Как нам спастись
Многие иной раз говорят: «Как нам спастись? Мы люди мирские, грешные, весь век суетимся да грешим: заботы нас одолели». Печально, братья, слышать такую речь от православного христианина. Могли говорить такие речи язычники, жившие до пришествия в мир Иисуса Христа, которые не знали Его учения, в веру православную крещены не были, Святых Тайн не приобщались. Но нам, возлюбленным детям Христовым, так думать и говорить не следует, ибо нам путь к спасению указан. О нем, например, говорится в Евангелии, которое сегодня вы слышали во время Литургии. Прочтем его еще раз и поразмыслим о прочитанном. Всяк убо иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех: а иже отвержется Мене пред человека, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех (Мф. 10, 32—33).

Слышите, Господь требует от ищущего спасения, чтобы он был Его исповедником перед людьми. А что это значит? Чтобы понять это, послушайте, как говорит о том же святой апостол Павел: Если устами твоими будешь исповедыватъ Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься (Рим. 10, 9). Так вот что, прежде всего, значит быть исповедником Христовым: значит, не только веровать в Него в душе, но и устами своими открыто заявлять, что веруешь в Него, не таить от других веры своей, не стыдиться ее, а смело и явно являть себя христианином. Мы прямо и безбоязненно говорим, что отечество земное наше — Русь православная... Так же прямо и безбоязненно исповедуй, что ты веруешь и в другое Отечество — Небесное и ходишь под покровом Господа, Иже на небесех. Но этого еще мало для того, чтобы быть истинным исповедником Иисуса Христа. Он Сам в другом месте сказал: Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). Значит, мало для Господа исповедания устного — Он ждет от нас и исповедания на деле, чтобы все наши поступки были согласны с Его волею, чтобы мы так же открыто и смело на деле являли себя везде и всегда христианами. Судите сами: вот если бы у кого-либо из вас был такой сын, который на словах бы ублажал своего отца, а делами оскорблял, не сказал бы ему отец его: «Сын мой! мало мне речей твоих ласковых, докажи самим делом, что ты любишь меня!» Так и мы говорим: «Мы народ православный, мы не евреи и не татары»; а надобно на деле показать, что мы народ православный, просвещенный светом Христова Евангелия. Живой для нас пример в этом случае — святые исповедники Христовы. Они жили давно, в те века, когда еще Церковь Христова была гонима от императоров-язычников. Эти императоры-язычники везде отыскивали христиан и приводили их на свои судилища. «Кто ты, — спрашивали они у христианина, — как тебя звать?» «Я — христианин», — мужественно отвечал святой поборник веры Христовой и бесстрашно шел на самые жестокие пытки и смерть за свою веру православную. Вот что значит быть исповедником Христовым.

Исповедую
того и Я пред Отцем Моим Небесным. Вот какую награду обещает Господь Своим исповедникам. Он Сам пред Отцем Своим Небесным будет свидетельствовать о любви к Нему исповедников. За любовь Он обещает любовь, за наше исповедание земное — Свое исповедание небесное. Если в земной жизни вы иногда говорите: «Обо мне ты можешь у любого спросить, всякий скажет, что я человек честный»; если иной слуга с гордостью показывает письменное одобрение, выданное ему от хозяина, то не тем ли более следует нам искать и желать свидетельства о нас небесного, свидетельства Иисуса Христа о наших добродетелях перед Отцем Его, Иже на небесех? И если мы верим обещаниям людским, то можем ли сомневаться в обещании Господа? Где Я, говорил Он, там и слуга мой будет (см.: Ин. 14, 3): иду приготовить вам обители (ср.: Ин. 14, 2). Вот почему никогда не следует падать духом, если за добро нам воздают злом, за правду неправдой, за любовь злобой. Помни только всегда, что у нас на небе есть неложный Свидетель нашего добра, Который все видит, все слышит, что Он приготовил любящим Его блаженные обители. На Него уповали святые мученики, проливавшие свою кровь во имя Его, и Он им чудно помогал во время их страданий. Вспомните страдания святого великомученика Пантелеимона. Его бросили на съедение диким зверям, но они припали к ногам его; бросили его в море — он ходил по нему, как по суше. Святому мученику Вонифатию мучители влили в горло расплавленное олово, но святой остался невредим; его же бросили в котел с кипящей смолой, но и из него он вышел здравым. Так еще на земле Господь прославляет Своих исповедников: какая же радость ожидает их в Царстве Небесном?

