Яндекс.Метрика
1031. Действует ли злой дух через злых людей?
Враг спасения употребляет "некоторых людей как орудия своей злобы" (старец Арсений Афонский).
1032. Всякое ли знание спасительно для души?
Не всякое знание угодно Богу и спасительно для души. Свято знание, когда человек узнает о Боге и об обязанностях его к Нему из Слова Божия: "Да знают Тебя, единого истинного Бога" (Ин. 17: 3); а также о тайне своей души для ее спасения, — как победить свои страсти, как спасти свою душу. Не грешно узнавать по своему званию свое искусство, ремесло. Но есть знание греховное — пытливость. Например, когда домогаются узнать о судьбе своей, прибегая к ворожеям, спиритам, гадая по картам и звездам и т. п.; когда познают через книги опасное для души неверие, нечистую любовь; когда узнают тайны ближних своих, не будучи обязаны к тому званием; когда занимают душу свою не исправлением своих грехов, а узнаванием чужих; бывают пусто болтливы, дознаются о тайнах соседа. Святые отцы говорят, что любопытство есть большой грех, от него погибла Ева. Отец Павел Флоренский писал: "Мы осуждаем жадность в пище. Но почему же в таком случае не осуждаем жадность мирского познания (новости, мирская литература, политика и т. п.), и не считаем пороком?" Обуздывать жадность в познании есть такая же добродетель, как полагать предел похотям плоти. Вместе с тем мы теряем драгоценное время и силы при обретении мирской мудрости.
1033. Скажите, что разрешается ради нужды?
Тихон Задонский говорит, что если бы по необходимой нужде голодному случилось и мясо мертвого коня покушать, то он бы не согрешил. Церковь разрешает мирянам совершать Крещение (ради смертной опасности). Священникам совершать литургию дома (или в лесу) на антиминсе или без него на мученической иконе, причащать рвотных больных маленькой частицей-крупинкой (свт. Димитрий Ростовский говорит, что и в самомалейшей частице находится весь Христос), отпевать заочно, ослаблять пост беременным женщинам, кормящим грудью и находящимся на тяжелых работах. Также допускает общую исповедь, немощным, больным и старым заменять обет, данный Богу, через духовника другим обетом.
1034. Осуждается ли человек, который не имеет денег, но имеет желание стяжать их?
Никакой пользы не принесет нам неимение денег, если останется в нас желание стяжания.
1035. Как воспитывать детей?
Святитель Феофан Затворник говорит: "Нерадение о детях есть величайший из всех грехов и в нем крайняя степень нечестия… А одна мать, взятая на время в загробный мир, была судима более за сына, чем за свои грехи… Детям надобно прощать легкомыслие и невнимательность, а не злобу и лукавство… От детей, которых боятся довести до слез даже после их проступков, часто сами родители впоследствии бывают вынуждены плакать… В воспитании не требуется ни излишняя мягкость, ни суровость, — требуется разумность… Не тот мудр, кто умеет наказывать, но тот, кто умеет предохранить от проступков… Оставляй сыну своему не богатство, не золото, не серебро, но христианскую науку; не пышный дом, — но умение терпеть; не знатных, — но добрых религиозных друзей (свт. Иоанн Златоуст). Родители должны всю жизнь ребенка обставлять обычаями Церкви. Сюда относятся, по указанию свт. Феофана, частое ношение детей в церковь, прикладывание к Святому Кресту, Евангелию, иконам, частое осенение крестным знамением, окропление святой водой, курение ладаном, осенение крестом колыбели, пищи и всего, прикасающегося к детям, благословение священника, молебны… Бывало, приведут матери причащать ребенка в храм и предварительно ничего не скажут ему ни о Боге, ни о том, куда и зачем его ведут. Стоит мать, молится Богу, а на ребенка совсем не обращает внимания, бегает ли он возле нее или стоит спиной к святым иконам и рассматривает соседей. Лучшее богатство, какое можем мы дать детям своим, это хорошо воспитать их, то есть чтобы имели они нрав добрый.
1036. Прощаются ли грехи без вычитывания молитв и грехов исповедником на исповеди?
