Слышал, что от причастия и до лобызания креста лучше не прикладываться к иконам и не целоваться с братьями, так ли это? Можно ли вообще прикладываться к иконам в причастный день?
После принятия Св. Таин греха никакого нет прикладываться (лобызать) к иконам, кресту и другим святыням; только воздерживаются это делать сразу, до принятия запивки. Ты в себя принял высшую святыню и старайся ее оберегать от всего греховного: осуждения, празднословия, злобы, раздражения, чревоугодия и пр. В этот день (день причастный) не делают земных поклонов.
Как поступать со священными изображениями (например, иконами) в мирских журналах, газетах, марках?
«Надо бережно откладывать священные изображения и оберегать их от попрания», — советует архиепископ Никон Вологодский. Следуя этому совету, благочестивые верующие вырезают из журнала или газеты священные изображения, чтобы они не были поруганы, а тем более не попали бы в уборную.
Можно ли освящать компьютер, телевизор, радиоприемник и подобные вещи?
Не сама вещь является грехом, а как и с какою целью она употребляется: с доброю ли или худою. Можно компьютер использовать для игры и можно печатать Божественные книги. Так и магнитофон: можно записать пляски, скачки и греховные песни, а можно молитвы и духовные песнопения и Божественные наставления. Фотоаппарат можно использовать для разных мирских удовольствий, а можно фотографировать иконы. Итак, отсюда понятно, что если данная вещь используется не греховно, ее можно освящать, а если греховно, то не надо.
Можно ли мне носить монашескую одежду, если я не монахиня?
Тот, кто надевает на себя не свои одежды (например, мужчина одежду священника или женщина одежду мужчины), — говорят старцы, — есть идолослужитель. Монашество же состоит не в одежде и четках, а в смирении, терпении, любви и прочих добродетелях.
Вообще, отрекшийся от всего житейского, как то: от жены, имения и прочего, — сделал монахом внешнего человека, но еще не внутреннего, — говорят старцы. Тот истинный монах, кто отрекся от страстных помыслов. Внешнего человека легко можно сделать монахом, но немалый потребен подвиг сделать монахом человека внутреннего.
Можно ли мирянину носить при себе четки?
«Носи их при себе, — говорил своей духовной дочери старец Варсонофий Оптинский, — но так, чтобы, избави Бог, кто их не увидел».
Что делать, если св. вода испортилась, пить ли ее или лучше вылить?
Испорченную св. воду выливают в реку (туда, где есть течение, т.н. «живая», не стоячая вода), испорченные иконы и просфоры сжигают (если есть возможность — в церковной печи).
Слышала, что нехорошо пользоваться обувью, подошва которой имеет изображение крестов. Надо ли придавать этому значение?
Надо постараться иметь обувь без изображения креста. Есть даже такое соборное правило, запрещающее изображать крест на полу, чтобы он не был попираем.
Хорошо ли кадить дома ладаном?Можно ли это делать мирянину? Некоторые утверждают, что каждение действенно, только когда это делает священник?
Кадить ладаном хорошо там, где есть действие бесов, посему и мирянину по нужде можно кадить ладаном. Например, духовнобольным хорошо совершать каждение.
Что такое «херувимский ладан»?
«Херувимский ладан» — это ладан, который побыл в кадиле (и вынут) на Херувимской песни. И ничего более.
Могут ли две Литургии в один день совершаться за одним престолом?
Две Литургии за одним престолом в один день не разрешается совершать, но когда это нужно, ставится приставной престол с антиминсом к основному престолу и совершается вторая Литургия.
Кто и по чьему благословению может пользоваться оставленными продуктами с кануна? Для кого эти продукты оставляются?
Это дело священника, который благословляет. Плохо то, что мы заняты в храме «не Иисусом, а кусом».
Можно ли чистить подсвечники маслом из лампады; не является ли оно святыней, для которой такое употребление не благочестиво?
Масло из лампады — это еще не святыня. Освященным можно назвать масло, которое горит в лампаде на престоле и которое священник освящает за литией и во время крестин. Были случаи, что люди исцелялись, когда принимали внутрь себя или помазывались освященным маслом.
С чем связан обычай мыть полы в храме после отпевания? Имеет ли он духовный смысл или просто гигиенический?
