Яндекс.Метрика
531. Что ж это значит"считать себя ниже всех"?
Не замечать чужих грехов, смотреть на свои.
532. Что важно во время смерти?
Надо всегда думать о том, чтобы встретить смерть в мире со всеми. Многие этого не знают, поэтому и не придают значения немирствию.
533. Кто трудится в молитве безполезно?
Кто много трудится в молитве, но оскорбляет ближнего, тот безполезно трудится.
534. Как должно принимать неприятности?
Неприятности должно принимать как драгоценное врачевство против нашего тщеславия и высокомудрия.
535. В каком духе надо писать письма?
Писать письма надо в хорошем расположении духа.
536. Как смотреть на знакомства с мирскими и суетными людьми?
Недушеспасительные знакомства отвлекают от дел, рассеивают ум, жизнь наполняют излишней суетой, не дают сосредоточиться в себе и в Боге.
537. В чем состоит истинная любовь к ближнему?
Истинная любовь состоит в том, чтобы отдать ближнему любую вещь, ему понравившуюся.
538. Должно ли кушать до сыта?
Сытое чрево клонит к дремоте и сну, к лености и слабости, отчего восстают в человеке скверные помыслы.
539. Должен ли желать умереть тот, кто не очистился от грехов через покаяние и исправление?
Не очистившийся, если желает смерти, поступает безумно.
540. Если работа идет против совести и веры, как надобно поступить?
Если работа пойдет прямо против совести и веры, то, конечно, надо уйти на другую.
541. Имеет ли значение для вечной участи умершего внешность погребения?
Знай, что для вечной участи умершего внешность погребения (гроб, венки, почет, музыка, люстра и пр.) мало имеет значения. Каждый будет судим по делам своим.
542. Как побеждать зависть?
Во-первых, надо помолиться, чтобы Господь умножил блага ближнему; во-вторых, помогает сорадование ближнему; в-третьих, следует помолиться о себе с покаянием: "От тайных моих помилуй мя, Господи, и от чуждых пощади раба Твоего".
543. От чего происходит зло?
Зло происходит от безпечности, от праздности, от обращения со злыми людьми и от презрения к добродетели.
544. Должно ли бояться злословия?
Злословия не должно бояться добродетельным.
545. Полезно ли знание без любви?
Знание без любви не только безполезно, но даже вредно.
546. Как смотреть на науки приготовления разных кушаний?
Искусства стряпать и приправлять пищу вредны: приучают к сластолюбию.
547. Должно ли бояться искушений?
Искушений не должно бояться, потому что за нас Бог; от искушений не нужно впадать в уныние и малодушие.
548. Как должно относиться к лживым людям?
Лживых людей должно избегать.
549. Что делает человека мучеником?
Мучеником человека делает не одна только смерть, но и его душевное расположение.
550. Какое время должно считать удобным для наставления слушателя?
Наставляй тогда, когда слушатель находится в добром расположении.
551. Почему иногда святые не исполняют наши молитвы, не избавляют нас от страданий и бедствий?
Святые потому не исполняют нашей молитвы, не дают просимых (на молитве) благ земных, не избавляют от бедствий и страданий, чтобы этими скорбями спасти наши души.
552. Что должно быть основанием молитвы за ближних?
Основание молитвы за ближних есть сострадание к ним.
553. Как смотреть на терпение болезни с благодарением?
Терпение болезни с благодарением выше других исправлений пред Богом; болезнями от грехов очищаемся и от страстей избавляемся.
554. Можно ли загорать и купаться при других?
Святые отцы запрещают обнажать тело, конечно, и купаться.
555. Можно ли думать, что католики спасутся?
Преподобный Пафнутий Боровский видел в аду князя литовского Витовта, попавшего туда ради ложной католической веры.
556. Что надо иметь "на первом плане" желающему спастись?
Первое — уклоняться от греха, второе — нее отчаиваться в прощении.
557. Должно ли останавливаться на худых мыслях?
Не должно останавливаться на худых мыслях, в душу приходящих, а следует заменять их добрыми и святыми размышлениями.
558. Как надо думать: какова мука в аду?
Самая меньшая мука в аду тяжелее самой лютой на земле.
559. Имеет ли для спасения души значение, в чем застанет человека смерть?
