Яндекс.Метрика
81. Что возбуждает страсти?
Мирская поэзия, музыка и пение возбуждают только страсти (еп. Петр).
82. Как приобрести добросердечие?
Если человек не будет замечать пороков ближнего, то с помощью Божиею рождается в нем добросердечие, которым благоугождается Бог (авва Дорофей).
83. Что такое "самоуглубление" (удаление внутрь себя)?
Самоуглубление — главная добродетель, необходимая для того, чтобы не развлекаться влиянием мира, преградить ему возможность возбуждать страсти — это есть отречение от мира (св. Исаак Сирин).
84. Что важно в работе?
Когда работаете, то смотрите на то, с каким духом работа делается (с ропотом или гневом, недовольством, празднословием, со скверными мыслями или с молитвой и богомыслием и т. п.).
85. Какое моление злому духу не нравится?
Диавол, видя, как через умное делание в совершенстве преуспевает кто в заповедях Христовых, употребляет все усилия, чтобы истребить все книги об Иисусовой молитве и через негодных людей прервать занятие умным деланием (свт. Феофан Затворник).
86. Как вести себя с ближними?
Приветствуй с приятностью, отвечай со светлым лицом, ко всем будь благосклонен, доступен, не пускайся в похвалы самому себе, не вынуждай и других говорить о тебе, не принимай неприличного слова, сколько можно скрывай свои преимущества, а в грехах сам себя обвиняй и не жди обличения от других. Не будь тяжел в выговорах, обличай не скоро, и не со страстным движением, не осуждай за маловажное, как будто сам ты строгий праведник. Столько прилагай старания не быть прославляемым от людей, сколько другие стараются быть прославляемы (свт. Василий Великий).
87. Какое блаженство ожидает в будущей жизни благочестивых людей?
Если кто объимет словом и соединит в одно все счастье людей со времени их существования, то найдет, что это не равняется и малейшей части благ будущей жизни (свт. Василий Великий).
88. Как послужить душе другого?
Не телу, но и душе другого послужи: вразуми, совет подай, книжку хорошую укажи, утешь, подкрепи (свт. Феофан Затворник).
89. Что главное есть для христианина?
Это забота о спасении других. Спасению христианин содействует молитвой о спасении, созиданием спасения: и словом, и взором, и делами, чтобы не соблазнить, наставить, вразумить, укрепить, особенно распространением Божественных Писаний (свт. Феофан Затворник).
90. Какие невыгоды супружества христианина с неверующим?
Древний учитель Тертуллиан, исчисляя невыгоды супружества христианского лица с языческим, говорил: "Где память о Боге? Где призывание Христа? Где питание веры чтением Писания? Где упоение духа? Где прославление Бога?"
91. Чего не следует иметь в доме?
Подвизающемуся много помогает ничего не иметь в комнате такого, что вызывает богопротивные мысли и чувства, ибо тогда он вне опасности двойной брани: внутренней и внешней (преп. Нил Синайский).
92. В случае нужды можно ли сократить молитвенное свое правило?
В случае великой нужды можешь сократить твое правило, именно: чтобы ради Бога ближнему послужить (старец Назарий Валаамский).
93. Что важнее: богоугождение или учение в школе, институте?
Главное у нас дело есть богоугождение, а научность есть придаточное качество, случайность, годная только на время настоящей жизни. И потому не должно, чтобы она занимала все внимание и поглощала всю заботу. Нет ничего ядовитее и гибельнее для духа христианской жизни, как эта научность и исключительная о ней забота (свт. Феофан Затворник).
94. Отчего мы не боимся будущих мук?
Оттого не боимся мы вечного геенского мучения, что не размышляем о нем, не углубляемся умом в сущность его, не стараемся сего достигнуть трудом, хотя часто слышим и читаем о вечном мучении.
95. Как мы крадем у себя время?
Не крадите сами у себя времени, данного вам для спасения души. Крадем мы время ничего неделанием, пустословием, любопытством, бездельным мечтанием, многим сном. Сообразите, сколько бы мы добра сделали, если бы не проводили время безполезно.
96. В чем заключается единение духовного отца с его чадом?
Все, что происходит между старцем и его духовными чадами, должно быть тайною, равной исповеди, иначе враг расстроит их духовное единение о Господе.
97. Что такое "мир"?
Слово "мир" означает людей, враждебно настроенных против всего божественного и религиозного; отсюда под словом "мир", "мирское" разумеется все греховное, всеваемое нам врагом спасения: грехи, пороки, страсти.
98. Служебные деласуетные или нет?
