Приготовлением к молитве служит непресыщенное чрево, отсечение забот, прощение от сердца всех обид, благодарение Богу за все скорбное, удаление мечтательности.
 
Когда молишься, не вдавайся в рассуждения о чем бы то ни было, ни даже о местах Писания и о других предметах душеполезных, иначе будешь ты губить лучший плод и терять важнейшее. Потому необходимо тебе в час тот ум свой держать весь собранным в себе самом.
Прочитывай молитву «Господи, не лиши меня небесных Твоих благ... » по нескольку раз в день: она весьма утешительна.
 
Те, которые сильнее налегают на молитву, подвергаются более страшным и свирепым искушениям (святой Иоанн Карпафский)(1).
 
Верх добрых дел есть постоянное пребывание в молитве.
 
Если мы молимся в сотовариществе с другими, то достаточно для нас умом лишь и сердцем являть пред Богом внутренние движения души, не принимать печального и плаксивого лица и никаких не показывать признаков, которые бы обнаруживали, что у нас на ду-
---
1 Добротолюбие избранное для мирян. М. : Сретенский мон-рь, 2001.
 
ше, чтобы иные не стали нас почитать, а иные, может быть, подсмеиваться над нами, — через что подвергнемся искушению, смущению в себе и озлоблению на других. Но когда мы одни и не видят нас другие, чтоб осмеять нас, то, если хотим, можем и лицо принять молящегося, и голос печальный, и слезы проливать, и руки воздевать горе, класть земные поклоны, являя страх и благоговейность пред Богом. Ибо новоначальные обыкновенно начинают прежде телесно являть то, чему следует быть в душе, а потом чрез это внешнее и в душе образовываются настоящие чувства и расположения, какие вначале лишь означаемы были телесно.
 
Любовь воина к царю показывает то, как он воюет, а любовь христианина к Богу обнаруживает время молитвы и предстояние на ней, <сколь долго стоит на молитве и как усердно молится>.
 
Идя в храм для молитвы, приготовляйте себя к этому. Прежде чем пойдете в храм Божий, спросите себя самих: куда и для чего вы идете? Иначе, приходя в храм с легким сердцем, выйдете с тяжелым, навлечете на себя незримый гнев и проклятие Божие.
 
Не молись с леностью и небрежно: ибо этим, вместо того чтобы угодить Богу, ты привлечешь гнев Его. Стой на молитве со страхом и трепетом, не опираясь о стену и не распуская ног так, чтоб на одной стоять, а другую отставлять. Противостой помыслам и не попускай им озабочиваться плотскими вещами, чтоб была благоприятна молитва твоя.
 
Молитва учителя не требует, но старания, рачения и особенно усердия — и <тогда> бывает учителем ее Бог.
 
Молитвы на сон грядущим, утренние, Псалтирь и, особенно, Святое Евангелие необходимо читать медленно, неспешно, чтобы ум имел время и возможность вкушать сладость слов, сокровенную в их смысле и уразумении.
 
Поспешное и без разумения чтение наводит на человека гнев Божий, который не обрушивается на человека <немедленно только> по долготерпению Господа Бога. Будем же терпеливы при молитве.
 
Кто ругает плохих людей, а не молится за них, тот никогда не познает благодати Божией.
 
Умная же молитва есть, когда ты, стоя в сердце вниманием, взывать будешь ко Господу или прося, или каясь, или благодаря, или славя Его... Нет лучшего способа к раскрытию умно-сердечной молитвы, как бывать в церкви, на церковных службах. В службах церковных — дух молитвенный.
 
Когда бывает разленение на богослужении, надо делать напряжение преодолеть его сосредоточением внимания и молитвы ко Господу именно о сем недуге — и Господь поможет.
 
Если кто от молитвы не отходит осужденником, достойным всякой кары от Господа, то такой отходит от нее фарисеем.
 
И книги-молитвенники нужны, пока душа не начнет сама молиться; когда сама уже молится, их можно оставить. Только когда своя молитва не идет, тогда, чтоб расшевелить ее, надо начать печатными молитвами молиться. И, когда расшевелится своя молитва, оставлять
их. Так делали великие молитвенники... Читывали кто псалом, кто одну «славу»... затем — вошедши в дух молитвенный — оставляли псалмы. Надо знать несколько молитв на память, также несколько псалмов. Но всегда, как молитва есть на сердце, можно молиться и без молитвенника — своим обращением к Богу, с поклонами. Только бы лености, поблажки не было. Ибо тотчас враг подойдет и будто за руку начнет тянуть от молитвы.
 
Способствуют вниманию на правиле: чтение, размышление и поклоны.
 
Если будем небрежно относиться к молитве, то никогда не преуспеем в ней. Помни также, что молитва одна не бывает в совершенстве, а вместе со всеми добродетелями.
 
Во-первых, надобно устами творить молитву по четкам, например, хоть сотню раз наедине в келье, так чтобы мысль наша внимательно прислушивалась к словам молитвы, через что будет впечатлеваться молитва в памяти. Надобно тогда беречься от всякого помысла и мечтания; если же без помысла не возможешь исполнить сотни, то опять начни и постарайся исполнить ее без помыслов. Это наша азбука.
 
Евангелие и Псалтирь при домашнем правиле приличнее читать стоя, но в болезни и при немощи можно и сидя.
 
Старец Арсений советовал умолять Бога о прощении грехов и помиловании на Страшном Суде.
 
Когда в молитве своей умоляешь Бога о прощении, не исповедуй подробно плотских грехов своих со всеми об-
стоятельствами, как ты их делал, как бы таким воспоминанием не растревожить греховного похотения и не сделаться предателем самого себя, скверня себя возрождением скверных пожеланий.
 
Был голос <некоему> священнику, современнику святой Иулиании> в церкви от иконы Богоматери: «Иди скажи праведной Иулиании — ради чего не приходит в церковь? И домашняя ее молитва приятна, но церковная выше».
 
Когда приходишь домой, должно прочитать молитву «Достойно есть».
 
У святых отцев было законом: нудить себя на молитву — дома и в церкви, и за делами, и на прогулке, и во время, свободное от всего.
 
О существе дела в молитве забывают. Оттого выходит, что одни только на словах и останавливаются Иисусовой молитвы, творят, но без всякой мысли и чувства. Другие останавливаются на ноздревом дыхании и сопят. Сила совсем не в словах, а в мыслях и чувствах. Многие мур-лычат, а сердце остается пусто, и мысли бродят, даже и срамные движения приходят, а им ничего, будто все такое в порядке вещей. У иных приходит при этом малая теплота, и они кричат: «Вот благодать, вот благодать!» — И не вспомнят, что говорят опытные: «смотри, придет легкая теплота, не дивись — это от естества, а не от благодати. Чего ищут молитвой Иисусовой?» — Того, чтобы канул в сердце благодатный огонь и началась непрестанная молитва, чем и определяется благодатное состояние (святитель Феофан Затоворник).
 
Вся забота у некоторых о словах и положениях тела в молитве, отсчитав в сем положении известное число молитв Иисусовых с поклонами, опочивают на сем, с неким самомнением и осуждением ходящих в церковь на общую установленную молитву. Иные весь век так проживают и пусты бывают от благодати(1).
 
Если что прочитано на молитве или из Евангелия без внимания, то надо повторять раз или два, стараясь прочитать со вниманием.
 
Полезно при богослужении повторять краткую молитву в сердце, так как она способствует тщательному вниманию, удерживая ум от рассеянности (святитель Игнатий (Брянчанинов))(2).
 
Когда не придется исполнить все свое молитвенное правило, то держи правило мытарево: «Боже, милостив буди мне, грешной», — и имей память Божию. Это заменит правило.
 
Кушанья всегда <надобно> готовить с молитвой Иисусовой, все окроплять крещенской водой, помнить, что никакая работа без молитвы не приемлется Господом.
 
Под предлогом болезни и усталости не оставляй своего молитвенного домашнего правила, даже на один день, пока есть в тебе дыхание.
 
Одинокий совершает молитву за себя, а отец семейства — за весь дом.
---
1 Умное делание. О молитве Иисусовой. Сборник поучений святых отцов и опытных ее делателей. М. , 2008.
2 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. Т. 4. М. , 2008.
 
 
Каждый, желающий, чтоб молитва его была принята Богом, должен приносить ее из сознания своей греховности и крайней недостаточности по отношению к добродетели: должен приносить ее, отвергнув сознание своих достоинств, точно ничтожных перед необъемлемым достоинством Бога, должен приносить ее из сердца, смирившегося перед всеми ближними, из сердца, полюбившего всех ближних, из сердца, простившего ближним все оскорбления и обиды (святитель Игнатий (Брянчанинов))(1).
 
Бог слышит твои ночные молитвы, когда ты время покоя переменяешь на время вздохов и плача.
 
Ничто так не досаждает бесам и не опаляет их, как молитва Иисусова; весьма страшна бесам молитва эта... Молитвой ум очищается и светлеет, и просвещенным делается.
 
Заболевшему своему другу внушал старец молиться чаще <так>: «Господи! Даждь ми зде терпение, а тамо отпущение».
* * *
Надобно оставить все, даже тело, и презреть самую жизнь настоящую, чтобы Бога единого стяжать в сердце своем.
 
Язык, свободное обращение и чрево без плача не укрощаются.
 
