Яндекс.Метрика
381. Какая цель у врага нашего спасения?
Враг нашего спасения единственно тем и занимается, что всеми способами старается отвлечь нас от Бога и забрать, убить наше время. Он-то знает истинную его цену… Он непрестанно наблюдает за нашим умом, чтобы не пришел он в согласие с Богом… он закрывает будущее (вечность) и память о смерти… и чтобы мы не возлюбили горнего преп. Ефрем Сирин).
382. Что главное в жизни?
Главное дело в жизни — молитва, а все остальное — дела второстепенные свт. Григорий Богослов).
383. Можно ли приобрести добродетель без препятствия?
Не думай приобрести себе какой-либо добродетели. без скорби и болезни души (свт. Феофан Затворник).
384. Как смотреть на покой плоти и наслаждение?
Покой и упоение есть дело самое ненавистное Богу (свт. Феофан Затворник).
385. Что главное на пути спасения?
Главное — это наполнить свою душу небесными (а не мирскими) истинами и понятиями, — они проникнут в сердце и привлекут желания, а там и все существо устремят к небу и всему небесному.
386. Большое ли значение имеет умеренность в жизни ко всему?
Добродетельное житие не в том, чтобы не есть, не спать, не признавать покоя, но в том, чтобы делать все в меру и в своем месте (преп. Феодор Студит).
387. Кого лишит Царствия Небесного Спаситель Судия?
Тех, кто сами его присвоили себе, будучи без духа Христова (свт. Феофан Затворник).
388. Какова будет тяжесть мучения?
Когда грешник будет изгнан от лица Божия, тогда вопля его не вынесут основания вселенной (преп. Ефрем Сирин).
389. Как смотреть на тех людей, которые хотят устранить от себя скорби, бывающие помимо их воли?
Жесток путь для уклоняющихся. Желающий отклонить от себя скорбный путь действует против своего спасения, разрушая порядок и способ спасения, установленный Богом для всех рабов Его.
390. Какой мысли ищет у нас Господь?
Тщательно Бог взирает на мысль твою… и усматривает, как ты взыскиваешь Его: от всея ли души или с небрежением и леностью; и если от души, только тогда уготовляет тебе победу.
391. Как надо переносить скорби?
Надо охотно переносить скорби (преп. Макарий Великий).
392. Как приобрести нелюбовь к миру?
Размысли, что жизнь ничего не имеет в себе, кроме слез, укоризны, злословия, лености, трудов, болезни, старости, греха и смерти — и не возлюбишь мира (преп. Ефрем Сирин).
393. Какая разница между согрешившим мысленно и согрешившим делом пред другими?
Помысливший ответит за себя одного, а сделавший — за соблазнившихся и подражавших ответит (преп. Ефрем Сирин).
394. Как смотреть на тех, кто ленится ходить в храм Божий?
Кто ленится песнословить и прославлять Господа — тот чужд будущей жизни (преп. Ефрем Сирин).
395. Добро, сделанное недобро, есть ли добро?
Благо, приобретенное через грех, обращается в проклятие приобретшему (преп. Ефрем Сирин).
396. Надо ли смотреть на дух времени?
Обрати внимание, какое теперь время, и это научит, нас тому, что нам делать. Архиепископ Никон Вологодский писал: "Дух времени пытается заставить нас войти в сделку с совестью, делать уступку за уступкой против Закона Божия, Церкви, религии".
397. Что бывает от бесед?
От бесед — многоядение, рассеянность и расслабление ума (св. Исаак Сирин).
398. За что Бог оставляет заботу о человеке?
Бог оставляет попечение за то, что ум останавливается в помысле (о своих заслугах) (св. Исаак Сирин).
399. Как смотреть на тех людей, которые грехи свои почитают малыми?
Тот, кто грехи свои почитает малыми, тот понесет семикратное наказание и сделается хуже прежнего (св. Исаак Сирин).
400. Когда враг спасения уловляет нас знаниями?
Враг уловляет нашими знаниями, когда доверяем им (а не спрашиваем духовно опытных) (св. Исаак Сирин).
401. Хорошо ли, как любят некоторые, обличать других?
Ревность против чужих недугов — тяжкая болезнь (св. Исаак Сирин).
402. Можно ли одолеть зло внутри себя без трудов и терпения скорбей?
Никто не может победить зла, не изнуряя себя продолжительным трудом и не страдая (преп. Феодор Студит).
403. Кто спасется: кто много знает, но не исполняет, или кто не знает, но исполняет?
На небо входит не тот, кто много читал или выучил наизусть, но тот, кто ведет чистую и безпорочную жизнь, хотя бы и читать не умел (преп. Феодор Студит).
404. Как не должно отвечать?
Не отвечай развязанным словом (преп. Феодор Студит).
405. Чего должно остерегаться в болезни?
Не делай болезни поводом к безделью (преп. Феодор Студит).
406. Как смотреть на пустые шутки?
Пустословы дошутятся до вечной муки (преп. Феодор Студит).
407. Что хуже: чрезмерное воздержание или пресыщение в пище и питии?
