В образцах исповеди часто употребляется слова «поздноядение», «раноядение», «скверностяжатель-ство», «смехотворство», «гортанобесие» — объясните, что это значит?
Поздноядение — это вкушение пищи после захода солнца. Раноядение — вкушение пищи до обедни. Скверностяжательство — это когда человек творит скверный (неправедный)  прибыток. Смехотворство — смеяться самому и вызывать смех у других, шутить, рассказывать анекдоты. Гортанобесие — долгое удерживание приятной пищи во рту, когда вы не решаетесь проглотить ее, наслаждаясь вкусом.
Что же: пища, деньги и слава — грех?
Не пища зло, а чревоугодие; не деньги, а сребролюбие; не слава, а тщеславие; в сущности зло происходит от злоупотребления, говорит преподобный Максим Исповедник.
Что значит умалять на исповеди грехи?
Берегитесь на исповеди говорить: «Враг попутал.», «Слабый.», «Немощный.», «Гневаюсь — потому что раздражают», «В церковь не хожу — потому что ноги болят». Грешно так самооправдываться и умалять свои грехи. Самооправдание внушает диавол, а кто говорит «простите», тот опаляет демонов.
Однажды у Пимена Великого спросили, что самое мерзкое пред Богом. Святой отвечал: «Когда человек сам себя оправдывает». Самооправдание низводит человека в ад, отсечение же его приводит в умиление.
Можно ли записывать небольшие грехи для покаяния перед духовником?
Непременно нужно з а п и с ы в а т ь всякий, хотя и маленький грех, как вспомнишь, а потом покаяться.
Есть ли работы греховные?
Да, есть работы греховные или с грехом пополам: торговать водкой, сигаретами, быть актрисой, делать аборты, писать или печатать греховную литературу и т.п. Есть работа, которая на первый взгляд безобидна, но тем не менее греховна. Например, хорошо ли работать библиотекарем? Это смотря при каких книгах состоять. Если при св. книгах, то и дело святое и доброе, да и для своей души полезное. А если страстные романы или, еще того хуже, антирелигиозная литература, то такая работа греховна; ее надо постараться переменить на другую. Или работа парикмахера, которая неизбежно связана с греховной модой, маникюром. К сожалению, многие мирские работы в наше время связаны с грехами, и в этих грехах надо каяться на исповеди.
Что такое «прелесть»?
Каждый человек при своей немощной, греховной природе в большей или меньшей степени подвержен прелести. Ты подумал, что хорошо сказал, хорошо сделал, — вот уже и прелесть. Размечтался о своих дарованиях, способностях — опять прелесть. Принял похвалу, усладился ею — и это прелесть. Св. отцы различают два рода духовной прелести в ее крайнем развитии. Первый вид — это когда человек начинает воображать, что он видит Господа, Матерь Божию, Ангелов, духов и считает себя достойным таких видений.
Второй род прелести — это когда человек возомнит о себе, что он высокой духовной жизни, что он необычайный постник, прозорливец, чудотворец, что он способен нести большие подвиги, что он призван учить и руководить людьми. Этот род прелести называется мнением. Всякий род духовной прелести есть, однако же, пагубнейшее состояние нашего духа. Оно основывается на духовной гордости человека, т.е. на том самом грехе, коим пал первый ангел. Вот почему сатана так стремится вовлечь в духовную гордость всех рабов Божиих.
Да, желающим проходить духовную жизнь крайне нужно остерегаться прелести. Следует при этом помнить, что прелесть начинается часто незаметно для себя самого; не дай Бог возомнить о себе что либо высокое, что ты, например, отличаешься от других, что твоим подвигам удивляются, что ты влияешь на людей и т.п. Чтобы избежать духовной прелести, надо твердо помнить, что только покаянное чувство, смирение, соединенное со страхом Божиим, создает в нас здравое, духовное настроение, а также постоянное общение с духовным отцом по поводу духовной жизни спасает нас.
Еще старцы говорят: прелесть всегда сопровождается первоначально некоторым сомнением сердца, не сомневаются в ней только те, которыми она решительно возобладала. Никогда прелесть не наставляет на покаяние, не умаляет человека пред самим собою; напротив того, приводит в движение кровь, приносит человеку какое-то безвкусное ядовитое наслаждение, тонко льстит ему, внушает самомнение, воздвигает в душе идол из собственного «я».
Как правильно относиться к невольному греху, особенно если грех тяжкий (нечаянное убийство или неумышленное причинение ущерба)?
Невольный грех легче прощается, нежели вольный. Есть особые правила, за какой грех сколько лет нести епитимию. Надо стараться его заглаживать добрыми делами, подвигами и сокрушением умеренным о нем.
Почему человек считается виноватым, если совершил грех по незнанию? Надо ли этот грех испо ведовать и какова мера ответственности за него?