Всячески всегда должны мы сокрушать свое сердце, изыскивая и в дело вводя все, могущее смирить его.
----
1 Свт. Игнатий (Брянчанинов).   Аскетические опыты. М. ,2008.
 
Сокрушает же и смиряет сердце: память о прежней нашей жизни, память о всех грехах от юности, память о смерти, воспоминание о страстях нашего Спасителя Иисуса Христа и великие Божии благодеяния к нам, когда кто подробно перечисляет их и пересматривает.
 
Не будем отрицаться и от трудов телесного подвижничества; ибо как из земли пшеница, так и от них произрастает духовная радость и опытность в добре. Не будем ложными умствованиями отклонять требование совести, потому что она внушает нам спасительное и деятельное и всегда изрекает, в чем долг наш и к чему мы обязаны.
 
По закону можно быть и строгим, по закону — и снисходительным. Все хорошо вовремя и в меру. Духовное рассуждение в этом случае важнее всего.
 
Подобает не отвращаться от ищущих от нас пользы под предлогом беседы с Богом: ибо любовь лучше молитвы.
 
Некий старец сказал: «Потому я отвергаю удовольствия, чтобы пресечь повод <для> плотского духа. Я знаю, что он всегда борется со мной, ища удовольствий, возмущает мой ум и отгоняет разумение»(1).
 
Авва Пимен сказал: «Как дым выгоняет пчел, и тогда вынимается сладость их делания, так и плотское наслаждение изгоняет из души страх Божий и разрушает всякое доброе ее делание»(2).
 
Воздерживайся от всякой пищи, которой ты желаешь по ее запаху, особенно, будучи здоров, и не ешь того, к чему влечет тебя аппетит(3).
---
1 Древний Патерик. М. , 1997.
2 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Отечник. М. , 2007.
3 Древний Патерик. М. , 1997.
 
Не возносись своими подвигами: не подвиги спасают, а благодать Божия. Господь сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже». Подвиги нами должны предприниматься как средство привлечь на себя милость и благодать Божию.
 
Селение без храма то же, что дом без хозяина, что тело без души, что местность сухая, не имеющая рек и источников (святитель Феофан Затворник).
 
Да не пожелаешь чего и да не поищеши чего, <как-то>: откровений, знамений, пророчеств, рассуждений и гаданий или высших твоего пребывания дарований, и да не вознесешися в чем-либо, да не впадешь в сети и козни вражии и в прелесть и поруган будеши от бесов.
 
Вшедшу в келью брата какового, подобает тебе обуздывати зрение очей твоих, да не борзо и дерзко озираеши внутрь кельи его, и вещи его сокровенные и лежащие в ней да не зрит око твое. Блюди, опасно да не коснется рука твоя без позволения его яковы вещи его.
 
В преутруженном поклоне, в теле сугубо ощущается дух умиления и теплота сердечная (иеросхимонах Иоанн Затворник)(1).
 
Нощное бдение — это бодрствование или малоспа-ние ради дел богоугождения и избежания искушений на грех.
---
1 А. Ковалевский. Житие и подвиги преподобного Иоанна, затворника Святогорского. Святогорск: Свято-Успенская Святогорская Лавра, 1880.
 
Когда мы нарушаем установленные посты, то попускаются большие искушения.
 
Чтобы получить постоянную благодать, хранящую нас от падений, необходимо возненавидеть плотскую страсть, возненавидеть свое тело, предавать его на разные подвиги без самосожаления.
 
Хорошо, если бы в собрании почитали или поговорили на пользу как жить и как душу спасти, но хотя бы и так, все же лучше сидеть дома: вышел из кельи — таков уже не возвратишься.
 
Надо нам, грешным, себя чаще вопрошать: «Как я время проводил, какую добродетель стяжал? Есть ли в душе мир и спокойствие совести?» Надо нам, братия, почаще ходить к духовным старцам, часто и откровенно совесть свою открывать, в недостатках просить смиренно прощения и во всем признавать себя виновными, а на людей вину не возлагать, потому что это знак <само>оправдания и мать всем порокам.
 
Старец сказал: «Как тень свою мы везде с собой носим, так мы должны плакать и иметь в себе сокрушение, где бы мы ни находились»(1).
 
Небрежности противоположно старание.
 
Видим в отеческих Писаниях, что страсти наши смиряют нас и уничтожают наше о себе мнение, которое неугодно Богу (иеросхимонах Александр).
----
1. Древний патерик. М., 1997
 
Прежде чем человек согрешит, явно в нем бывает тайное брожение греха или какой-либо страсти: неприязни, блуда, зависти, непокорности, и чтобы не согрешить явно, надо бороться с грехами тайно и с молитвой и Божией помощью побеждать их. Если бы мы всегда побеждали свои страсти при самом их возникновении, то они не имели бы места в общественном проявлении, не волновали бы и не смущали бы других людей, и был бы на земле мир.
 
Когда же кто с радостью переносит труды и скорби, тогда может сильно обуздывать помыслы, потому что помыслы сии трудами приводятся в бездействие. Когда же человек памятует прежние грехи свои и наказывает себя, тогда Бог прилагает о нем попечение, чтобы упокоить его (преподобный Исаак Сирин)(1).
 
Великодушное терпение поношений бывает случаем к получению славы (святитель Иоанн Златоуст)(2).
 
Необдуманные, неразумные разговоры и беседы причиняют очень много горя людям из-за них ссорятся, сердятся, враждуют.
 
Врагов и недоброжелателей чаще всего мы наживаем себе или пересудами, или неправдами.
 
Нам, пастырям, нельзя уже уклониться от учительства, каковую обязанность, даже против нашей воли, наложило на нас священство, которое, как известно, тесно связано с учительством (святитель Амвросий Медиоланский)(3).
-----
1 Прп. Исаак Сирин. Азбука духовная. М. , 1998.
2 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4. Ч. 2. М. , 1991.
3 Свт. Амвросий Медиоланский. Об обязанностях священнослужителей. Казань, 1908.
 
Уже вовсе недопустимо: это обломанные кладбищенские кресты, валяющиеся в грязи, попираемые скотом... Это грех совершенно непростительный! Неужели нет настолько внимания и любви к святым крестам, что нельзя подобрать?
 
Индульгенция (лат. — снисходительность, милость) — дается папой: «Греши больше, бояться нечего — вот разрешение».
 
Пресвитерам не запрещается совершать, по требованию нужды, святую Литургию на антиминсе там, где нет храма (архиепископ Аверкий (Таушев))(1).
 
Мерзок пред Господом покой телесный (преподобные Варсонофий и Иоанн)(2).
 
Священство есть высшее из всех благ, какими пользуются люди. Восстающий против него не человека уничтожает, а Бога и Христа Иисуса (святой Игнатий Богоносец).
 
Почитающий узника Иисус Христова примет мзду мучеников.
 
Не стыдись никто обнаружить победу над собою, исповедав грех свой, если когда побежден будет какой страстью, да посрамится враг диавол и прекратит свои нападения (преподобный Симеон Новый Богослов)(3).
----
1 Архиепископ Аверкий (Таушев). Вопросы и ответы. В изъяснение церковного благочестия и душепопечения. Джорданвилль: Тип. прп. Иова Почаевского, 1958.
2 Прп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. М. , 2007.
3 Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. М. , 2002.
 
 
Должно осуждать себя, когда услаждаемся в сердце удобствами кельи или телесным покоем.
 
Вопрошение и совет и открытие помыслов — врагу страшны (святитель Феофан Затворник)(1).
 
Хорошо собирать мысли смирительные и держать их в душе, нежели раздражительные и гордые.
 
Не с веселыми знакомьтесь, а с богобоязненными (святитель Феофан Затворник).
 
Творение чудес без смирения ведет к падению (святитель Димитрий Ростовский).
 
Мы должны делиться с ближним нашим скудным знанием... послужить при нынешнем духовном голоде <хоть> каким-нибудь утешением и наставлением (святитель Игнатий (Брянчанинов))(2).
 
Если кто что покупает или продает, то должен делать это без лжи и, <тем более>, клятв.
 
Если монах не вычитывает часов 1-го, 3-го, 6-го и 9-го (когда есть время их вычитывать), то он недостойный и считается как мертвый.
 
Тот, кто надевает на себя не свои одежды, как то: мирянин — одежду священника, или женщина, например, наденет мужскую, тот есть идолослужитель.
---
1 Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. М. , 2000.
2 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. М. , 2009.
 
Справедливо осуждаются те, кто за ненужное почитает часто приносимое покаяние (святитель Амвросий Медиоланский)(1).
 
Духовное делание, свойственное уму, есть не терпеть в себе помысла, который тайно порицает ближнего.
 
Диавол подучает отсрочить задуманное добро с тем, чтобы совершенно похитить его у человека.
 
Лечение очень развлекает мысль лечащихся (святитель Игнатий (Брянчанинов))(2).
 
Полезно слышать о смерти знакомых, такими известиями своя смерть напоминается (святитель Игнатий (Брянчанинов))(3).
 
Без собственного вопрошения человека я никак не дерзну преподать ему никакого совета: это запрещено святыми отцами(4).
 
Склонность к пристрастиям очищается извещением по Богу, т. е. когда человек, чувствующий в себе невольно действующее пристрастие, указывает на него в молитвах своих Богу, обнажает его пред Богом, как бы рану пред врачом, просит исцеления.
 
