О празднословии и благом молчании
 
Многословие ведет к злословию.
 
«Буди спрятан от всех». Вследствие этого <завета> иноки-подвижники охраняют свою внутреннюю жизнь, как святая святых, содержат ее неприступно и сокровенно для всех окружающих, даже для близких и духовно расположенных к ним людей. Бывает, что только перед смертью поведает подвижник близкому по духу брату о своем внутреннем состоянии.
 
Не удерживай слова, когда оно может помочь.
 
Слабые на язычок заставляют нас быть осторожными в словах, и потому здесь можно применить народную пословицу: нет худа без добра.
 
Мудрые не говорят пустых слов.
 
Не пересказывайте обидных и оскорбительных слов, не говорите ни другу, ни недругу о недостатках ближнего и не открывайте того, что знаете дурного в его поведении.
 
Лучше не передавать укорных слов, посылаемых нам от кого-либо, а умолчать о них или передать, хотя ложно, слово любви и благорасположения, тогда дух наш пребудет спокоен. А передавать слово вражды и зависти весьма вредно. Надо иметь христианское терпение и мудрость змиину.
 
Не удерживающий языка своего во время гнева никогда не удержит своих страстей.
Мирские и плотские говорят о мирском, земном, житейском и плотском, а мы <будем стараться беседовать о том>, что касается душевной пользы и спасения, добродетелей, жизни святых, смерти, об ответе на Суде Христовом.
 
Молчание есть победа в искушениях.
 
Без нужды не говори; часто начинаем с Божественного, а кончаем пересудами и осуждением ближних.
 
Пустая болтовня — признак людей неразумных и пустых; всегдашняя назидательность — удел людей мудрых.
 
Нет ничего смутительнее многословия и зловреднее невоздержанного языка, и ничто столь сильно не расстраивает и не истребляет богатство душевное. Ибо что каждый день созидаем в себе, то многословие снова разоряет, и что трудом собираем, то чрез языколюбие душа снова расточает.
 
Когда кто говорит непрестанно с другими, тот не имеет времени говорить с самим собой.
 
Первая дверь, вводящая в мысленный Иерусалим, во внимание ума, — есть разумное молчание уст, хотя ум еще и не безмолвствует; вторая — мерное (малою мерою определенное) воздержание в пище и питии; третья, очищающая ум и тело, — непрестанная память и размышление о смерти.
 
Мудр тот, кто умеет молчать. Мудр тот, кто от Бога получает указание на то, когда он должен говорить... Если мы даем ответ за праздное слово, то будем осмотрительны и в том, чтобы не пришлось отвечать и за праздное молчание.
* * *
Клеветником называется человек, говорящий про ближних худое. По учению святого Василия Великого, и худая правда — та же клевета(1)... Сплетник хуже клеветника потому, что в уме своем выдумывает, или как бы сплетает, про ближнего что-либо небывалое, ложное, худое, смешное, унизительное и потом говорит другим, выдавая за истину.
 
Враг спасения, ненавидящий мир между братиями, хорошие намерения и дела перетолковывает в худую сторону и находит таких, кои ему во всем верят на свою погибель.
 
В Писании не сказано о нищем Лазаре, чтобы он имел какую-либо добродетель: видно только то, что он никогда не роптал на богача, но с благодарением носил бремя нищеты своей. За это Лазарь принят на лоно Авраама.
 
Похвала человеческая и угождение телу — начало склонения к диаволу.
---
1) Свт. Василий Великий. Творения. Т.5. М., 1993
 
Благочестивый человек краткую жизнь свою употребляет с пользой для души, он дорожит минутами, даже на обед или ужин старается меньше времени уделить и его считает как бы напрасно потраченным.
 
Не страшитесь неудач (в подвиге спасения) и не смущайтесь ими... Промахнетесь?
Побраните себя и другой раз старайтесь не промахнуться. Еще промахнетесь... и еще то же сделайте. <Так и> дойдете до того, что не станете промахиваться.
 
О нравственном величии Матери Божией: Она
была Дева не только телом, но и душой: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога судьею Своих мыслей; правилом Ее было никого не оскорблять, всем блага желать, почитать старших, не завидовать равным, убегать хвастовства, быть здраво-мысленною, любить добродетель. Когда Она хотя бы выражением лица обидела родителей? Когда была бы в несогласии с родными, погордилась бы перед человеком скромным, посмеялась бы над слабым, уклонилась бы от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях; телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный, так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты (святитель Амвросий Медиоланский)(1).
 
Кто слушает вразумление старшего, тот возвеселится с праведным. Кто к мирским и суетным вещам прилепляется сердцем, в том нет любви Божией. Бог и
---
1 Св. Амвросий Медиоланский. О девственницах. Казань, 1901.
 
 
мир суть две вещи противные, и потому одна любовь выгоняет любовь другую. Божия и мирская любовь в едином сердце поместиться не могут так точно, как огонь с водой (святитель Тихон Задонский)(1).
 
Покорность монаха познается не в великих подвигах, но в искушениях испытывается (преподобный Ефрем Сирин)(2).
 
