Зачем вообще нужны подвиги?
Общее назначение подвигов — не жертва Богу, а охранение нас самих от гордости, самости и уничижения ближних. Если наши благочестивые упражнения не имеют этой цели, то, при благочестивой видимости, они могут быть источниками гордости, прелести и усиливать греховное состояние человека.
Почему до тех пор, пока я вел безбожную жизнь, у меня дела шли нормально, с родными и друзьями отношения были хорошие и неприятности редко случались. А после крещения, регулярной исповеди и стремления оставить дурные привычки обстоятельства начали меняться к худшему и отношения со многими испортились?
Не скорби, что некоторые из родных и близких холодны к тебе. Святитель Тихон Задонский написал из своего опыта, что когда человек посвятил себя Богу, тогда знакомые и ближние его становятся вдали от него, и, чем он будет более приближаться к Богу, тем они будут более отдаляться. Бог терпел и нам велел.
Надо ли православному христианину ставить перед собой задачу и стремиться к тому, чтобы получить дар прозорливости и чудотворений, чтобы потом помогать людям?
Это мысль вражеская. Цель христианина — победить свои худые привычки и угодить Богу через исполнение Его заповедей и делание добра с помощью Бога.
Что делать в случае, если не хочется кому-либо подавать милостыню (отталкивающая внешность, настроение плохое, т.е. причина, не уважительная для отказа)?
Подать, но немного, чтобы не было скупости.
Многие говорят: не важно наружное благочестие — важно, что внутри, и не признают благочестивых правил Церкви, а некоторые считают, что для будущей жизни важно лишь только, чтобы человек (по-мирски) был добрым и хорошим. Что можно сказать этим людям? Правы ли они?
Оптинский старец Иосиф говорил, что без дерева и листьев, и плодов не будет. Св. отцы говорят, что сперва обязательно надо проходить внешние подвиги, а уже потом переходить к внутренним. А кто сразу ищет внутренних, тот впадает в искушения, подобные тому, что случилось со святителем Никитой Новгородским: подобно преподобному Исаакию Затворнику, он сразу захотел в затвор, хотя его уговаривали настоятель и братия не делать этого. И бесы поругались над ним.
В чем заключается терпение?
Терпение есть непрерывающееся благодушие.
Почему важно окружать себя назидательными предметами в доме и везде, где бываешь?
Потому, что каждый предмет в мире и всякое впечатление от предмета вызывают в человеке те или другие мысли, чувствования и желания той или другой деятельности. Вот почему надо окружать себя тем, что тебя назидает, избегать даже тех предметов, которые не производят худых мыслей и чувств, но отвлекают от главного — спасения души и стремления к Богу... Раньше комната христианина всем назидала. На стенах были прибиты листы бумаги различной величины с молитвами и изречениями из Св. Писания, множество икон, картина Страшного Суда, фотографии старцев, духовников, схимников, подвижников, монастырей и храмов.
Что-то мне кажется — я много учу других, как жить. Полезно ли это для моего спасения?
«Учить ближнего столько же противно смиренномудрию, как и обличать его» (святой Пимен Великий).
Как же ныне можно спастись, когда совсем уже не видим подвигов, которыми сияли древние отцы?
«Если потерпишь (болезнь или скорби) и будешь благодарить Господа, то благодарение вменится тебе вместо подвига» (преподобный Варсонофий Великий).
Что значит «смирение»?
Смирение мыслится как добродетель: страх Божий, глубокое познание своего ничтожества, изменение взгляда на ближних (причем они без всякого принуждения кажутся так смирившемуся превосходнее его во всех отношениях); ненависть к похвале человеческой; постоянное обвинение и укорение себя, правота и прямота, беспристрастие; желание распять себя миру и страстям, стремление к этому распятию. Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов (скромных по принуждению или умыслу и навыку притворяться); отвержение мудрости земной, как непотребной для неба; презрение всего, что в человеках высоко и мерзость пред
Богом; оставление словооправдания, молчание пред обижающим; отложение всех собственных умствований и отвержение собственного разума.
Что я могу сделать, чтобы исправить мою нехорошую жизнь? Помогите мне ответом на мой вопрос.
Стать истинным православным христианином. Читать Евангелие и жить по Его заветам. Обязательно начинать нужно с покаяния. Раскаяться во всех грехах и дать Богу обещание, что постараетесь больше к грехам не обращаться. И обязательно усердно молитесь Богу, чтобы Он помог вам в вашем прекрасном намерении утвердиться.
Мне 17 лет. Вот уже два месяца я являюсь прихожанином Свято-Казанского храма. Я читаю Новый Завет, изучаю Закон Божий. У меня есть друзья, которые тоже хотят пойти по этому пути. Напишите, пожалуйста, с чего им начать?