От ближнего, от которого чувствуешь пользу, не надо удаляться по причине ощущаемой примеси тщеславного и кровяного пристрастия, но надо очи-
---
1 Свт. Амвросий Медиоланский. Две книги о покаянии. Кн. 2. М. , 1902.
2 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. М. , 2009.
3 Там же.
4 Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия, Т. 2. : Слово к ближним. Спб. , 2002.
 
щать эту примесь сознанием ее пред Богом и молитвой. И самому надо отвлекать сердце от пристрастия по падшему чувству и возводить его в чувство во Христе (святитель Игнатий (Брянчанинов))(1).
 
Подвижники самые успехи в подвижничестве измеряли успехами в посте (преподобный Серафим Саровский)(2).
 
Ненависть к Православию, фанатизм и преследование православных, убийства — проходят красной нитью через все века жизни католичества. «От плодов их познаете их». Таков ли дух заповедан нам Христом? Если кому, то католикам, лютеранам и реформаторам можно всегда сказать: «Не весте, коего духа есте». А сколько священников и первосвященников, несвященно и неправо мудрствующих и живущих! (святой Иоанн Кронштадтский)(3).
 
Чем более держишь себя в постели поутру или днем, тем более хладеет сердце к Богу, к молитве, к духовной жизни; это же бывает, когда человек кушает и пьет с наслаждением или более надлежащего. Плоть всегда нужно держать в узде, в повиновении духу(4).
 
От гордости и тщеславия происходит желание пышно и красиво одеваться, поэтому презирай блеск внешний; блистай тайно, внутри — духом.
 
Признание себя негодным дороже всего. Только в те минуты ты и бываешь человеком, когда искренне чувствуешь себя плохим, грешным.
----
1 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. М. , 2009.
2 Духовные наставления преподобного Серафима мирянам и инокам. Клин, 2000.
3 Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Христианская философия.М., 1992.
4 Его же. Моя жизнь во Христе. Минск, 2005.
 
Надобно делать добро, но не думать, что мы его сделали; пусть оценит его Бог, а не мы сами, а нам надобно зрети своя согрешения и не осуждати ближних своих (преподобный Макарий Оптинский).
 
Не губите своих талантов через леность. Научайте и других всему доброму, в чем какую имеете способность.
 
Беседуя с отцами и прося их о чем-либо, прилично выражать свое почтение к ним поклонами (преподобные Варсонофий и Иоанн)(1).
Не должно искать или просить, чтобы вас избрали на какую бы то ни было должность, но ни в коем случае не должно и отказываться, ибо не совсем добросовестно уклоняться от служения обществу, тем более что ежели жребий служения падет на вас, то это, конечно, не без Промысла Божия, которому каждый из нас со смирением и с любовью должен покоряться. Наконец, ежели никто из благонамеренных и способных людей не захочет служить, то поневоле место его займет какой-нибудь малознающий, или, того еще хуже, человек, который не в силах будет устоять против искушений денежных (преподобный Макарий Оптинский).
 
Когда человек не мирен, то противоречие только раздражает его. Должно дать место гневу. А когда бурное состояние позатихнет, мир начнет водворяться в душе его, тогда можно и совет предложить, который гораздо вернее подействует и примется с большей любовью. И вам советую в подобных случаях быть осторожными: человека, в гневе сущего, не укоряйте, не обличайте и не спорьте с ним, а лучше оставьте его в
---
1 Прпп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. М. , 2007.
 
покое. Будьте только внимательны к самим себе, чтобы не впасть в немилосердие и когда чувствуете, что сердце ваше раздражается, то читайте мысленно молитву Иисусову и старайтесь положить хранение устам своим (преподобный Макарий Оптинский).
 
Каждая <монастырская> сестра должна всегда соблюдать молчание, особенно утром до службы и вечером после молитвы; не осуждать ни пищи, ни одежды, ни келии.
 
Смирение состоит в том, когда человек считает себя грешнее всех, никого не унижает и не оскорбляет, не осуждает, внимает лишь себе и не ищет ни богатства, ни славы, ни похвалы, ни чести, считая себя вовсе того недостойным; мужественно терпит унижения, брань, укорение, признавая себя в сердце своем заслужившим это; со всеми обращается радушно, всякому с любовью готов служить, не видит своих добрых дел и не говорит о них без нужды (преподобный Амвросий Оптинский).
 
Осуждение бывает не только языком, но и мыслью, взмахом руки, покиванием головой, вздохом, смехом и другими действиями (святитель Тихон Задонский).
 
По наружности мы смиренны, а по нраву — жестоки и бесчеловечны; по наружности мы благоговейны, а по нраву — враги; по наружности — дружелюбны, а по нраву — ненавистники; по наружности — подвижники, а по нраву — тля для подвижников; по наружности — постники, а по нраву — морские разбойники; по наружности — целомудренны, а в сердце — прелюбодеи; по наружности — безмолвники, а в сердце — бродяги; по наружности — кротки, а по нраву — опасны. Отчего так? Оттого, что не имеем страха Божия пред
очами своими и заповедей Господних или не знаем, или перетолковываем по-своему, в угоду себе (преподобный Ефрем Сирин)(1).
 
Я укажу вам верное средство умиротворить себя и врага своего: это помолиться за него, сделать для него какое-либо благодеяние (особенно так, чтобы он и не знал, откуда идет оно); помолиться не только дома, единолично, но призвать и Церковь на помощь: подавать за врага просфоры на Божественной Литургии, вынимать частицы на проскомидии(2).
 
Пусть человек состоятельный откажет себе в удовольствии быть в театре и употребит эти деньги на помощь сиротам. Пусть добрая христианка откажется от лишних нарядов и подумает, что она могла бы отдать от своих избытков бедноте или на украшение храма Божия. Пусть даже простой поселянин, рабочий, ремесленник поставит правилом — хотя половину того, что они тратят на водку, отдавать Христу в лице бедных собратий своих, и Христос молитвами сих бедных поможет им совсем оставить спиртные напитки и благословит их труды. Пусть даже дитя откажется от лакомств, от игрушек в пользу деток-сироток. Ведь и дети должны жить христианской жизнью(3).
 
Оскорбляемые, если только великодушно все переносят, умилостивляют Бога.
 
Кроткий не позволит себе кричать на кого-либо под влиянием гнева и негодования, не позволит проявить
---
1 Прп. Ефрем Сирин. Творения. Т. 1. М. : Изд. отд. Московского Патриархата, 1993.
2 Архиеп. Никон (Рождественский). С чего начать? // Православие и грядущие судьбы России. М. : Ковчег, 2001.
3 Там же.
 
в словах своих признака какой-либо страсти или в речи своей пылающей похоти и в разговоре — гневных уколов. Когда человек увлекается страстью к чему-либо до забвения Бога, предмет страсти делается для него богом или идолом, которому он служит.
 
Бесстрастие не в том состоит, чтобы не ощущать страстей, но в том, чтоб не принимать их в себя (преподобный Исаак Сирин)(1).
 
Помрачившиеся от вина часто истрезвляются водой, а помрачившиеся от страстей истрезвляются слезами (преподобный Иоанн Лествичник)(2).
 
Кто любит поводы к страстям, тот невольно порабощается страстями; страсти могут побеждаться не иначе как, убегая от своего предмета (преподобный Исаак Сирин)(3).
 
Если кто-либо будет бранить нас, раздражать, побуждать к насилию и распрям, постараемся молчать и не устыдимся сделаться на тот раз немыми.
 
У христиан не признается честным или полезным то, что не приближает к вечной жизни.
 
В сякая способность развивается только путем постоянных и самостоятельных упражнений.
---
1 Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М. : Правило Веры, 2008 .
2 Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. М. : Изд-во Сретенского мон-ря, 2004.
3 Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М. : Правило Веры, 2008.
 
 
Мы не только не должны говорить сами, но даже и слушать что-либо неприличное (Климент Александрийский)(1).
 
Если гневаетесь, то гневайтесь на себя за то, что вы допустили себе раздражаться, и тогда вы не согрешите, а кто пытается доказать справедливость своего гнева, тот воспламеняется еще больше и быстро впадает затем в грех.
 
Нам следует быть такими, чтобы наш ум был занят размышлением о добрых делах, чтобы хотение подчинялось разуму.
 
Иному полезно закрывать очи в церкви, если это служит к сосредоточению помышлений.
 
Должно просить молитв отцев.
 
Речь должна быть чуждой всякого рода оскорблений, оставаясь мягкой и приятной, полной доброжелательства и благорасположения... Прения же должны быть без гнева, любознательность — без иронии, увещание — без обиды.
 
Один бывает наиболее способен к искусному чтению, другой особенно приятно поет псалмы, третий более склонен к заклинанию одержимых злым духом, четвертый наиболее подходящ к наблюдению за ризницей. Пусть священнослужитель все это примет в соображение и потом определит каждого на подходящую ему должность так, чтобы каждый с особой готовностью служил тем, к чему имеет природную склонность,
---
1 Климент Александрийский. Педагог. М. : Уч.-информ. экуменический центр ап. Павла, 1996.
 
и исполнял такую должность, какая ему наиболее подходит.
 
Не должно ни самому льстить, ни выслушивать лести, потому что в первом случае это будет свидетельствовать о твоем лукавстве, а во втором — о тщеславии.
 