Потому что человек обязан был знать. Обо всем знают и всем интересуются, а о том, зачем живут, какова цель жизни на земле, о вечности, о Боге, о вере — не хотят знать. Посему в Евангелии читаем, что и раб, который не знал, будет бит (наказан), хотя и меньше того, кто знал. И конечно, в грехах, совершенных по незнанию, тоже надо каяться. Один батюшка рассказывал мне, что он спросил у одной пожилой женщины, знает ли она какие молитвы. Она ответила:
— Не знаю.
— А песни?
— О! Много знаю.
— Так почему же мирские песни ты знаешь и выучила наизусть, а молитвы — нет?
Что такое грех «совопросничество»?
Это когда человек интересуется тем, что выше его ума и чего Бог от него не требует. Например: где находится ад (а не как избавиться от него)? Как действует благодать через иконы? Кто такой был Мелхиседек? Как вино и хлеб при пресуществлении делаются Телом и Кровью Христовою?
Надо ли крестить в церкви детей после того, как они были погружены просто верующей бабушкой?
Совершать крещение мирянам разрешено только в исключительных случаях (при опасности для жизни). После того как опасность проходит, обязательно нужно привести человека в церковь, где священник прочтет все положенное по чину Крещения, а также дополнит Крещение Таинством Миропомазания, которое мирянам запрещено совершать.
Что вообще значит «лгать»? Лгать словом — значит говорить одно, а думать другое.
Грешно ли говорить «побожись...», «поклянись...»?
Конечно, грешно, это даже больший грех, чем божиться и клясться самому.
Когда исповедуюсь в грехах, а ведь от детства так много грехов забыто, что и не вспомнить, что же станет со мной, если о них не упоминаю пред Господом; они так и останутся на душе, особенно мелкие, как говорят, грехи: клевета, обман, осуждение, гнев, лжесвидетельство, непристойные анекдоты, шутки, песни и т.д. Вообще, сколько грехов от юности!
Для этого нужно достать подробный перечень грехов, выбрать свои грехи и исповедаться. Для того, чтобы в исповеди получить как можно большее очищение души от грехов, необходимо молить Бога, чтобы Он открыл нам наши грехи, ведь по немощи мы их забываем. Особенно, так называемые «мелкие грехи». Для того, чтобы получить более полное прощение во грехах, нужно иметь очень сильное желание, и во время Великого поста важно, чтобы над вами совершили в храме Таинство Елеосвящения или Соборование. В этом Таинстве как раз прощаются все грехи, которые мы забыли или не очень ясно осознавали.
Нужно ли исповедовать грехи, содеянные до св. крещения, такие как аборты, прелюбодеяния, кражи, убийства и др.?
Если после крещения вы их не повторяли, то исповедоваться нет необходимости (если же вас будут рукополагать в священнический сан, то на ставленической исповеди необходимо исповедоваться во всех грехах, которые были до крещения и после).
Можно ли нищим и просящим на паперти подавать деньги? Слышала об этом отзыв посторонних, что бумажками, т.е. купонами, якобы хотят замолить грехи. Так ли это? Если не подавать, то от разных людей (просящих) можно многое услышать в свой адрес (и нехорошее тоже). Как быть?
Подавать нужно, но понемногу. Лучше услышать благословение, чем проклятие вслед.
До 39 лет я жила и ни о чем не ведала, хотя еще в молодые годы, как я думаю, совершила грех, который меня всегда мучил, и, считаю, из-за слабохарактерности, а может, из-за того, что живем и не знаем вообще ничего о своем Создателе. Когда мои грехи переполнились, мне не хотелось жить, я не могла ничем себя уговорить, даже тем, что у меня две десятилетние девочки. Только когда я от всего сердца обратилась к Богу, почитала литературу, Господь мне помог. Когда я обратилась к Господу, то у меня перед глазами встали другие грехи, которые я раньше за грехи не считала. И вот я хотела спросить у вас: прощена я или нет за свои грехи или мне надо ехать в край, чтобы прибыть к священнику, хотя всегда говорят, что там очень много людей? И как молить Господа, чтобы Он помог мне избавить моего сына восемнадцатилетнего от такой пьянки?
Все грехи, особенно тяжелые, прощаются только на исповеди священником, которому дана власть Христом «вязать и решить». Вы должны, несмотря на множество народа, найти возможность подойти к священнику и рассказать о всех своих грехах, т.е. покаяться. За сына же нужно очень молиться Богу, чтобы Он освободил вашего сына от этого недуга. При желании вам вышлют молитвы святым, помогающим исцелиться от пьянства.
Каковы грехи против Духа Святого?
Грехи следующие: 1) чрезмерная надежда на милость Божию; 2) отчаяние в своем спасении; 3) явное противление утвержденной истине и отвержение православной веры; 4) зависть к тем духовным благам, которые ближние получают от Бога; 5) пребывание в грехах и коснение в злобе; 6) нерадение о покаянии до самой смерти.
