Доброе ли дело донорство?
Доброе — когда вы делаете это из любви к ближнему, бесплатно; но если берете за это деньги, думаете поесть повкуснее или имеете еще какие-нибудь корыстные соображения, — это грех.
Чем отличается любопытство от любознательности?
Любопытство — узнавать новости, чужие грехи, вообще — то, что вас не касается. Любознательность — узнавать полезное, как спастись.
Является ли для православного христианина грехом, если он застраховывает свою жизнь и имущество?
«О страховании жизни не могу дать совета, — пишет преподобный Амвросий Оптинский, — нигде о сем не читал в Священных книгах. Это дело не моего ума, а только здесь проявляются неверие в Промысл Божий и наше умствование искусственным образом обеспечивать себя или семейство. Я не могу воспрещать, но не могу и совета давать, а паче благословения. У нас есть лучшее средство к обеспечению — заповедь Божия: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам».
По какой причине иногда бывают хульные мысли против Бога, Божией Матери, святых икон, Св. Таин?
«Перестанем судить и осуждать ближнего, и мы не будем бояться хульных помыслов», — отвечает нам святой Иоанн Лествичник. Никто не должен думать, что он виновен в хульных помыслах, если он с ними не соглашается, должно относить их к бесам. Старайся не обращать на них никакого внимания.
Следует ли менять место постоянного жительства без крайней нужды, по прихоти?
Говорили старцы: древние отцы не скоро переселялись с места жительства своего; если же переселялись, то по следующим трем причинам: 1) если кто гневался на них напрасно и они не могли примириться с ним при всем стремлении к примирению; 2) если их многие прославляли; 3) если случалось кому из них несчастье впасть в блуд. По этим трем причинам они оставляли место своего жительства. (Можно изменить место жительства по благочестивой цели.)
Можно ли худое говорить для назидания?
Если ты узнала худое — не говори другим, хотя бы и под предлогом назидания. Худое не назидает, а развращает и подает дурной пример. Итак, да не возглаголют уста твои худых дел человеческих.
Чем отличается Юлианский от Григорианского календаря?
Начиная с IV века по Р. Х. вся литургическая жизнь Церкви неразрывно связана с Юлианским церковным календарем. Этого календаря, по которому более тысячелетия жил средневековый христианский мир, твердо держится Русская Православная Церковь, а также монастыри Святой Горы Афон, Православные Церкви Иерусалима, Грузии, Сербии, отказывающиеся принять новый стиль — григорианскую реформу календаря. Григорианский календарь и его модификации нарушают один из основных церковных канонов — правило о праздновании Святой Пасхи Христовой. Сторонники нового стиля, совершая Пасху прежде иудейской или вместе с ней, изменяют последовательность священных евангельских событий и, таким образом, их искажают. Отход от святоотеческой традиции ведет к нестроениям в богослужебной жизни, разделению и разладу между Православными Церквами, нарушению их молитвенного единства. Истинность Православия подтверждается верностью апостольскому преданию, и хранители веры Вселенских Соборов и святых отцов свидетельствуют о своей любви ко Господу нашему Иисусу Христу.
Куда девать найденное?
«Если найдешь деньги и не свою вещь, — говорит святитель Феофан Затворник, — сыщи владельца и возврати ему. Не найдешь — отдай бедному или в храм Божий, ибо это имущество Божие».
Может ли злой дух покаяться?
Сам злой дух засвидетельствовал, что покаяние злых духов невозможно, и это зависит не от Бога, но от их свободы, направленной к одному злу, и от чрезмерной гордости, исключающей всякое смирение.
Что важно в работе?
Когда работаете, то смотрите на то, с каким духом работа делается (с ропотом или гневом, недовольством, празднословием, со скверными мыслями или с молитвой и богомыслием и т.п.).
Как вести себя с тем, кто не хочет с тобою примириться?
«Можно удовольствоваться тем, что в душе искренно примирились с ним и желаете мира и в обращении. Искать примирения словом и делом лучше прекратить, иначе ярость его все будет углубляться и сгубит его. Ищите случая сделать ему какое-либо добро, без ведома его. Узнав о нем после совершения, он скорее одумается. Но, встречаясь с ним, соблюдайте мир в сердце и проходите, не затрагивая его и только молясь о нем» (святитель Феофан Затворник).
Как должно обличать?
«Друг, обличающий тайно (наедине), — мудрый врач, а врачующий пред глазами многих есть ругатель» (святой Исаак Сирин).
Следует ли передавать ближним слова вражды?
«Лучше не передавать укорных слов, посылаемых через нас от кого-либо, а умолчать о них или передать их, хотя ложно, как слова любви и благорасположения, тогда дух наш пребудет спокоен. А передавать слова вражды и зависти весьма вредно. Надо иметь христианское терпение и мудрость змиину» (святой Иоанн Кронштадтский).
Объясните духовный смысл пословицы: «На тебе, Боже, что нам негоже».