Вы правильно начали, пусть последуют за вами и ваши друзья. Но вам необходим руководитель, духовник; попробуйте переговорить об этом со своим священником.
Как стремиться и что нужно делать человеку, чтобы сердце его становилось чистым?
Это и есть цель всей духовной жизни, целеустремленность к главной цели. Для этого-то и существует Церковь со всем ее многообразием духовного опыта. Книга «Невидимая брань» старца Никодима и книга епископа Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться»; другие духовные книги помогают человеку в этом духовном опыте.
Вот говорят, когда у человека что-то случится, «судьба, от судьбы далеко не уйдешь», так выходит, что человек должен жить пассивно, ничего не предпринимая, ни о чем не мечтая, зная, что это пустое дело, судьба все сделает, у человека же руки просто опускаются, или же человеку все-таки какая-то свобода дана в выборе его действий, ведь тогда зачем же ему Суд Страшный устраивается Богом после его смерти? Ведь если судьба, за что же его судить, если, не успев родиться, она ему уже начертана, и потом, если она плохая, мало человек промучается в жизни, так еще и на суд его за это. Или же человек сам выбирает свою судьбу своими действиями? В общем, этот вопрос меня очень волнует. Должен человек жить пассивно, ничего не предпринимая, потому что судьба за него все решает, или же он должен непрестанно действовать, к чему-то стремиться?
Вы очень хорошо, хотя и многословно, сформулировали вопрос о судьбе, с учением о которой христианское мировоззрение не имеет ничего общего. Церковь не признает учение о судьбе. Только свободный выбор воли может получать нравственную оценку. Если же что-либо предопределено заранее, то о суде над человеком не может быть и  речи.   Иногда  смешивают христианское учение о предвидении будущего с судьбой. Есть законы физические — законы материи, нарушение которых может приводить человека даже к гибели. И есть законы духа — Божественные законы, нарушение которых может привести к гибели, но уже не только тела, а самое главное, к гибели души. Обладая определенной информацией, любой человек более или менее верно может предсказать будущее, а тем более Господь, Который обладает полнотой информации. Он предвидит будущее всех нас. Истинное покаяние может изменить будущее христианина самым кардинальным образом. Об этом мы читаем в Библии: Царь Иосия пришел в ужас, услышав, какими страшными наказаниями угрожает Господь преступникам, нарушающим законы Его. Раздрав на себе одежды, он смирился перед Господом и молился Ему со слезами и за то получил от Него отрадное обетование Божия благоволения и милости (2 Пар. 34: 26-28). К другому еврейскому царю пришел пророк и сообщил волю Бога, что за беззакония он должен в ближайшие дни умереть. Царь раскаялся и просил у Бога продлить дни его жизни. Господь услышал покаяние этого царя и опять послал пророка, который сообщил этому царю, что ему даровано еще пятнадцать лет жизни. В нашей свободной воле даже Второе Пришествие Иисуса Христа: или приблизить его, если будет продолжаться такое умножение беззаконий, или отдалить, если раскаемся и будем жить благочестиво.
С кем не должно иметь дружбы?
«Не води дружбы и не имей союза с врагами Христовой Церкви, с еретиками, с раскольниками, с теми, которые постов святых не соблюдают, — заповедовал преподобный Серафим Саровский. Должно бегать от тех людей, которые не боятся и не почитают Бога».
Везде ли можно угодить Богу?
Да, везде можно угодить Богу, если будем хранить заповеди Божии, а главное любовь ко всем, смирение, состоящее в том, чтобы от всех терпеть за правду и напрасно, себя считать до конца жизни хуже и грешнее всех в мире, избегать излишнего угождения плоти, не искать особенной пищи, отдых иметь умеренный, во всем и всегда слушаться своей совести, которую очищать исповедью перед духовным отцом.
Какая бывает милостыня?
«Милостыню и помощь христианин может оказывать не только материально, но и своими знаниями, трудом, советом и другим», — сказал святитель Феофан Затворник.
Как принимать у себя посетителей?
Приходящего к тебе человека, особенно с духовной целью, должно принимать с лаской и веселым видом, а внутренно смиряться и считать себя ниже его. Хорошо отпустить от себя посетителя с подарком, с гостинцем, нужным для ближнего, со сладостями (для детей), хорошо снабдить ближнего Божественной книгой (сообразуясь с духовными запросами его и степенью его развития). От посетителей же, которые приходят к нам с целью развлечения и отнять у нас время, надо устраняться. От них мы получаем духовный вред и разорение через их болтовню.
Что важнее, богоугождение или учение в школе, институте?