Почему после совершения греха надо тотчас каяться, а не носить в себе грех?
Грех отгоняет благодать Божию. Всякий грех, покаянием не очищенный, тотчас тягостью своей влечет к другим, а это часто мы забываем.
Что означает выражение «могильщики молодости»?
Семь могильщиков молодости: неверие в Бога, пьянство, распутство, гнев, непочитание родителей, дурное товарищество и праздность (безделье).
Как прекратить осуждение ближнего?
Как только начиналось осуждение, старец Илиодор осторожно переводил разговор на душеполезную тему.
Осуждается ли принимающий от воров?
Принимающий от воров как вор и наказывается.
Как отучиться от греха осуждения?
Если осудишь кого, то дай себе правило положить в этот день хотя бы три земных поклона за того, кого осудил ты, с молитвой: «Спаси, Господи, и помилуй (имя) и его молитвой помилуй и меня грешного!» И поверь, что если будешь так делать, то Бог поможет тебе совсем отстать от этой греховной привычки.
Как победить гневные мысли?
Для того чтобы победить гневные помыслы, надо не только прощать, но и молиться за оскорбителя: «Господи, святыми его молитвами даждь мне кротость и терпение».
Как побеждать зависть?
Во-первых, помолиться, чтобы Господь умножил блага ближнему; во-вторых, сорадованием ближнему; в-третьих, надобно помолиться о себе с покаянием: «От тайных моих помилуй мя, Господи, и от чуждых пощади раба Твоего».
Как распознать грех?
Все то грех, что оскорбляет совесть и услаждает плоть.
Можно ли кому-нибудь, кроме духовного отца, открывать свои грехи?
Никому без нужды не открывай тайных проступков и грехов, которые ты сделал. Через открытие тайных проступков ты потеряешь тех, которые слушают тебя, и уважение, необходимое для совершения добра.
Есть ли грех чревоугодия в малом вкушении, при пожелании вкусного?
«Да, чревоугодие — и в малом вкушении при пожелании вкусного. Какой это сильный яд — первопричина зол» (святитель Василий Великий).
Каким образом мы, незаметно для себя, участвуем в грехе других?
Когда на грех, ими совершаемый, есть наше желание.
Будет ли человек отвечать Богу за праздное молчание?
Святитель Амвросий говорит, что если мы даем ответ за праздное слово, то будем осмотрительны и в том, чтобы не пришлось ответить за праздное молчание.
В чем состоит настоящее покаяние?
Покаяние есть война со грехом. Покаяние требует, чтобы человек стал добрым примером для других.
Кого можно назвать человекоугодником?
Человекоугодник тот, кто поддакивает и соглашается при осуждении и клевете на ближнего.
Как быть тем людям, которые своих грехов не замечают?
Не видящим грехи свои рекомендуется обращать внимание на то, какие грехи видят в них близкие люди, в чем упрекают.
Поминать ли грехи исповеданные и при помощи Божией оставленные?
На духу на исповеди поминать их опять нечего, когда уже разрешены... А на своей молитве поминать их надо.
Как вести себя, если гневаешься на кого-либо?
Если впадаешь в гнев на кого-либо, то приучись замолчать на несколько минут, творя Иисусову молитву, прежде нежели снова говорить или действовать.
Что значит лицемерно каяться?
Лицемерно каются: 1) Кто во вражде пребывает и примириться с врагом своим не хочет. 2) Вор, когда похищенного возвратить не хочет. 3) Всякий, кто пред духовным отцом беззаконие свое утаивает. 4) Всякий, кто не хочет отстать от греховной привычки.
Как смотреть на малый грех, часто повторяемый?
Такой грех близок к смертному. Сравним большой грех с большим камнем, а малый с песчинками. Большое количество песчинок иногда может быть тяжелее камня. Например, ложь не есть грех к смерти. Однако, часто повторяемая, уже лишает благодати Божией и заслуживает кары (см. Пс. 5: 7).
Когда можно солгать?
К лжи надо прибегать лишь в крайних случаях (при искушениях) и очень редко, как к опасному лекарству, и делать это со страхом и трепетом, показывая Богу и произволение свое, и необходимость — тогда человек будет прощен.
Как избавиться от застарелых греховных привычек?
Как змея не может совлечь с себя старой кожи, если не проползет сквозь тесную скважину или щель, так и мы не можем совлечь с себя застарелых своих привычек во грехах и греховной одежды ветхого человека, если не будем ходить по тесному и прискорбному пути воздержания и самоотвержения.
Есть ли духовное врачевство от грехов?
