Исцеление слуги сотника
Однажды Иисус вошел в Капернаум. В этом городе жил один сотник (начальник ста солдат), у которого любимый слуга сильно занемог. Сотник много слышал о чудесах Иисуса. Он просил помощи у Спасителя, но не смел позвать Его к себе, считая себя недостойным принять Его в дом свой. Сотник этот был язычником, но любил иудеев и помогал им. Старейшины иудейские просили Спасителя: «Посети его, он достоин такой милости: любит народ наш и построил нам синагогу». (Синагогами назывались дома, куда собирались для слушания Священного Писания. Почти в каждом городе были синагоги, а храм во всей Иудее был только один — в Иерусалиме.) Спаситель пошел к сотнику. Дорогой Он встретил его друзей, которые передали Ему просьбу сотника: «Не трудись, Господи, ибо я недостоин, чтобы Ты вошел в дом мой. И себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой. Я сам человек подвластный; однако, когда я даю приказание моим подчиненным, меня слушаются; Тебе же все подчинено». Иисус, услышав слова эти, обратился к иудеям, которые Его окружали, и сказал им: и в Израиле не нашел Я такой веры (Мф. 8, 10). Посланные возвратились домой и нашли, что больной уже выздоровел.

Как добр и любезен римский начальник к своему слуге! Не худо и нам, христианам, поучиться у этого сотника доброму отношению к служащим. Смотрите, какое расположение, какую заботливость он проявляет к своему слуге. Вот заболел этот слуга; недуг приковал его к постели, исчезла уже всякая надежда на выздоровление, смерть уже готова сделать его своей жертвой. Видит все это сотник и с болью сердца сознает, что ни сам он и никто другой не может помочь его слуге. Но вот он слышит, что в город пришел великий чудотворец, и в душе его зажглась искра веры и надежды. Сотник забыл все: и богатство, и свое высокое положение, и мнение о себе единоверцев (язычников), — с одной заботой о больном слуге молит он Спасителя об его исцелении.

Да, иной отец с такой любовью не отнесся бы к сыну, как сотник к слуге своему. О, если бы и у нас, христиан, было такое отеческое, любвеобильное отношение к служащим! Но, к несчастью, не так бывает у нас на самом деле. Холодно, безучастно относится большая часть хозяев к своим служащим. Они смотрят на служащих, как на рабочую силу. Пока те здоровы и усердно работают, до тех пор они и хороши. А сделался почему-либо служащий неспособен к своему делу, по старости или по внезапной болезни, — мы спешим поскорее удалить его от себя. Немногие из нас постараются потерпеть его, пригласить врача; а посетить в больнице — это редкое явление. А между тем как это дорого для больного служащего! Мало хозяева делают добра служащим и в других случаях.

Но что всего прискорбнее — многие намеренно отвлекают их от храма, заставляя работать в праздничные и воскресные дни. Какой тяжкий грех принимают на свою душу все такие хозяева! Как отвечать им на Страшном Суде! Еще хуже и безжалостнее поступают те хозяева, которые лишают наемника мзды, т. е. не отдают должной платы человеку трудящемуся. Человек, трудясь на твоей работе, быть может, льет не пот, а кровь, а ты лишаешь его платы, которую он заслужил столь тяжкими трудами своими, — не безжалостно ли ты поступаешь с этим тружеником?! Не явное ли это немилосердие к ближнему?

И вы, кому Господь судил быть служащими, можете поучиться у слуги капернаумского сотника. Мы видели, как сотник ухаживает за своим больным слугой, ищет всевозможные средства облегчить болезнь его! Несомненно, причина того — честное и верное служение этого слуги. И вы, служащие, если хотите пользоваться любовью своих хозяев, работайте без лени и лукавства; кто бы ни был ваш хозяин, служите ему по совести. Берегите добро хозяйское, ничего из него не утаивайте, помните, что зле приобретенное зле и погибнет. Но, работая своим хозяевам, не забывайте работать и Господу, и вы можете угодить Ему и достигнуть Царствия Божия. Не говорите: где уж нам угодить Богу в нашем звании! Приведу вам пример того, что и в таком звании можно угодить Богу и достигнуть небесной славы. Речь пойдет о святой мученице Иулии.

Родилась святая Иулия в Африке, в Карфагене, около VI века по Рождестве Христовом. В то время напали на этот город персы, разбили его и многих жителей взяли в плен. В их числе была и отроковица Иулия, дочь одного  почтенного  христианина,  и  продана  в  рабство купцу-язычнику. Пленница и у иноверного господина была верной слугой: всегда трудолюбивой, честной, скромной, а главное — набожной. За усердную и честную службу хозяин и вся его семья очень любили и уважали Иулию. Господь благословил дом хозяина: дела купца шли как нельзя лучше. Однажды, отправляясь с товарами в Галлию, он взял с собой и Иулию как нужную, верную, умную и распорядительную помощницу. Плыли они морем и, наконец, пристали к одному острову в Средиземном море, где и остановились на некоторое время. Увидев еще с корабля, что на берегу справлялся шумный языческий праздник, хозяин поспешил туда и со своими спутниками принял в нем участие. Купил теленка, принес его в жертву и стал пировать со всеми.

Во время пиршества кто-то заметил, что на корабле осталась одна девица, которая о чем-то плакала. Это была Иулия: она скорбела о слепоте и нечестии язычников. Сейчас же сообщили об этом старейшине острова. Тот, узнав, что Иулия христианка и что она трудолюбива, честна и вместе с тем тверда в своей вере, предложил купцу: «Не хочешь ли, я куплю ее у тебя и тогда непременно заставлю отречься от Бога». «Заставить ее отречься от веры ты никогда не сможешь, — сказал купец, — она скорее готова умереть, чем отречься от Христа. Что же касается того, что ты хотел бы купить ее у меня, то скажу одно: и всего твоего состояния мало, чтобы купить такую честную, трудолюбивую и верную рабу». Подзадоренный таким решительным ответом, старейшина задумал во что бы то ни стало заставить Иулию отречься от своей веры. Когда все на пиршестве опьянели и хозяин Иулии уснул крепким сном, старейшина потребовал к себе Иулию на допрос и стал принуждать ее к участию в языческом торжестве. Иулия решительно отказалась. Тогда он стал бить ее; затем, после разных мучений и истязаний, распял ее на кресте. Святая дева с удивительным терпением переносила все страдания. Когда хозяин Иулии проснулся и узнал, что она висит на кресте, с величайшей скорбью поспешил он к ней, но было уже поздно: мученица при нем испустила дух. Чистая, святая душа ее, как белая голубица, на виду у всех взлетела на небо. Сильно грустил хозяин о ее смерти; но еще больше оплакивали мученицу бывшие тут ее единоверцы. Вот вам, христиане, образец того, как можно и людям служить, и Богу угождать.

Составитель прот. Григорий Дьяченко. Четьи-Минеи, 16 июля.