Просто гигиенический, хотя некоторые, от неразумия своего, придают этому какое-то значение.
Хорошо ли кропить св. водой продукты, принесенные с рынка, или в этом нет особой необходимости?
Обязательно надо перекрестить, хорошо и окропить св. водой.
Следует ли при мытье снимать нательный крест или нужно мыться вместе с ним?
Крест нательный не советуется снимать, так как можно в это время умереть, могут и околдовать (так как ты не защищен в это время).
Чтобы цепочка не жгла тело, надо ее помочить в холодной воде.
Если в храме при принятии св. воды или запивки обнаружил в кружке недопитую кем-то св. воду или запивку, то как лучше поступить?
Можно вылить, а кто не брезгует — допить.
Нашел на дороге чужой крест и не знал, надо ли взять, а если взял, то что с ним делать?
Худого ничего нет, можно отдать в храм.
Можно ли снимать со свещника чужие свечи, которые догорели не полностью?
Без нужды лучше избегать этого. Больше надо разогревать молитву, чем свечами увлекаться.
Обязательно ли целовать Чашу после Причастия? Что это означает?
Св. Чашу целуют там, где мало причастников, так как это задерживает службу. Целование Чаши означает целование ребра Спасителя (раны Его), из которого истекли кровь и вода.
Во время Причастия я, по невниманию, дотронулся до Чаши со Св. Дарами руками. Мне сказали, что это смертный грех. Так ли это?
Грех не смертный, но покаяться надо. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что непосвященному нельзя касаться руками священных сосудов.
В моей жизни был случай, когда от обычной фотографии иконы совершилось явное чудо. До этого фотография долго находилась в алтаре на престоле. Могла ли благодатная сила сообщиться обычной фотографии?
В сказании об Иверской иконе Божией Матери описывается много случаев исцелений и мироточений от фотографий этой иконы.
Можно ли воду малого освящения пить в течение дня или только натощак?
Воду малого освящения разрешается пить в течение дня, перед кушанием лучше, чем после него. Нельзя св. воду употреблять с пищей. Ею можно окроплять пищу и питие. Крещенскую же воду и св. просфору вкушать только натощак, хотя при нужде и ее можно принять.
Можно ли, когда идешь в храм, брать какие-либо предметы из дома (бутылки для св. воды, продукты на канун и т.п.) из рук женщины (жены), которая в нечистоте? Можно ли вообще перед службой прикасаться к человеку, если он в нечистоте, особенно если собираешься причащаться? Читал, что даже тело усопшего женщина в нечистоте омывать не должна, т.к. эта нечистота якобы передастся церковным предметам и осквернит их. Так ли это? Слышал, что у ветхозаветных евреев даже было положено в этот период удаляться от общества.
Мелочами слишком не надо заниматься; это есть щепетильность. Надо больше внимания обращать на внутреннее, чтобы худых мыслей и ощущений греховных не было и пр.
Можно ли в святом углу держать фотографии известных православных подвижников благочестия или только иконы святых угодников, Божией Матери и Господа?
Можно держать, но в некотором отдалении от икон.
Можно ли хранить святыню (артос, просфоры, св. воду), например, в кухонном шкафу, рядом с крупами, сахаром, травами и другими нескоромными продуктами (для удобства пользования)? Где не рекомендуется хранить святыню?
Лучше хранить святыню в отдельном месте в шкафу или около икон.
Можно ли подходить прикладываться к святыне с сумкой в руках (если ее негде оставить)? Если можно, то чего при этом не должно быть в сумке?
Можно только в крайнем случае. Разумеется, не должно в сумке быть вещей греховных, которые и в церковь носить запрещается.
Можно ли освятить свой дом или квартиру и двор? Как это сделать?
Освящение может совершать только священник, есть особый чин освящения. Если трудно вызвать священника, то можно святой водой окропить стены и вещи со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». И делать это почаще. Кроме того, если вы будете проводить благочестивую христианскую жизнь, молиться, почаще исповедоваться и причащаться, то ваше присутствие будет освящать все окружающее. Тако да просветится свет ваш пред человеки, чтобы, видя ваши добрые дела, все прославляли Бога (Мф. 5: 16).
Почему важно креститься?
