Яндекс.Метрика
131. Полезно ли частое общение с различными людьми?
Не должно иметь сношений без разбора, дабы не потерпеть вреда от различных бесед опасных (свт. Феофан Затворник). Равно омрачает душу и мысленное собеседование помыслов.
132. Чем должно заниматься вечером перед сном?
Вечером надо душу вычищать (через покаяние, сокрушение) от всего и упразднять, чтобы она осталась свободною, с одним Господом. И так отходить ко сну. Без того же не отходить, а потрудиться над собою (свт. Феофан Затворник).
133. Как оживить в себе страх Божий?
Потрудитесь поставить себя в состояние умирающего сейчас и сейчас имеющего предстать на суд и вместе с тем возбудить соответственные тому чувства. Ничто так не оживляет страха Божия, как поставление себя в сие состояние и восчувствование того.
134. Что есть грех к смерти и не к смерти?
Грех смертный — который душу убивает, лишая благодати. А грех не к смерти такой есть, который не убивает, а засоряет душу. В жизни так надо: как скоро совесть обличает, кайся скорее (то есть иди и скажи на исповеди, не обязательно причащаться) — и сила греха разрушительная сим пресечется.
135. Как обратить худые мысли во спасение души?
Помыслы худые — это спасение для нас, если будете сознавать, что они худы, и бороться с ними, и не приводить их в исполнение (преп. Нектарий Оптинский).
136. Только ли одна дружба со злыми вредит христианину?
Не только дружба со злыми, но и развращенные грязные книги, картины, песни и разговоры страшно вредят человеку.
137. Зачем надобно узнавать Православное вероучение?
Недостаточно только жить благочестиво и добродетельно, надобно еще заботиться о сознательном усвоении Православного учения о христианской жизни, именно надобно узнать: в чем состоят добрые дела, как должно творить их, при каком условии они могут быть богоугодны. Не знающий ничего подобного может делать добрые дела, но совсем недобрые — или по невежеству или без смирения, или с пренебрежением других нравственных обязанностей, — так что не получит никакой пользы для души от делания добрых дел (Наставление и утешение святой веры христианской за 1890 г.).
138. Что еще необходимо знать христианину?
Кроме нравственных истин христианин обязан упражняться в познании догматов веры. Незнание их может вести к грубейшим заблуждениям, к ереси, суемудрию, к суеверию, и потому не менее пагубно, чем нехристианская жизнь или ложнохристианская жизнь.
139. О чем христианин должен мыслить?
Что мы делаем при помощи головы? Обдумываем, рассуждаем, мыслим. Грешник обдумывает, как бы ему лучше устроить жизнь земную, как бы ему греховные желания удовлетворить, а вы думайте о другом: как бы доброе на пользу душе своей сотворить. У грешника думы и мысли скверные, нечистые, а вы больше — о Боге, о вечности, о милостях Божиих, об ответе на Страшном суде Христовом.
140. Как превратить тело свое в орудие праведности?
Грешник смотрит на соблазнительное, на нечистое, на дурные картины (статуи обнаженные, афиши греховные), смотрит на то, что возбуждает похоть (зрелища), а праведник глаза свои устремляет на священные изображения, возбуждающие мысли святые, на фотографии старцев, подвижников, монастырей… Грешник и слушает, и говорит пустое и греховное, поет соблазнительные песни, слушает плясовую музыку, из уст его, кроме того, часто слышатся или осуждения, или брань, а праведник любит пение духовное, разговоры одни благочестивые, серьезные, особенно все церковное. Грешник идет в места развлечений, увеселений, а ноги праведника не знают пути нечестивых и к делам злым, но стопы его направляются на посещение храма Божия, монастырей, святых мест, где жили и подвизались угодники Божии… У грешника руки служат орудием неправды: он ими похищает чужое, делает вредное ближнему, а у праведника руки служат орудием добра: он ими то крестное знамение на себе изображает, то совершает труд на пользу семьи своей, на пользу общества своего… Грешник тело свое покоит, нежит, услаждает, сладко питает, праведник же свое тело не считает своим, а Господним. Он утруждает его постоянным трудом, поклонами, сохраняет его в целомудрии и святости.
141. Как правильно должно наставлять, делиться своими знаниями?
Чтобы наставлять других в вере и жизни христианской, нужно это делать согласно с учением Церкви, руководствуясь не собственным разумением, а наставлением отцов и учителей Церкви. В противном случае мы можем ввести наставляемых в заблуждение и понести за них ответ пред судом Божиим. Кроме того, прилично нам вспомнить наставления митрополита Варфоломея: "Как можно вразумить неразумного, если ты сам неразумен? Как можно быть учительным, если ты сам неучен? Как можно наставить заблудшего, если ты сам не знаешь пути, куда идешь?"