Непонятна практика некоторых священников давать разрешительную молитву без исповеди. Это есть превращение Святого Таинства в магию: прочел разрешительную молитву — и готово, все грехи прощены. Это большой грех и со стороны исповедующегося, и со стороны священника, уничижающего Святое Таинство. Может случиться так, что священник скажет: "Прощаю и разрешаю", — а Господь скажет: "А Я осуждаю".
1037. Можно ли брать определенную таксу (деньги) за чтение Псалтири по умершим?
"А браться читать по умершим и деньги за то брать — никуда негоже" свт. Феофан Затворник).
1038. Хорошо ли хвалить в лицо?
Кто-то из отцов сказал, что похвалить есть то же, что ногу подставить спешно идущему (свт. Феофан Затворник).
1039. Как смотреть на слова сектантов, что Христос с ними?
На языке у них только и слышится, что "Христос в нас… Христос в нас", а на деле никаких следов Его присутствия в них не видно. Пашковка, дескать, говорит, что она чувствует в себе благодать. Без Таинств нельзя сего иметь, а по самопрельщению можно так думать.
1040. Правильно ли поступает тот, кто толкует Евангелие от своего ума?
Конечно, неправильно. Надо читать толковников — святых отцов, таких как блаженный Феофилакт Болгарский. Иной читает Евангелие, но, криво толкуя читаемое, извращает Евангелие. Такому Евангелие не служит в пользу, и то, что он держит в руках Евангелие, не избавляет его от осуждения в неведении истины.
1041. Как понимать в Евангелии притчу Спасителя о мудром управителе?
Спаситель как бы говорит: "Видите, как поступил этот управитель? Не стал охать или ахать, или ждать, пока беда всей тяжестью обрушится на его голову, а тотчас, как узнал, что грозит беда, взялся за дело и ухитрился отвратить ее. Так ухитряйтесь и вы отвратить главную беду, грозящую вам. Какую беду? Ту, что ведь, вы грешны, а за грехи что ожидает вас? Осуждение и такое состояние, в коем вы будете бедственнее всякого бедствующего. Вы находитесь теперь совершенно в таком же положении, в каком управитель. Вот-вот будете отставлены, то есть придет смерть и поставит вас в горькое положение. Не предавайтесь же безпечности, не тратьте попусту время, но позаботьтесь отвратить беду и обезпечить свое будущее. Как? Через благотворение и милостыню"(свт. Феофан Затворник).
1042. Через что особенно воюет злой дух?
Враг ратует на нас через мысли, развращая ум, сердце и обременяя их страстями, которыми мы порабощены, а через откровение помыслов старцу получаем прощение и духовное наставление о том, как побеждать мир, плоть и диавола (преп. Иларион Оптинский).
…Но в злых мыслях нет греха никакого, когда воля и разум тем злым мыслям не соизволяет, паче же их ненавидит и не хочет, но они сами на ум лезут нам, а мы их отвращаемся.
1043. Могут ли быть важными делами дела невидимые?
Без дела не должно быть ни минуты. Но есть дела, телом видимо совершаемые, и есть дела — мысленные, невидимые. И такие суть настоящие дела. Первое из них есть память Божия неотходная с умносердечной молитвой. Этого никто не видит; однако же лица, так настроенные, находятся в непрестанном напряженном делании. Это же есть и единое на потребу.
1044. Почему важно креститься?
Христианин без крестного знамения, что воин без оружия. Враг помыкает им, как хочет. Кто кладет крестное знамение, тот без слова исповедует Господа Иисуса Христа, за нас претерпевшего крестное распятие и смерть и тем нас искупившего. Крестным знамением освящаются все Божественные Таинства, им же совершается освящение и всякой вещи, потребной для жизни.
1045. Какой первый долг верующего к Богу?
Первый долг верующего — очистить себя от страстей, чтобы уготовить себя в храм Триипостасному Богу (свт. Феофан Затворник).
1046. В чем состоит благоговение к Богу?