Христианин без крестного знамения, что воин без оружия. Враг помыкает им, как хочет. Кто кладет крестное знамение, тот без слова исповедует Господа Иисуса Христа, за нас претерпевшего крестное распятие и смерть и тем нас искупившего. Крестным знамением освящаются все Божественные Таинства; им же совершается освящение и всякой вещи, потребной для жизни.
У меня икона Божией Матери стоит прямо на тумбочке. Допустимо ли это?
В современных квартирах существует проблема расположения образов. Обычно иконы располагали в красном углу, обращенном на восток. Желательно расположить иконы таким образом: 1) чтобы они не находились рядом с телевизором; 2) около них не было никаких светских картин или скульптур, или фотографий родственников; 3) стараться, по возможности, чтобы во время молитвенного правила перед ними теплилась лампада. Самое главное — благоговейное отношение к образу.
Можно ли заделывать икону под пленку?
Для сохранения иконы делается специальный киот или рамка, где стекло может быть заменено прозрачным пластиком.
Объясните, пожалуйста, что такое ико на? Всякий ли образ святого может быть иконой? Какие иконы нужно ставить в святой угол и сколько?
В переводе с греческого языка икона означает «образ» и есть изображение Господа нашего Иисуса Христа, Богоматери и святых. В древности иконы писались иконописцами, многие из которых были монахами. Краски разводили святой водой. Прежде чем приступить к написанию иконы, иконописец много молился и постился. Поэтому многие древние иконы были чудотворными. В настоящее время в связи с большой потребностью в иконах, а также из-за дороговизны написанных художниками икон церковь допускает литографическое изображение. Однако каким бы образом ни были выполнены иконы, к ним нужно относиться с благоговением. Лучше иконы приобретать в монастырях или церквах, так как в магазинах часто продают неправославные изображения святых. Иконы, купленные в церкви, обычно уже освящены; если же неизвестно происхождение образа, его нужно освятить, и тоже в храме. Если образ, приобретенный вами или подаренный вам, вызывает у вас сомнения, необходимо обратиться в ближайшую церковь и проконсультироваться у священника. В доме верующие обычно стремятся держать в своем святом углу следующие иконы: Спасителя, Богоматери, святителя Николая, святого, именем которого вы названы, а также особо почитаемых вами святых. В количественном плане никто не ограничивает вас. Можно иметь столько икон, сколько ваша душа просит. Если образ пришел в негодность (не видно лика, большие утраты живописного поля, так что о реставрации нет и речи, особенно если это — фотография или литография), то икону сжигают в церковной печи.
Что делать с испорченными просфорами?
Испорченные просфоры лучше сжигать в церковной печи, но при необходимости можно сжечь и дома, только не выбрасывая пепел в непотребные места.
Скажите, как правильно надо креститься?
Крестись всегда благоговейно и истово, полагая руку на челе (на лбу), на чреве («еже на пупе»), на правом и на левом плече; всегда крестись стоя, в прямом положении тела, а потом — поклон, а не так, как иные крестятся и кланяются в одно и то же время; поспешно совершать крестные знамения и поклоны не следует. Малый поклон должен быть не иной, как в пояс; именно такой, чтобы можно было, склонясь, достать рукой до земли. Архиепископ Антоний Волынский пишет: «Православный крест совершается так: трое-перстно сложенная десница возлагается первее на лоб (а не на нос, не на бороду и не на воздух), потом на чрево, потом на правое плечо и, наконец, на левое плечо (а не подмышки)»1.
Есть переписанные молитвы, которые я давно ношу с собой. Они попортились, и слов почти не видно. Можно ли их сжечь?
Молитвы, текст которых почти утрачен, лучше сжечь в церковной печи, но по нужде можно сжечь и дома.
1 Митр. Антоний Храповицкий. Собрание сочинений, т. 2. М.: Даръ, 2007.
Бабушки говорят, что в Божественные праздники нельзя ничего делать в доме, особенно стирать на маленьких детей, мыть пол и т.д. Так ли это?