Вот ответ врача одной скитской врачебницы: «Некоторый человек, проходя через скит, вошел в находившуюся при этом ските врачебницу. Увидев многих больных, лежавших в ней, он подошел к врачу и спросил: «Есть ли растения, исцеляющие от грехов?» — «Есть, — отвечал врач, — и я укажу их тебе. Возьми корень послушания, ветвь терпения, цвет чистоты и плод добрых дел, сотри все сие в сосуде смирения, просей сквозь сито здравомыслия, всыпь в котел упования, налей воздыханиями и прибавь несколько слезной воды; потом разведи огонь Божественной любви, покрой котел милостыней и обложи его дровами трудолюбия. Когда приготовленный состав совершенно разварится, тогда охлади его братолюбием и приими лжицею покаяния. По принятии этого врачевства с чистой верой, при помощи воздержания и поста, ты излечишься от всякой греховной болезни и будешь здоров как телом, так и душой» (Христ. Чт., 1815, с. 188).
Великий ли грех — призывать Бога в свидетели?
Напрасно призывать Бога в свидетели — великий грех, потому что имя Божие есть великое и страшное. В Священном Писании говорится: Не... употребляй имя Бога моего всуе, и Бог поругаем не бывает, и страшно (есть) еже впасти в руце Бога живаго(Притч. 30: 9; Гал. 6: 7; Евр. 10: 31). Вот подобный пример: «Один исмаильтянин, уверовавший в спасительное имя Иисуса Христа, дал себе клятвенный обет — никогда более не употреблять в пищу мясного; в свидетельство верности и неизменности своего обета он призвал Бога. Впоследствии, неизвестно по какому поводу, он дерзнул изменить священному обету своему. Призванный в свидетели Бог восхотел показать славу и величие святого имени Своего и явным знамением вразумить нарушителя обета: Он обратил в камень ту птицу, которую исмаильтянин держал в руках для пищи. Изумленный таким необыкновенным явлением варвар раскаялся в нарушении своего обета и, придя к преподобному Симеону Столпнику, просил святого мужа, чтобы он своими молитвами исходатайствовал у Бога прощение этого греха. Все люди, во множестве стекавшиеся к преподобному Симеону за благословением, видели это чудо, видел и я», — повествует блаженный Феодорит (Воскр. Чтение, 1815, с. 432).
Почему я все время грешу и не могу остановиться?
«Где случилось падение — там предварила гордость» (преподобный Иоанн Лествичник).
Много празднословлю и от этого смущается душа моя.
Все раны излечатся, а рана от языка неизлечима остается. Сими словами напоминают нам святые отцы, чтобы мы во время брани удержали язык свой: не тушите огонь огнем, не потушите, т.е. не отвечайте злом на зло, а во время брани храните молчание — и скоро противник обратится к вам с любовью, возьмет назад свои бранные слова, напрасно сказанные, а вы считайте, сколько он вам сделал награды для будущей жизни, — и тем легче вам будет простить его.
Часто осуждаю — что делать?
Когда хочешь осудить кого-либо, то прежде пересчитай свои грехи.
Не грех ли желать себе побольше материальных благ?
Не желайте себе богатства — оно не позволит вам жить по заповедям Божиим.
Как избавиться от осуждения ближнего?
«Положи в сердце твоем, что твои грехи подобны бревну, а грехи брата твоего подобны малому сучку» (святой Пимен Великий).
Как увидишь падение во грех человека, то воззови о нем ко Господу, чтобы Господь простил его за сей грех. Сколько раз ты помыслишь так, столько будешь иметь добрых дел от каждого дня. Некоторые, не зная сей хитрости, стараются осудить сего человека, но помните: сколько раз за день осудите, столько и враг запишет вам злых дел.
Люблю поспорить, не причиняю ли себе вреда?
Кто спорит, тот тем изгоняет из себя Духа Святого. Мало закваски, но заквашивает она много; и брань начинается с немногого, а много приносит душе ущерба. Не тушите огонь огнем, не отвечайте на зло злом, а во время брани храните молчание и помните, сколько это принесет вам награды — и вам легче будет простить противника, а он скоро обратится к вам с просьбой забыть его бранные слова. Иногда же враг может вложить в нас молчание, чтобы дать понять противнику, что вы сердитесь, — сим вы уже лишаетесь большей награды; если же вы сами с ним заговорите, и так, будто не помните, что он вам говорил, то великая награда вам будет на небесах.
Надо ли плакать о своих грехах?
«Сколько будем плакать и раскаиваться в том, что ныне не плакали и не приносили покаяния!» (авва Стратигий).
Несколько раз исповедовал один и тот же грех, но мне кажется, что Господь не простил мне его.
«Прежде содеянных грехов не укрепляй в душе твоей размышление о них, чтобы они не возобновились в тебе. Будь уверен, что они прощены тебе с того времени, как ты предал себя Богу и покаянию. В этом не сомневайся» (святой Антоний Великий).