Но как можно исповедовать Господа словом и делом, так можно словом и делом отвергаться Его. Если кто живет не по заповедям, у кого не сходит с уст бранное слово, кто без меры упивается вином, вносит раздор в семью, гонит от окон своих нищего, притесняет сирых, то все эти люди отвергают Христа, и Он отвергнет их пред Отцем Своим Небесным. Но подумайте: что может быть прискорбнее этого? Если горько бывает человеку, хотя и преступнику, когда его отвергают от себя все люди и изгоняют закованного в Сибирь и даже далее, то не в тысячу ли раз более горько будет нам, когда от нас отречется Господь Иисус Христос? Что мы будем чувствовать, когда услышим Его грозный голос: идите от Мене, проклятии, во огнь вечный (Мф. 25, 41)? И будем мы стоять пред Судией Господом, мучимые совестью, имея пред очами нашими все зло, нами содеянное, все до мелочей. Вот случился пожар от поджога, тогда обнаружится, кто поджигатель; вот пропажа в церкви, тогда обнаружится вор; вот за деньги, на горе невинному, человек принял ложную присягу, тогда и это обнаружится; и обнаружится всякое зло пред всем миром на стыд наш. И закроются тогда для нас двери райские, а муки адовы примут нас к себе. Постараемся же исправить жизнь, пока приговор не произнесен и врата вечные не закрылись за нами.

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня
(Мф. 10, 37).

Вот еще какую заповедь дает Господь. Для нас Он должен быть дороже самого дорогого сердцу нашему: детей, жен, родителей. Люби Его более, нежели ты любишь свою семью, думай о Нем более, нежели о своей семье, покоряйся Его законам более, нежели ты покоряешься чувству родительской и родственной любви. Послушайте, как исполняли эту заповедь люди святые.

Вам, вероятно, известно, что в Киевской Лавре почивают мощи преподобного Феодосия, игумена. Когда этот святой был еще отроком, он и тогда уже возлюбил Бога более всего в мире. Мать горячо любила его, шила ему красивые одежды, старалась кормить лучшими кушаньями. Но он, к огорчению матери, раздавал одежды нищим, постился и носил вериги. Напрасно она уговаривала его водиться и играть со сверстниками — он знал только дорогу в церковь. Несколько раз он, к ужасу матери, пропадал из дому, уходя со странниками в монастыри. Но мать отыскивала его и возвращала. Наконец, он постригся в Киево-Печерском монастыре. Мать и здесь его нашла и долго умоляла воротиться домой, но святой отказался даже повидаться с ней, возлюбя Христа более ее.

Вы подумаете: да ведь это святой мог так победить себя, где нам так стоять? Но ведь и святые были такие же люди, как и мы: они имели то же немощное тело, более нашего терпели искушения сатаны и даже иногда впадали в прегрешения, как и мы, грешные, впадаем. Например, преподобный Еразм, тоже угодник Божий из Киева, был прежде купцом, потом поступил в монастырь и отдал все свои сокровища на украшение монастырского храма. Но диавол стал внушать ему, что без пользы он истратил свои богатства, лучше бы было раздать их нищим. Еразм впал в тоску и даже сильно захворал. Но Господь смиловался над ним: во сне ему явились преподобные Антоний и Феодосии и Пресвятая Богородица и уверили его, что не даром им употреблены богатства, но на пользу душевную. Так, видите, что и святые падали, как и мы, но только они плакали о грехах своих и не пребывали в равнодушии, как мы; и Бог, видя их скорбь и покаяние, являл на них силу Свою. Поэтому не следует так говорить: «То были люди святые, где нам до них». Это уныние, которое внушает нам диавол. Нет, и мы, при помощи Божией, многое можем совершить.

Не давай сердцу своему охладевать, борись с искушениями диавола, призывай Господа на помощь, чаще очищай себя от грехов исповедью и питай свою душу Телом и Кровию Христовой, — и тогда ты будешь подражателем святых.

