181. Как относиться к тому, кто препятствует жить по Божии?
Да будет же тебе всякий препятствующий в приобретении Бога и добрых дел мерзостен и ненавистен, то есть не слушай и не имей с ним дружбы; "с таковым ни же да ясти" (то есть не садись вместе и кушать за стол).
182. Какие пути духовной (подвижнической жизни) нельзя принимать самому по себе?
Три пути, на которые не должно выходить без особого звания (призвания): путь затворничества, юродства и путь настоятельства.
183. Кому особенно завидуют бесы?
Пребывающим в повиновении опытному отцу духовному (или старцу в монастыре) сильно завидуют враги нашей жизни — демоны. Скрежещут на них своими зубами и ухищряют всякие козни, чтобы заставить их отступить и лишиться близости отца. Старайся не быть судьею дел отца твоего, но только исполнителем его заповедей (преп. Феодор Едесский).
184. Какую пользу получает человек от совершения подвигов?
Подвиги, лишения и скорби кратковременной земной жизни не только охраняют человека от страстей и Демонов, но и уготовляют душе венцы прежде исхода ее из тела.
185. Стыжусь креститься.
Пишешь о крестном знамении, что нынче не принято в свете креститься, например, когда трогается поезд по железной дороге; садишься кушать, хочешь перекреститься, но боишься насмешек и сама же решаешь это обстоятельство словами Спасителя: кто Мене постыдится, того и Я постыжусь. И далее, разве ты не знаешь, что нельзя двум господам работать: миру и Богу; и аще кто хочет друг быти миру, враг Божий бывает. Слово "миру", то есть обычаям мирским, не согласным с религиозными. Надо не подражать в этом свету (преп. Макарий Оптинский).
186. Снимается ли вина с отступников, еретиков и раскольников?
Отступники от Церкви Православной хотя бы предали себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не смоется и самой кровью: неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже и страданиями (сщмч. Ириней Лионский).
187. Как узнать в родителях присутствие благодати Божией?
Когда родители говорят детям о Боге, то это есть признак в них присутствия благодати Божией.
188. Из чего можно узнать, что доброе дело делается по воле Божией?
Всякому доброму начинанию бывает препятствие от беса, но это-то и добрый знак. По сему должно заключать, что начатое дело есть по воле Божией (старец Илиодор Глинский).
189. Как прекратить осуждение ближнего?
При начатии осуждения старец Илиодор осторожно переводил разговор на душеполезную тему.
190. Как смотреть на тех христиан, которые не держат своего молитвенного домашнего правила?
Христиане, не держащие домашнего правила, мертвые христиане. Правило домашнее есть возбудитель душевных сил, руководитель к непрестанной молитве.
191. Как может быть чтение Слова Божия не на пользу, а во вред?
Это от того бывает, что многие Слово Божие толкуют по своим греховным желаниям, в угоду себе (другие даже не все читают, а только то, что не затрагивает их совесть), а также толкуют по своему рассуждению. Многие расколы и ереси произошли от сего. Первыми толкователями Слова Божия являются Вселенские соборы (их Правила) и святые отцы.
192. Что надо делать, чтобы дети были здоровые?
Старец Адриан Югский советовал младенцев чаще носить к Святому Причащению, говоря, что через это они будут и здоровее, и умнее, и счастливее.
193. Что делать, когда на молитве худые мысли навязчиво лезут в голову?
Если во время молитвы худые мысли навязчиво пристают к нам, то советуют, оставив чтение молитвы, помолиться Богу против помыслов, чтобы Он прогнал их от нас.
194. Как себя вести после причащения Святых Таин?
После причащения Святых Таин Тела и Крови Христовых надобно остерегаться праздных разговоров о суетных предметах, шуток, смеха, пения мирских песен, пиршества, остерегаться спиртных напитков и нечистых мечтаний, а заниматься молитвой, благочестивым размышлением, чтением Священного Писания и житий святых.
195. Хорошо ли брать взаймы?
Брать взаймы — начало лжи, случай к неблагодарности, вероломству, клятвопреступлению; какая же польза из того, что отдалишь нужду на нынешний день? Для чего навлекаем на себя позор, входя в долги (свт. Василий Великий).
196. Как избежать грехов через худые примеры?
Устраним себя от случаев, при которых неизбежно должны бываем видеть и слышать много худого; посему нам должно удаляться от всех тех мест и жилищ, в которых всего более подаются худые примеры и отнюдь не уступать никаким убедительным приглашениям; не должно позволять даже рассказывать себе о них, тогда худые примеры ничего худого не произведут в нашем сердце.
197. Что способствует вниманию при богослужении?
