Яндекс.Метрика
31. Как относиться к ближнему?
Представляйте всегда ближнего на своем месте, а себя — на месте ближнего.
32. Что важно в духовной жизни?
Постарайся во всю жизнь иметь духовного отца, открывать ему всякий грех и помысл, пользоваться его советами и наставлениями. "Спасение, — говорит Премудрый, — во мнозе совете, и муж безсоветный — сам себе враг".
33. Чем более всего благоугождается Бог?
Ничем так не благоугождается Бог, как злостраданиями или телесными ради Его лишениями; и ничем так не привлекается человеколюбие Его, как слезами.
34. Как бороться со страстями?
Христианин должен стараться делать противное страсти, как например: страсть понуждает на прекословие, а ты заставляешь себя молчать; страсть понуждает на объядение, а ты не даешь себе наедаться и т. п.
35. Какую должно иметь спасительную мысль?
Если человек не утвердит в помысле своем, что он три уже года, как умер и погребен, не может исправить добродетели.
36. Как смотреть на празднование праздников?
Господь говорит в Библии: "Праздников ваших ненавидит душа Моя", — то есть когда религиозные праздники празднуют в пьянстве, в гулянии, в объедении и пр. Вообще на праздниках (празднуемых не духовно) расточается то. что собрано во дни труда.
37. Как избежать соблазнов?
1. Не смотреть, что делают люди, какие бы они ни были, но слушать и внимать, чему Слово Божие учит.
2. Подражать жизни Спасителя и Его святых угодников.
3. Слух и глаза отворачивать от непотребных, ибо через них, как дверями, всякое зло в сердце входит.
4. Более держаться дома своего (у кого нет соблазнов) и уединения.
38. Как научить ребенка страху Божию?
1. Приучить дитя преклоняться на землю пред Святым Крестом и иконами, лобызать их.
2. Чаще приводить (или приносить) ребенка в храм Божий.
3. Его рукою ставить свечи перед образами, подавать поминание, подавать милостыню, опускать монету в кружку.
4. Часто причащать Святых Христовых Таин.
5. Давать просфору и святую воду прежде пищи.
6. Научать молитвам.
7. Приводить под благословение священника.
8. Приучать к домашнему пению и чтению.
9. В присутствии ребенка вести благочестивые разговоры о Боге и спасении души.
10. Приучить его делиться лакомствами, даже своим куском хлеба, с братьями, с сестрами и посторонними лицами.
39. Как умело наказывать детей?
Не должно подвергать детей ни выговорам, ни наказаниям в запальчивости с употреблением грубых слов, чтобы такими приемами не привести детей к мысли, что они терпят наказание потому только, что родители их в неспокойном духе.
40. Как детей учить божественному?
Детей должно учить Евангелию с ласкою, в виде рассказов, сея в сердцах их Слово Божие.
41. Чем отгоняется Дух Божий?
Знайте, что Дух Божий ничем так не отгоняется, как пустыми беседами.
42. Что важно в трудах?
Какая польза от наших трудов — поста, чтения Священного Писания и т. п. — если мы не научились смирять себя, прощать обиды, любить врагов, молиться за обидящих?!
43. Как употреблять время во спасение души?
Время — драгоценный дар Божий, за который потребуется на Страшном суде отчет. Спасительное употребление времени — это когда человек проводит время, во-первых, в молитве, в беседе с Богом; во-вторых, в чтении Слова Божия; в-третьих, в посещении храма Божия; в-четвертых, в благочестивых разговорах; в-пятых, в размышлениях о жизни Иисуса Христа, о смерти, о Страшном суде, о вечных муках и вечном блаженстве; в-шестых, в делании добрых дел и в трудах. Душепагубное провождение времени — в пустых разговорах и занятиях, в играх (картах, шашках, шахматах, лото) и других забавах, в пьянстве, в чтении пустых книг, в объядении, гулянках и греховных удовольствиях, особенно в зрелищах.
44. Как бороться с греховными мыслями?
