Можно ли есть в пост пищу, разрешенную Церковью, но которая услаждает меня?
Лучше бы воздержаться постом от пищи, которая нравится. Лакомство — грех. Объедаться же грешно и постной пищей.
Как поступать, если день рождения родственников или близких друзей приходится на дни поста, а стол скоромный и веселье?
Перенести празднование на другой день, когда это разрешается.
Как быть, если пришло время поста и надо причаститься, а примириться с кем-либо не имеешь возможности по дальности расстояния или по болезни, или еще по какой уважительной причине?
Через письмо испросить прощения или простить сердцем и причаститься с намерением, как только увидишь этого человека, испросить прощения.
Имеет ли пост силу против злого духа?
Пост изгоняет демонов. Пост — такое же оружие страшное для врага, как крест Христов и другие святыни, коих не выносит нечистая демонская сила. Пост разит злобу демонскую без промаха, и она убегает от постящегося.
Хорошо ли принимать на себя по желанию разные подвиги, например, сухоядение, бдение, молчание, большое количество молитв, ношение на теле тяжестей и грубой одежды?
Только с благословения священника. Не лучше ли принять подвиг смирения, молчания, пока не спросят, любви, приветливости и т.п.?
Как каяться, если ел яблоки или виноград до яблочного Спаса, т.е. до Преображения?
Правило за это запрещает весь август (ст. стиля) вкушать яблоки. Также должно покаяться Богу на Таинстве Исповеди.
Одни священники говорят, что в Рождественский и Петров пост можно есть рыбу все дни, кроме среды и пятницы, а другие разрешают только в субботу и воскресенье.
Для этого есть устав, в котором ясно говорится, что в Петров и Рождественский пост рыба разрешается по субботам, воскресеньям и праздникам.
Слышал, что есть некоторые виды пищи, которые почитаются нечистыми и православными христианами не употребляются. Что это за виды пищи?
Христианину должно воздерживаться от употребления в пищу крови.
Когда наступает постный день? В предыдущий день с 16, с 17 часов или с 12 часов ночи? И когда позволительна супружеская близость в связи с этим?
Постный день начинается с 12 часов ночи, церковный же день начинается с 17 часов предыдущего. В Церкви не венчают накануне среды, пятницы и воскресенья, и, значит, близость супругов возбраняется тогда же, а, кроме того, под великие праздники, в Святки, Светлую Седмицу, престольные праздники вашего прихода, под праздник Иоанна Богослова и праздник Казанской иконы  Божией  Матери,   и  сырную седмицу.
Очень хотела бы узнать о посте. В наше время, когда многое может быть дефицитом или баснословно стоить, верующие не соблюдают пост. К примеру, постятся неделю перед Пасхой, оправдывая себя тем, что мяса и молока можно не видеть месяцами, качество продуктов известное — магазинное молоко напоминает беловатую воду, яйца «диетические» имеют весьма странный вкус. Дескать, с голоду помрешь. Извините, пожалуйста, за длинное отступление, но я думаю, что верующие должны отличаться и в том, что едят.
Вы правильно написали, что верующие должны поститься и отличаться даже в еде. Преподобный Серафим Саровский говорил, когда к нему обращались с подобными вопросами: «От воды и хлеба еще никто не умирал». Вы правильно заметили, что в нашей стране поститься пищевым постом довольно трудно, однако же возможно. В случае ослабления поста нужно в этом каяться, но от духовного поста нас никто освободить не может. «Кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, — говорит святой Иоанн Златоуст, — тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами. Что пользы, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?» Пост может быть и вредным для души в том случае, если человек делает из него «культ» и проникается сознанием своего превосходства. «Пост — это прежде всего движение, активность духа, борьба с косностью, ленью, изнеженностью, расслаблением воли и тела. Это борьба за жизнь, за свободу духа от привычного рабства», — пишет митрополит Антоний. (Более подробно вы прочтете об этом в брошюре «О посте»).
Когда разрешается нарушать пост?
Не нарушай поста, кроме как в случае сильной болезни.
Часто советуют больше кушать. Как относиться к таким советам?
Читаем у святого Ефрема Сирина: «Не слушай советов самоугодливых людей, которые сделали себя рабами чрева и плотских страстей». Вообще бойся злых советов больше, нежели врагов.