Многие отдают Богу дряхлую старость, а молодость проводят для себя. Или отдают Богу в дар худое, а себе оставляют хорошее.
Есть ли воля Божия, когда выбирают на должность?
Если человек куда сам не стремится и выбирают его на какую-либо должность, значит, на это есть воля Божия и Господь поможет.
Должно ли рассказывать другим о своем внутреннем состоянии?
«От людей надо скрывать свои переживания (и духовные, и греховные), не высказывать своего внутреннего состояния, а делиться только с единомышленником или духовным отцом» (схиигумен Иоанн).
Справляют ли верующие день своего рождения?
«По православному обычаю, верующие не справляют день своего рождения, а празднуют именины — день памяти святого, небесного покровителя» (схиигумен Иоанн Валаамский).
Как относиться к накоплению денег?
«Не запасай денег во всю жизнь твою; иначе Бог уже не будет пещись о тебе» (святитель Феофан Затворник).
Что должно делать христианину, возвратившись домой с дороги?
Возвратившись домой должно каяться о всех своих оплошностях, случившихся в дороге, когда или глазом поползнулся увидеть что недоброе, или слухом услышать, или языком изречь лишнее.
Должно ли бояться врагов Божиих?
Врагов Божиих не нужно бояться.
Как правильно писать письма?
Писать письма надо в хорошем расположении духа.
Может ли на меня подействовать проклятие другого человека?
О, не бойся никакого проклятия, за всякое проклятие человек должен дать ответ Богу. Знай, что произнесенное на тебя незаслуженно проклятие возвращается на голову того человека, кто его дерзнул изречь. Если же ты из боязни проклятий пойдешь против совести, долга и справедливости, то этим, конечно, отступишь от Господа и дашь пищу злу, которое должно быть пресекаемо при всяком случае.
Одинакова ли будет награда посещающим храм Божий, тем, кто приходит издалека и кто живет близко, а посему проходит небольшое расстояние?
Некоторый старец пребывал в пустыне, имея расстояние от вод два километра. Однажды, подошедши почерпнуть воды, впал в уныние и сказал: «Какая польза в труде сем? Пойду поселюсь ближе к воде». Сказав это, он обратился назад и видит кого-то идущего за ним и считающего шаги его. Старец спросил его: «Кто ты?» — «Я — Ангел Господень, — отвечал тот, — я послан исчислить шаги твои и воздать тебе награду». Услышав это, старец воодушевился и ободрился и отнес келью свою еще далее — на пять километров от воды. Вот почему в старину ходили пешком в Киев и в другие святые места.
Как держать себя, когда приходится беседо вать?
Беседуй с лицом веселым, чтобы весело было и разговаривающему с тобой; внутри же себя имей помысл воздыхающий. Если тебе случится с кем беседовать, то более слушай, нежели говори. Когда говорите с кем, больше всего опасайтесь растревожить покой другого каким-либо задором или высказыванием своих мыслей наперекор ему, с явным желанием поставить на своем. Помните, что ближнего можно обидеть не только словами, но также тоном голоса, манерой, произношением слов. Ведь ласковыми словами по отношению к ближним можно нажить себе духовный капитал. Посему полезно приучить себя к наиболее почтительным и ласковым именам.
Как поступать мне после разговора с ближним?
После разговора постарайся вспомнить все то, о чем было говорено, дабы в худых и пустых словах раскаяться пред Богом и в будущем не допустить этой ошибки, а душеполезные повторять при удобных случаях.
Отчего иногда человек и подвижник бывает, а душевного мира нет и душа унылая?
Некоторые постарели в подвигах, а смирению так и не научились, и не могут они понять, почему им нехорошо, нет мира и душа унылая.
Когда особенно нападает невидимый враг?
После приобщения Св. Таин, после усердной молитвы, после полезного для души дела нужно особое наблюдение за собой, ибо тогда особенно разжигается враг против нас завистью и злобой. Еще отцы говорят, что диавол имеет обычай нападать на нас в тесных обстоятельствах.
Могут ли бесы делать, что хотят?
Ни бесы, ни люди не могут сделать того, чего Бог не допустит.
Как должно вести себя по дороге в церковь?
Идя в церковь, читай «Богородице Дево, радуйся», не смотри по сторонам и ни с кем не разговаривай.
Грех ли кого предостеречь от худого человека?
Иногда бывает нужда предостеречь других, которые по неведению могут быть нередко в сообществе с худым человеком, считая его добрым.
Что такое злоупотребление?
Это расход сверх нужды.
Когда нападает страх вражий на меня, что делать?
Во время страхования читайте молитву: «Да воскреснет Бог...» и псалом 90-й: «Живый в помощи Вышняго».
Я иногда ночью просыпаюсь. Как смотреть на это?
Если проснешься ранее положенного часа, то не поленись встать и помолиться Богу твоему и Ангелу хранителю, разбудившему тебя.
Как смотреть на подарки, приносимые нам?