«Главное у нас дело есть богоугождение, а научность есть придаточное качество, случайность, годная только на время настоящей жизни. И потому не должно, чтобы она занимала все внимание и поглощала всю заботу. Нет ничего ядовитее и гибельнее для духа христианской жизни, как эта научность и исключительная о ней забота», — говорил святитель Феофан Затворник. Помните, что религия — древо жизни, наука — древо познания добра и зла. Религия — связь с Богом, наука — связь с миром. Старцы говорят: «Образованность мирская не сообщает совершенств духовных».
Служебные дела суетны или нет?
Святитель Феофан Затворник пишет: «Дела службы не суетность: это Божии дела. Только делайте их всегда для Бога, а не для чего другого. Равно и по семейной жизни на вас лежит долг. Исполнять его не есть суетность. Только совершайте такие дела по сознанию, что волю Божию исполняете. Суетность — дела по удовлетворению страстей, а также ненужные и бесполезные».
Всегда ли необходимо исполнять желания ближних?
Из любви к ближним не должно делать того, чего требуют их прихоти, их незаконные страсти, их беспорядочные привычки. Также и начальники под предлогом любви не должны подчиненным оказывать неуместную нежность, излишнее снисхождение и потворство. Об этом говорит епископ Иаков Нижегородский.
Всякий ли мир угоден Богу?
«Не заключим мира во вред учению истины», — говорит св. Григорий Богослов. И в Евангелии от Луки, в главе 23, стихе 12, читаем, как стали друзьями Ирод и Пилат после поругания Иисуса Христа, ибо прежде имели между собою вражду.
Чем лучше заниматься вечером перед сном?
«Вечером надо душу вычищать от всего и упразднять (через покаяние, сокрушение), — говорит святитель Феофан Затворник, — чтобы она осталась свободною с одним Господом. И так отходить ко сну. Без того же не отходить, а потрудиться над собою». Ежедневно перед сном надо вспоминать грехи, содеянные за день, и каяться в них перед Господом.
Можно ли спастись без исполнения своих обязанностей?
«Сомнительно, чтобы спасение могло устроиться помимо исполнения обязанностей, которые налагаются званием и состоянием. Ибо как то и другое — от Бога, так и то, и другое может быть обращено или на угождение Ему, если верно исполняется, или на оскорбление Его, если не исполняется» (святитель Феофан Затворник).
Важно ли, с кем дружить?
Дружба не должна увлекать нас ко греху. Она не должна быть заводима с человеком гневливым или вспыльчивым.
По-христиански ли защищать злых?
Не защищай злых, потому что через это ты их поощряешь на худое и себя оскверняешь, приобщаясь к делам их. Также терпение обид и уступчивость тоже не должны простираться до поощрения зла.
Какие пути духовной (подвижнической) жизни нельзя принимать своевольно?
Три пути, на которые не должно выходить без особого звания (призвания): путь затворничества, путь юродства и путь настоятельства.
Из чего можно узнать, что доброе дело делается по воле Божией?
«Всякому доброму начинанию бывает препятствие от беса, — говорит нам старец Илиодор Глинский, — но это-то и добрый знак. По сему должно заключать, что начатое дело есть по воле Божией».
А насколько духовная милостыня дороже телесной?
Насколько душа дороже тела, настолько духовная милостыня выше телесной.
В каких случаях христианин должен умалчивать истину?
Христианин должен умалчивать истину пред людьми, которые могли бы со злорадством и враждебностью злоупотреблять ею. Так, он должен умалчивать истину пред злонамеренным подстрекателем, злорадостным переносчиком, мстительным противником — умалчивать о том, что они могли бы использовать во вред своему ближнему. Христианин должен умалчивать истину и пред легкомысленными, которые сообщенную им истину, может быть весьма важную, готовы разгласить всякому встречному. Вообще, он не должен своей речью подвергать опасности ничье благо. Христианин должен сохранять тайну, переданную, вверенную ему ближним.
Когда не должно умалчивать истину?
Христианин не должен скрывать истину пред судебными органами, которые разведывают о преступнике, пред родителями, которые заботятся об исправлении своих детей, пред священником на исповеди, пред другом, который раскрывает нам свою душу, и т.д. Христианин не должен умалчивать об опасности, например, смерти, когда дело идет о необходимости приготовить больного через исповедь и Св. Причащение к вечности.
Можно ли говорить с неверующим о вере?
С неверующим безопасно можно говорить тому, кто твердо знает веру; в противном случае неверующий может повредить душе говорящего с ним.
Доброе ли дело давать взаймы?
Конечно, ибо даяние взаймы есть второй вид дарения. Повинен наказанию не дающий взаймы, поскольку осуждается в нечеловеколюбии. Впрочем, и на милость разум нужен, как говорит народная пословица: знай толк — не давай пьяному в долг.
Что надо делать, когда хвалят?
«Услышав похвалу себе, вспомни свои недостатки» (святитель Филарет Московский).
