Только ли в грехах надо каяться?
Нет, надо каяться и в том, что не сделал таких-то добрых дел и что такие-то добрые дела из-за тебя не сделали другие. По слову апостола: Ведущему убо добро творити и не творящему, грех ему есть (Иак. 4: 17). И святитель Иоанн Златоуст учит нас: «Каяться должно, во-первых, в собственных грехах; во-вторых, в грехах, на которые мы навели ближних через побуждение, соблазн или дурной пример; в-третьих, в тех добрых делах, которые могли бы сделать, но не сделали; в-четвертых, в тех добрых делах, от которых мы отвели ближнего; обо всех таких делах надо спрашивать свою совесть и память и молить Бога о просветлении ее».
Может ли свидетелем при венчании быть женщина; говорят, что женщина не имеет права держать венец над венчающимся?
Может, только не тогда, когда она в женской нечистоте.
Стоит ли принимать на себя обязанности быть крестным отцом (матерью) малознакомых, далеко живущих людей?
Быть крестным — дело хорошее и почетное. Отказываться — грешно. Но если родители ребенка живут греховно и в доме их соблазны, то следует избегать посещений, чтобы не согрешить, а молиться за крестника.
Если обряд крещения совершается над взрослым человеком, должен ли он предварительно исповедоваться или нет?
Хорошо исповедаться, особенно в больших смертных грехах.
Можно ли крестить детей без восприемников (крестных) и может ли восприемником являться отец или мать ребенка?
При нужде (как, например, смертная опасность) без восприемников (крестных) крестить можно, но восприемниками не должны быть отец или мать. Вообще надо знать, что не могут быть восприемниками дети, не достигшие двенадцатилетнего возраста, некрещеные, муж и жена для одного младенца (для разных можно), неправославные, находящиеся в заблуждении, во лжи (католики, лютеране, баптисты, иеговисты, вообще сектанты). Ведь как же они могут воспитать, научить истине крестника?
Некоторые священники благословляют исповедоваться после Соборования, а некоторые — до Соборования. Имеет ли это значение?
Исповедоваться лучше перед Соборованием, так как в Таинстве Елеосвящения (Соборовании) отпускаются забытые грехи и грехи неведения.
Всем ли можно собороваться и можно ли собороваться в нечистоте?
Собороваться не нужно детям до семи лет и здоровым, потому что соборование установлено для болящих. Но есть обычай, о котором говорит свт. Димитрий Ростовский, что раз в год в Великий Четверг соборуют и здоровых. Креститься же и собороваться (без великой нужды) в нечистоте грешно.
Как часто следует причащаться мирянину и сколько раз в год обязательно?
На это определенного правила нет, кроме как во все четыре поста, в день Ангела, в день крещения (кто помнит), в день венчания. Точно может сказать только духовник.
Замечаю, что некоторые люди приходят прямо к Причастию и говорят, что стояли всю службу, чтобы священник разрешил причаститься. Надо ли в этом случае предупредить священника, чтобы уберечь от греха?
Неплохо подсказать священнику. Для того, чтобы причаститься, надо и попоститься, и в храм походить, и накануне побывать на всенощном бдении, и быть женщине чистой по женскому обычаю, и воздержаться с мужем накануне и в самый день, и не кушать и не пить с двенадцати часов ночи, и примириться, и простить обиды, и иметь крест на шее, и побывать на исповеди у священника.
Как быть, если уже после разрешения грехов священником, прямо перед причащением вспомнил грех, а исповедоваться уже нет возможности? Надо ли отложить причастие?
Отлагать причастие не надо, а этот грех в ближайшее время надо сказать на исповеди.
Может ли взрослый человек при нужде, за отсутствием священника сам окрестить себя троекратным погружением в воду и произнесением слов: «Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь»?
Это допускалось ранее при великой нужде, а в большинстве случаев кто-либо крестил. Потом совершение Таинства дополнял священник: читал положенные молитвы и миропомазал.
Если Крещение совершалось священником, но, за неимением купели, только обливанием или даже окроплением, можно ли перекрещиваться, когда появилась возможность креститься по всем правилам?
Крещение через обливание уже совершено, поэтому второй раз креститься нельзя, хотя оно и не вполне по чину. Раньше даже было такое правило, что запрещалось рукополагать крещеных через обливание, а потом было разрешено за неимением священников.
Говорят, имена Инна, Римма — мужские. Если женщину крестили с мужским именем, надо ли его менять?
Действительно, это мужские имена. Лучше изменить их. Например, Инну на Иунию. Имя меняют во время исповеди и с таким же (новым) именем причащают. Так говорит святитель митрополит Филарет Московский.
Слышал такое мнение, что если священник читал исповедь кающегося по записке, то он должен порвать ее. Так ли это и большое ли это имеет значение?