Благоговение наше должно быть соразмеряемо не с емкостью или малостью делаемого, а с лицом Бога, к Коему относится. Кадит ли кто, или читает и поет, или другое что делает, коль скоро небрежно это исполняет, подлежит суду творящих дело Божие с небрежением. Равно и из присутствующих в церкви, — стоит ли кто, или поклоны кладет, или свечу ставит, или просфору кушает, если делает это небрежно, столько же погрешает и тому же суду подлежит (свт. Феофан Затворник).
1047. Как смотреть на того, кто не исповедуется и не причащается Святых Таинств?
Напиши на сердце: кто чуждается Святых Таинств, тот безблагодатен, то есть Духа Святого не имеет. А кто Духа Святого не имеет, тот не Христов (свт. Феофан Затворник).
1048. Отчего, посещая монастыри, многие не получают духовной пользы и осуждают их?
Извольте знать, что во всяком монастыре текут две жизни: одна — обычная, житейская: — ходят, говорят, едят, пьют, спят и прочее, а другая — собственно монашеская: в молитве, посте, в чтении Слова Божия, Богомыслии и борьбе со страстями проходящая. На виду только первая, а вторая не видна и намеренно скрывается, даже от своих, а не только от пришлых, каковы вы. Не увидев этой жизни, вы можете заключить: "Что же это за монашество?" Отчего бранят монахов и монахинь? Оттого, что видят только одну житейскую сторону жизни: а монашеской, настоящей, не видят, бывая в монастырях только как посетители (свт. Феофан Затворник).
1049. Можно ли молиться совсем без Молитвенника и Псалтири?
Без чтения Псалтири или Молитвенника нам нельзя. Этим подогревается сердце, как подбрасыванием дров усиливается ослабевающий в печи огонь. Но когда сердце разгорается и какое-либо чувство завладеет всей душой, тогда следует оставить чтение и молиться своей молитвой (свт. Феофан Затворник).
1050. Где искать себе вразумление?
Вразумлений всяких ищите в отеческих книгах и в молитве… Есть Ангел хранитель. Господь повелит ему потолковать душе, что подобает (свт. Феофан Затворник).
1051. Какая польза от занятия Иисусовой молитвой?
"Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя", — есть словесная молитва, как и всякая другая. Сама по себе ничего особенного не имеет, а всю силу заимствует от того, с каким настроением ее творят… Плод ее есть собрание мыслей, благоговение и страх Божий, память смертная, умирение помыслов и некоторая теплота сердечная. Все сие суть естественные плоды внутренней молитвы… При молитве Иисусовой Богомыслие все же необходимо: иначе это сухая пища. Хорошо, у кого навязло на языке имя Иисусово. Но можно при этом не помнить о Господе и держать мысли, противные Ему (свт. Феофан Затворник).
1052. Какое самое лучшее время для молитвы?
Ночь самое лучшее время для молитвы… Особенно полночь (свт. Феофан Затворник).
1053. Можно ли читать Евангелие сидя?
Евангелие читать сидя можно, но не умаляя благоговения.
1054. Что значит"иметь совесть чистую по отношению к вещам"?
Не злоупотреблять ими, а пользоваться разумно, храня их сколь возможно дольше.
1055. Можно ли заменять утренние и вечерние молитвы чтением псалмов, Иисусовой молитвой или чем другим?
Заменять вечерние и утренние молитвы чем-либо не надо (свт. Феофан Затворник).
1056. Что такое "непоказность"?
Это, чтобы не делать ничего напоказ. Всячески блюдитесь показности. С этим надо соединить забвение своих добрых дел и трудов (свт. Феофан Затворник).
1057. Как относиться к иноверцам?
Общение с молоканом, которого вы боитесь, не житейское, разумеется, а религиозное: не общаться в вере, в Таинствах, в молитвах. За чем он приходил к вам, вы должны были помочь ему… Искать их дружества нечего, а когда случится быть вместе, не следует хмуриться на них (свт. Феофан Затворник).
1058. Проснувшись, сразу никак не могу встать с постели.
Против немощи, о которой вы писали в последнем письме, хорошее средство — самой спихивать себя с постели (свт. Феофан Затворник).
1059. Можно ли идти в монастырь при жене?