Спасение души немало зависит от последних минут жизни. "В чем обрящу, в том и сужду", — говорится в Евангелии.
560. Нужно ли иметь осторожность в вопросах?
О пустом спросишь — пустое и услышишь. А это научает нас быть осторожными в вопросах.
561. Какое правило перед сном надо держать ежедневно во всю жизнь?
Ежедневно перед сном надо вспоминать грехи, содеянные за день, и каяться в них перед Господом.
562. Как быть христианину, если высокая должность мешает ему жить по Богу и спасать душу?
Если высокая должность мешает жить по Богу и спасать свою душу, то ее следует оставить. Лучше быть поглупее и попроще, но спастись. Что пользы тебе, если ты весь мир приобретешь, душу же свою погубишь.
563. Надо ли обращать внимание на высказывания людей мирских?
Не дорожи, что о тебе скажут люди, чуждые нашего церковного духа.
564. Как христианину надо смотреть на гражданский брак?
Брак мы признаем лишь церковный. Гражданская запись необходима, но по духовному недостаточна.
565. Можно ли спастись без страданий?
Участь всех хотящих спастись — страдать. Поэтому, аще страдаем — да радуемся, ибо соделывается спасение наше.
566. Какого человека можно считать приветливым?
Приветливым называют человека, который в обращении с ближними является для всех предупредительным, дружелюбным, ласковым и благожелательным.
567. Имеет ли силу молитва перед Богом, если она читается без сочувствия сердца?
Без сочувствия сердца молитва недействительна.
568. Должно ли угождать людям в нарушение воли Божией? Например, попусту время проводить, празднословить и т. д.
Преподобный Серафим говорил, что от этой неразумной любви (угождения) многие погибли. Любить надо всех, но больше — Бога. Посему не следует допустить что-либо против совести из-за угождения человеку, но угождать людям во благое должно.
569. Чего должно более всего опасаться при приближении смерти?
Отчаяния. Надо помнить, что сказал Господь святой Екатерине: "Грешники, которые при кончине жизни своей отчаиваются в Моем милосердии, больше всего прогневляют Меня и очень Мне неугодны за свой грех, нежели за все иные беззакония и злодеяния свои".
570. Как должно дорожить временем, зная, что оно дороже золота и им покупается наше спасение?
Крадем мы время сами у себя ничегонеделанием, пустословием, любопытством, бездельным мечтанием, многим сном. Сообразите, сколько бы мы сделали добра, если бы не проводили время безполезно. Спасительно время мы проводим в молитве, в богомыслии, в чтении божественных книг, в посещении храма Божия, в благочестивых разговорах, в делании добрых дел и в трудах.
571. Можно ли приобрести смирение без безчестия?
Кто не понесет безчестия, тот не может достигнуть смирения.
572. Чего больше всего не любит сатана?
И то знай, что ни о чем столько не скорбит сатана и ничем столько не прогоняется и обезоруживается, как тем, когда человек любит смирение и безчестие.
573. Как у Бога оцениваются наши дела и труды?
У Бога ценятся добрые дела и труды христиан, по мере их смирения.
574. Чего мы должны остерегаться?
Берегись братьев, хвалящих тебя, и мыслей, уничижающих людей.
575. Через что добрые дела бывают безполезными?
Хвастовство делает безполезными даже добрые дела.
576. Чем определяется, что дело доброе?
Доброе дело, угодное Богу, есть, во-первых, то, которое внушается духом любви; во-вторых, то, которое одобряется Священным Писанием; в-третьих, дело, исполняемое с самоотвержением.
577. Недостойные священники препятствуют ли нам получать в таинствах благодать Божию?
Недостойные священники не препятствуют нам получать в таинствах благодать Божию.
578. Как использовать встречу с духовным человеком для душевной пользы?
Пользуйтесь руководством наставника и всякий раз, как находитесь с ним, наводите его на божественные предметы и, стараясь все "повытаскивать из него", усвойте себе его благочестивые советы и наставления.
579. Можно ли вверять тайны отцам, не испытавши их?
Не испытавши отцов, им тайны не вверяйте.
580. Можно ли выбирать священников?
Священников всех почитай, к добрым же прибегай. Цени пастырей мудрых, добрых и опытных в духовной жизни и держи их поближе к себе. Разрешить от грехов всякий священник может, а научить духовной жизни — один из многих.