Следует прислушиваться к мнению о себе других, особенно добродетельных.
 
Молитесь за клевещущих и злословящих на вас и гонящих вас... Апостол Павел желал даже быть злословимым, потому что через это он обретал милосердие Божие.
 
Пища служит, при роскоши в ней, не Богу, а чреву.
 
Хотя в деле гостеприимства нужно ко всем проявлять человеколюбие, однако праведникам должно оказывать особый почет. Добродетель гостеприимства так высоко ценится у Бога, что даже напоение холодной водой не остается без награды. Помнишь, как Авраам, ища гостей, принял у себя Самого Бога? Помнишь, как Лот принял Ангелов?
 
Быть щедрым — это значит помогать нуждающимся, а быть расточительным — это значит устраивать широкие пиры и отличаться неумеренным винопитием; к расточительности относится посещение цирков, театров, подарки гладиаторам, охотничьи занятия.
 
Помогая бедным, не должно искать с их стороны благодарности.
 
Плохо, если твоя милостыня послужит только к роскошеству.
 
В соделанных нами грехах не будем винить ни рождения нашего, ни другого кого, а только себя самих (преподобный Антоний Великий)(1).
 
Кто делает что-либо, не вопросив отцов, тот делает незаконно, а кто делает, вопросив отцов, тот исполняет закон и пророков (преподобные Варсонофий и Иоанн)(2).
 
Ради спасения человека следует переносить и неприятности; ради того же весьма похвально подвергаться даже опасности.
 
В видениях и чудесах бывает прелесть, и надо их опасаться, говорить: «Я недостойна». Смиренный не пожелает чудес. Да, не чудес надобно желать нам, а чтобы <ни>как не согрешить пред Богом. Но есть и ныне чудотворцы; только кто они? Смиренные, терпеливые, кроткие, которые противятся искушениям врага, соблюдают тишину душевную и телесную — вот чудотворцы (старец Феофан Новоезерский)!
 
В здешней-то жизни и потерпеть, и потрудиться, какое бы послушание ни было, да если с памятью Божией, — благоприятная жертва Господу Богу; если ничего не значащее, самое маленькое послушание, да с усердием, с хорошими мыслями, то великая и приятная жертва Господу Богу (старец Феофан Новоезерский).
 
Не надобно дозволять, чтобы мысль наша скиталась всюду (старец Феофан Новоезерский).
---
1 Добротолюбие. Т. 1. М. : Сретенский мон-рь, 2007.
2 Прпп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. М. : Лодис, 2007.
 
Не надобно тщеславиться: я хорошо пою, у меня голос лучше! — ведь это не наше — это дарование Божие.
 
Хорошо, если вступающие в брак смотрят не на красоту жены, не на богатство мужа, а единственно на добродетель.
 
Дела родителей суть как бы книги, с которых дети прежде всего научаются (святитель Иоанн Златоуст).
 
Когда усилия детей остаются бесплодными, и родители требуют от них сами чего-либо, несогласного с христианской верой, то приходит в исполнение слово Священного Писания: должно повиноваться более Богу, чем людям (Деян. 4: 19).
 
Святитель Иоанн Златоуст в увещании замечает: «Никогда не выходи, не произнося слов: "Отрицаюся тебя, сатана". И кроме этих слов еще перекрести чело свое; пусть тогда встречается злой человек, даже сам сатана: ты останешься невредим».
 
Святитель Кирилл Иерусалимский говорит: «Не будем стыдиться Креста Христова; пусть другой делает это скрытно — ты явно знаменуй им чело, чтобы диаволы, видя знамение Царя, с трепетом убегали от него».
 
Целью воздержания древних христиан было — отучить тело от чувственных удовольствий.
 
Ты гораздо лучше угостишь сердечных своих друзей, если они услышат что-нибудь душеполезное и если святое пение огласит их слух.
 
Вы не должны даже смотреть на дурные изображения, <а уж тем более> вешать их в своих комнатах; иначе посредством зрения будете прелюбодействовать, грешить.
 
Зрелища и танцы — гроб невинности и могила стыдливости. И какая нужда в танцах? (святитель Амвросий Медиоланский).
 
Диавол более всего старается внушить нам кичливое мнение о нашем достоинстве, дабы мы, возгордившись, уподобились ему (святитель Феофан Затворник).
 
Бога мы должны прославлять словами и делами, не удерживаясь от сего ни ложным стыдом, ни насмешками или угрозами, ни страданиями, ни самой смертью.
 
В сякое внешнее богопочтение может иметь свою цену тогда только, когда оно есть выражение внутреннего(1).
 
Дело спасения столь важно, что все дела мира сего, как бы они ни казались великими в сравнении с этим делом, первейшим и важнейшим, суть как бы безделье или как тело без духа (преподобный Симеон Псково-Печерский)(2).
 
Все науки и знания — ничто без науки спасения (преподобный Симеон Псково-Печерский)(3).
---
1 Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое Богословие. Т. 1. М. : ОЛПЛ, 1999.
2 Прп. Симеон Псково-Печерский. Пример смирения // Мир Православия, 2008. № 8.
3 Там же.
 
Когда обижают, уступай, будто прячься, а когда доброе дело предлежит, будь напереди всех, не давай никому упредить тебя, первый хватайся за него (святитель Феофан Затворник)(1).
 
Преуспеяние в духовной жизни означается все большим и большим сознанием своей негодности (святитель Феофан Затворник)(2).
 
Кто забывает свое <прежде сделанное> добро, есть самый мудрый человек (святитель Феофан Затворник)(3).
 
Бог не столько взирает на количество наших трудов, сколько на расположение и горячность нашего сердца к Нему.
 
Когда мы ищем духовных утешений, ищем себя, а не Бога.
 
О чае некий старец говорил: «Он вреден и много вреден в прохождении духовной жизни».
 
Друг друга (за глаза) хвалите, чтобы и Бог вас похвалил.
 
Душа, читая повествования о великих добродетелях Святых Отцев, делается более смиренной в мыслях своих (преподобный Иоанн Лествичник)(4).
---
1 Свт. Феофан Затворник. Толкование на послание святого ап. Павла к Титу. М. : Правило веры, 2005.
2 Феофан (Крюков), игумен. Поучения святителя Феофана Затворника о непрестанной молитве. М. : Даниловский благовестник, 2005.
3 Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. М. : Правило веры,
2000.
4 Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. М. , 2006.
 
Истинный христианин любит всех вообще людей; если он видит христиан, не соблюдающих Христовых заповедей, то просит Спасителя нашего о спасении душ их; если видит христиан скорбящих, просит Иисуса Христа о подаянии им утешения; если видит болящих, молит Спасителя о подаянии им терпения; если видит язычников, жалеет, что они лишены Царствия Небесного, и просит Спасителя нашего об обращении их в христианство и о спасении их душ. За всех врагов своих он постоянно молится и свои грехи старается заглаждать.
 
Душевный пост состоит в том, когда душа воздерживается от худых помыслов, дел и слов (святитель Василий Великий).
 
Для человека, познавшего истину, быть в уединении очень душеполезно; тут он вспоминает все греховное в уме, помышлении, в слове и приходит от того в сильное сокрушение; у него являются слезы, которые очищают сердце, услаждают жизнь и приводят к небесным благам.
 
При всяком деле и слове должно говорить: «Прости», — не принужденно, но с покаянием и умилением (преподобные Варсонофий и Иоанн)(1).
 
Возлюби, душа моя, худые одежды, худую пищу, благочестивое бдение, обуздывай наглость языка своего, возлюби молчание, проводи безсонные ночи над богодухновенными книгами. Огорчай плоть свою суровым житием, гнушайся всего, что услаждает ее... Убегай вкусных напитков и сладких яств и долговре-
----
1 Прпп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. М. , 2007.
 
менного сна в мягкой постели (преподобный Максим Грек)(1).
 
Должно избегать вопросов, которые приводят к ссоре... Лучше терпеть несправедливость, нежели возбуждать ссору.
 
Хульные помыслы бывают оттого, когда кто думает о себе, что он живет хорошо, или думает, что молится усердно, а других осуждает. За это и попускается сей бес (преподобный Макарий Оптинский).
 
Если <даже> брат и не понял, что ты уязвил его, то <все равно> покайся перед Богом.
 
Наслаждающиеся покоем здесь услышат: «Приясте благая ваша в животе вашем» (преподобные Варсонофий и Иоанн)(2).
 
Для того чтобы предохранить себя от всякой скверны, будем особенно бодрствовать над нашими взорами: ибо через них обыкновенно и наиболее часто демон проникает в сердце. Многие люди добродетельные, к сожалению, пали именно через то, что дозволяли взорам своим развлекаться и останавливаться на предметах обольстительных и опасных.
 
Внешнее целомудрие состоит в том, чтобы не желать того, что принадлежит другому, не упреждать без нужды часов отдыха и вкушения пищи, не возбуждать в других и не предаваться самим неумеренному смеху, не говорить ничего, что оскорбляет приличие и
---
1 Громов М. Н. Максим Грек. М., 1983.
2 Прпп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. М. , 2007.
 
истину, соблюдать целомудрие и простоту в одежде и убранстве волос, избегать общества людей зазорных, не показывать пренебрежения ни к кому, не говорить чего не знаем, а равно и не говорить безсмысленно и неуместно всего, что знаем (святитель Киприан Карфагенский).
 