Читать исповедь священнику по записке разрешается по нужде: то исповеднику стыдно сказать, то исповедников много и т.п. Конечно, полагается порвать ее или даже сжечь сразу же.
Какие священные предметы обязательно должны быть у священника для совершения Таинства исповеди?
Для совершения исповеди на священнике должны быть епитрахиль и поручи и Евангелие и Крест на аналое. При нужде блаженный Симеон позволяет разрешать кающегося полотенцем или поясом, даже шнурком, перекрестив его.
Можно ли плевать в день Причастия?
Если есть в этом необходимость, можно, но только в носовой платочек.
Как правильно поступить, когда священник из-за большого количества людей не исповедует каждого, а всех вместе, и так каждую Литургию — достойно ли Причастие?
Причащаться после общей исповеди могут те, кто не имеет смертных грехов, т.е. грехов аборта, прелюбодеяния, блуда, всякого рода половых извращений, воровства, пьянства, чародейства (в том числе занятий спиритизмом, экстрасенсорикой, астрологией, йогой и вообще оккультизмом). Для людей, имеющих смертные грехи, необходима частная исповедь. После богослужения нужно обратиться к священнику и сказать ему о том, что вам требуется частная исповедь, так как у вас есть проблемы. Если священник откажет, этот грех будет на его совести. А вам все равно следует обратиться — лучше всего в ближайший монастырь, где у иереев всегда больше времени для того, чтобы вас выслушать. Но даже если и нет смертных грехов, хотя бы раз в году старайтесь найти возможность исповедоваться индивидуально.
Я, будучи неверующим, назвал сына Станиславом по желанию супруги, и священник, по невниманию, крестил его этим именем. С каким именем подходить младенцу к Святой Чаше? Как быть?
Следует обратиться к священнику, на исповеди рассказать о вашей проблеме, а священник должен прочитать молитву на наречение имени в честь святого, которого вы изберете. Причастите младенца с новым именем, и оно станет его законным.
Что такое погружение? Говорят, это то же, что и Крещение? Хотелось бы услышать правильный ответ.
Погружение — это один из важнейших элементов Крещения. Погружение крещаемого в воду означает, что он как бы умирает для жизни плотской, греховной и рождается для жизни вечной, духовной. Кроме погружения, допускается обливание, которое символизирует, что с человека снимаются грехи.
Что лучше: редко или часто приобщаться Св. Христовых Таин?
«Трудно сказать. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя — Господа — и хорошо поступил. А сотник, по смирению, сознавая свое недостоинство, не решился принять, и тоже хорошо поступил. Поступки их хотя и противоположные, но по побуждению одинаковые. И явились они пред Господом равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к Великому Таинству» (старец Никон Оптинский).
Человек не крещен (53 года), можно и нужно ли это сделать? Если нет, что будет?
В Священном Писании сказано: «Кто не родится водою и Духом, не может войти в Царствие Небесное». Крещение есть Таинство, в котором человек умирает для жизни плотской, греховной и рождается для жизни вечной, духовной. Так что, если человек верит в Бога и в вечную жизнь после смерти, крещение просто необходимо, а некрещеных ожидает вечная мука.
Можно ли быть христианкой некрещеной?
«Душа по природе — христианка», — говорит один из отцов Церкви. Но христианином является только крещеный, исполняющий заповеди Христа и живущий по законам Церкви, которая, по словам святого апостола Павла, есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3: 15).
Для чего при совершении обряда крещения взрослых требуют обязательно, чтобы были крестные отец и мать, в противном случае в крещении отказывают. Если крестят детей, тогда все понятно, а взрослый человек обычно приходит к Господу сознательно. Ни в Ветхом, ни в Новом Завете упоминаний о крестных родителях нет.
Во времена гонений на христиан, когда для совершения Литургии и молитв христиане собирались в потаенном месте, новообращенного в общину принимали, только если у него был поручитель, который готовил его ко крещению. В настоящее время отказывать взрослому в крещении, если у него нет крестного, — неверно.
Полезна ли частая исповедь?
Весьма полезна частая исповедь, потому что мы скоро забываем грехи свои, а если говорим духовнику, то тогда они с корнем вырываются. Кроме того, покаяние открывает глаза, открывает зрение на грехи. Покаявшись в одних, человек начинает видеть другие, третьи и т.д., начинает считать грехом, что прежде не считал, вспоминает нераскаянные, давно забытые... Кто привыкает давать отчет о своей жизни на исповеди здесь, тому не будет страшно давать ответ на Страшном Суде Христовом: для того и установлено здесь короткое судилище покаяния, что бы нам, очищенным и исправившимся через здешнее покаяние, дать непостыдный ответ на Страшном Суде Христовом.