Полезно при богослужении повторять краткую молитву в сердце, так как она способствует тщательному вниманию, удерживая ум от рассеянности… При неспешном чтении молитв возможно внимание, а при поспешном чтении вниманию нет места (свт. Игнатий Брянчанинов).
198. Что такое лицемерие?
Лицемерием еще называется и то, когда человек останавливается только на внешних делах благочестия (посты, поклоны, жесткое ложе для сна, посещения храма и т. п.) и на том основывает свою надежду, в то же время не искореняя своих страстей: самолюбия, гордости, злобы, скупости, самомнения, осуждения, раздражительности и т. п. (свт. Феофан Затворник).
199. Каким человеком правит мысль и каким желание?
Признаком разумносвободной самостоятельности служит то, если мысль всегда предшествует желанию, а у человека-грешника желание правит мыслью (свт. Феофан Затворник).
200. Какое есть пророчество об архиереях у преп. Серафима Саровского?
Известно, что среди пророчеств преп. Серафима сохранилось одно доселе скрываемое (чтобы не было соблазна) предсказание о падении архиерейского чина, об оскудении ревности в нем по славе Божией (митр. Вениамин Федченков).
201. Осуждается ли принимающий от воров?
Принимающий от воров, как вор наказывается.
202. Как должно обследовать свои ежедневные дела?
Обследуя и обсуждая ежедневно, что тобою сделано хорошего и худого, доброе предавай забвению, чтобы не впасть в тщеславие, а злое исповедуй со слезами и молитвой (преп. Симеон Благоговейный).
203. Как быть, если приходят за советом, а мне надо правило читать молитвенное?
Старайся не отвращаться под предлогом беседы с Богом от тех, которые ищут от тебя пользы, ибо любовь лучше молитвы (преп. Симеон Благоговейный).
204. Как узнать человека, какого он духа?
Исполненные духовной мудростью люди рассуждают о духе какого-либо человека по Священному Писанию, смотря, сообразны ли слова его с волей Божией, и по тому делают о нем заключение (преп. Серафим Саровский).
205. Как вводятся люди в обман ворожеями и лечителями?
Иные дерзают на ворожбах призывать имя Божией Матери и святых угодников и крестное знамение делают, но бежать от них должно (свт. Феофан Затворник).
206. Что делать, когда обременишься пищей?
Если случится тебе обремениться пищей, возьмись за какой-нибудь телесный труд, а не ложись спать, чтобы не оскверниться нечистыми мечтаниями.
207. Как должно обличать?
Друг, обличающий тайно (наедине), — мудрый врач, а врачующий пред глазами многих есть ругатель (св. Исаак Сирин).
208. Что надо сказать, когда просят помолиться?
Когда кто скажет: "Помолись о мне", — то скажи в сердце своем: "Бог да помилует нас".
209. Когда мы должны быть глупы и когда мудры?
Бог хочет, чтобы мы были глупы по отношению к земному, а по отношению к небесному — мудры (св. Афанасий Великий).
210. Не грешно ли пользоваться духами и одеколоном?
В аду будут находиться люди, которые наблюдали себе в сладость всякие благовонные мастичные духи (свт. Димитрий Ростовский).
211. Должно ли рассказывать, что я слышал и видел в дороге?
Возвратясь с дороги домой, не позволь себе сказать другим, что видел или слышал неполезное, потому что от этого бывает вред в душах (преп. Венедикт).
212. Ставится ли в грех человеку пристрастие к животным?
Пристрастие человека к котам, собакам, птицам ставится человеку в грех. Иные в ослеплении своем нянчатся с ними, целуют их, спят с ними. Занятие ими, отнимая известную часть времени, которое апостол Павел заповедал нам искупать на добрые дела и которым посему мы должны крайне дорожить, отвлекает наше внимание от пути, ведущего на небо.
213. Как запомнить прочитанное в святой книге?
Чтобы закрепить, запомнить прочитанное душеспасительное, поделись с братом.
214. Как должно терпеть обиды?
Все обиды терпи сначала молчанием, потом укорением себя, потом молитвой за обижающих.
215. Что надо делать, чтобы приобрести добродетель целомудрия?
Не раздевайся до наготы: пусть одежда покрывает плоть твою день и ночь, даже сам не рассматривай своей наготы телесной. Будучи здоров, не ходи в баню без всякой нужды. Не намащай тела своего мастию и одежд твоих ароматами (св. Афанасий Великий).
216. Как должно правильно любить?
Для достижения совершенной чистоты и любви к Богу должно не иметь привязанности, даже так называемой духовной, ни к какому человеку, ни к какой вещи. Люби всякого (человека) ближнего совершенной любовью, как самого себя, но без пристрастия, то есть не желай постоянного видения или присутствия любимого человека, не томись и не услаждайся мыслью о нем.
217. Как отучиться от греха осуждения?
