Яндекс.Метрика
1231. Хорошо ли принимать на себя по желанию разные подвиги, например: сухоядение, бдение, молчание, большое количество молитв, ношение на теле тяжестей и грубой одежды?
Только с благословения священника. Не лучше ли принять подвиг смирения, молчания, пока не спросят, любви, приветливости и т. п.?
1232. Если бесы не имеют силы над благочестивыми людьми, то как они могли действовать на святую мученицу Иустину, ведь она была благочестива?
По попущению Божию. А какова цель Божия, это Ему Одному известно — пути Господни неисповедимы.
1233. Многие люди в первый день Пасхи ходят на кладбище. Правилен ли этот обычай?
Это современный обычай. Верующие знают, что поминовение усопших начинается после Антипасхи. Сейчас есть и такие обычаи, что проводы покойника без водки не бывают. А пословица народная говорит: «Кто усопших водкой поминает, тот им больших мук уготовляет».
1234. В настоящее время очень много колдунов, экстрасенсов и других служителей темных сил. Как можно защититься от их воздействия? Какие читать молит
вы и что еще делать?
Чтобы себя защитить от темных сил, надо не делать смертных грехов и не прибегать к слугам сатаны: колдунам, экстрасенсам, гипнотизерам (кодироваться), разным целителям и другим служителям темных сил. Не держать таких греховных вещей в доме, которые, подобно магниту, притягивают этих слуг. Пользоваться святыней и молитвою.
1235. Можно ли православному христианину ходить в бассейн, заниматься спортом?
Если святые отцы запрещают обнажаться без нужды при посторонних и считают это безстыдством, то сам собою этот вопрос отпадает.
1236. Является ли грехом использование противозачаточных средств и насколько серьезен этот грех?
В Библии читаем, что это грех, ибо цель брака — размножение и воспитание детей.
1237. Не вредно ли для христианина увлечение оперой, театром?
Свт. Иоанн Златоуст говорит: театр — школа диавола. Об этом же говорит св. Иоанн Кронштадтский.
1238. Можно ли в храме прихожанам прикладываться к иконам, которые расположены в иконостасе?
Нельзя. Иконы в иконостасе для целования священнослужителей.
1239. Обязательно ли делать земной поклон во время возгласа «Святая святым…»?
Земные поклоны отменяются в субботы, воскресные и праздничные дни, а в Воздвижение и в воскресенье Крестопоклонное совершаются только когда поются песнопения на поклонение Кресту. В Воскресные и праздничные дни разрешаются земные припадания только великим Святыням: Святым Дарам, мощам, чудотворной иконе.
1240. Можно ли мыться по воскресеньям или в субботу вечером?
Ни в коем случае, только по великой нужде. Даже запрещается путешествовать в эти дни по мирским целям.
1241. Можно ли купаться в день причастия?
Не советуется, так как ты принял в себя Великую Святыню.
1242. Можно ли кушать или пить воду после прочтения вечерних молитв?
Нельзя, только по нужде. Старцы разрешают, но говорят: «Если будешь кушать после вечернего правила, то снова вычитай вечерние молитвы, а если будешь пить, то нужно за это положить двенадцать поклонов. А когда другие пьют — не осуждать, а сказать себе: "Ах, я окаянная"».
1243. Можно ли есть ночью после двенадцати часов тем, кто работает в ночную смену? Нужно ли им читать молитвы «на сон грядущим»?
По нужде можно кушать и помолиться неплохо, хотя бы вкратце. Молитва никогда не помешает, а еще избавляет от искушений.
1244. Следует ли при мытье снимать нательный крестили мыться вместе с ним?
Крест нательный не советуется снимать, так как можно в это время умереть, могут и околдовать в это время (так как ты не защищен в это время). Чтобы цепочка не жгла тело, надо ее помочить в холодной воде.
1245. Существует поверье, что до сорокового дня ничего нельзя отдавать из вещей умершего. Верно ли это?
Это — поверье, внушенное диаволом. Наоборот, надо делать добро за усопшего. Жертвовать в монастырь, в церковь вино кагор (для Святых Таин), муку (для просфор), воск (для свечей), раздавать из вещей умершего, покупать священные книги (и раздавать верующим) до сорокового дня, а не после. Когда надо ходатайствовать за судимого — до суда или после суда? Так и здесь: душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за нее: молиться и совершать дела милосердия, а люди этого не делают.
1246. Икону, которая была при отпевании на умершем, надо ли оставлять на сорок дней в храме, и куда ее девать потом?
Есть обычай, что икона остается до сорокового дня в храме, а в сороковой (или после) берется домой. В гроб икона не кладется, об этом пишет свт. Феофан Затворник.
1247. Если кто-то хулиганит в храме и мешает службе, можно ли вывести его силой?
Не только можно, но и должно.
1248. Как смотреть на науки приготовлять разные кушанья?
Искусства стряпать и приправлять пищу вредны, ибо приучают к сластолюбию.
1249. Если священник не очень опытен и что-то делает наверняка неправильно, то стоит ли ему сказать об этом, или не надо?