142. Какие есть высокие подвиги, малоизвестные?
"Нет выше того подвига, — говорит преп. Нил Синайский, — как расстаться с друзьями (греховными, мирскими), особенно, когда к любви примешивается, хотя мало, некое пристрастие по внешнему человеку".
143. Какая добродетель наиболее совершенная и христоподражательная?
Ничем ты не можешь столько подражать Христу, как заботой о ближних. Постишься ли ты, спишь ли на твердом, изнуряешь ли себя, но если ты не заботишься о ближнем, то не делаешь ничего важного. Подлинно никакой подвиг не может быть великим, если он не приносит пользы другим. Приносить пользу — сие особенно имели в виду все великие в древности и доблестные мужи. Исследуй тщательно жизнь их, и ты ясно увидишь, что каждый из них имел целью пользу не свою, а ближних; тем они особенно и прославились.
144. Меня пугают мысли о страданиях за веру. Как не устрашались их мученики?
В старину мученики иные: сегодня и мысли о страданиях пугали их, а завтра они — пламенные страдальцы великих мук и дерзновенные исповедники имени Иисуса Христа. Это — по благодати Божией, которая привлекается верой, смирением духа и молитвой(старец Иоанн Троицкий).
145. Когда мы не должны давать советов и учить?
Пока мы зелены и не приобрели зрелого грозда (то есть не достигли духовной жизни и рассуждения), не пожелаем давать советы и учить других, чтобы не сделаться нам игрушкой демонов (преп. Нил Синайский).
146. Можно ли детям оставить богатство?
Детям оставлять богатство надобно с рассмотрением, ибо многих оно погубило душевно и телесно, многих свело в раннюю могилу (старец Арсений Афонский).
147. Как заметить разницу между добрыми и злыми?
Добрые люди спокойны, ибо веселятся с чистой совестью, которая внутренними обличениями не терзается. Но худые люди всегда безпокойны. Добрые люди с прилежанием и усердием трудятся в своем звании, но худые люди всегда в гулянии и в роскоши: ныне веселье, завтра — утехи, послезавтра — то же. Добрые люди употребляют свои дарования на пользу другим: разум — к наставлению или словом, или Писанием; богатство — к снабдению бедных людей. Но худые люди Богом данные им дарования употребляют во зло: разум — на ябеды и на хитростные для ближнего своего подкопы; богатство — на роскошь, учение — на сочинение басенок и соблазнительных книжек.
148. Чем различаются интересы духовные и мирские?
Людьми в здешнем мире двигают ежедневные интересы. Эти интересы бывают или духовные, святые, праведные — Божии; или интересы плотские, мирские, пустые, временные — диавольские. Человек интересуется верой своей, будущей жизнью, молитвой, исправлением своего сердца, покаянием, милостыней, Словом Божиим, причащением Святых Таин, церковным пением и чтением, духовными беседами; или он интересуется чревом своим, деньгами, богатством, домом своим, новостями мира, различными преходящими утехами, увеселениями. Одни интересы спасительные, приводящие в жизнь вечную, а другие — гибельные. Враг ловит всяким образом, всякими удочками, тысячами суетных привязанностей, и удобно противопоставляет их Здесь человеку, чтобы не допустить никак привязаться ему к Богу — Источнику жизни. Берегись, человек сего, Царствия ради Божия (прав. Иоанн Кронштадтский).
149. Как мне жизнь свою проводить?
Жизнь свою так проводи: вставай от сна, Бога благодари и помолись. Из церкви пришедши, прочитай из книги что-нибудь на пользу души твоей, потом за дело принимайся. Поработавши довольно, опять помолись. Помолившись, опять почитай, опять за работу принимайся. И так все делай попеременно — то молись, то читай, то работай. Но и в работе, и в трудах возводи ум твой ко Христу, молись Ему, да помилует Он тебя и поможет тебе. Когда все так попеременно будешь делать, то ко всему: чтению, молитве и труду — будет охота и усердие. Перемена производит охоту и усиливает усердие… Часто поминай смерть, суд Христов и вечность. Такими мыслями, как бичом отгоняется уныние и тоска (свт. Тихон Задонский).
150. Нужна ли рассудительность в добрых делах?
Чтение святых книг, бдение, пост и молитвы полезны и необходимы, но в приличное время и в надлежащей мере, иначе они будут более вредными, чем полезными. Умеренность определяется только рассудительностью.
151. Можно ли спастись без исполнения своих обязанностей?
Сомнительно, чтобы спасение могло устроиться помимо исполнения обязанностей, которые налагаются званием и состоянием. Ибо как то и другое — от Бога, так и то и другое может быть обращено или на угождение Ему, если верно исполняется, или на оскорбление Его, если не исполняется (свт. Феофан Затворник).