Относительно работы в Божественные праздники существует правило: шесть дней делай дела твои, седьмой — Господу Богу твоему. Это относилось и относится как у древних, так и у современных евреев к субботнему дню. В Израиле в эти дни и в настоящее время правоверный еврей не может сделать более двухсот шагов. В дни «шабата» останавливается весь общественный транспорт. Но мы из Евангелия знаем, что «не человек для субботы, но суббота для человека». В православной практике существует также правило, что в воскресные и праздничные дни христианин, если это возможно, обязан посещать богослужение, дома в эти дни полагается читать св. книги и больше времени уделять молитвам. По возможности все дела, которые можно отложить на другой день, откладываются. Но есть у нас всегда необходимые дела, которые не терпят отлагательств. Уход за детьми, приготовление пищи, уход за больными, и вообще, что идет на благо наших ближних, — дела любви — откладывать нельзя. После 17 часов в день праздника можно приступать к этим делам: принести воды, затопить печь и другие дела сделать по уходу, но даже занимаясь неотложными делами, нужно стараться совершать их с молитвой, помня о святости праздников.
Сколько раз надо освящать иконы и когда? Иконы освящаются священником один раз после их изготовления или приобретения вне церкви. Если лик иконы был поврежден, то после реставрации священник снова должен освятить ее.
Освятила крестик на цепочке, кулон с Девой Марией и Богомладенцем. Носила на шее вместе месяца два. 13 января с. г. в обед мыла пол в доме и, когда закончила мыть в спальне, кулон упал на пол; цепочка цела, кулон цел. Что это значит?
Не обращайте внимания на подобные явления, потому что при фиксировании внимания на них это может перерасти в суеверия, а если потеряли, то покаяться в потере нужно.
Можно ли носить крестик на цепочке?
Можно. Лишь бы прочная была, чтобы его не потерять.
В настоящее время расплодилось множество религиозных течений (баптисты, евангелисты, церковь Христа и т.д.), которые не признают крестного знамения, утверждая, будто в Библии не сказано, что Иисус Христос учил этому Своих учеников. Прошу вас ответить, с какого времени Православная Церковь приняла этот обряд и в какой священной книге это написано?
В Священном Писании нельзя найти описания многих обрядов, в том числе и крестного знамения, так как почитание Креста стало возможным только после распятия и смерти Иисуса Христа на нем. Но уже апостол Павел писал о Кресте, что слово крестноепогибающим юродство есть (1 Кор. 1: 18) и далее: Мы проповедуем Христа распята, иудеям убо соблазн, еллинам жебезумие (1 Кор. 1: 23). Блаженный Августин в восьмой беседе на слова апостолов пишет: «Из-за Креста Христова на нас нападают премудрые сего века». Афанасий Великий в речи против язычников так возражает им: «Язычники нападают на нас и посмеивают с широко раскрытым зевом не что иное, как Крест Христов. Глумясь над Крестом Христовым, они не примечают его силы и действенности, наполнивших всю вселенную; но если бы они обратили свой разум на правильный путь познания Божества, они узнали бы, что Христос — Спаситель всего мира и что крест Его не казнь, но искупление всех творений». Блаженный Августин о Кресте говорил следующее: «Не стыдись о Кресте Христове. В доказательство этого ты и полагаешь знамение креста на челе; огради чело твое и не убоишься чуждаго языка». Иоанн Златоуст пишет: «Если кто-нибудь тебе скажет: ты поклоняешься распятому — ты громким голосом и с веселым лицом отвечай: да, поклоняюсь и не перестану поклоняться». Святитель Кирилл Иерусалимский в четвертом огласительном слове говорит: «Не будем стыдиться Креста Христова; но если кто утаит, ты явно знаменуй им чело свое». Можно еще много свидетельств древних писателей найти, но из этого ясно, что во II, III и IV веках было уже почитание Креста и крестное знамение. Формы его были самые разнообразные: крестились и одним перстом, крестились и всей ладонью, крестили иногда только чело, а иногда и грудь. Мы знали и двуперстие. Троеперстие Православная Церковь утвердила в XVII в. при Патриархе Никоне.
Будут ли иметь силу освященные церковью предметы, если освященную икону вставить в рамку, купленную в магазине, или в ранее освященной книге сделать переплет и т.д.? Теряет ли силу освященность предметов с течением времени или от небрежного хранения их (есть старинные деревянные иконы, где краска высохла и сходит со святых образов)?