Лучше воздержаться, как советует великий св. Варсонофий. Близкому батюшке можно любовно подсказать.
 
 
1250. Можно ли хоть изредка смотреть телевизор? Вреден ли телевизор в доме, если он выключен?
Мы уже говорили, что все дело в том, как предмет используется: с доброю целью или плохою.
В одном монастыре батюшка при духовноболящих (бесноватых) вслух сказал: «Хотел бы я иметь такой телевизор, который бы показывал только святое: наставления, как жить по-Божьи, как спастись, как угодить Богу, как победить свои греховные привычки». В это время бес (находящийся в бесноватой) не выдержал и закричал ее устами: «Ишь, чего захотел! Дожидай!»
Другой случай. Приехал в монастырь батюшка со своей духовноболящей матушкой. Бес (в ней) устами болящей во время молебна закричал: «У них в доме мир! Я не выйду из нее». После окончания молебна батюшка, служивший молебен, поинтересовался у батюшки приехавшего: «Какой это "мир" в вашем доме»? Оказалось, он держал два телевизора: цветной и простой, смотрели пляски, песни, хохот, пустословия. «Поэтому-то, — говорит проповедник о. архимандрит Иоанн в своем поучении, — в дом ваш через телевизор входят всякие люди: и колдуны, и гипнотизеры, и разбойники и т. п. Он — разбойник, расхищающий ваши души. Он воспитывает детей по-своему и отнимает много времени».
Приведу еще пример. Рассказывала мне одна верующая старушка: «Прихожу я в дом к своим детям, а они смотрят телевизор. Смотрю — весь стол загружен немытой грязной посудой. Дочка, увидев меня, возрадовалась и говорит мне: "Мама, мы давно тебя ждем, чтобы ты нам перемыла посуду"».
Кроме всего, надо знать о том, что дети особенно заболевают от смотрения греховного, то есть делаются бесноватыми.
Теперь коснемся вопроса держания какого-либо греховного предмета в доме, как-то: картин и статуй обнаженных людей, книг богохульных и греховных романов, папирос, игральных карт, альбома греховных фотографий и т. п.
Во дни жизни преп. Серафима Саровского, сын привел свою мать, страдавшую пьянством. Преподобный исцелил ее и при этом сказал: «Не держите винных бутылок в доме».
1251. Как исправить грех, если ел яблоки до яблочного Спаса, то есть до Преображения?
Правило за это запрещает весь август (ст. стиля) вкушать яблоки. Также должно покаяться Богу на Таинстве исповеди.
1252. Что означает во время литургии возглас «Оглашеннии изыдите…»?
«Оглашеннии» значит — некрещеные, раньше они оглашались, наставлялись в вере. Следовательно, им надо выйти из храма.
1253. Как часто следует причащаться мирянину и сколько раз в год обязательно?
На это определенного правила нет, кроме как во все четыре поста, в день Ангела, в день крещения (кто помнит), в день венчания. Точно может сказать только духовник.
1254. В храме боюсь стоять рядом с болящими (бесноватыми) или пить с ними из одной кружкивдруг бес ко мне перескочит?
Страх — от врага. Из Евангелия знаем, что бесы не смогли войти даже в свиней. Есть пословица народная: «Хвалился бес всем светом овладеть, а Бог не дал ему власти и над свиньей». Бес входит за нечестивую, греховную или безбожную жизнь; за гордость или отречение от Бога.
1255. Если в храме при принятии святой воды или запивки обнаружил в кружке недопитую кем-то святую воду или запивку, то как лучше поступить?
Можно вылить, а кто не брезгует — допить.
1256. Замечаю, что некоторые люди приходят прямо к Причастию и говорят, что стояли всю службу, чтобы священник разрешил причаститься. Надо ли в этом случае предупредить священника, чтобы уберечь от греха?
Неплохо подсказать священнику. Для того, чтобы причаститься, надо и попоститься, и в храм походить, и накануне побывать на всенощном бдении, и быть женщине чистой по женскому обычаю, и воздержаться с мужем накануне и в самый день, и не кушать и не пить с двенадцати часов ночи, и примириться, и простить обиды, и иметь крест на шее, и побывать на исповеди у священника.
1257. Нашел на дороге чужой крест и не знал, надо ли взять, а если взял, то что с ним делать?
Худого ничего нет, можно отдать в храм.
1258. В почтовый ящик все время кладут «святые письма» с угрозами, что если не перепишешь, то будет беда. Что делать в этом случае?
О «святых письмах» св. Иоанн Кронштадтский писал в свое время: угроз не бояться, не писать, а сжечь, если же ранее писал, то сказать об этом священнику на исповеди.
1259. Как часто и в какие лучше дни надо бывать на могилах близких людей и что желательно там делать? Можно ли брать с собой собак?
В дни памяти усопших, если это не отвлекает от храма, а иначе в другой день посетить могилы. Прочитать из Псалтири 17-ю кафизму или «Серафимово правило». На кладбище, особенно в ограду, где находится храм, брать собак нельзя.
1260. Хорошо ли украшать могилы близких?