«Искушение, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — для внимающих себе лучше и полезнее покоя. Искушение посылает Бог для испытания. Бедствия и искушение смиряют, делают нас чистыми и приносят нам великие блага».
 
Диавол заставляет скрывать на исповеди грехи не только простеца, но и человека книжного, говоря ему, что он наедине может исповедовать Богу грехи свои.
 
Внешний мир рассеивает внутреннюю сосредоточенность(1).
 
Я приметил, что отступление от Церкви в народе начинается нарушением постов (преподобный Серафим Саровский).
 
Никакая вещь сама по себе не должна считаться злом, но она делается такой от злоупотребления пользующихся ею (священномученик Мефодий Патарский)(2).
 
Мы находим в богодухновенных Писаниях, что дети, хотя бы <и> рожденные от прелюбодеяния, вверяются Ангелам Хранителям (священномученик Мефодий Патарский)(3).
---
1 Житие прп. Феодора Санаксарского. Темников: Санаксарский монастырь, 2002.
2 Св. Мефодий Патарский. Творения. М. : Паломник, 1996.
3 Там же.
 
Праведный суд Божий соответствует нашим настроениям; и каковы наши чувствования и дела, таково в соразмерности назначается нам и воздаяние (священномученик Мефодий Патарский)(1)
 
Когда мы были в мире, когда занимались делами житейскими, тогда не терпели столько, не подвергались таким скорбям, а теперь, поскольку решились благоугождать Господу, воздвигает на нас лукавый таковые восстания и искушения, и скорби. Видишь, что терпим мы ради Господа, потому что лукавый завидует нам (преподобный Ефрем Сирин)(2).
 
Смиренномудрие единственно и делает подвиги великими; напротив, где нет его, там и величайшие дела ничтожны. Посему кто хочет сделать свои добродетели великими, не должен считать их великими; и тогда они будут истинно велики! 
 
Как видно из примера евангельского богача, богатство приводит к роскоши и сластолюбию, жестокости и бесчеловеческой нечувствительности к страданиям ближних, наконец, к забвению о Боге и неверию в Его Слово(3).
 
Роскошное погребение не есть любовь к умершему, но тщеславие (святитель Иоанн Златоуст)(4).
 
Священники Сына Божия святыми жертвами и молитвами уст своих могут очищать грехи умерших (преподобный Ефрем Сирин)(5).
----
1 Там же.
2 Прп. Ефрем Сирин. Творения. Т. 1. М. , 1993.
3 Прот. Иоанн Толмачев. Практическая гомилетика. Т. 4. СПб.,1897.
4 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 8. Ч. 2. М. , 1991.
5 Прп. Ефрем Сирин. Творения. Т. 3. М. , 1993.
 
Покаянием, <исповедью> содеянные грехи уничтожаются и уже нигде не поминаются — ни на мытарствах, ни на Суде (старец Георгий Задонский).
 
Вера нас учит, что многие из грешников, принесших при смерти покаяние, освобождаются от ада молитвами и милостынями живых.
 
Мы равно виноваты и тогда, когда хотим мстить за наши собственные обиды и когда не трогаемся оскорблениями, наносимыми Богу. Когда обижают нас, мы должны сносить с кротостью и терпением, а когда оскорбляют Бога — то беззаконно сносить это оскорбление равнодушно; мы должны тогда высказать наше неудовольствие (святой Исидор Пелусиот).
 
Человека злого побеждают молчанием, а не словами; потому что слова еще более воспламеняют его (святитель Иоанн Златоуст).
 
Со смирением не будем смешивать унижения; унижение — порок, недостаток; оно выражается ласкательством, искательством, соединено с корыстью, с лицемерием, лукавством. Унижение — насмешка над добродетелью.
 
Одна голая наука, без правды Божиего Закона, созидает только алчных зверей, но не человеков.
 
Как печь без огня не может быть теплой, так и человек, чуждый Бога, не имеющий в себе Бога, не может иметь любовь к ближним (святитель Тихон Задонский).
 
Накладываю на Вас епитимию: извольте класть три земных поклона утром и столько же вечером, говоря: «Прости меня, Господи, неразумную печальницу о дочери, что перечу Твоим определениям». И это делайте, пока пройдет скорбь и будете благодушно смотреть на смерть дочери (из письма святителя Феофана Затворника матери умершей от болезни дочери).
 
Если явится тебе враг в каком-нибудь виде, то, не обращая ни на что внимания, огради себя крестным знамением и продолжай свое дело; без попущения Божия он ничего не сделает.
 
Особенно надо быть бдительным против искушения.
 
Знай, что самоубийцы получают самый последний и крайний предел мучений адских, и даже участь, ожидающая закоренелых грешников и злодеев, сноснее будет участи, ожидающей самоубийц.
 
Ко всегдашнему памятованию: 1) при встрече с каждым лицом поставлять себя худшим, в каком бы то месте ни было; 2) постоянно наблюдать за собою, обсуждать каждый свой шаг и сдерживать свои порывы, подчинять свою волю воле старца (преподобный Моисей Оптинский).
 
Никак нельзя ложиться без молитвы: а что будет, если я лягу, да и не встану до второго пришествия?
 
Чтобы и прилога не было, не надо возвращаться на прежнее даже и мыслью (преподобный Феодор Студит)(1).
 
Будем же внимать себе и не дадим помыслам замедлять в душе — особенно блудным и гневливым (преподобный Феодор Студит)(2).
---
1 Добротолюбие. Т. 4. М. , 2007.
2 Там же.
 
Желающий стяжать непрестанный страх Божий да возненавидит телесный покой, а возлюбит скорбь и тесноту и тогда искренно может служить Богу (преподобный Иоанн, авва Авраамиева монастыря)(1).
 
Ничто не отнимает у сатаны столько силы, как если мы открываем тайны наших нечистых мыслей святым мужам и своим духовникам, и ничто так не радует злобного врага, как если человек не хочет открывать их (преподобный Амвросий Оптинский).
 
Труд и занятия отвлекают человека от прельщения вредными чувственными наслаждениями и удовольствиями.
 
Вопрос: Какая польза от чтения слова Божия тому, кто хотя слышит его, но не исполняет? Ответ: Великая бо польза есть и от слушания. Понеже бо за-зрети себе имать и воздохнути, и обратитися имать когда глаголемая творити. А иже бо не весть яко согрешил есть, когда отвратится еже не согрешати, когда же ли себе зазрети имать? Тем же не презираем слышати Божественные Писания. Сатанинско бо есть умышление се, не оставляющу сокровище видети, да не како богатство наследим (блаженный Феофилакт Болгарский).
 
В сякое бедствие — испытание нашей веры, попускаемое всеблагим Промыслом.
 
«В наш век, — говорит святитель Феофан Затворник, — дух мира силится взять преобладание над Духом Христовым. Но смотрите, чем он хочет достигнуть
---
1 Блж. Иоанн Мосх. Луг духовный. Козельск: Свято-Введенская Оптина пустынь, 1991.
 
 
сего? Гонений не воздвигает; а что делает? Хочет отбить у нас орудие воинствования нашего — молитву, пост и милостыню. И вот всюду у миролюбцев встретите нелегкие нападки — то на чины церковные и молитвосло-вия всякого рода, то на пост и всякое подвижничество и строгость к себе. Знает, хитрый, что если он успеет отбить от сих орудий жития христианского, то победа и без особой усиленной брани будет на его стороне».
 
Если мы, смиряясь на словах, будем думать, что имеем смирение, то это не смирение, а тонкая духовная гордость (преподобный Амвросий Оптинский).
 
Больному позволительно причащаться Святых Таин у себя в келье и каждый день.
 
Проклинать не должно даже еретика.
 
Видим в отеческих писаниях, что страсти наши нас смиряют и уничтожают наше высокое о себе мнение, которое не угодно Богу (иеросхимонах Александр Гефсиманский).
 
Всяк не пребываяй во учении Писаний от Бога далече есть (святитель Иоанн Златоуст).
 
Совершенная добродетель состоит не только в том, чтобы быть полезным самому себе, но и другим (святитель Иоанн Златоуст).
 
К нашему спасению послужит и то, когда мы не о себе только будем заботиться, но и станем приносить пользу ближнему и руководить его на пути истины (святитель Иоанн Златоуст)(1).
----
1) Свт. Иоанн Златоуст. Творения Т.4. Ч.1, М. 1991
 
Мы не должны жалеть для ближнего ни времени, ни денег, ни трудов.
 
Смущаться своим недостоинством и под таким, как бы благовидным, предлогом уклоняться от спасительного таинства — причащения Святого Тела и Крови Христовых — христианину, по мысли преподобного Серафима Саровского, не следует. Такое смущение от врага спасения.
 
Для чего переписывают (печатают) святые книги: 1) памяти ради своея; 2) пользы ради иных; 3) послушания ради... А который ради славы, еже видетися добродетелем его, словеса списуяй, отстоит далече мзды своея, ни едину же пользу имея зде или мзды в будущем; но яко человекоугодник и льстец, кормчствуя слово Божия.
 
Знай и то, что когда услышишь человека, ближнего своего славящего более себя, меры великой тот достиг, ибо совершенство есть почитать ближнего более себя (иеромонах Арсений Афонский).
 