Прежде чем вставить освященную иконку в рамку, сделанную мастером или купленную в магазине, ее нужно окропить святой водой. В некоторых молитвословах помещена молитва на освящение всякой вещи. Ее можно прочитывать не только для освящения таких предметов, как ваша рамка, но и для вещей повседневного обихода: одежды, обуви, мебели, посуды и т.д. Но иконы и прочие священные предметы освящать должен священник. Святость с течением времени, если человек ведет себя благоговейно, не только не убывает, но даже возрастает. Мы знали, что чем чаще к иконе обращаются люди, тем такая икона становится более «намоленной» и даже чудотворной. При небрежном обращении со святыней — прикосновении к ней в нечистоте — мы часто оскверняем предметы и себя. Для освящения своей души у нас есть Таинство
Исповеди, а для освящения предметов — святая вода. Книги священник не освящает, потому что они несут слово Божие, которое само все освящает.
Можно ли в святом углу дома совместно с освященными иконами держать неосвященные и молиться?
Можно, лишь бы были православные.
На двунадесятые праздники хочется праздничную икону в доме украсить иллюстрацией. Будет ли это угодно Богу?
Вопрос не совсем понятен. Вы, наверное, имели в виду, можно ли на праздники за неимением праздничной иконы украсить свой угол иллюстрацией с событиями праздника. Можно, но необходимо все-таки освятить, хотя бы окропив святой водой эту иллюстрацию.
Мне мама купила в магазине икону «Богородица». Я ее три раза окропила святой водой. Считается ли она освященной?
Нет. Иконы освящаются священником.
Я сама крещеная, а вот дети — нет. В Крещение я выношу ведро воды на улицу и до часу не беру, а потом приношу и разливаю в банки. Потом, если какая рана или испуг, я промою и даю выпить. Эта святая вода помогает и она стоит у нас почти год и ничего не делается с ней, ведь она — святая. Вот я и хочу спросить, можно ли окреститься на улице в Крещение, ведь в Крещение Сам Бог может это сделать — окрестить детей.
Поступать так, как вы, т.е. набирать воду после 12 ночи перед Крещением, можно только в случае, если храм очень далеко. Это допускается как исключение. Крещение младенца мирянином возможно только в случае, когда ему грозит смерть и священника поблизости нет. Если пройдет опасность, то все равно нужно ребенка или взрослого привести в храм, и там священник должен прочитать весь чин и миропомазать новокрещеного. А так, как вы хотите поступить, у православных не допускается.
Вы пишете в январском информационном листке «Троицкая книга», что если икону повесить в угол комнаты, то тот угол комнаты станет святым. Неужели оттого, что я повешу икону, угол станет святым?
Вы не совсем правильно поняли наш ответ. Не сам угол становится святым, а освящается именно то место, которое вы определили для хранения святыни; не только икон, но и святой воды, просфор и т.д.
Искренне желаю носить образ Иисуса Христа на теле своем. Допустима ли по закону православных христиан татуировка, скажем, Распятия Христа в области сердца или по центру груди?
У священномученика Игнатия Богоносца, жившего во II веке, после его мученической кончины обнаружено было св. имя Иисуса Христа в сердце его, написанное золотыми буквами. Церковь всегда приветствовала не внешнее ношение знаков Иисуса Христа, а постоянное присутствие Его в сердце. Татуировки мы видим в большинстве у хулиганов. Из этого уже можно видеть и понять, какого они действия и кому они нужны. Представим себе священника с татуировкой: как мы будем смотреть на это?!
Можно ли делать святой угол около телевизора?
Нельзя.
Можно ли самому освятить свой дом? Если да, то что для этого нужно? Можно ли с помощью молитв оказать помощь ближнему (своим близким, если они болеют)? Как можно охранить своих близких от «плохого» глаза, есть ли какие-то талисманы или молитвы?
Дом освящает только священник. Сами вы можете только покропить его святой водой. Молиться за близких не только можно, но и нужно. Особенно во время болезни их. Церковь не знает ни талисманов, ни магии. Только благодать Божия, подаваемая в Таинствах, защищает человека от власти тьмы.
Выписал иконы и хочу сделать для них деревянные рамки со стеклом. Можно ли стекло ставить? В какой цвет можно окрашивать рамки?