Какое самое высокое дело на земле?
«Нет выше дела на земле, как дело совершения Литургии и причащения народа Св. Таин Тела и Крови Христовых» (святой Иоанн Кронштадтский).
В чем состоит сила доброго дела?
Сила доброго дела состоит в постоянстве.
Всегда ли верен голос совести?
Непременно нужно слушать голос совести: сим голосом нередко вещает Ангел хранитель наш; впрочем, чтобы этот голос был верен, его надо поверять словом Божиим.
Где полезнее жить?
«При св. обители и при опытном духовнике» (старец Адриан Югский).
Как лучше раздавать милостыню?
В книге подвижников благочестия мы читаем, что некоторая старица раздавала милостыню тайно, говоря при этом: «Вот такая-то просила меня передать тебе!» (Сама же спала на камне, прикрытом ветхим ковром).
Что лучше — правило молитвенное читать или ближнему помочь?
«Нарушающий молитвенное правило под предлогом услуги, в коей иногда и не нуждаются, как теплохладный, изблюется из уст Божиих (см. Откр. 3, 15-16). Все хорошо в свое время, в своем месте, а если ты в угоду другим каждодневно будешь оставлять правило или вычитывать его кое-как, то, право, плохо тебе будет после. Держись царского (среднего) пути. Потребуют от тебя в часы молитвы услуги, оставь молитву и служи брату, сестре, как Христу, а не потребуют, сама не навязывайся» (архиепископ Герасим Астраханский).
1 Руководство к духовной жизни старца Адриана иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни
Нужно ли открывать сердце свое любому и принимать у себя всех?
«Тайны спасения повергать пред всяким без разбора и принимать одинаково всех, даже не имеющих ни чистой жизни, ни разума духовного и точного; походит на то же, что в нечистый сосуд вливать многоценное миро» (святитель Василий Великий).
Что делать, если я не могу творить милостыню по своей бедности? Как исполнить заповедь?
Дать другому радость, улыбку, счастье — это во всякое время может раздавать самый беднейший из людей.
Когда следует покрывать недостатки ближних и когда не следует?
«Тогда хорошо покрывать недостатки ближних, когда можно это делать и когда это не причиняет вреда, а если уже недостатки эти сами собою начнут обнаруживаться, тогда лучше держаться правды, полагаясь на волю Божию» (старец Иосиф Оптинский).
Бывает ли ложное смирение?
«Нужно отличать смирение от долга и обязанностей. Это следует знать особенно людям, которым дается власть и управление над другими: где проявляй смирение, а где исполняй и долг. Например, ты, священник, в домашней обстановке можешь отказаться от услуг, но во время церковной службы, когда положено принимать услуги от других, ты не имеешь права от них отказываться, относя эти услуги не к себе лично, а к твоему сану. Ты наставник: в школе — учи других, а вне своих учительских обязанностей будь как слушающий и поучающийся от других и т.п.» (архиепископ Арсений Жадановский).
Встречается человек, вроде бы прозорливый, а между тем чувствуется в нем что-то не то; как узнать, от Бога ли его прозорливость?
«Узнавать таких людей нужно по смирению, потому что враг прозорливость может дать человеку, а смирения никогда не дает, — оно палит его самого» (старец Иосиф Оптинский).
Что главное в жизни?
«Главное дело в жизни — молитва, а все остальное — дела второстепенные» (святитель Григорий Богослов).
Как узнать, что происходящее с тобой есть от Бога?
Все происходящее от Бога мирно и полезно, приводит человека к самоосуждению и смирению.
Как научиться смирению?
Прочитывай в книгах св. отцов те места, где пишут о смирении, и старайся так поступать, как они научают.
В чем состоит истинная любовь к ближнему?
Признак истинной любви состоит в том, чтобы отдать ближнему любую вещь, ему понравившуюся.
Если работа идет против совести и веры, как надо поступить?
Если работа пойдет прямо против совести и веры, то, конечно, надо уйти на другую.
Как быть христианину, если высокая должность мешает ему жить по Богу и спасать душу?
Если высокая должность мешает жить по Богу и спасать свою душу, то ее следует оставить. Лучше быть поглупее и попроще, но спастись. Что пользы тебе, если ты весь мир приобретешь, душу же свою погубишь?
Должно ли угождать людям в нарушение воли Божией? Например, попусту время проводить, празднословить и т.д.
Преподобный Серафим говорил, что от этой неразумной любви (угождения) многие погибли. Любить надо всех, но больше — Бога. Посему не следует допустить что-либо против совести из-за угождения человеку, но угождать людям во благое должно.
Что главное на пути спасения?
Главное — укорять себя во всем, даже во всяком добром деле: не знаю, угодно ли оно Богу?