К человеку, к нему же не извещается сердце твое, не извещай ему совесть твою (авва Пимен)(1).
 
Подвижники из предложенной им пищи оставили хорошую, ели же худую(2).
 
Злые мысли (питаемые в сердце) отлучают вас от Бога вашего.
----
1 Игнатий (Брянчанинов). Отечник. М. : Даръ, 2007.
2 Скитский патерик. М. , 2001.
 
Обычай бо есть великим отцем не прежде пищу вку-шати плотскую, дондеже духовная пища предана душе будет.
 
Чадо, бегай от вещей, собираяй иже вещи отлучается Невещественного.
 
Осуждение себя без смирения и обуздания языка — бесполезно.
 
Уединение — средство обуздания языка.
 
Сердитый, гневный и злопамятный человек бывает всегда себе на вред и другим на искушение (авва Дорофей
 
Люди обращают ум свой или ко грехам, или к Иисусу, или к людям (авва Илия)(1).
 
Должно не иметь суетной дружбы ни с кем из людей(2).
 
Добра своего не разглашать и не делать явно <напоказ> (авва Евфимий).
 
Одно воспоминание о Боге наполняет душу отрадой и весельем. Но мы согрешаем, и тогда мысль о Боге производит уныние и страх. Будем и среди грехов не терять духа покаяния, а тогда всякая мысль о Боге, как Отце, приемлющем кающихся, будет сопровождаться радостью духовной (святитель Иннокентий Херсонский).
---
1 Скитский патерик. М. , 2001.
2 Три ключа ко внутренней молитвенной сокровищнице, обретенные в духовном богатстве Святых Отцов // Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Париж: YMCA-Press,1989.
 
Многие люди бесчисленные сокровища и богатства приобрели, однако, ничего с собой не взявши, все свое сокровище и богатство оставили на земле другим и с пустыми руками и посрамленной душой отошли отсюда и сами во гробе истлели, богатство же их исчезло без вести и память их с шумом погибла (святитель Димитрий Ростовский)(1).
 
Для истребления гордости мы должны со всей внимательностью и сердечным участием размышлять о глубочайшем смирении Сына Божия и научаться от Него смирению (старец Адриан Югский).
 
Постная Триодь имеет особенную, тайную силу — возбуждать к покаянию и сокрушенной молитве.
 
Пост гонит врагов нашего спасения, он ужасен злодеям нашей жизни (святитель Иоанн Златоуст).
 
Если мы не простим ближним, то через это им нисколько не сделаем вреда, а себе приготовим невыносимую геенскую муку (святитель Иоанн Златоуст)(2).
 
При недостатке безмолвия внешнего исчезает безмолвие внутреннее: нет тишины и спокойствия в уме и нет мира в сердце... Безмолвие отвращает умный взор человека от мирских соблазнов и направляет к внутренним состояниям души.
 
Хотя празднословие всегда вредно, однако ж и строгое молчание не всегда благопотребно и полезно.
---
1 Свт. Димитрий Ростовский. Алфавит духовный. М. : Аксиос,2002.
 
Если мы, хорошо зная невинность человека, увидим его ложно обвиняемого, то неужели равнодушно сохраним свое молчание, когда одно слово правды может спасти нашего брата от неправедного суда? Когда являются люди, которые или по неразумению, или по злонамеренности неправо толкуют учение Христово и производят общий соблазн, то неужели мы в молчании попустим распространяться сему соблазну, между тем как живое исповедание нашей правой веры может заградить уста лжеучителей!?
 
Недостаточно только жить благочестиво и добродетельно, надобно еще заботиться о сознательном усвоении христианского учения, о христианской жизни, именно надобно узнать, в чем состоят добрые дела, как должно творить их, под каким условием они могут быть богоугодны. Не знающий ничего подобного находится в опасности под именем добрых дел творить совсем не добрые или не получить никакой пользы для души от творения добрых дел, если по невежеству будет творить их без смирения, с пренебрежением других нравственных обязанностей... Кроме нравственных истин христианин обязан упражняться в познании догматов веры. Незнание их может вести к грубейшим заблуждениям, к ереси, суемудрию, к суеверию и потому не менее пагубно, как нехристианская или ложно-христианская жизнь.
 
По учению нашей Православной Церкви мы не должны осуждать родителей своих, терять к ним уважение и любовь из-за их недостатков (преподобный Серафим Саровский).
 
Грех расстраивает здравие души и повреждает все силы, все отправления ее, помрачает ум, расслабляет
волю, заглушает голос совести до того, что грешник утрачивает понятие о различии добра и зла. Грех, подобно проказе, заразителен. Проводником греховной заразы служат гнилые речи и безнравственные поступки. Те и другие вносят семя растления в души не утвержденных в благочестии и добродетели слушателей и зрителей. Грех лишает человека мира духовного. Самолюбие — всегдашний источник их внутренних мук. Удовлетворенные нечистые желания оставляют в них скуку и пустоту, неудовлетворенные только раздражают их. По временам пробуждается в них совесть и терзает жгучими упреками.
 
Иные говорят: священник худо живет. Но что тебе до этого? Ты за него не будешь отвечать, а он за тебя будет. Так молись за него! Он — тоже человек и может согрешать. Доброму учению следуй, а худому не подражай. Пастыря должно любить, как отца, почитать, как учителя, ведущего ко спасению, и благодарность к нему иметь за его труды (святитель Иоанн Златоуст).
 
Не воздающие сану священников должной чести гораздо преступнее Дафана и его сообщников и достойны тягчайшего наказания. В том причина всех зол, что исчезло должное повиновение духовным начальникам, нет ни стыда, ни страха. «Повинуйтеся, — говорит Апостол, — наставникам вашим и покоряйте-ся», — а ныне все извращено, ниспровергнуто.
 
Кто почитает священника, тот будет почитать и Бога, а кто стал презирать священника, тот постепенно дойдет когда-нибудь и до оскорбления Бога... Хотя бы священник был нечестив, но Бог, видя, что ты из благоговения к Нему почитаешь даже недостойного чести, Сам воздаст тебе награду. Прошу, убеждаю
и умоляю отстать от дурной привычки порицать духовных начальников. Священникам, о которых говорим худо, мы нисколько не повредим не только тогда, когда говорим ложь, но хотя бы и правду, а себя мы губим (святитель Иоанн Златоуст)(1).
 
С еретиками не надо общения иметь.
 
Скорби и гонения посылает Бог для испытания; по испытании же пресекает их(2).
 
Как ни будь кто грешен, покаяться может: примеры — Давид разбойник, Мария Египетская и другие(3).
 
Иконы, по словам Григория Богослова, суть книги, вместо букв написанные лицами и вещами. Конечно, и без них можно памятовать о Боге и делать добро, как и без книг можно учиться, но, взирая на святые иконы, мы скорее и чаще думаем о Боге, равно как и о душе своей, о ее вечном спасении, чем в то время, когда не имеем пред собою таких спасительных напоминаний (святитель Григорий Богослов)(4)
 
Если бы мы решились отказать себе в излишествах по покупке пищи, одежды, посуды, мебели и т. п., то через то сколько бы сберегли денег для добрых дел!? Через эту бережливость дом наш сделался бы обильным источником благотворения, и благословение Божие бы зримо почило на нас.
----
1 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 11. Ч. 2. М. , 1991.
2 Добротолюбие. Т. 4. М. , 2007.
3 Там же.
4 Свт. Филарет Московский. Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М. : Сибирская благозвонница, 2006.
 
 
Нужно при совершении нами добрых дел приготовить душу свою во искушение, т. е. ожидать ложной дурной молвы, злобы от людей, неблагодарности. Не обращайте внимания на это, не падайте духом, продолжайте честно исполнять свои обязанности. Знайте — правда возьмет свое. Но, с другой стороны, не следует малодушно, по ложному смирению и уступать врагам, молчать при клевете, ими на вас возводимой. А как часто, на грех себе, мы отмалчиваемся в те минуты, когда в глаза порицают нас, наше православие и нашу святыню сердца. Ныне, например, со многими лицами страшно даже и касаться разговоров о предметах религиозных. Сейчас же сомнения, недоумения, споры, возражения. Но неужели в самом деле молчать? Молчать значит поощрять кощунника и невера, как бы соглашаться с ним.
 
Молитвой просвещается и очищается сердце.
 
Искусство (балет, театр и т. п.) — злохудожество.
 
Один подвижник сказал: «Кто поет церковные молитвы, тот вдвойне молится: и сам, и на других влияет». Через пение духовное у человека изменяется настроение: он становится богобоязненнее.
 
Не должно нам допускать лукавых помыслов, которые тайно вселяют в нас печаль или ненависть — к месту, в котором живем, или к сожителям, или скуку, или подстрекают идти в другие места (преподобный Евфимий Великий).
 
Желающий стяжать истинное смирение отнюдь не должен почитать себя чем-нибудь (преподобные Варсонофий и Иоанн)(1).
---
1 Авва Дорофей. Душеполезные поучения. М. : Лодья, 2000.
 
Скверностяжательность — это неправильные и незаконные способы к приобретению земных благ.
 
Возможно, иметь у себя деньги, только следует распоряжаться ими как должно и не им раболепствовать, но быть господином их.
 