Против всех греховных мыслей самое сильное оружие — молитва, особенно Иисусова молитва. Однако есть и другие приемы борьбы. Против мыслей тщеславия и самомнения — вспоминать о разложении своего тела; против гордости — приводить на память, что одна гордость все добрые дела съедает; против злопамятства — помолиться о враге; против осуждения — укорять себя в гордости, вспомнив свои грехи, помолиться, чтобы Господь исправил упавшего в грех и помиловал; против хульных мыслей — нее обращать внимания на хулу и относить ее к бесам, исповедовать (в общем) на исповеди, читать молитву тому, против кого хула; против суетных мыслей — читать Священное Писание и размышлять о Боге и божественном; против блудных мыслей — воспоминать о Страшном суде, муках вечных.
45. У каких старцев, духовных отцов спрашивать совета?
Великое спасительное дело — спрашивать совета у старцев, но в то же время святой Антоний Великий советовал удостовериться в правомыслии и в опытности старца, и тогда уже доверяться его слову и безпрекословно принимать его советы. Признак, по которому это можно распознать, есть согласие слова его со Словом Божиим, растолкованным святыми отцами.
46. Что значит "быть духовно нерадивым"?
Архиепископ Арсений на это отвечает: «Это значит лениво молиться, быть невнимательным к своему сердцу, не плакать о грехах, не противодействовать дурным мыслям и чувствам».
47. Что есть внимание, бодренность и трезвение?
Кто заключен в сердце, тот собран, а кто собран, тот — в сердце. Около сознания в сердце должно собираться всеми силами: и умом, и волею, и чувством. Собрание ума в сердце есть внимание, собрание воли — ободренность, собрание чувства — трезвение. Внимание, бодренность, трезвение — три внутренних делания, коими совершается самособрание и действует внутрь-пребывание. У кого есть они, и притом все, — тот внутри [себя] (свт. Феофан Затворник). Собранность дает возможность видеть в сердце мысли, желания, страсти, чувства.
48. Как разумно читать божественные книги?
Хорошо слушать и читать божественное, лучше — взаимное собеседование, а еще лучше — слово опытнейшего. Плодоноснее — Слово Божие, а за ним — отеческие писания и жития святых. Жития святых лучше для начинающих; писания отеческие — для средних; Слово Божие — для совершенных. Перед чтением упразднить душу от всего; обратиться молитвенно к Богу. Читаемое следить вниманием и складывать в сердце. Что не дошло до сердца, на том стой, пока дойдет. Читать должно весьма медленно. Прекратить чтение, когда душа не хочет уже чтением питаться — сыта, значит. Если поразит душу какое место, стой на нем и не читай далее. Лучшее время для Слова Божия — утро; житий святых — после обеда; святых отцов — незадолго перед сном. Есть такие тексты Священного Писания, которые возгревают дух, действуют на сердце и вызывают умиление и слезы. Посему такие места надо выписывать и хранить на случай нужды, для возбуждения духа.
49. Что выше: тратить деньги на храм или терпеть воровство?
Одинаково хорошо тратить свои средства на украшение церквей и терпеть убыток, благодаря (за все) Промыслителя спасения — Бога.
50. Какие слезы спасительны?
Одни слезы от огорчения, от обиды — эти не полезны, а о том, что ленюсь, оскорбляюсь, не имею настоящей любви к Богу — эти слезы полезны, и о них надо молиться, чтоб Господь дал.
51. Какие два порока особенно душевредны?
Всякие пороки злы есть и душевредны, но более люто и губительно есть самооправдание и любовь к спорам; посему диавол и понуждает противоречить в самооправдание, ибо знает, что если перетерпят и не будут оправдываться, то от Бога будут оправданы(архим. Феофан Новоезерский).
52. Что лучше всего для спокойствия души?
Многое испытав в жизни, я не нашел ничего лучшего для мира и спокойствия души моей, как умеренное принятие пищи, пребывание на одном месте и прилежное занятие Божиим Словом (иеросхим. Стефан).