Как лучше сохранить заповеди Божии?
Св. отцы нам оставили учение об умносердеч-ной молитве; ею хранится ум; я не вижу другого пути, который дал бы лучшую возможность вообще сохранять заповеди Божии.
Как смотреть на людей, имеющих желание пострадать за Христа?
Да, бывает, иногда встречается у людей желание пострадать за Христа, но если нет благодати в теле, то человек может не вынести мук. Поэтому не должно дерзать на такой подвиг, но если Господь призовет, то надо просить у Него помощи, и Он поможет. Путь христианина вообще есть мученичество.
Как это вообще можно — любить врагов?
Любить врагов без благодати мы не можем, но если бы люди, понимая, что это превосходит их естественные силы, искали бы от Бога благодатной помощи, то, несомненно, получили бы этот дар.
Как встать на путь к совершенству?
Путь к совершенству — это внимательное изучение святоотеческих и старческих книг. Также чтением священных книг надо заниматься не только для себя, но и для пользы других: «Сам спасешься и других спасешь!»
Как должно совершать подвиги, чтобы они были угодны Богу?
Смотри, чтобы никто не знал о твоем подвиге; что ни делаешь для Бога, делай тайно.
Что это за «три слова смирения»?
Три слова смирения: «прости», «благослови» и «помолись о мне».
Как быть, если что-то мне мешает настраиваться и вести духовную жизнь?
Устранить все то, что мешает или разоряет духовную жизнь.
Почему так трудно просить прощения?
Просить прощения трудно тому, кто горд.
Можно ли непрестанно духовным заниматься?
Нельзя все время духовным заниматься, надо какое-либо нехлопотливое рукоделие иметь. Только браться за него надо, когда душа утомлена и ни читать, ни думать, ни Богу молиться не способна.
Как давать советы неверующему сроднику?
Советы твои пусть будут кроткими, извиняйся пред ним почаще, а больше всего ссылайся на любовь к нему.
Как посещать храм, чтобы хождение было спасительным?
Ходи в храм, когда допустит Господь, и ходи не за утешением и сладостью духовной, не за пением стройным — имей это все на втором плане, не приучай себя к духовному сластолюбию, а ходи за благодатью, за очищением души в чувстве покаяния, не столько услаждайся пением, сколько познавай и оплакивай свои грехи.
Должно ли укорять себя, когда ведешь назидательную беседу?
Да, должно укорять себя и в назидательной беседе, чтобы не впасть в самохвальство и высокомудрие: «Господи! Не осуди меня, говорившего сие!» В самоукорении заключается победа над собою.
Когда хвалят, что должно делать?
Получая похвалу, полезнее промолчать.
Как разумно просить прощения?
Проси прощения, соображаясь с согрешением. Как скоро видишь, что согрешение твое велико, — поклонись, а когда оно невелико, скажи устами, с чувством сердечного раскаяния: «Прости меня, брат».
Бывает ли праведный гнев?
Гнев праведен в том случае, если он обращен на грех, на беззаконие, на преступление и является в нас естественно, как продукт ревности о славе Божией, сопровождаемой не ненавистью или злобой, а полной любовью и участием к ближнему, имеющий единственную цель — спасти грешника. «Если кто гневается справедливо, для вразумления и по духовной ревности, тот не будет осужден», — говорит блаженный Феофилакт Болгарский. Всякий же другой гнев осуждается бесповоротно.
Хорошо ли хвалить в лицо?
Кто-то из отцов сказал, что похвалить есть то же, что ногу подставить спешно идущему.
Говорят, что надо уметь себя терпеть. Как этого добиться?
Правда, схимница Ардалиона говорила, что нужно поучиться еще, как себя терпеть. Да, и очень надо над этим потрудиться. Например, человек несправедлив бывает к себе и требует от себя победы над своими страстями, и скорбит, волнуется, негодует на себя, когда видит, что его берут во власть те самые страсти, от которых он решил отстать. Но справедливо ли такое негодование на себя? Нет. Человек своей силой никогда не может победить в себе страстей: их побеждает в нас сила Божия. Посему нужно просить в молитве у Господа помощи, нужно смиряться в своих уклонениях, а не негодовать на себя.
Говорят, что должно бояться злой привычки более, нежели врагов. Почему?
Если привычка потребует сего однажды и требование ее не будет исполнено, то в другой раз найдешь ее слабой. И хорошую привычку, и худую питает время, как дрова питают огонь.
Как поступать, когда соблазняешься, если другие вольно выражают свои мысли, или оскорбляешься, когда не видишь у иных кротости в обращении с другими?
Уверь себя, что это тебе кажется от невнимательности и  нерассуждения твоего. Не должно никого осуждать, ибо ты не знаешь, с какой целью они это делают; равно, как не знаешь, с какой целью и я с кем-либо так, а не иначе поступаю. Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, обращение и поступки других. Ты христианин, а потому не имеешь права судить — где, когда и как с кем поступают.