Украшать могилы усопших пользы усопшим никакой не приносит, но еще и доставляет вред душам их.
1261. Что важнее в день памяти близких: побывать на кладбище или отслужить обедню в церкви?
Отслужить обедню в храме важнее посещения могил родственников.
1262. Можно ли в церкви заходить на амвон и солею прихожанам?
Без нужды не должно заходить туда. Надо помнить Евангельских смиренного мытаря и гордого фарисея.
1263. Если ребенок (младенец) ведет себя неспокойно в храме и это мешает службе или молящимся, надо ли уходить из храма?
Выйти на это время, когда кричит, мешает, можно и должно, а потом опять стать невдалеке от дверей, чтобы на подобный случай выйти.
1264. Если младенец не принимает Святых Даров и стискивает рот, надо ли причастить насильно?
Маленькому можно маленькую каплю дать Святого Причастия, а большого не насиловать.
1265. Что важнее всего при поминовении усопших: милостыня, панихида, обедня?
Хорошо и приятно усопшему все, но если усопший мало веровал или без креста умер, то лучше за него милостыня, чем молитва.
1266. Хорошо ли приглашать священника отслужить панихиду на могиле?
Был случай, когда после служения на могиле усопшая явилась родственнице и сказала: «До сих пор на мне как бы камень лежал, а как только ты отслужила по мне литию, так как бы камень с меня сняли».
1267. Какие моменты во время литургии самые важные?
«Тебе поем…» и вынос Святых Даров.
1268. Правильно ли говорят, что в храме держать руки за спиной нехорошо?
Об этом говорит свт. Феофан Затворник, что должно стоять в струнку, лицом к алтарю или в землю, или на икону смотреть.
1269. Прилично ли женщинам во время Богослужения, находясь в передней части храма, делать земные поклоны или стоять на коленях так, что задняя часть туловища находится выше головы?
Вообще советуется не выделяться среди молящихся, а то это будет показность.
1270. Можно ли снимать с подсвечника чужие свечи, которые догорели не полностью?
Без нужды лучше избегать этого. Больше надо разогревать молитву, чем свечами увлекаться.
1271. Слышал, что православному христианину не хорошо иметь дома телевизор. А если он уже есть, куда его деть: можно ли продать или подарить?
Если какая вещь используется с греховной целью, то ее обязательно должно снести в комиссионный магазин.
1272. Если открыты Царские врата, а священник находится в задней части храма (например, на литии), надо ли поворачиваться лицом к нему или стоять лицом к алтарю?
Вообще стоять задом к алтарю без нужды грешно. Об этом говорил в свое время свт. Григорий Богослов.
1273. Если священник не разрешил причаститься, не объяснив причины, можно ли обратиться с исповедью, только что сказанной, за благословением к другому священнику?
Лучше потерпеть, сокрушенно признав себя недостойным, чем обращаться к другому священнику.
1274. Как быть, если уже после разрешения грехов священником, прямо перед причащением вспомнил грех, а исповедоваться уже нет возможности? Надо ли отложить причастие?
Отлагать причастие не надо, а этот грех в ближайшее время надо сказать на исповеди.
1275. Слышал, что умершие на Светлой седмице сподобляются Царствия Небесного. Так ли это?
Это правильно, но не для всех. Те, кто носил крест, в Великом посту причащался, каялся, жил благочестиво, тот действительно сподобляется блаженной жизни. А кто этого не имел, тот ее не получит.
1276. Одни священники говорят, что в Рождественский и Петров пост можно есть рыбу все дни, кроме среды и пятницы, а другие разрешают только в субботу и воскресение.
Для этого есть устав, в котором ясно говорится, что в Петров и Рождественский пост рыба разрешается по субботам, воскресениям и праздникам.
1277. Как можно точно узнать, когда разрешается супружеское общение, а когда нет?
Это узнается по календарю, надо избегать супружеского общения в дни, когда не разрешается венчать: например, под среду, пятницу, воскресения и праздники.
1278. Слышал, что есть некоторые виды пищи, которые почитаются нечистыми и православными христианами не употребляются. Что это за виды пищи?
Все нечистое разрешается есть во время голода (нужды). А в обычное время не рекомендуется есть мясо не выпущенной крови (сдохла), конину, раков, крабов, рыб без чешуи; кровь жареную (птиц и зверей), зайцев, кроликов и т. п.
1279. Можно ли наказывать детей ремнем, не грех ли это?
Не должно подвергать детей ни выговорам, ни наказаниям в запальчивости с произношением грубых слов, чтобы такими приемами не привести детей к мысли, что они терпят наказание потому только, что родители их в неспокойном духе. Наказывать можно с целью исправления, а не с порывом гнева (страстью).
1280. Муж не разрешает мне ходить в церковь. Надо ли подчиниться для сохранения семьи?
Мужа (или жену) должно слушать во всем, в чем не нарушается воля Божия, а в чем нарушается, слушать нельзя. Сам Господь говорит в Евангелии: Кто любит отца или мать (или мужа, или жену, или детей) более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 37). И в Деяниях апостольских говорится, что подобает подчиняться более Богу, нежели человекам.