53. Чем угождается Бог?
Бог угождается ласковым обхождением с людьми, успокоением рассерженного, заступлением обиженного, отвращением очей от дурных предметов, противостоянием дурным мыслям, понуждением себя на молитву (архим. Феофан Новоезерский).
54. Какие это "могильщики молодости"?
Семь могильщиков молодости: неверие в Бога, пьянство, распутство, гнев, непочитание родителей, дурное товарищество и праздность (безделие).
55. Когда молитва ставится во грех?
Нет большего греха, как молиться Богу без страха, внимания и благоговения; молиться языком, а умом с бесами вести беседу (свт. Феофан Затворник).
56. Как усилить любовь ко Христу?
Всего более укрепляет и усиливает любовь нашу ко Христу сердечное размышление о страданиях Христовых. Для сего хорошо всякий день поутру выбирать какое-либо одно из страданий Христовых, обстоятельно размышляя и чаще вспоминая о нем в продолжение дня. От сего всегда получим дар терпения, кротости и любви ко Христу.
57. Что от нас хотят люди мирские?
Люди, живущие по духу века развращенного и неверующие, домогаются того, чтобы мы вместо воли Божией отдавались их воле, и хотят отвлечь нас от Царствия Божия.
58. Как бороться с посторонними мыслями?
Во время молитвы и духовных рассуждений остерегайтесь принимать какие-либо посторонние мысли; с запрещением говорите мысли своей: "Именем Божиим, запрещаю тебе!" — и мысль непременно послушает. Иисусовой молитвой и крестным знамением удобно прогонится вся сила вражия (архим. Феофан Новоезерский).
59. Какие бывают препятствия в молитве?
В молитве много препятствий: сон, уныние, отяжеление тела, кружение мыслей, нетерпение, расслабление, восстание бесов.
60. Часто советуют больше кушать. Как относиться к таким советам?
Не слушай советов самоугодливых людей, которые сделали себя рабами чрева и плотских страстей. Вообще бойся злых советов больше, нежели врагов (преп. Ефрем Сирин).
61. Объясните действие Адамова естества.
Христианин должен противиться Адамову греховному естеству. Святой Ефрем Сирин в своем поучении говорит: "Адамово естество — учиться не хочу, а учить рад; подчиняться не хочу, а подчинять себе люблю; трудиться не хочу, а других утруждать охоч; не хочу оказывать чести, а чтимым быть желаю; упреков не терплю, а упрекать люблю; не хочу, чтобы уничижали меня, а уничижать люблю. Мудр я на то, чтобы давать советы, а не на то, чтобы исполнять их самому; что делать должно — то говорю, а чего не должно и говорить — то делаю. Если брат согрешит, с удовольствием обличаю его, а если грешу сам, не с приятностью принимаю обличение".
62. Почему надо избегать общения с мирскими людьми?
Не надо иметь обращения с небрегущими о страхе Божием, потому что ничего не говорят они полезного, ничего не делают для Господа, не говорят ни о добродетели, ни о благоговении, ни о чистоте. Речи их — сеть смертная; совет их — бездна адова; сообщество их — душевная пагуба (преп. Ефрем Сирин).
63. Как должно приветствовать людей?
Не будем ожидать, чтобы нас прежде приветствовали, и уже после этого отвечать на приветствие. Это — признак ума надменного и безрассудного. Напротив того, первые всегда будем приветствовать и друга, и врага.
64. На что должно в основном обращать внимание при подвижничестве?
Внимание свое меньше всего останавливайте на внешних подвигах (например: посте, поклонах, лежании на твердом и т. п.). Хотя они необходимы, но они суть подмоги. Здание строится посреди их, но они — не здание.
Здание в сердце. На сердечные делания и обратите внимания свое (то есть чтобы не раздражаться, не обижаться, не осуждать, прощать, отвергать худые мысли и греховные желания и т. п.).
65. Как быть, если руководителя нет?