Смотри сам, как тебе поступить — идти в монастырь или нет. Говоришь, что супруга отпускает. Стало быть, ты женат. Так как же тебе в монастырь идти при жене. Разве и она пойдет в монастырь? Не вижу, как тебе посоветовать (свт. Феофан Затворник).
1060. Что делать, когда хульные мысли нападают?
Относительно хульных помыслов надобно молиться и каяться пред Господом; но не падать духом и не думать, что от этого пагуба. Так как вы не хотите таких помыслов, отвращаетесь от них, то Бог не гневается на вас. Читайте у свт. Димитрия Ростовского об этом статью в первом томе его творений. Богу молитесь на врага, чтобы отогнал. Почаще сказывайте духовнику. И враг отбежит. Он пристает с такими помыслами, когда видит, что душа робеет. А когда увидит, что душа мужественная и понимает его козни, тотчас отстает.
1061. Что важно в поклонах и молитве?
Помните, что не в словах и поклонах дело, а в возношении ума и сердца к Богу. Можно все то, что у вас написано, проговорить и все означенные поклоны положить, а о Боге совсем не вспомнить, или кое-как, с рассеянной мыслью и блужданием ума. И, следовательно, не молясь, исполнить молитвенное правило. Выйдет, что молитва — грех пред Богом.
1062. Что такое позыв?
Позыв — это обращение к Богу, которое бывает иногда без определенной потребности, а по одной жажде Бога. В какой бы мере и в каком бы виде ни проявлялся этот позыв, никогда не надо оставлять его неудовлетворенным, но тотчас обращаться к молитве и молиться, — в том положении, в каком застал позыв: если за делом, — за ним и молиться, если за чтением, — посреди его и молиться, если во время ходьбы, — ходя и молиться. Но, конечно, лучше и плодотворнее встать в молитвенное место и принять молитвенное положение, если можно. Если во время молитвословия родится сей позыв, — прекращайте чтение молитвы и молитесь по этому позыву, своими словами или без слов.
1063. Как отличить крест православный от католического?
На православном кресте Спаситель распят четырьмя гвоздями, а на католическом — тремя (нога на ноге, одним гвоздем). Святитель Феофан Затворник пишет: "Кто как хочет, но неотступно с Православной Церковью исповедуйте, что не тремя, а четырьмя гвоздями Иисус Христос был распят".
1064. Как смотреть на западную книгу Фаррара "Жизнь Иисуса Христа"?
Читателей ее надо предостеречь, что автор ее — доктор богословия англиканского вероисповедания. В некоторых местах книги Господь описывается более как человек с некоторыми слабостями, чем как Богочеловек. Граничит с кощунством трактовка вопроса в отношении святейшего образа Божией Матери. Совершенно неприемлемо для православного описание чуда исцеления гадаринского бесноватого. Из текста этого описания можно заключить, что Фаррар вообще не верит в существование бесов.
1065. Правильно ли крестить, поливая сверху водою?
Митрополит Московский Киприан (1406 год) писал псковитянам: "А что вы доныне крещали детей, держа в руках и поливая сверху водой, то это крещение не правое". (Хотя перекрещивать уже нельзя.)
1066. Почему Церковь отлучила писателя Льва Толстого?
А потому, что дерзнул написать новое евангелие, которое есть искажение Евангелия истинного. Апостол Павел написал: …если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал. 1: 8). Так же у него своя программа: 1. Не противься злу: пусть бьют, режут, грабят; молчи и терпи… 2. Суды не нужны. 3. Не нужны полиция, войска… Все это насилователи свободы. 4. С женой не разводись, хотя она и неверна. Брака у него тоже нет. 5. Война богопротивна, и войска не нужно.
Толстой — враг Божий, слуга сатаны (свт. Феофан Затворник).
1067. Как смотреть на малый грех, часто повторяемый?
Такой грех близок к смертному. Сравним большой грех с большим камнем, а малый с песчинками. Большое количество песчинок иногда может быть тяжелее камня. Например: ложь не есть грех к смерти. Однако часто повторяемая, ложь уже лишает благодати Божией и заслуживает кары (Пс. 5: 7).
1068. Как можно достигнуть нерассеянности на молитве?