Что такое покаяние?
Покаяние есть врачевство, грех истребляющее; оно есть дар небесный и сила чудесная, которая, по милости Божией, силу возмездия за преступление закона превозмогает. Вот почему оно не отвергает блудника, не отгоняет прелюбодея, не отвращается пьяницы, не гнушается идолослужителя, не презирает ни укорителя, ни хульника, ни гордого, но всех изменяет, ибо покаяние есть горнило, всецело очищающее грех. Настоящая жизнь наша есть время покаяния. Великая опасность предстоит нам, обремененным грехами, если покаянием не предотвратим вечного наказания, не предварим лицо Его в исповедании и не угасим пожар греховный слезами раскаяния и умиления. Велик огонь греха, но погашается слезами.
Что должно заставлять христианина исполнять свои гражданские обязанности?
В благоустроенном обществе различные сословия существуют для того, чтобы члены общества носили тяготы друг друга, т.е. помогали друг другу в достижении благоденствия внешнего и внутреннего, чтобы высшие заботились о мире и безопасности низших, а они, в свою очередь, служили высшим, по мере сил своих и по роду занятий своих. Поэтому, очевидно, не самолюбие, не своекорыстие должны руководить христианином в исполнении гражданских обязанностей, но желание блага ближнему, искренняя любовь к нему. Святой апостол Павел учил христиан повиноваться гражданским властям и законам (см. Рим. 13: 1-8) и, сообразно со значением начальников гражданского общества, воздавать каждому из них должное: «Емуже (убо) урок, урок: (а) емуже дань, дань: (а) емуже страх, страх: (и) емуже честь, честь»; все эти и подобные им гражданские обязанности апостол соединяет в одну великую, всеобъемлющую обязанность христианина: Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон
(Рим. 13: 8).
Что нужно, чтобы всегда быть спокойным и ничего не бояться?
Чтобы всегда иметь покой, нужно не полагаться на свои силы, а постоянно поучаться в Божественном слове. Оно нам крепость и спокойное пристанище. Есть в Священном Писании обетование Господне, которое для нас стена и ограда. Господь изрек: Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28: 20).
Как возлюбить Господа Иисуса Христа?
Более всего укрепляет и усиливает нашу любовь ко Христу сердечное размышление о страданиях Христовых. Для этого хорошо каждый день выбирать какое-либо одно из страданий Христовых, обстоятельно размышлять о нем и чаще вспоминать в продолжение дня. От этого всегда получим дух терпения, кротости, ежедневного произвольного умерщвления и благодарной, совершенно преданной любви ко Христу. «Как ты проводишь время?» — спросили пришельцы одного, почти не умевшего читать пустынника. Пустынник сказал: «Спаситель наш одарил меня зрением, и я всегда смотрю». — «На что?» — «На страсти Христовы. Они всегда у меня перед глазами. В них я нахожу все, что мне нужно, — и ничто так не прилепляет меня любовью ко Господу моему Иисусу Христу, как дарованное Им мне зрение».
Почему весьма важно время земной нашей жизни?
Время земной нашей жизни весьма важно, во-первых, потому, что оно весьма коротко и неизвестно, когда кончится; во-вторых, потому, что оно невозвратимо; в-третьих, потому, что оно назначено для исполнения многих и весьма важных дел; в-четвертых, потому, что оно связано с нашей вечной жизнью; наконец, время нашей земной жизни для нас крайне важно потому, что только в настоящей жизни дается нам благодать Божия, и посему только в настоящей жизни мы можем сделаться способными получить вечное спасение, постоянно пользуясь Божией благодатью. И яко-же лежит человеком единою умрети, потом же суд (Евр. 9: 27).
Как творить милостыню?
Твори милостыню так, чтобы и левая рука твоя не знала, что творит правая.
Что делать, чтобы душа была храмом Бога живого?
Если ты желаешь быть истинным храмом Бога живого, то сохраняй всегда в сердце своем образ Его посредством святых желаний и благих дел. Благие дела пусть у тебя будут как бы одеждой; облекшись в нее однажды, надобно стараться не только не лишиться ее впредь, но и сделать из нее броню непроницаемую для предстоящей борьбы. Страшись особенно невоздержности и нетрезвости, потому что они скоро и легко могут отнять у тебя все добродетели и, особенно, лишить драгоценного сокровища — чистоты и целомудрия, как это случилось с Ноем и Лотом. Опасайся также слишком питать и утучнять тело твое, дабы не сделать из него сборища горючих материалов, которые легко воспламенятся при первом случае. Наконец, возлюби благочестивые упражнения, воздыхай к Богу после часов, проведенных в молитве, беседуй с Ним, как бы дружеской беседой.
