страдает тяжко и незаслуженно?
Не должно смущаться, когда видим, что праведник страдает тяжко и незаслуженно. Вспомним, что пострадал Праведник праведников и Святый святых. Его страдания выше всех страданий, потому что нет никакого сравнения между тварью и Творцом ее.
От множества скорбей иногда находит уныние — что посоветуете?
Святому Исаии Господь сказал, что Ему мил и любезен тот человек, который находится в скорби. Кто не имеет здесь скорби, тот и радостей не увидит в будущей жизни.
Я часто обижаюсь и от этого скорблю.
Кто не желает здесь перенести напрасную обиду, тот не желает получить в будущей жизни похвалы от Самого Господа.
Кто есть избранник Божий?
1 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 31 на Деяния. Т. 9, ч. 1.
«Избранный Богом человек познается по тому, что ему постоянно посылаются скорби и печали» (преподобный Никон Оптинский).
Не хватает сил и терпения ухаживать за больной свекровью. Что делать?
Кто старается о больных и бедных, тот будет избавлен от смерти мучительной, а кто ненавидит их, тот будет изгнан от Христа.
Последнее время в моей жизни много неприятностей: и дома, и на работе. Не хватает терпения их переносить. Как быть?
Когда бывает большая скорбь на душе твоей, то пой или читай духовные стихи, пока промчится это облако скорби; как после ночи настает свет, так после скорби настает радость. Если бы не было унижений и поруганий, то не было бы ни одного святого; кто бежит от скорбей, тот бежит от своей вечной жизни. За что бы мы получили награду, если бы нас не обижали? Обижающих мы должны считать благодетелями для души нашей. Не все люди терпят напрасные скорби (для большей награды в будущей жизни), а только святые, праведные и чистые сердцем.
Как избавиться от отчаяния?
Никогда нельзя отчаиваться даже и в больших грехах: псалмопевец Давид впал в блуд, но покаялся — и стал пророком; Мария Египетская оставила блудную жизнь — и ходила по реке, яко по суху, и когда молилась, то на воздух поднималась Духом Святым.
Можно ли прожить без скорбей?
«Скорби и искушения признаются Священным Писанием и святыми отцами величайшим даром Божиим» (святитель Игнатий Брянчанинов).
Пропала любимая вещь, и я очень горюю.
Не нужно тужить и плакать об украденных, сгоревших, пропавших или потерянных вещах, но в то время, когда это случится, вспоминайте слова Спасителя, что волос с головы не спадет без позволения Божия. Эти несчастья Господь попускает нам, любя нас. Господь сказал: соберите сокровища ваши на небе, где они не заржавеют и моль не изъест (см. Мф. 6: 20), но мы сего не исполняем. Тогда Господь, подобно любящей матери, которая купает своего ребенка, хотя он и плачет, заботясь о нашей вечной жизни, попускает украсть у нас вещи и т.п. Но кто будет тужить и не прощать тому, кто украл вещи или иным образом повредил нам, тот прогнев-ляет Бога. Господь не сказал в Евангелии: скорбите, проклинайте обидящих вас — и получите награду на небесах, но сказал: если простите, то и прощены будете, имение ваше сторицей возвратится вам.
Как переносить напрасные обиды?
Монах Моисей спросил своего послушника Захарию: «Как мне спасти свою душу?» Захария ответил: «Тебе ли спрашивать меня?». Моисей сказал ему: «Истинно говорю тебе, когда ты молишься, то я вижу над тобою Дух Святой». Тогда Захария снял с себя шапку и стал мять ее ногами; потом спросил: «Что мне ответила эта шапка?» — «Ничего», — отвечал Моисей. «Так и ты поступай — и спасешься; ибо для спасения нам должно переносить в жизни напрасные обиды».