Это можно, если не давать душе времени быть праздной от помышления о Боге и о Божиих делах и дарах, а также от исповедания и благодарения за все.
1069. Какую пользу для души получает человек от чтения или слушания Божьего Слова?
Кто слушает или читает Слово Божие и любит беседы о духовных предметах, тот доставляет душе великие и спасительные блага. Заботой об этом мы можем угодить Богу, и уста наши, когда упражняем их духовными беседами, не оскверняются укоризнами, осуждением, срамословием и ругательствами. Мы сделаемся страшны для демонов, когда вооружим язык свой такими беседами (свт. Иоанн Златоуст).
1070. Какую силу имеют ночные молитвы?
Господь особенно приклоняется на милость ночными молитвами (свт. Иоанн Златоуст).
1071. Когда я молюсь с другими, как мне вести себя на молитве?
Если мы молимся в сотовариществе с другими, то достаточно для нас умом лишь и сердцем являть пред Богом внутренние движения души, не принимать печального или плаксивого лица и никаких не делать знаков телом, которые бы показывали, что у нас на душе, чтоб иные не стали нас почитать, а иные, может быть, подсмеиваться над нами; через то подвергаемся искушению, смущению в себе и озлоблению на других.
1072. О чем должно просить у Бога на молитве?
Молись о даровании тебе слез, чтобы плачем умягчить сущую в душе жестокость; о рассуждении; о том, чтобы очиститься от страстей; и о том, чтобы быть избавленным от всякого искушения и оставления.
1073. Скорблю, что родные холодны ко мне из-за веры в Бога.
Не скорби, что некоторые из родных и близких холодны к тебе. Святитель Тихон Задонский написал из своего опыта, что когда человек посвятил себя Богу, тогда знакомые и ближние его становятся вдали от него, и чем он будет более приближаться к Богу, тем они будут более отдаляться.
1074. Какие страдания великие?
Из всех наших злостраданий славнее те, которые терпим ради Бога… Вообще никаким служением так не благоугождается Бог, как злостраданием.
1075. Какая разница между грехом и страстью?
Авва Дорофей говорит: "Иное суть страсти, и иное грехи, страсти суть: раздражительство, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, совершая с телом те дела, к которым побуждают его страсти, ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним".
1076. Можно ли все духовным заниматься?
Святитель Феофан Затворник говорит, что нельзя все духовным заниматься: надо какое-либо нехлопотливое рукоделие иметь. Только браться за него надо, когда душа утомлена и ни читать, ни думать, ни Богу молиться неспособна.
1077. Можно ли мирскому человеку по четкам молиться?
Святитель Феофан Затворник говорит: "О молитве по четкам я сам в первый раз услышал от мирянина, а не от монаха. И многие миряне и мирянки молятся сим образом. И нам пригодится сие. Только молиться по ним надо не напоказ, а скрытно".
1078. Говорят, ты отсталый?
Отсталый в одном (мирском), а преуспевший в другом (духовном), — и это другое гораздо более высокое. Если бы отставая в человеческих мудрованиях, вы не успевали бы в премудрости Божией, был бы ущерб. Но как вы совершенствуетесь в Божией премудрости, то не ущерб терпите, а большие преимущества приобретаете. Мудрование человеческое временно, Божия премудрость дает вечную жизнь (свт. Феофан Затворник).
1079. В чем должно выражаться приветствие человеку?
Приветливым называют человека, который в обращении с ближними является для всех предупредительным, дружелюбным, ласковым и благожелательным (свт. Феофан Затворник).
1080. Очень прискорбно бывает видеть и слышать, как некоторые глумятся над теми, которые желают частой исповедью перед духовником исправлять свои недостатки.
Враг человеческого спасения излил свою злобу на работающих Господу Богу. Он понимает великую пользу для души, какую приобретает человек через исповедание своих дел… Но поверь несомненно: на общей исповеди, в один раз, где же все припомнить, все недостатки, чтобы получить достойное врачевание всех душевных пороков. Это много удобнее при постоянном наблюдении над собой и постоянной исповеди своему духовнику (иеросхим. Александр Гефсиманский).