Правду говорит Н., что ныне нет настоящих руководителей. Однако ж, с одним Писанием и отеческими уроками оставаться не следует. Необходимо вопрошение! Старец Паисий так решил: два или три единомысленных составят союз, и друг друга вопрошают, ведя жизнь во взаимном послушании, со страхом Божиим и молитвою (свт. Феофан Затворник).
66. Какая милостыня бывает?
Милостыню и помощь христианин может оказывать не только материально, но и своими знаниями, трудом, советом и другим (свт. Феофан Затворник).
67. Как лучше спрашивать старцев: одного или многих?
Никогда не следует об одном и том же деле вопрошать разных руководителей и не вопрошать опять того же самого, потому что самый первый ответ идет от Господа, а второй — от рассуждения человека в старце… Всякий вопрошающий принимает на себя знак смирения, и этим подражает Христу.
68. Что есть богомыслие?
Богомыслие есть в мысли держание какой-либо истины: воплощения, крестной смерти, воскресения, вездесущия и прочих — без всякого направления мысли(свт. Феофан Затворник).
69. Каких руководителей должно вопрошать?
Святой Петр Дамаскин говорит о себе: "Много я получил вреда от неопытных советников". Посему весьма хорошо о всем вопрошать, но опытных; а неопытных — опасно, потому что они не имеют рассуждения.
70. Как Бога представлять? На небе, в себе или еще как?
Никак. Приобрести навык стоять в убеждении, что Бог везде есть и, следовательно, в тебе, и видит все твои сокровенности; и в сем убеждении держи себя благоговейно пред невидимым Богом, без всяких Его воображений. Но молись, чтобы Бог Сам научил тебя сему (свт. Феофан Затворник).
71. Какая жертва Богу главная?
Главная жертва Богу — дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
72. Что надо знать о беседах?
Разговоры требуют большого опасения: в каком духе и направлении имеешь говорить, в какое время и что именно, и с какой целью… Любящий говорить все это должен помнить, а молчаливый уже совершил и исполнил (свт. Димитрий Ростовский).
73. Что такое благочестие?
Под благочестием надо разуметь строгое православие, соединенное со строгой жизнью по заповедям Божиим.
74. Какие грехи считаются смертными?
Смертные грехи — это ересь, раскол, богохульство, отступничество, колдовство, отчаяние, самоубийство, блудный грех, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая безчеловечная обида. Смертный грех православного, не уврачеванный должным покаянием, подвергает согрешившего вечной муке (свт. Игнатий Брянчанинов).
75. Что надо делать и чего не следует делать в воскресенье?
Святой Косьма учил христиан: по воскресным дням не торговать, не ходить на базар, не заниматься работами, а также не ходить за ягодами, грибами, охотиться, заниматься рыбной ловлей, но ходить в церковь и слушать там святую службу и Божие Слово.
76. Как должно толковать Священное Писание?
Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Святый Дух истолковал его через святых отцов… И бывает Слово Божие, слово спасения для дерзких толкователей его, волию в смерть, мечом обоюдоострым, которым они заколают сами себя в вечную погибель (свт. Игнатий Брянчанинов).
77. Какое самое сильное средство против греха?
Ни один подвиг так не изгоняет грех, с таким удобством и силою, как ежедневное исповедание старцу (свт. Игнатий Брянчанинов).
78. Что должно сохранять, чтобы уберечься от греха?
Ум — от худых, злых и пустых мыслей; взор — от мирских прелестей. Сердце — от злых желаний и возношения. Слух — от суетных и смехотворных бесед, а наиболее — от злословных на ближнего. Язык — от осуждения и ропота. Желудок — от сластолюбия и от излишнего винопития. Всего себя — от безделия.
79. Должно ли со всеми быть откровенным?
Нельзя пред всеми и во всем быть совершенно откровенными, нельзя обо всем говорить всякому, иное нужно и умолчать, скрыть.
80. Что такое великодушие?
Великодушие — это когда среди постигших нас несчастий не смущаемся, не падаем духом, переносим их без уныния, ропота, с преданностью воле Божией.