152. Что важно в дружбе?
Дружба не должна увлекать нас ко греху. Она не Должна быть заводима с человеком гневливым или вспыльчивым.
153. Какие греховные веяния характерны для современного общества?
Ныне в общество вошла мода совсем не говорить о Господе и о спасении, тогда как вначале только и разговоры были, что об этих дорогих предметах. К чему больше лежит сердце, о том разговоры охотно текут. Судя по речам, не видно, чтобы люди любили Господа, и о Нем думали… И вышло, что речь о Господе Спасителе и о главном нашем деле — о спасении — исключена из круга речей, принятых в обществе.
154. Насколько важно в духовной жизни правильно мыслить и веровать?
Если все добродетели в своей жизни исполнит человек, но неправо верует, то на сие место мучения и в таковые муки приходит ("Синайский Патерик". Из видения о Феофане иноке).
155. Что такое сладости мира?
Сладости мира: мяса, вина, бани, лакомства и вкусные блюда (преп. Феодор Cmyдum).
156. Как держаться золотой середины, чтобы не быть угрюмой и излишне веселой?
Когда видишь, что около тебя человек унывает, придешь, например, к N, видишь, что она нос повесила, тогда надо взять себя в руки, быть веселой, ободрить другого, а если идет все гладко, то надо говорить о серьезном, а не болтать; вообще заботиться о пользе других и делать все на пользу другим. И не только дела так располагать, но и слова.
157. Какие на молитве признаки Божии и какие вражии?
При благодатных явлениях или посещениях Божиих бывают добрые мысли и чувства: радость, любовь к Богу и к ближнему, и даже к врагам, смирение, самоукорение, покаянное чувство, сокрушение, умиление, спокойствие сердца, мир ко всем, желание всем добра и спасения. При вражиих же — гордость, сознание собственного достоинства, злоба, ненависть, жестокость, безпокойство, смущение, сомнение в явлении.
158. Откуда взялся обычай читать Евангелие (особенно, еще взяв благословение от священника) по сорок дней за приемза детей или за пьяницу, или за ближних?
Это взято из слов Киево-Печерского подвижника иеросхимонаха Парфения. Вот что он сам говорит: "Однажды в продолжение сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне души, и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапно спадает огонь с неба, попаляет терние, покрывавшее поле, и поле остается чисто. Недоумевая о сем видении, я слышу голос: "Терние, покрывавшее поле, — грехи благотворившей тебе души; огонь, попаливший его, — Слово Божие, тобою за нее чтомое".
159. Как приучить себя к терпению?
К терпению лучше всего можно привыкнуть в убеждении, что терпим за совершенные нами грехи.
160. В чем заключается слепая любовь родителей к детям?
Многие родители, имея слепую любовь к детям, жалеют их наказывать за преступления, но после, как вырастут и неисправны будут, сами узнают погрешность свою. Кроме того, детям накрепко должно возбранять водиться и дружиться со злыми, так как злоба изменит и добрый разум, да и самим родителям беречься должно, чтобы соблазна детям в чем не подать (свт. Тихон Задонский).
161. Как избавиться от безчувствия?
При безчувствии души полезно частое чтение Божественного Писания и умилительных слов Богоносных отцов, память о смерти и о Страшном суде.
162. Как победить в себе блудную страсть?
Вот средства: 1) воздерживайся в пище, питии и сне и спи на жестком; 2) никогда не вспоминай прежде совершенных тобою плотских грехов; 3) избегай обращения с лицами другого пола; 4) обращайся к Богу с молитвой об избавлении от блудных помыслов; 5) удерживай себя от нечистых пожеланий страхом будущих наказаний за гробом; 6) пользуйся крестным знамением, как орудием для отгнания влечений твоего сердца; 7) чаще вспоминай смерть; 8) обращайся к таинству исповеди и к духовному отцу и открывай ему свои мысли; 9) занимайся физическим трудом; 10) читай Святое Евангелие; 11) удерживай, обуздывай зрение и слух от всего того, что возбуждает блудную страсть (картины, грязные книги, фотографии, статуи, разговоры, прикосновения, когда едешь в транспорте и т. п.).
163. Для чего человеку попускаются в жизни скорби, оскорбления и болезни?
Всеблагий Господь попускает человеку в этой жизни разные оскорбления и стеснения, болезни и прочее; все это ради того, дабы душу его очистить от грехов и вселить в жизнь вечную.
164. Как вести себя с тем, кто не хочет с тобой примириться?
Можно удовольствоваться тем, что в душе искренно примирились с ним и желаете мира и в обращении. Искать примирения словом и делом лучше прекратить, иначе ярость его все будет углубляться и сгубит его. Ищите случая сделать ему какое-либо добро, без ведома его. Узнав о нем после совершения, он скорее одумается. Но, встречаясь с ним, соблюдайте мир в сердце и проходите, не затрагивая его, и только молясь о нем (свт. Феофан Затворник).