Если осудишь кого, то дай себе правило положить в этот день хотя три земных поклона за того, кого ocyдил ты, с молитвой: "Спаси, Господи, и помилуй (имя осужденного тобою) и его молитвой помилуй и меня грешного!" И поверь, что если будешь так делать, то Бог поможет тебе и совсем отстать от этой греховной привычки.
218. Как правильно размышлять о муках вечных?
Не должно думать, что непременно мы осуждены будем, а должно надеяться на великое милосердие Божие, хотящее всех спасти (старец Арсений Афонский).
219. Как нужно себя укорять?
Когда при самоукорении вы приходите в уныние, то оставьте самоукорение, а рассуждайте о милосердии Божием к грешникам кающимся, благодарите Бога за Его милости… Самоукорение в том состоит, чтобы всегда, во всем и за все укорять, винить себя и не слагать вины на других. Самоукорение избавляет от привычки осуждения, утверждает его (человека) душевный мир… Недоброе расположение к человеку или неприязнь — оттого, что нет самоукорения.
220. Что есть любоначалие?
Любоначалие есть необузданная жажда власти над людьми, власти, которой люди ищут без достаточных способностей, без намерения приносить пользу, а с одной безрассудной целью: удовлетворять своей гордости, тщеславию, корыстолюбию. Они часто стремятся к достижению власти пронырством, искательством при помощи покровительства влиятельных лиц и другими низкими способами.
221. Когда христианин должен умалчивать истину?
Христианин должен умалчивать истину перед людьми, которые могли бы злорадостно и враждебно злоупотреблять ею. Так, он должен умалчивать истину перед злонамеренным подстрекателем, злорадостным переносчиком, мстительным противником, — умалчивать о том, чем они могли бы воспользоваться ко вреду своего ближнего. Христианин должен умалчивать истину и перед легкомысленными, которые сообщенную им истину, может быть весьма важную, готовы разгласить всякому встречному. Вообще он не должен своей речью подвергать опасности ничьего блага. Христианин должен сохранять тайну, переданную, вверенную ему ближним.
222. Когда не должно умалчивать истину?
Христианин не должен скрывать истину перед начальниками, которые разведывают о преступнике, перед родителями, которые заботятся об исправлении своих детей, перед священником на исповеди, перед другом, который делится с нами своей душою, и т. д. Христианин не должен умалчивать об опасности, например, смерти, когда дело идет о том, что должно больного приготовить через исповедь и Святое Причащение к вечности.
223. Грешно ли не давать божественную книгу желающему прочесть ее?
Кто какой-либо дар Божий бережет только для собственного наслаждения, а не делает другим благодеяния, тот осуждается как скрывший талант (свт. Василий Великий).
224. Что относится к делу дел?
То, что относится к богослужению, называется делом дел (Числ. 4, 47; свт. Григорий Нисский).
225. Как бороться с рассеянием на молитве?
Во время молитвы мысль отбегает на другие предметы. Надо употребить напряжение на сохранение внимания… Как только мысль отбежит — возвратии ее; опять отбежит — опять возврати; так всякий раз. Но на всякий раз, что прочитано будет во время отбегания мысли и следовательно, без внимания и чувства, — снова прочитать не забывай; и хоть бы мысль твоя несколько раз отбегала на одном месте, — несколько раз читай его, пока не прочитаешь с понятием и чувством. — Так надо поступать, когда мысль отбегает и рассеивается (свт. Феофан Затворник).
226. От каких искушений надо бежать?
Если для души вредно, тогда только надобно бежать их (старец Гедеон Афонский).
227. Как быть, когда согрешишь и совесть начнет обличать?
Если ты как человек в чем согрешил, иди скоро, не медля, к духовнику, очисти совесть свою исповедью, а не ожидай времени поста для исповеди, как это делают по неразумию некоторые из мирян. Вот тебе простой пример: если ты белье свое запачкал, тотчас переменяешь его и стараешься вымыть; а ведь душа твоя намного дороже белья, а ты оставляешь ее в небрежении загрязненной на целый год или до будущей исповеди поста и нимало не заботишься о душе своей(старец Георгий Афонский).
228. В чем состоит бережливость?
Бережливость состоит в том, чтобы без расчета не тратить на неумеренные и безполезные издержки, но не быть скупым на предметы необходимые.
229. Когда должно прибегать к печали?
К печали следует благовременно прибегать в случае раскаяния во грехах, так как она ни на что другое не полезна, только на это одно употребление.
230. Доброе ли дело давать взаймы?
Конечно, ибо даяние взаймы есть второй вид дарения… Повинен наказанию не дающий взаймы, поскольку осуждается в нечеловеколюбии. Впрочем, и на милость разум нужен, как говорит народная пословица: знай толк — нее давай пьяному в. долг.