Воздержание должно быть не только в пище, но и от всякой страсти, обнаруживаемой и языком, и рукой, и бесстыдным взором.
 
Во время молитвы не должно иметь злопамятства или возбуждения против ближнего.
 
Нет злее помысла, как помысл самомнения (святитель Феофан Затворник).
 
Самодовольство и самооправдание — это самая пагубная прелесть. Вторая прелесть — это смотреть только на одни дела правые, скрывая от себя самого грехи свои, и в делах правых смотреть только на внешнюю их сторону, не обращая внимания на внутренние чувства и расположения, с какими они <добрые дела> совершаются — по тщеславию, из человекоугодия, из-за выгоды; с ропотом, раздраженно и т. п.> (святитель Феофан Затворник)(1).
 
К смирению нас может привести то, если будем вспоминать, что сколько было случаев, в которых не сделали мы добра, которое могли и должны были сделать.
 
Когда подступит враг и начнет трубить в сердце ваше пред вами, что вы не то, что другие, то и то хорошо
----
1 Свт. Феофан Затворник. Слова во Святую Четыредесятницу и приготовительные к ней недели. СПб. , 1868.
 
делаете, возьмите вы себя и начните водить по всем худым делам своим, толкуя себе: «Это кто сделал? А это кто?» Тогда пробудится обличительный голос совести и заглушит это смутное шептание самохваления: «Несть якоже прочии» (старец Иоанн Троицкий).
 
Распорядимся так, чтоб всякому нашему делу и предприятию предшествовало чувство грешности нашей и было бы оно во главе всего. Милостыню ли подаешь, подавай с мыслью: недостоин я за нее получить милость Божию. Пост держишь или другую какую строгость налагаешь на себя, такие имей при сем мысли: другие этим сумму дел своих достохвальных увеличивают, а мне это епитимия, надо потрудить себя за грехи свои. В церковь идешь или дома совершаешь мо-литвословие, говори себе: потружу себя, быть может, сжалится Господь и простит мне грехи мои (святитель Феофан Затворник).
 
Смиренный сознает себя достойным всякого наказания за злое произволение сердца своего. Но он не бежит от Бога и не отчаивается во спасении своем, а к Тому же, Кого оскорбил и Кто готов праведно наказать его, к Тому Самому, благонадежно обращаясь, взывает: «Боже, милостив буди мне грешному!»(1)
 
Ныне мы изобретательны на снисхождение к себе и разными способами извиняем себя и пред собой, и пред другими, и пред Богом. На Страшном Суде не будет места никаким оправданиям (святитель Феофан Затворник)(2).
---
1 Скурат К. Е. Покаяние ведет к смирению (по учению Псково-Печерских старцев ХХ века) // Лампада глинская. Старчество в современном мире. М. : Русский Хронографъ, 2005.
2 Свт. Феофан Затворник. Слова во Святую Четыредесятницу и приготовительные к ней недели. Спб. , 1868.
Пали мы вкушением (объядением, лакомством, слад-коястием) — понудим себя восстать постом; пали самомнением — восстанем самоуничижением; пали нераскаянностью — восстанем слезами сокрушения; пали беспечностью и Богозабвением — восстанем заботой о спасении и страхом Божиим; пали преданием себя утехам — восстанем жестокостью жития и добровольными лишениями; пали отчуждением от Церкви — восстанем приметанием к дому Божию; пали, слушая срамные песни и позволяя себе пляски, — восстанем слушанием церковных песней и частыми поклонами; пали многословием — восстанем молчанием; пали рассеянностью — восстанем уединением и хранением внимания; пали слушанием пустых речей и чтением пустых книг — восстанем слушанием Слова Божия и чтением книг душеполезных (святитель Феофан Затворник)(1).
 
Исправление в том состоит, чтоб отселе любить то, к чему прежде были холодны, и ненавидеть то, к чему прежде пристрастие имели; чтоб любить вместо гнева — кротость, вместо гордости — смирение, вместо пьянства — трезвость, вместо блуда — целомудрие, вместо зависти — доброжелательство, вместо ненависти — приязнь, вместо скупости — щедродатель-ство, вместо сластолюбия — воздержание, вместо лености — трудолюбие, вместо рассеянности — степенность, вместо бранчливости — миролюбие, вместо пересуд и клевет — доброречие и блюдение чести ближнего, словом, вместо всякого порока и страсти — противоположную добродетель и благорасположение (святитель Феофан Затворник)(2).
----
1 Свт. Феофан Затворник. Слова во Святую Четыредесятницу и приготовительные к ней недели. Спб. , 1868
2 Там же.
 
Нежаление себя, небрежение о том, что скажут о тебе люди, и страх суда суть три меча обоюдоострые, против которых не устоит никакое вражеское искушение (святитель Феофан Затворник)(1).
 
Иногда враг спасения начнет разжигать тебя на излишние подвиги — или на большой пост, или на долгие молитвы, или на уединение, или на другое что, сверх меры, которую мы сами себе положили в начертании порядка духовной жизни. Чрезмерности сии всегда расслабляют силы, расстраивают порядок и наводят смятение, в котором врагу легко уже одолеть будет тебя (святитель Феофан Затворник)(2).
 
Иногда враг спасения начнет приплетать ко всякому твоему добру свое зло, как плющ вьется около хороших дерев. Ты займешься богомыслием назидательным, а он собьет тебя на совопросничество и пытливость о тайнах Писания, кои охлаждают и развивают пагубное самомнение. Ты будешь заботиться о том, чтобы не оскорбить кого, а он собьет тебя на пагубное человекоугодие. Ты будешь опасаться, чтоб не осудить, а он поспешит навеять на тебя равнодушие и к добру, и ко злу. Так и во многом другом приплетает враг свое: к страннолюбию — чревоугодие, к рассудительности — суровость, к кротости — двоедушие, к радости — самомнение, к надежде — леность и проч. (святитель Феофан Затворник)(3).
 
Истощение плоти есть способ всем нам понятный и подручный. Умаль меру пищи, назначь себе побольше
---
1 Свт. Феофан Затворник. Слова во Святую Четыредесятницу и приготовительные к ней недели. Спб. , 1868
2 Там же.
3 Там же.
труда и поменьше отдыха и сна, вместо мягкости избери жесткое, вместо тепла — холод, вместо распущенности — напряжение, вместо всяких плотских утех — самоозлобление и будешь истощать и измождать плоть свою и тем замаривать страсти, имеющие в ней свое седалище (святитель Феофан Затворник)(1).
 
А что произойдет от плотоугодия и, особенно, чревоугодия, того и перечислить нельзя. Отсюда тягость в голове, великое отягощение в теле и расслабление в мышцах, оставление молитвенных правил, леность класть поклоны, омрачение и холодность сердца, одебеление ума и помыслов омрачение, густой и непроницаемый туман, простирающийся по всей душе, сильное уныние и скука при всяком деле Божием, а также и при чтении — неспособность вкушать словес Божиих, мысленное скитание по всей земле, скверные призраки, напоминающие и разжигающие похоть (святитель Феофан Затворник)(2).
 
К крестоношению относятся <все> скорби, беды, несчастья, болезни, потери близких, неудачи по службе, всякого рода лишения и ущербы, семейные неприятности, неблагоприятности внешних отношений, оскорбления, обиды, напраслины и вообще доля земная у всякого более или менее нелегкая. Должно терпеть все это, нести кресты, благодарно приемля их от руки Господней, как врачевство от грехов, как ключ, отверзающий дверь в Царство Небесное. А роптать — не ропщи, другому не завидуй и бессмысленному гореванию не предавайся. Сделай же, чтоб сие несение креста было во спасение, а не на пагубу (святитель Феофан Затворник)(3).
----
1 Свт. Феофан Затворник. Слова во Святую Четыредесятницу и приготовительные к ней недели. Спб. , 1868.
2 Там же.
3 Там же.
 
Друзья твои и собеседницы твои да будут люди мирные, кроткие, целомудренные и богобоязненные! «Если бы не было искушений, никто бы не получил Царствия Небесного», — говорил святой Антоний Великий. Немощи, искушения смиренного человека, переносимые с благодарением и молитвой, ходатайствуют о помощи Божией и великой милости Его, с вышних призирающего, убогих приемлющего. Надо молиться и себя принуждать сколько возможно, а в изменениях не малодушествовать: «Изменения в душе бывают во все сутки каждый час, как погода в природе, а все-таки помаленьку ползти да ползти».
 
Что здесь себя исповедью пристыждаем, тем избавляемся вечного стыда.
 
Исповедания пред духовником до смерти не надо откладывать под предлогом тем, что «не исправлюсь», «опять, дескать, за то же <возьмусь>». Таинство сие чудодейственно, долго ли, коротко ли — воздействует, привлечет к совершенному исправлению и очистит душу от всякого греха.
 
Когда вы читаете или услышите, или увидите, что такой-то имеет то и то и такую-то добродетель и такие-то дарования и удобства, а я-де — не имею, и оттого мне бывает скорбно и досадно. «Успокойтеся во смирении: достаточно бывает и похвалить только в иных добродетель и совершенство, и это вменяется в добродетель, и венцы те же сплетаются, как похвалившему, так и владеющему добродетелью», — говорит преподобный Нил.
 
Навык внимать себе предохраняет от рассеянности и среди окружающего со всех сторон шумящего развлечения. Внимательный пребывает в уединении, сам с собой, посреди многолюдства (святитель Игнатий (Брянганинов))(1).
 