Знай, что хотящему и начинающему Бога искать, сатана, враг наш, всяким образом старается препятствовать: то помысл злой, то уныние и леность наносит, то неудобством устрашает, то к прелести суетного мира склоняет, то чрез злых людей безпокоит и прочие беды наводит, чтобы хотение доброе пресечь и спасительные пути отвесть. Всего сего беречься с Божией помощью должно (святитель Тихон Задонский)(3).
 
Угрызения совести тяжелее всяких других мучений. Поэтому ученики — старцу, и исповедники — духовнику должны сами открываться, а не ожидать вопросов. Трудно знать, что таится в чужой душе.
 
Много путей спасения, много путей погибели. Поэтому, кроме общих наставлений, для каждого требуются особые советы, часто совершенно не схожие с другими, хотя касаются одного и того же предмета. Советы разнообразятся разным обстоятельством искушений, времени, места, возраста и проч. Значит, сказанное одному нельзя применять другому без должного благословения.
---
1 Схиархим. Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М. , 2006.
2 Прп. Ефрем Сирин. Творения. Т. 2. М. , 1993.
3 Схиархим. Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М. , 2000.
 
 
По самоволию и трудное исполняется легко, а за послушание и легкое кажется трудным.
 
Лень, нега и роскошь — враги спасительного крестоношения.
 
Благоразумный христианин от всего научается и из худого выводит себе какой-либо хороший урок, а неразумный и от хорошего соблазняется, потому что толкует его в худую сторону.
 
Род человеческий приходит в изнеможение, подвижники ослабевают в силах и тем только и спасаются, что их гонят и причиняют им скорби (иеросхимонах Феофил Киевский).
 
Спеши творить добрые дела, хотя и незначительные, и беги от всякого греха. Ибо одно доброе дело влечет за собою другое, а один грех порождает другой.
 
Переносить что-нибудь горестное так же полезно, как и делать добрые дела; удерживаться от слов оскорбительных для ближнего так же приятно Богу, как и славословить Его непрестанно. Терпение иногда даже важнее некоторых богоугодных дел (святитель Иоанн Тобольский)(1).
 
Супостат наш, диавол, зная, сколь спасительна для нас молитва, ни против чего не восстанет с такой яростью, как против нее, обуревая нас тучей помыслов, дабы отвлечь от молитвы или сделать ее бесплодной.
---
1 Иоанн (Максимович), Митр. Тобольский и всея Сибири. Илиотропион, или Сообразование с Божественной Волей. М. ,2003.
 
 
Если хочешь сокрушить главу змия, старайся скорее открыть духовному своему отцу все находящие помыслы.
 
Когда ты живешь в мире и не имеешь борьбы, тогда еще более смиряйся, дабы не хвалиться радостью, приходящей отвне и не подвергнуться искушению; ибо часто Бог ради немощей наших не попускает нас подвергаться искушениям, чтобы не погибли мы (авва Виссарион).
 
Умирающие вне веры (неверующие) и вне Церкви (сектанты и еретики) похожи на самоубийц... О самоубийцах Церковь не молится, ибо они умирают в смертном грехе, неразрешенном не очищенными покаянием (святитель Феофан Затворник)(1).
 
Таланты, данные каждому из нас Богом для общего блага, а не для угождения только нашему собственному самолюбию, разве не побуждают к услуге нашим собра-тиям в их нужде?
 
Прекрасно сказал некто, что страх смертный печалит мужа, осуждаемого своей совестью; а кто имеет в себе доброе свидетельство, тот столько же желает смерти, как и жизни (преподобный Исаак Сирин)(2).
 
Почитание святого состоит в подражании ему (святитель Иоанн Златоуст).
 
Высшая степень любви: Блажен тот, кто так в нравственном отношении воспитал себя, что может радоваться за благополучие и счастье других, хотя бы сам ничего этого не получил.
---
1 Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. М. , 2000.
2 Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М. , 2008.
 
 
Не скажи сам себе в унынии и расслаблении душевном: я впал в тяжкие грехи, я стяжал долговременной греховной жизнью греховные навыки, они обратились от времени как бы в природные свойства, сделали для меня покаяние невозможным. Эти мрачные мысли внушает тебе враг твой, еще не примечаемый и не понимаемый тобой; он знает могущество покаяния, он боится, чтоб покаяние не исторгло тебя из его власти, и старается отвлечь тебя от покаяния, приписывая Божию всемогущему врачевству — немощь. Установитель покаяния — Творец твой, создавший тебя из ничего. Тем легче Он может воссоздать тебя, претворить твое сердце: сделать сердце боголюбивое из сердца грехолюбивого, создать сердце чистое, духовное, святое из сердца чувственного, плотского, злонамеренного, сладострастного (святитель Игнатий (Брянчанинов))(1).
 
Кто ненавидит обличение, тот невежда.
 
Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым, чтоб не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою.
 
Презирающий мудрость и наставление — несчастен; и надежда его суетна, и труды бесплодны, и дела его непотребны.
 
Сторонись безнравственных разговоров, нескромных шуток. Не читай и другим не давай читать книг соблазнительного содержания.
 
Кто небрежет очищением сердца от страстей, тот сам себя прельщает.
---
1 Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. М. , 2008.
Преуспевший в жизни по Богу избавляется от гнева и никакой неприязни к ближнему не имеет в сердце.