Почему советуется иметь прохладное помещение?
Потому, что оно помогает бороться с расслаблением, ленью и сном.
Как держаться золотой середины, чтобы не быть ни угрюмой, ни излишне веселой?
Когда видишь, что около тебя человек унывает, придешь, например, к N, видишь, что она нос повесила, тогда надо взять себя в руки, быть веселой, ободрить другого, а если идет все гладко, то надо говорить о серьезном, а не болтать, вообще заботиться о пользе других и делать все на пользу другим. И не только дела так располагать, но и слова.
Должно ли быть осторожным в разговорах?
Обязательно надо быть осторожным; слова, сказанные спроста, могут перетолковать в худую сторону.
Какая лучшая должна быть мера в употреблении кушаний и пития?
Наилучшая мера в употреблении яств и питий есть потребность тела.
Что такое заговенье?
Это начало говенья, времени поста.
В чем состоит пост и воздержание?
«По мнению святых отцов, пост и воздержание состоит в умеренности, и все, вообще домогающиеся совершенной добродетели, должны, принимая пищу, дозволенную для поддержания тела, воздерживаться от похоти. И слабый телом может сравняться в добродетели со здоровыми и крепкими, если будет истреблять похоти, коих не требует немощь плоти, ибо и апостол говорит: И плоти угодия не творите в похоти (Рим. 13: 14), т.е. он не запрещает пещись о плоти, но только говорит, чтобы это не делалось в похоти; чем уничтожает страстное попечение о теле, а не то, которое необходимо для поддержания жизни, и уничтожает для того, чтобы мы, потворствуя плоти, не стали во вред себе исполнять похотей; между тем, пе-щись о теле нужно потому, чтобы, испортив его небрежением, не потерять возможности исполнять духовные и необходимые обязанности наши» (из слова святого Иоанна Касссиана Римлянина о посте).
Полезен ли пост телесный без душевного поста?
«Известно, что телесное воздержание нужно для того, чтобы посредством поста стяжать чистоту сердечную. Но телесное воздержание бывает тщетно, когда мы не можем достигнуть того конца, для коего предпринимаем труды воздержания; ибо если мы, постясь телесно, будем жить по внушению страстей, то оскверним самую лучшую часть самих себя, потому что оскверним то место, где должен обитать Дух Святой, Которому жилищем, как известно, служит человек, всегда творящий волю Божию. Итак, смиряя постом внешнего человека, вместе будем воздерживать от вредной пищи и внутреннего и, по совету апостола (Еф. 3: 17), будем очищать его, дабы соделать способным к принятию Христа, Который, по словам апостола, мог «вселитися... верою в сердца ваша»(из слова святого Иоанна Касссиана Римлянина о посте).
Должны ли для мирян быть какие-то послабления в строгости жизни по сравнению с монахами?
В сущности, инок отличается от мирян только безбрачием, а в остальном и миряне должны и обязаны жизнь вести такую же, то есть по заповедям (схиигумен Иоанн Валаамский).
Обязательно ли стремиться к уединению, к отшельничеству, как спасались древние отцы?
Лучше жить среди тысячи, да с любовью, чем одному в пещере, да со злобою.
Как провести пост так, чтобы угодить Господу?
Угоден Богу будет пост, если мы при нем будем иметь доброе расположение к людям, а враг старается вложить в нас дерзость, гневливость и тем сделать для души больше вреда, чем пользы; хотя бы шею в дугу сгибал и пеплом голову посыпал, но такого говения не примет Господь.
Перед постом стараюсь побольше поесть скоромной пищи, и на Пасху часто переедаю. Является ли это грехом?
Нельзя на Пасху и прочие большие праздники и заговения разрешать себе чрез меру разные яства — этим мы прогневляем Бога, а себя, как свинью, на заколение приготовляем. Сими словами св. отцы не советуют нам приготовлять много разных яствий, а тем более переедать их до пресыщения и тем изгонять из себя Духа Святого. Итак, лучше есть чаще, но не до сытости, а на заговенье помнить о том, что не можем напитать себя на весь пост; если будете чаще вспоминать об этом, то благодать Святого Духа не отойдет от вас.