Как должно истинно христиански использовать имущество?
Истинно христианское использование богатства бывает тогда, когда направлено к подлинному благу нашему и к приобретению богатства милости Божией.
Как избавиться от лени?
Если ты нерешительно будешь сражаться с леностью, то никогда не победишь оной, а коль скоро восстанешь против нее с твердым намерением, хотя и не без внутренней болезни, то с помощью Божией можешь одержать над ней победу. Отражать врага есть знак верного и доброго воина, но обращать хребет свойственно одному ленивому и недостойному оруженосцу. Человек до гроба должен наблюдать за собой относительно этого порока, дабы не услышать в последний день ужаснейшего определения Сердцеведца. В Писании сказано: Буди верен даже до смерти, и даст Господь венец живота (Откр. 2: 10). Значит, дается венец только тому, кто выходит на борьбу с твердым намерением вести брань до последнего издыхания, не оставлять оружия даже в минуту самых ужасных опасностей и не предает сердца своего врагу. Таковой, хотя и бывает иногда повержен, не ослабляет своего священного рвения и никогда не теряет надежды, а потому, успевает или не успевает, за одно свое намерение и непреклонность венчается как добрый воин, стремившийся к небесной почести.
Должно ли прощать обиду, словом или делом нанесенную братом?
Должен прощать! Вот что говорит об этом Священное Писание: Блюдите, да никтоже зла за зло кому воздаст: но всегда доброе гоните (1 Фес. 5: 15). Аще же друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете (Гал. 5: 15);путие же злопомнящих в смерть (Притч. 12: 28). Остави обиду искреннему твоему, и тогда помоль-шутися, греси твои разрешатся (Сир. 28: 2). Итак, прости грех брату твоему, дабы получить тебе от Господа прощение грехов твоих.
Что надобно воздавать Богу?
Веруя в Него, люби Его всем сердцем и твори добрые дела, исполняя святой закон Его.
Что воздавать ближнему?
Всякому человеку желай и твори добро, чем и как только возможно, не разбирая того, друг ли он тебе или враг, ибо Христос заповедует: Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас. А никому не делай и не твори ничего злаго (Мф. 5: 46). Любы искреннему зла не творит.
О плодах этой любви можешь читать в первом послании к Коринфянам.
Что воздавать самому себе?
«Аще хощеши быть праведным, — говорит святой Максим, — отдавай коейждо от тебя частей, яже по достоянию души и тела. По мысленной убо части души прочитанная, и хранения духовная, и молитву. Яростней же и любовь духовную, — ненависти противолежащую. Похотей же, целомудрие и воздержание. Плотской же — пищу и одеяние, токмо нужнейшая».
Какой признак совершенной чистоты души?
Знамение высочайшей чистоты есть то, чтобы ко всем вещам, как одушевленным, так и неодушевленным, иметь бесстрастное расположение. Или: истинной чистоты есть знак и в сонных привидениях не чувствовать никакого (похот-ного) движения.
Кому можно уподобить любителей чистоты?
Святым Ангелам и Самому Богу. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Чистота нас к Богу присвояет, и сколько нам возможно, подобным Ему делает».
Чем награждается чистота в этой жизни?
Тем, что в чистые сердца вселяется Дух Святой и дает им право быть в числе сынов Божиих. Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас, — говорит им св. апостол Павел. - Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим. 8: 9, 14). Итак, побеждай же плоть свою. Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы (Гал. 5: 16-17).
Всякого грешника должно ли любить, как грешника?
Всякого грешника должно любить не как грешника, а как человека, и любить для Бога; Бога же должно любить для Него Самого, от Которого все любящие Его имеют все, — и то, что существуют, и то, что любят Его.
В чем состоит различие между временными и вечными благами?
Временные блага более желаем, когда еще их не имеем, и менее желаем, когда получаем их; напротив, к вечному благу тогда более возгорается любовь, когда оно получено, нежели тогда, когда оно ищется. Это благо не может быть нами желаемо потому, что никто не оценит его более действительной цены: оно так превосходно, что любовь получает несравненно более, нежели сколько верует вера и чает надежда.
Можно ли одной милостыней спастись?
Напрасно раздавать имение нищим, если в сердце нет любви, которая вся уповает, вся терпит... не превозносится... не завидит... не ищет своих си... небезчинствует (1 Кор. 13: 7, 4-5).
Без исправления нравов щедроты наши, одни, сами собою, не могут спасти нас. Милостыня очистит грехи, в коих мы раскаялись, но не оправдает тех, в коих упорно коснеем. Она есть долг наш, но не единственный долг, и хотя не исполнить его — значит нарушить закон в самом его основании, однако ж, исполнив оный, мы обязаны сохранять и другие заповеди закона.