Стекло вставлять можно, а рамки красят в темный цвет (черный, темно-коричневый) или же оставляют некрашеными, сохраняя естественный цвет дерева, покрывая лаком.
В детстве я видел у своего деда, что икона стояла на треугольной полочке в углу. Я хочу сделать так же. Правильно ли это? Можно ли в одном углу ставить две иконы?
Делайте, как вам удобно. Все, о чем вы спрашиваете, разрешено.
Лампаду можно зажигать каждый день или в праздничные? Сколько я не зажигаю, она тухнет. Если нет лампадного масла, то чем можно заменить, и какой фитиль — длинный или короткий и из чего?
Зажигать лампаду лучше каждый день, хотя бы во время молитвенного правила, а если есть возможность, то хорошо бы, чтобы ваша лампада горела перед образом как можно больше времени. Огонек лампады настраивает вашу душу на молитву и символизирует ее. Фитиль обычно делают из марли или ниток без примеси синтетики. Фитиль может быть и длинным и коротким. Лампадным маслом может быть вазелиновое, репейное (цветочное), оливковое или любое другое, которое долго не гаснет.
Бывает ли, что вменяется в грех человеку крестное знамение?
Есть люди, которые злоупотребляют крестным знамением тогда, когда желают заверить нас в обмане, лжи, мошенничестве и других нечистых делах; они навлекают на себя осуждение.
Правда ли, что надо крестить кровать перед сном?
Да, действительно, когда ложишься спать, кровать и комнату крести с молитвой: «Да воскреснет Бог...»
Почему происходят чудеса от икон?
Чудеса от икон бывают для утверждения ико-нопочитания и прославления имени Божия или угодников Его. Иконы почитаемы не ради красок и письма, не ради древности или новости их, но ради того, кто на иконах написан. Кто икону не почитает, тот не чтит самого святого, на ней написанного.
Некоторые носят на теле пояс, на которой написан 90-й псалом. Полезно ли это?
Многие примеры показывают, что чтение с верою псалма «Живый в помощи» ограждает читающих от многих опасностей, а если кто ради забвения с верою на помощь Божию носит на себе написанный этот псалом, в этом нет ничего противного. У одного офицера была на шее икона святителя Николая, с написанным этим псалмом: пуля пробила платье, дошла до бумажки, но ни иконы, ни бумажки не повредила.
Как отличить крест православный от католического?
На православном кресте Спаситель распят четырьмя гвоздями, а на католическом тремя (нога на ноге, одним гвоздем). Подвижник Георгий Затворник пишет: «Неотступно с Православною Церковью исповедуйте, что не тремя, а четырьмя гвоздями Иисус Христос был распят»[16].
Как правильно целовать иконы?
Лобызая св. икону Спасителя, следует целовать ноги, Божией Матери и святых — руку, а нерукотворенный образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя — во власины.
Важно ли освящать пищу, питье и помещение свое?
Воздух освящается кроплением св. воды и молитвою, пища — кроплением и благословением, все освящается — крестом. Очень важно освящать пищу. Пища имеет большое влияние на состояние как нашего тела, так и духа. Принеся с базара провизию, прежде чем обмыть ее водой, хозяйка должна омыть ее крестным знамением — очистить от духовных «микробов» и «бацилл». Крестное знамение может уничтожить даже силу яда[17]. Важно также освящение не только пищи, но и жилища своего, постели, хозяйства.
Зачем вообще нужно крестное знамение и что оно оначает?
Чтобы выразить свою веру в Иисуса Христа, распятого на Кресте, христиане во время молитвы изображают на себе правой рукой знак креста, или крестное знамение.
Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.
Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как Единосущную и Нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, т.е. означают Его две природы - Божескую и человеческую.
Осеняя себя крестным знамением, мы кладем сложенные таким образом пальцы на лоб -для освящения нашего ума, на грудь - для освящения нашего сердца, потом на правое и левое плечи - для освящения наших телесных сил.
Когда мы осеняем себя крестным знамением, то должны помнить, что крест нужно полагать правильно и неспешно; небрежным совершением крестного знамения мы оскорбляем Бога, показывая свою непочтительность к Нему, - грешим, и грех этот называется кощунством.