Любящие вино никогда не сподобятся от Бога дарований (преподобный Исаия Отшельник)(2).
 
Отцы, зная удобопоползновенность человека впасть в грех, не доверяли ни святости своей, ни престарелому возрасту и его неспособности ко греху, а посему до конца жизни не переставали удаляться от причин греха: такое удаление есть сильнейшее средство для победы над грехом (святитель Игнатий (Брянганинов))(3).
 
Во время скорбных обстоятельств, когда обступят, окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольствия, ропот, должно принудить себя к частому, неспешному, внимательному повторению слов: «Слава Богу!» (святитель Игнатий (Брянганинов)) .
 
Оружие, данное Богом против зла, — смирение (святитель Игнатий (Брянганинов))(4).
Многие не стыдятся назвать себя пред людьми грешниками, но от других этого слышать не хотят (святитель Тихон Задонский).
----
1 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Кн. 1. М. : Лучи Софии, 2008.
2 Прп. Исаия Отшельник. Мудрые советы и мысли Святых Отцов. Сб. 2. М. : Паломник, 1994.
3 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Кн. 1. М. : Лучи Софии, 2008.
4 Там же.
 
 
Добрый человек видит всех людей добрыми, а злой и лукавый не только криво, но и прямо ходящих подозревает, укоряет, осуждает и злословит.
 
Не будь сам низкопоклонным и не допускай других унижаться пред тобой и льстить тебе (святитель Амвросий Медиоланский).
 
О хитрость самолюбия! Мы можем гордиться даже смирением (святитель Иоанн Златоуст).
 
Мне случалось видеть старцев, занимавшихся исключительно усиленным телесным подвигом и пришедших от него в величайшее самообольщение... Они с решительностью и ожесточением отвергли все душеспасительные советы и предостережения духовников, настоятелей, даже святителей, они, попирая правила не только смирения, но и склонности самого приличия, не останавливались выражать пренебрежение к этим лицам самым наглым образом (святитель Игнатий (Брянганинов))1.
 
Находящийся в самообольщении не ест, не пьет, не спит, зимой ходит в одной рясе, носит вериги, видит видения, всех учит и обличает с дерзкой наглостью, без всякой правильности, без толку и смыслу, с кровяным, вещественным, страстным разгорячением: святой — даи только! И по причине этого горестного, гибельного разгорячения эти мнимые святые были в ужаснейшей бесовской прелести (святитель Игнатий (Брянганинов))2.
---
1 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Кн. 1. М. :
Лучи Софии, 2008.
2 Там же.
 
Не оправдывающий себя руководствуется смиренномудрием, а оправдывающий — высокомудрием.
 
Я желаю вам, чтобы вы всегда рассуждали бы, которое средство вам дает более благодати Духа Святого, <и> тем средством и занимались бы. Например, дает вам более благодати божественная молитва и бдение — бдите и молитесь; много дает Духа Божия пост — поститесь; более дает милостыня — милостыню творите; и таким образом о всякой добродетели, Христа ради делаемой, рассуждайте (преподобный Серафим Саровский).
 
По преданию святых отцев афонских, молитву «Богородице Дево, радуйся» нужно ежедневно прочитывать утром и вечером, кроме прочих молитв, по трижды или более и с земными поклонами, и на каждом часу, напоминаемом боем часов, читать по одному разу про себя, т. е. мысленно.
 
«Ни бо постыдится местом Бог»... Некий монах в нужнике помолился Богу, воздев умные очи к Нему, и получил просимое (преподобный Иоанн Лествигник).
 
По учению святых отцев, смирение уподобляет человека Ангелу.
 
В церковной истории нередко встречаются рассказы, как аскеты в случае обвинения в нецеломудрии охотно принимали на себя клевету и тем упражняли себя в добродетели смирения и терпения.
 
Под созерцанием в области религиозной жизни вообще разумеют такую деятельность духа, вследствие которой намеренно долго останавливается мысль и размышление на предмете религиозного значения.
 
Ничего так не должен избегать монах, как женщин и епископов. <Женщина будет возбуждать плотскую страсть, а знакомство с епископом может служить поводом к тщеславию таким знакомством или к высокому мнению о себе> (преподобный Иоанн Кассиан)1.
 
Некоторые из благочестивых христиан перед смертью до последней возможности остаются в коленопреклоненной молитве и по причине слабости умирают, по крайней мере сидя, но на молитве. <Например, великий святой Русской земли, преподобный Серафим Саровский, отдал дух Богу на молитве, стоя на коленях пред аналоем>.
Если нуждаешься в какой-либо вещи и получишь ее, то должен благодарить Бога, осуждая себя как недостойного (преподобные Варсонофий и Иоанн)2.
Если кто-либо что подарит нам, должно осуждать себя как недостойного.
Я знал немало таких, коими обладает такое самообольщение. Они всячески заботятся о том, чтобы не впасть в какой-либо видимый, плотской грех, но о том, как избежать грехов мысленных и сердечных, никакой совершенно не имеют заботы и думают, что улучат спасение через то одно, что ходят на все службы, не прилагая к сему ничего другого, т.е. ни непрестанной молитвы, ни молчания уст, ни бдения, ни строгого воздержания, ни духовной нищеты, ни смирения, ни любви. Но не так это, братия мои, не так. Бог не смотрит на лице, ни на внешнее благочи-
---
1 Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М. : АСТ, 2000.
2 Прпп. Варсонофий и Иоанн. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. М. , 2007.
 
ние, ни на взывания наши, а смотрит на сердце, сокрушенное и смиренное, безмолвное и богобоязненное (преподобный Симеон Новый Богослов)1.
В рассуждении тяжких грехов (хорошо это знаю) вы имеете над собою власть. А этими малыми грехами, как неважными, каждый пренебрегает, думая, что о них не спросят. Но ими-то и уловляет нас диавол: ибо делает так, что каждый из нас пренебрегает ими, как ничего не значащими (преподобный Ефрем Сирин)2.
Болезнь удаляет роскошь и сластолюбие.
Я взывал, а вы не слушали. Я взывал: блажени плачущии, а вы смеялись, переглядывались и длили празднословие свое и затем звали друг друга на пиры, работая чреву своему. Не говорил ли Я, что тесен и прискорбен путь, вводящий в живот? А вы разваливались на мягких постелях и изобретали всякого рода упокоения плоти своей, — <возглаголет Господь во втором пришествии Своем> (преподобный Симеон Новый Богослов).
И Пантентениар рече: «Повеждь ми на вопрошение мое: коих ради грехов человецы паче на осуждение более идут?» И жена, <находящаяся в муках в аду>, рече: «Более осуждаются смертных ради грехов. Жены же паче четырех ради способов греховных: 1) нечистоты <извращения> ради своих мужей; 2) суетных и непотребных ради украшений; 3) и еже любят ворожити; 4) и стыда, его же ради не исповедуют грехов своих».
---
1 Прп. Симеон Новый Богослов. Слова. Т. 2. М. : Правило веры, 2002.
2 Прп. Ефрем Сирин. Творения. Т. 1. М. , 1993.
 
Толкование Аристина на третье правило Первого Вселенского Собора для церковно-священнослужителя: «Никто не должен иметь сожительствующую женщину, кроме лиц, которые не могут подавать никакого подозрения в нецеломудрии, т. е. матери, сестры, тетки и подобных; постороннему лицу <женщине> не дозволяет настоящее правило жить вместе с кем-либо из посвященных».
Древние отцы и пустынники довольствовались чтением двенадцати псалмов утром и вечером, а остальное время употребляли на рукоделие, чтение духовных книг и молитву Иисусову (преподобный Амвросий Оптинский).
Вернее и полезнее себя за невнимание (на молитве) осуждать и смиряться. Сказано, что «от дел не оп-равдится всяка плоть, а токмо верою Иисусовою... » А также лучше и вернее (за невычитывание всего молитвенного правила) обоим нам смиряться под крепкую руку Божию и укорять себя за неисправность и каяться пред Богом в своих немощах (преподобный Амвросий Оптинский)1.
Святой Иоанн Дамаскин поучает всячески остерегаться евхаристического общения с еретиками, принимая от них или же преподавая им Святое Причастие.
Дорожите возможностью быть в церкви Божией.
Пить или не пить чай до обедни в праздник? В этих случаях всякому должно смотреть на указание своей совести и на свою немощь телесную. И чтобы помирить совесть с немощью, напившись чаю, можно от-
---
1 Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Сергиев Посад, 1908.
правиться и к поздней обедне, смотря по обстоятельствам (преподобный Амвросий Оптинский)1.
 
Если кто непослушлив, то должно за того усердно молиться Богу: «Господи, вразуми раба твоего: Ты любишь его» (преподобный Силуан Афонский)2.
Печалиться не должно, когда нас унижают неправедно (преподобные Варсонофий и Иоанн)3.
Старец дал матери совет, что деньги она должна употреблять на добрые дела, а не тратить их на наряды для детей и экипажи.
Должно принимать пищу с самоосуждением (преподобные Варсонофий и Иоанн)4.
 
Когда страх бывает за тело, тогда он называется сатанинским и пагубным для души, а когда за душу (за спасение), тогда спасительным и божественным (преподобный Исаак Сирин)5.