Каков верный путь к спасению?
В каком бы кто состоянии ни жил, всякий по вере в заслуги Христа Спасителя, при помощи Его Божественной благодати, будет идти ближайшим путем спасения, если будет следовать примеру святых отцов; и если он до конца пребудет в истинной вере, любви и уповании на Бога, то придет, наконец, туда, где все лики святых отцов, и будет вечно участвовать с ними в радостях небесных.
Делаю-делаю добрые дела, а спасения души не чувствую?
Конец добрым делам есть любовь, а край пороков — считать себя праведником.
Как проводить Святки?
Святки проводите в чтении Священного Писания, не чуждайтесь и душеполезного разговора, потому что Господь посылает Ангелов в каждый дом слушать, что делают люди во славу Сына Его, Которого Господь отдал на страдания за нас; а кто проводит их по-другому, того накажет Господь.
Что такое душевный подвиг?
«Душевный подвиг неизмеримо выше телесного. Для душевного подвига нужны силы телесные, иначе все будет делаться вяло, даже молитва. Лучше «всей крепостью» молиться или бороться с помыслами и есть мясо, чем вяло влачить свое существование и мнить себя подвижником. Все телесные подвиги должны содействовать внутреннему подвигу. Если мешают, то они от лукавого. Это так ясно!» (игумен Никон Воробьев).
Когда я сделаю какое-нибудь доброе дело, мне сразу хочется рассказать о нем. Допустимо ли это?
Как трудно спастись от тени своей, так и трудно делать добрые дела без тщеславия. Чтобы удержать в тайне доброе дело свое, пришедши похвалиться им кому-нибудь, — похвались ему прежде грехами своими, а если не в силах рассказать грехов своих, то не рассказывай и о добрых делах, ибо Господь сказал: сделай тайно, а Я воздам тебе явно.
Как соблюсти девство?
Девицы, которые соблюдут девство до венца, передадут потомству благочестивую жизнь, а те девицы, которые вечно останутся в девстве, имеют чин ангельский и вместе с Ангелами будут находиться со Спасителем, и надпись над ними: преподобные. Но чтобы соблюсти девство, нужно знать хитрости врага, ибо девица
есть корабль, который должен плыть по морю, не подплывая к опасным местам, где разбойники ожидают его, чтобы ограбить. Так и девицы не должны без уважительных причин ходить в опасные для их душ места, а если и случится необходимость, то как можно скорее уходить оттуда и не надеяться на самих себя. Если пробежать по раскаленным угольям, то обувь не успеет прогореть и не обожжет ног, но если стать на уголья, то обувь прогорит и обожжет ноги. Также и отсыревший порох: если поджигать его достаточно долгое время, то вода испарится и порох вспыхнет. Приводите себе это на память и зорко храните свое девство.
Надо ли слушать меньших?
Велик тот человек будет, который окажет послушание меньшему себя.
Что надо исполнять желающим спасения души?
Те люди, которые желают иметь подвиги, как святые, должны исполнять следующее: 1) привыкать к теплым молитвам; 2) неотступно побеждать страсти; 3) иметь чистоту сердечную; 4) иметь любовь и молчание; 5) блюсти себя от всего недоброго, хотя бы оно было и незначительно, потому что от малого перейдете к большому, а предела греху нет.
Хочу спастить. Что делать?
Кто желает истинно спастись, тот пусть не противится лекарствам: скорбям, печалям и разным несчастьям, находящим на нас.
Всем ли открывать свои помышления?
«Помышления твои открывай не всем, но только тем, которые могут спасти душу твою» (святой Антоний Великий).
Можно ли представлять в своем воображении предметы невидимого мира?
«Святые отцы, советуя вспоминать о предметах невидимого мира, воспрещают изображать их в уме мечтою: предметы эти совсем не таковы, какими рисуются они в воображении человека плотского и страстного. Дозволение себе мечтательности есть отверстая дверь в область лжи — этого непременного условия и начала погибели человека; дозволение себе мечтательности есть отступление от истины и произвольное самообольщение. Но при особенном нашествии блудных помыслов, когда демоны усиливаются запечатлеть нас образами сладострастия, допускается воображение адских мук и ужасов: тьмы вечной, вечного горького молчания и вечных бесплодных стонов, огня гееннского, в котором, как в море, тонут грешники. Образами адских ужасов могущественно изглаждаются сладострастные образы» (святитель Игнатий Брянчанинов).
Почему так важно скрывать свои добрые дела?
Потому что открытие уничтожает их. Святитель Феофан Затворник пишет:«Сколько можно скрывайте свои дела по жизни духовной, а ни во взоре, ни в разговорах, ни в других отношениях не обнаруживайте их».