Подарки связывают, обязывают тебя. Некто сказал: «Кто дает — приобретает друзей, кто принимает — делается должником». Подарки редко приносятся бескорыстно, большей частью с расчетом, а потому нужно подумать, можешь ли ты удовлетворить, успокоить приносящего, и если подарки тяжелы — не принимай их. Кто дарит, не должен помнить того, что он дарит, а кто принимает, не должен привыкать к подаркам, не должен питать пристрастия к приносящим.
Можно ли что брать у кого, если дают?
Можно и принимать. Это тоже знак смирения, как авва Дорофей говорит; но если не имеешь нужды, то, конечно, лучше не брать.
Проснувшись, сразу никак не могу встать с пос тели.
«Против немощи, о которой вы писали в последнем письме, хорошее средство — спихивать себя саму с постели» (святитель Феофан Затворник).
Кроме слепоты телесной, есть ли еще другая слепота?
Есть слепота душевная; она опаснее телесной! Слепец по телу сознает свое несчастье посредством ума; но кто убедит душу в ее слепоте духовной?.. Слепец по телу не любит своего состояния, но духовно слепотствующий, обыкновенно, любит тьму свою. Слепец по телу любит и стремится к чувственному свету, — но для слепотствующего духом нестерпим свет духовный. Никогда слепые не позволяют себе состязаться с видящими в том, чего не могут ощущать зрением, но не таковы духовно слепотствующие! Они твердо уверены, что видят ясно и чисто, даже называют слепцами тех, которые не умствуют и не поступают подобно им. Слепец никогда не берется быть руководителем другого по пути, не известному для него, но не так поступают слепотствующие духом! Они чаще всего предлагают себя в вожди для других, отчего и вводят их в заблуждения. Кто сознает свою слепоту духовную, тот перестает уповать на себя и правду свою и, подобно пророку Давиду, вопиет: Господи! Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс. 118: 18).
В каких-нибудь обстоятельствах, не веря другим, кому-нибудь надобно же верить?
На этот вопрос вот мой умоляющий совет тебе. Если ты слышишь об обстоятельстве, которое тебя не касается, лучше не принимай к сведению, пропусти его мимо слуха или, по крайней мере, не делай из слышанного никакого употребления. Для чего тебе вмешиваться в чужое дело? Знай самого себя и свои обязанности. А если же слышанное тебя касается, в таком случае обсуди здравым умом, что тебе следует предпринять, и обратись в этом случае к человеку, известному благонамерением и опытностью, и у него попроси совета и наставления. В делах же общественных более всего должно доверять своему начальству. Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы (Еф. 5: 15-16). Если апостол свои дни называет лукавыми, то мы можем ли похвалиться добротою своих? Надобно быть очень осторожным в общении с другими! А ты, сын мой духовный, по простоте своей имеешь несчастную склонность верить почти всякому слуху; берегись, чтобы не пострадать от легковерия своего. Прошу и молю тебя, и других уверь от меня — не верьте слухам, по крайней мере, не доверяйте им без рассуждения; берегитесь неблагонамеренных людей; уклоняйтесь от лукавых и не позволяйте насмехаться над собой каким-нибудь пустословам. Господь Бог да сохранит вас от влияния неприязни.
Приходит невестка, и я говорю с ней о Боге. Она же от этого раздражается и старается быстрее уйти. Правильно ли я делаю?
Не со всяким ведите беседу о благочестии и о добрых делах, ибо подобные подобным сочувствуют, а для другого она покажется смешною; если ты действительно желаешь ему лучшего, то тайно воззови о нем ко Господу, и Господь даст ему благодать, просимую тобою.
Как узнать, кто настоящий друг?
Искренний друг узнается в нужде нашей, т.е. помоги другу в нужде и не откажись от него в день скорбный; иначе будешь лицемером.
Как относиться к подчиненным?
«Подчиненных храни милостями, облегчением от трудов, а не ранами. Напои, накорми, будь справедлив, Господь терпит; Бог знает, может быть, и еще протерпит долго. Ты так делай: аще Бог прощает — и ты прощай» (преподобный Серафим Саровский).
Как надо ложиться спать?
Когда ложитесь спать, то на все четыре стороны делайте крестное знамение, потом, подойдя к постели, перекрестите ее и ложитесь правым плечом вверх. Творите молитву: «Сохрани меня, Ангел хранитель, может быть уже последняя ночь моя», — и Ангел придет к вам. Но враг всевает свой помысел: ложись, как попало, и думай, что завтра будешь делать; когда мы принимаем такой помысел, враг обладает душой нашей.
Что делать, когда бывает видение лукавых?
Когда бывает видение лукавых, то в это время не устрашайтесь, а молитесь Господу, и они удалятся. Когда ребенок увидит чужого человека, ему делается страшно, но когда его возьмет мать, страх у него пропадает.
Как быть, если одолевают помыслы?
Иногда враги целым полком собираются на одну душу, но и тут не смущайтесь, а просите о помощи Ангела своего, — и они посрамлены будут, а вы получите венец сердечной радости.
Конец и Богу слава!