165. Как охранить себя во время трапезы от услаждения пищей?
Сидя за трапезой, вспоминай грехи свои: этим охранишься от услаждения пищей при употреблении ее.
166. Что надо знать при невольном впадении в грех?
Печаль от диавола говорит: куда тебе бежать, нет тебе покаяния, ибо бес говорит так, чтобы склонить человека оставить жизнь по Богу. А печаль по Богу говорит: не бойся, приди опять к Богу, ибо знает Христос, что человек немощен, и даровал ему спасительное покаяние до смерти его.
167. Как приобрести покаяние и сокрушенное сердце?
Если будем исповедовать греховное каждый день, с сокрушением и болезнованием сердечным, припоминая все и осуждая себя за все, делом ли сделали что худое, или умом помыслили недоброе, или слово сказали нехорошее, то через это приобретем покаянное и сокрушенное сердце.
168. В чем заключается начало доброго пути и в чем особенно надо каяться начинающим?
Начало доброго пути есть исповедаться священнику от всей своей души в грехах, а особенно — в духовном невежестве, что не имеют совершенного познания о таинствах христианства, не знают, в чем состоит вера (преп. Симеон Новый Богослов).
169. Что означают слова "Исследуйте Писания", сказанные в Евангелии?
Исследовать Писания — это узнавать, познавать все о вере, любви и надежде, а не пытать и совопросничать.
170. Как понять слова "от ближнего зависит жизнь или смерть"?
Это означает: кто любит ближнего и заботится о нем, тот получает жизнь вечную, а кто презирает, обижает, оскорбляет, укоряет, осуждает ближнего, тот ее не получает.
171. Меня обворовали. Как сохранить мир душевный?
Всячески избегайте того, что нарушает мир душевный. Вас обокрали? Чтобы избежать греха, вернее и лучше ни на кого не думать, а полагать, что это испытание и искушение послано вам за какой-нибудь грех. В утешение свое думайте, что украденное вменится вам выше милостыни.
172. Как избавиться от табакокурения?
Подробно исповедайтесь во всех грехах, с семи лет и за всю жизнь и причаститесь Святых Таин и читайте ежедневно, Евангелие (стоя, по главе или более), а когда нападет тоска, тогда читайте же опять, пока не пройдет тоска. Или вместо этого кладите наедине по тридцать три земных поклона, по числу лет земной жизни Спасителя.
173. Что есть безмолвие в миру?
Безмолвие в миру — это значит не вмешиваться в чужие дела, избегать знакомства и связей без надобности, также неуместных толков и пересудов, говорить коротко и по нужде, и только на вопрос. При нарушении сих правил держаться самоукорения и познания своей немощи.
174. Что делать при мыслях, которые от Бога?
Такие мысли мы должны радостно принимать и просить от Бога помощи исполнять внушаемое нам. Например: пришла нам мысль подумать о спасении своем, помолиться Богу, сделать добро людям, примириться с кем имеем неприятность, — таковые добрые мысли мы должны непременно, неотложно исполнять, ибо они не всегда повторяются (старец Арсений Афонский).
175. Как смотреть на потешные искусства?
Потешные искусства то же самое в отношении к нравственным занятиям, что сорные травы к пшенице.
176. Какие это три вида блудной страсти?
Первый — это, когда совершается через смешение одного пола с другим; второй — производится безсмешения с другим полом, но разными способами; третий — производится умом и сердцем.
177. Когда умножаются худые мысли и когда уменьшаются?
Когда кто занимается мирскими заботами и плотскими делами и вдается в пустые и суетные беседы, тогда худые мысли умножаются в нас. Когда же кто поучается в Священном Писании, упражняется в псалмах и пении, пребывает в посте и бдении, непрестанно памятует о будущем, тогда худые мысли уменьшаются и появляются реже.
178. Как мы должны разумно употреблять время?
Большую часть времени христианин должен проводить в заботе о душе: в молитвах, богомыслии и должных занятиях, имея в виду совершенство в добрых делах, а остальную — употреблять на заботу о потребностях тела. А если человек будет занят делами для тела, то скажи, когда ему заниматься изучением воли Божией, псалмопением? Когда помолиться и т. п.?
179. Что нас привязывает к настоящей жизни?
Не люби жить в удовольствиях, потому что это привязывает к настоящей жизни, и то от того, то от другого удовольствия порождается вражда на Бога.
180. Можно ли защищать злых?
Не защищай злых потому, что через это ты их поощряешь на худое и себя оскверняешь, приобщаясь к делам их.