Преподобный Феодосий любовь ко Христу поставил выше любви к матери. И в нашей жизни часто бывают случаи, когда мы должны руководствоваться его примером. Укажу вам прежде всего на случай обыденный, о котором вроде бы и думать нечего. Вот твои дети, играя на улице, поссорились с детьми твоего соседа. Не случалось ли тебе, отцу, или тебе, матери, не разобрав дела, прямо напуститься на соседских детей, сгоряча обругать их, а пожалуй, и их родителей: вот, мол, каких растят сорванцов и т. д. Что из этого может выйти? Ссора между вами, родителями. Но если ты хочешь поступить по-христиански, то спокойно примири детей, разбери их ссору и, если твои дети виноваты, научи их, вели попросить у обиженных прощения, взыщи с них. Это не будет ни для тебя, ни для них унижением, а будет только справедливостью, исполнением закона Божия, и ты, по заповеди Христа, любовь к Нему предпочтешь любви к детям. Вы, может быть, подумаете, что это мелочь, не стоящая внимания; но подумайте и о том, что всегда и во всем потакать детям значит развращать их; во-вторых, при подобных случаях часто возникают ссоры между родителями; в-третьих, из таких мелочей и образуется вся наша жизнь.

Вы, я думаю, видели, как нанизывают на нитки бисер: маленькие бисеринки одна за другой нанизываются на нитку, и получается большое ожерелье. Так в бесчисленных мелких случаях проходит день за днем наша жизнь, и блажен тот, кто во всех мелочах следит за своей душой.

Но также нередки случаи и более крупные, когда любовь к Богу следует ставить выше родственной любви. Твой отец, брат или другой близкий родственник впал, по человеческой слабости, в преступление и просит тебя быть свидетелем, что он невинен, или если он продает неопытному человеку какую-либо вещь и просит тебя похвалить ее; да мало ли подобных случаев в жизни! Не будьте же пособниками греха и обмана. Помните, что Сын Божий возлюбил нас до того, что Себя не пощадил для нашего спасения, но зато Он требует и от нас любви всецелой — всей душой и всем помышлением.

И кто не берет креста своего, и следует за Мною, тот не достоин Меня
(Мф. 10, 38).

Быть исповедником Христовым — значит словом и делом везде являть себя исполнителем Его закона, значит любить Его более всего в мире, но это часто бывает тяжело и прискорбно. Эти-то скорби, всегда нераздельные с добродетельной жизнью, Господь и сравнивает с крестом, который несет на себе человек. Во время жизни Иисуса Христа злодеев распинали на крестах. Со злодеями был распят и Сам Христос. Крест был тогда позорным орудием, и нести его было и позорно, и тяжело, так как кресты делались очень тяжелыми. Для последователя Иисуса Христа надобно победить любовь к самому себе, иногда — любовь к семейству, родителям, детям; для христианина не редкость — нажить неприязнь соседей, целого общества; или опустить явную выгоду, даже иногда целое богатство, которое так бы легко было приобрести неправым путем; насмешки, укоризны, преследования — все надобно вынести, сдержать на своих плечах этот скорбный крест, чтобы остаться исповедником Христовым.

Но каков Учитель, таковы должны быть и ученики. Иисус Христос, не повинный ни в одном грехе, претерпел ради нас оплевание, биение, заушение, распятие на Кресте. И мы, Его последователи, должны также мужественно терпеть скорби временные за имя Его. Многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие (Деян. 14, 22). Но хватит ли сил вынести эти скорби? — спросите вы. Братья, всякое искушение Господь посылает по мере сил наших, ибо Он долготерпелив и многомилостив (ср.: Пс. 144, 8). Он не желает, чтобы посланная Им скорбь сокрушила силы человека, как молот сокрушает стекло, но чтобы человек, перенося скорби, креп в любви к Богу, как крепнет железо, когда его куют. И, побеждая искушения, мужественно перенося скорби, мы будем все более и более находить их легкими и оправдаем на себе слова Господа: иго Мое благо и бремя Мое легко (Мф. 11, 30). Вспомните историю праведного Иова. Первоначально Господь поразил его отнятием одной части имущества: разбойники угнали его волов и ослов. Иов мужественно перенес это лишение. Потом последовали другие лишения: погибли овцы, верблюды; Иов и это перенес. Потом погибли дети его, Иов и теперь не возроптал на Бога. Наконец, жестокая болезнь поразила его тело, и тут же подруга его жизни, его жена, пала духом, оставив его одиноким в этой борьбе с горем. Иов и теперь остался непоколебим в своей любви к Богу. То же бывает и в нашей жизни; глядишь, пойдет беда на человека: то пожар, то неурожай, то воры обидят. Но не падай духом: это рука Божия. Бог, следовательно, видит, что ты все это можешь вынести: иначе праведный Господь так и не испытывал бы тебя, а послал искушение по силам твоим.

Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?

Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф. 19, 27—28).

До сих пор мы все говорили о том, что Господь требует от нас; теперь Он указывает ту награду, которую мы получим, если будем Его исповедниками. Об этой награде Его спросил апостол Петр, потому Господь говорит прежде о награде им, апостолам. Он обещает им великую славу и честь: когда Он придет судить мир, тогда и они вместе с Ним будут судиями вселенной. Великая награда, но и великие труды понесли святые апостолы! Когда Господь их призывал, он не обещал им никакой радости земной: ни богатства, ни чести людской, ни покоя, но труды, скорби, гонения, мучения и смерть. В мире скорбны будете (Ин. 16, 33), говорил Он им, если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин. 15, 20). Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу (Ин. 16, 2). Но апостолы не устрашились мира, всё оставили, ибо возлюбили Христа более своих жен и детей, пошли за Ним и мужественно потерпели во имя Его все скорби и гонения. Как им, так и нам будет великая награда на небесах, если мы пойдем по их стопам. Послушайте, что говорит Господь далее.

И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную
(Мф. 19, 29).

Вероятно, вы подумаете, что, судя по этим словам Господа, спастись можно только в монастыре, отрекшись от всего: семейства, имущества, даже знакомства и т. п. Но так думать не следует. Путь в Царство Небесное один, но всякий идет по нему по-своему. Можно исполнить эти слова Господа, живя в миру, в семье, владея имуществом. Всякий из нас берется только за ту работу, которую он в состоянии исполнить. Так и в жизни духовной: принимай на себя только те труды и обеты, которые тебе по силам, так и Господь учит: не все вмещают слово сие, могий вместити, да вместит (Мф. 19, 12), т. е. кто сознает себя настолько крепким духом, чтобы вынести все труды жизни безбрачной, тот прими на себя этот обет, с не могущего же это не взыщется. Живи в мире, в семье, приобретай имущество, но только не подражай тем людям, которые за всем этим забывают Бога. Есть такие люди, которые не знают ни постов, ни праздников; есть такие, которые, когда ударяют в колокол к Литургии, идут и едут на работу. Но ты ставь закон Божий выше всего: не заботься об излишнем приобретении, Господь и птиц питает; люби Бога, как ранее говорили, более жены и детей; посещай чаще храм Божий, читай чаще Святое Евангелие, не жалей милостыни нищим, очищая душу покаянием, питай ее Телом и Кровию Христовой, и ты исполнишь слова Господа тем, что предпочтешь любовь к Нему любви к миру. Везде можно спастись и везде погибнуть. Давид спасся на престоле царском, Иуда был апостол и — погиб. Великомученик Георгий Победоносец, мученик Иоанн Воин были воины, святые Владимир, Борис и Глеб были князья, праведный Филарет Милостивый был землепашец — все они были миряне и спаслись. Святой преподобный Макарий Египетский был великий пустынник и угодник Божий, но однажды ему Господь сказал, что две женщины, живущие в миру, выше его по добродетели. Макарий пошел к ним, чтобы научиться от них. Найдя их, он спросил, какие они совершают добрые дела, что так угодили Богу? Они отвечали ему, что они, две снохи, желали бы идти в монастырь, но мужья не пускают их, и они решили до смерти своей служить им, и что они никогда не ссорятся и не пустословят. Так, и живя в миру, можно быть великим подвижником.

Многие же будут первые последними, и последние первыми
(Мф. 19, 30).

Во сто крат получим мы на небе за терпение на земле, и эта награда дана будет всем без различия исполнителям закона Христова. На земле есть богатые и бедные, знатные и простолюдины, ученые и не ученые. Но за гробом есть только праведные и грешные. Там богач, которому все льстили на земле, идет в ад; презираемый же на земле нищий радуется в Царстве Небесном. Поистине ничего мы туда не принесем, кроме совершенного нами добра и зла.

Вот путь, который ведет в Царство Небесное. Будь везде и всегда христианином не по имени только, но и на деле — и ты спасешься. Истинный же христианин любит Бога более всего в мире и радостно несет крест Христов; звание не спасает, спасает одна только жизнь добродетельная, которая на небе вознаградится сторицею всем праведным без различия. Дай же Бог, чтобы и для нас не затворились двери Его славного Царствия.

«Пастырский собеседник», 1893. Т. 1.