Мне давно (с год) надо было пойти в церковь, окреститься. Говорят, что надо обязательно найти крестную мать. Но это так сложно, я никого не знаю. Я могу пойти одна, без крестной матери? Может, и болею я от того, что не иду в церковь, хотя душа давно просит?Благодаря вашему молитвослову я могу теперь молиться. А вдруг и молиться мне еще нельзя? И поститься — тоже? Ведь я заболела после Рождественского поста. А во время прошлогоднего предпасхального поста меня преследовало ночное чудовище мужского пола. Не примите мои слова за безумие — это правда. Оно даже холодильник сломало. Может, это связано все с моими новыми взглядами на Бога, моей окончательной верой в Иисуса Христа и в Его помощь мне, татарке?
Крестная мать вам, как взрослому человеку, не обязательна. Чем быстрее вы примете крещение, тем лучше для вас. А преследует сатана многих людей — это верно вы подметили — за преданность Господу.
Что такое помазание? Кому и как оно дается?
Есть Таинство Миропомазания. Оно соединяется с Крещением и совершается один раз в жизни. В этом Таинстве подается особая благодать Божия, помогающая верующему исполнять заповеди Христовы. Есть Таинство Елеосвящения, помазание, совершаемое над больными, иначе называется Соборование. Во время литии — особого моления в Церкви — мы освящаем елей, которым помазываем всех, находящихся в храме во время богослужения. Раньше помазывали еще царей на царство.
Меня крестили еще маленьким, я этого не помню. Можно ли мне покреститься еще раз для самого себя?
В Символе Православной Церкви сказано: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Вторым крещением Церковь называет покаяние, т.е. исповедь.
Говорят, если, допустим, я покрестила дочку у своей двоюродной сестры, то она уже не может покрестить моего сына. Якобы, получится откумование.
Это неверно. В духовное родство входит с девочкой та женщина, которая является крестной, а с мальчиком — мужчина-крестный. Никакого откумования не бывает.
Можно ли некрещеному молиться, креститься, каяться в грехах своих? Некрещеные дети могут ли носить крестики?
Что вам мешает креститься или крестить детей? Сейчас за это не наказывают, как было раньше. Крестившись, вы будете все делать по закону, а до крещения все ваши молитвы, покаяние и прочее бесполезны [не принесут спасения душе - Прим. ред. ].
Можно ли часто собороваться?
Старец Макарий Оптинский писал: «Частое соборование я не одобряю: для чего? А ты это очень часто повторяешь без разума. другое дело — Таинство Исповеди и Причащения, это нужно и часто повторять, а то — часто не нужно».
Все ли могут часто причащаться?
«Однажды ко мне подошла женщина, — рассказывал архиепископ Арсений Жадановский, — и стала мне выговаривать, что ее часто не допускают до Св. Причащения, а между прочим на мой вопрос, исповедуется ли она в своих грехах и достойна ли она часто, уже как женщина (по женской нечистоте), причащаться, она ответила, что у нее нет грехов. А другая требовала частого причащения, между тем как от нее разило табаком. Велико Св. Причащение, но по его великости требуется великое и приготовление, великое достоинство к его восприятию. «Огнь бо есть, недостойныя попаляяй».
Отчего появляется страх на исповеди?
Страшливость на исповеди оттого, что редко исповедуешься.
Я себя считаю недостойной причащения Св. Таин и поэтому один раз в год только причащаюсь; права ли я?
Достойны или недостойны мы приступать к причащению Св. Таин, Тела и Крови Христовой — об этом судить предоставлено священникам при Таинстве Покаяния. А сами себя почитающие недостойными и сами себя удаляющие от Причащения подобны еретикам и язычникам.
Как избежать искушений перед Причастием?
Перед Причастием враг искушает душу нашу; но прибегайте скорей к Богу — и Господь поможет вам и изгонит врага из сердца.
Как мне быть, когда я не знаю, крестили ли меня в детстве или нет?
Надо креститься, но с условной формой: «Аще не крещен».
Можно ли соборовать больного, когда он без сознания?
Судя по тому, что больной, над которым совершается Таинство Елеосвящения, должен перед елеосвящением приготовиться исповедью, а по совершении Таинства причащаться, нужно думать, что елеосвящение над человеком без сознания невозможно.
Почему иногда глумятся над тем, кто часто исповедуется?
«Враг человеческого спасения излил свою злобу на работающих Господу Богу, — отвечал иеросхимонах Александр Гефсиманский. — Он понимает великую пользу для души, какую приобретает человек через исповедание своих дел. Но поверь несомненно: на общей исповеди в один раз где же все припомнить, все недостатки, чтобы получить достойное врачевание всех душевных пороков? Это много удобнее при постоянном наблюдении над собою и постоянной исповеди своему духовнику».
Все мы, без исключения, можем подражать этому пустыннику!