Неумеренное воздержание вреднее пресыщения, так как от него нельзя прийти в правое рассуждение, а от пресыщения — можно (преп. Иоанн Кассиан Римлянин).
408. Как относиться к тем, кто не хочет слушать Слово Божие?
Удаляйся от безчувственных к Евангельской проповеди и не пользуйся их благодеяниями (свт. Василий Великий).
409. Может ли быть чревоугодие в малом вкушении, при пожелании вкусного?
Да, чревоугодие — и в малом вкушении, при пожелании вкусного. Какой это сильный яд — первопричина зол (свт. Василий Великий).
410. Отчего многие не видят и не слышат Бога?
Все интересы и симпатии вовне: наслаждения и зрелища поглощают всю жизнь; нужно ли после этого удивляться, что мы не видим и не слышим Бога (свт. Василий Великий).
411. Какие есть признаки прелести?
Это есть желание настоять на своем и взор несколько дикий.
412. Грешно ли молиться мимоходом?
Если кто молится Богу без страха, мимоходом, тот навлекает гнев Божий, изгнание Божие. Лучше тому совсем не молиться, чем молиться кое-как. Нет большего греха. Бесы ни за что так не нападают как за презорство к Богу (свт. Феофан Затворник).
413. Чем надо обогащаться и о чем заботиться?
Надо обогащаться добрыми делами, но больше заботиться о добрых расположениях (свт. Феофан Затворник).
414. Чем мы, незаметно для себя, участвуем в грехе других?
Тем, что на грех, ими совершаемый, есть наше желание.
415. Слушать ли того, который говорит от себя?
От себя учит тот, кто не руководствуется духом святоотеческих писаний, со ссылкой на святых отцов. Посему не должно верить человеку, который говорит несогласно со святыми отцами; не следует принимать его, а напротив, отвращаться от него (преп. Симеон Новый Богослов).
416. Как ныне некоторые христиане отпадают от Христа?
Ныне открыты христианские храмы, в которых совершается богослужение, но вот грустное явление: многие без мук отпадают от Христа. Мир преследует рабов Христовых насмешками и презрением, и многие не переносят этого. "А ты что-то часто стала ходить в церковь?" — язвительно задают вопрос. Молчание. — "Конечно, отчего не сходить в праздник, но ты уж чуть не каждый день ходишь? Кажется, и посты соблюдать начала? Уж не собираешься ли ты в монастырь?" — Снова молчание.
417. Что получит тот от Бога, кто терпит муки ради Христа?
Муки за Христа дают спасение на Страшном суде Того, перед Кем предстанет мир.
418. Как узнать добродетельного?
Чья душа действительно добродетельна, — это обнаруживается во взоре, поступи, голосе, улыбке, разговорах и в обращении. В ней все изменилось и приняло благообразнейший вид.
419. Когда терпение вменится вместо подвига?
Если потерпишь (болезнь или скорби) и будешь благодарить Господа, то благодарение вменится тебе вместо подвига (преп. Варсонофий Великий).
420. Можно ли мужу, при нужде, молиться с покрытой головой?
Когда и голова у тебя покрыта, не оставляй молитвы, но наблюдай лишь то, чтобы делать ее не с пренебрежением.
421. От чего получает силу Иисусова молитва?
Молитва Иисусова особенно получает силу от чувства смирения и сокрушения сердечного, а также от покаяния, с которым она произносится.
422. Какая особая обязанность священников и монахов?
Священникам и монахам обязательно должно молиться за других.
423. Должно ли оставлять чтение божественной книги при молитвенном настроении?
Если ум твой и сердце испытывают молитвенное настроение при чтении Священного Писания, то ты оставайся в молитве, доколе не прекратится молитвенное настроение.
424. Обязательно ли читать толковое Евангелие?
Чтение "Благовестника" блаженного Феофилакта Болгарского необходимо: оно способствует правильному пониманию Евангелия.
425. Когда должно отойти от старца?
Преподобный Пимен Великий повелел немедленно разлучиться со старцем, приносящим душе вред. Иное дело, когда нет душевного вреда, а только помыслы смущающие, от беса, которым не надо повиноваться, как действующим… именно там, где мы получаем душевную пользу.
426. Как использовать скорбь во спасение, кроме терпения и благодарения?
Всякая невольная скорбь да научит тебя обращаться к покаянию (преп. Марк Подвижник).
427. Почему должно радоваться, когда обижают?
Подвергаясь различным обидам от людей, будем радоваться не просто, не безсмысленно, но радоваться на том основании, что находим благоприятный случай к получению прощения в наших согрешениях, прощая ближнему (преп. Марк Подвижник).
428. Какая еще бывает польза от посещения храма Божия?
Если бы я не был на службах, то сколько бы за это время приумножился грех мой в празднословии, смехотворстве, суетных делах, беседах, мыслях, чувствованиях, желаниях и ничегонеделании.
429. Что важно в гостеприимстве?
Не угостить важно, но при угощении напитать душу Божиим Словом.
430. С какой мыслью должно нести исповедничество?
Епископ Амвросий Медиоланский говорил: "Мы должны радоваться, что Господь привел нас жить в такое время, когда мы можем пострадать за Него. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупят грехи всякие и дадут вечное блаженство".