Во время болезни исповедуйтесь и причащайтесь Св. Христовых Тайн
Когда родные советуют больному пригласить священника для напутствия исповедью и Святыми Тайнами, то некоторые из больных считают такое приглашение священника признаком близкой своей смерти и с огорчением отвечают на добрый совет родных: «Что вы меня готовите к смерти, я еще в силах; стало быть, близок час моей смерти, когда вы посылаете за священником?»

И если после просьб родных больной и согласится, наконец, принять пастыря церкви с Святыми Тайнами, то, как только увидит его входящего, малодушествует, пугается, думая, что настал уже час его смерти.

Думающие так — в великом ослеплении! Смерть вошла в мир вследствие греха:
оброцы бо греха смерть (Рим. 6, 23), сказано в Писании; а священник приходит к тебе для того, чтобы очистить тебя покаянием от греха и соединить чрез приобщение Святых Тайн с Господом. Зачем же ты смотришь на священника, как на предвестника смерти? Неужели покаяние и приобщение Святых Тайн имеют губительную силу умерщвлять? Стыдно об этом и подумать! Болезнями часто Бог наказывает человека за грехи, а покаяние нередко возвращает здравие человеку. Манассии — царю Израильскому — Бог обещал через пророка здравие, если Манассия раскается в своих грехах; раскаялся Манассия в своих грехах и исцелел. Сам Спаситель, исцеляя больных, прежде всего отпускал им грехи как причины болезни. Так Он, исцеляя больного, расслабленного жилами, прежде всего отпустил ему грехи, потом уже исцелил. Сначала произнес: чадо, отпущаются тебе греси, потом сказал: востани, возьми одр твой и ходи (ср.: Мф. 9, 2, 6; Мк. 2, 5, 11); то же сказал другому, 38-летнему недужному, исцелив его от недуга расслабления: се здрав ecu, ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5, 14). Если раскаяние во грехах бывает причиной не болезни и смерти, а жизни и здоровья, то тем паче приобщение Святых Тайн. Не сам ли ты читаешь за священником: «Да не в суд или осуждение будет мне причащение Святых Твоих Тайн, Господи, но во исцеление души и тела».

Апостолы Христовы возрадовались, увидевши Господа, а ты печалишься, когда священник приносит тебе Пречистое Тело Его? Такую гибельную мысль внушает тебе древний человекоубийца — сатана, чтобы ты умер без исповеди и приобщения Святых Тайн или приняв Святые Дары без живой веры и чистосердечного раскаяния во грехах. И что же будет, если ты, боясь пригласить священника благовременно, сойдешь в могилу без покаяния или, по усилившимся недугам, сделаешься неспособным к истинному покаянию? Тогда вечная погибель твоя неизбежна.

Нет, православные христиане, не опасайтесь во время своей болезни приглашать священника для исповеди и приобщения Святых Тела и Крови Христовых; через это видимо иногда обнаруживалась чудодейственная сила Божия, исцеляющая больных. Для примера расскажем вам, что пишется в житии святого Алипия.

«Был некто в Киеве человек богатый, который страдал самою тяжкой болезнью — проказой. Долго лечившись у врачей, он не получил никакой пользы. Тогда один из друзей его посоветовал ему идти в Киево-Печерский монастырь и просить преподобных отцов Печерских, Антония и Феодосия, чтобы их молитвами подал Бог ему здравие. Больной, вынужденный усиленными просьбами своего друга, хотя и пошел в обитель Печерскую, но не вполне верил в силу молитв преподобных Антония и Феодосия. Как скоро он представлен был игумену обители Печерской, тот велел напоить его и умыть ему лицо и голову водой из колодезя преподобного Феодосия. Только больной напился воды и умылся, так тотчас покрылся весь гноем за то, что не с полной верой в молитвы святых Антония и Феодосия пришел в монастырь; болезнь до того усилилась, что все начали избегать его, ибо по причине смрада, исходившего от него, нельзя было находиться рядом с ним. В таком ужасном положении, со слезами и печалью, он возвратился в свой дом и несколько дней не покидал его. Он признался пред друзьями своими, что Бог наказал его за неверие в силу молитв святых Антония и Феодосия; но болезнь не проходила. Наконец, после размышлений, он решился идти к священнику и исповедать пред ним все грехи свои. А потому, возвратившись в Печерскую обитель, он явился к бывшему тогда священником, ныне преподобному, отцу нашему Алипию, и исповедался во всех грехах своих. Алипий, выслушав от него исповедь, сказал ему: «Хорошо ты сделал, чадо, что исповедал Богу грехи пред моим недостоинством, ибо так и Пророк о себе свидетельствует, говоря пред Господом:
исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил ecu нечестие сердца моего (Пс. 31, 5)». Потом ввел его в церковь и приобщил Святых Тайн; после сего повелел умыться водой, которой священники умывают уста по причащении Святых Тайн, и он получил совершенное здравие телесное.

Воскресное чтение. 1885. № 34.