Дела службы не суетность — это Божии дела. Только делайте их всегда для Бога, а не для чего другого. Равно и по семейной жизни на вас лежит долг… Исполнять его не есть суетность. Только совершайте такие дела по сознанию, что волю Божию исполняете. Суетность — дела по удовлетворению страстей, а также ненужные и безполезные (свт. Феофан Затворник).
99. Как действует встреча на человека?
Даже короткое сближение с другим человеком оставляет отпечаток, то есть или получишь пользу, или вред для души.
100. Что нас сближает с Богом?
Нас сближает с Богом скорбь, теснота, болезнь, труды, если разумно переносим их. Не ропщи на них и не бойся их.
101. Почему надо непрестанно молиться?
Должно непрестанно молиться, чтобы иной какой помысл не вошел в ум наш и, занявши его чем-нибудь, не отлучил нас от Бога (авва Филимон).
102. Покажите пример держания греховных мыслей?
Преп. Феодор говорил монаху Амаису: "Для чего ты представляешь иногда в сердце твоем блудниц и мысленно обнимаешь их, а иногда воображаешь, что ты спишь с законной женой? Сими мыслями ты оскверняешь все тело свое. Для чего ты мечтаешь, что будто сражаешься, что в сражении делаешься победителем и получаешь от начальников золото? Вообще, для чего ты занимаешься мыслями, противными христианина?" (Монах тот был изгнан и в него вошел бес.)
103. Как можно без разума сокрушаться о грехах и поститься?
Я знаю многих, которые плачут о своих грехах, но ничего доброго не делают. Они постятся, а между тем так жадны к деньгам, как ростовщики; предаются гневу, как свирепые звери, и любят о ближнем говорить более зла, нежели другие добра. Это не покаяние. Если мы постимся и вместе с тем питаем в себе гордость, зло, если клеветою съедаем ближнего, то мы не только не получаем пользы, а напротив, делаем себе вред (свт. Иоанн Златоуст).
104. Какой вред бывает для души от слушания музыки и песен?
От мирских песен бывает много вреда, развращения и других зол, ибо все то, что есть в них худого и безнравственного, проникая в душу, расслабляет ее и развращает. Где поются срамные песни, туда стекаются демоны; напротив, где возглашаются духовные песнопения, туда нисходит благодать Святого Духа, которая освящает и уста, и души поющих (свт. Иоанн Златоуст).
105. В чем вынаруживается любовь к Богу?
Любовь к Богу вынаруживается в молитве, в посещении храма, в частом (с приготовлением) причащении Святых Таин Тела и Крови Христовых, охотой к чтению или слышанию Слова Божия и добродетельной христианской жизнью.
106. Всегда ли должно исполнять желания ближних?
Из любви к ближним не должно делать того, чего требуют их прихоти, их незаконные страсти, их безпорядочные привычки. Так же и начальники под предлогом любви не должны подчиненным оказывать неуместную нежность, излишнее снисхождение и потворство (en. Иаков Нижегородский).
107. Как надо сокрушаться о грехах?
И сокрушаться о грехах своих нужно с разумом. Есть и греховное сокрушение о своих грехах. Когда ты занят более своими грехами, нежели Богом, — тогда ты грешишь (en. Иаков Нижегородский).
108. Каков закон должен быть к религиозным книгам?
Закон к религиозным книгам таков: всякое писание и наставление в подвиге, не имеющее ссылок на святых отцов не признавать, как бы красно ни были они написаны.
109. Что требует Бог от человека?
Бог требует, чтобы человек всегда исповедовал грехи свои, имел бы от того самоуничижение, смиренное мудрование и не презирал других; чтобы каялся каждодневно во всех грехах: волею или неволею, ведением или неведением; чтобы просил у Бога духовную силу распознавать козни диавола (преп. Симеон Новый Богослов).
110. Какой вред приносит душе выход из дома?
Сколько лиц встречу, когда приду к тебе! Сколько увижу, пока не возвращусь в свое место! Сколько причин к помыслам приимет душа моя при встрече с людьми? Сколько смущения потерпит от пробудившихся в ней страстей, от которых успокоился несколько(св. Исаак Сирин).
111. Как наша Церковь относится к католикам?
Наша Православная Церковь считает католиков еретиками (преп. Макарий Оптинский).
112. Откуда много вер в мире?
Враг нашего спасения диавол породил и порождает безчисленные ложные учения, ереси, секты и расколы, через которые разлучает навеки людей от Бога (прав. Иоанн Кронштадтский).
113. Не слишком ли мы ценим светских писателей и воспитателей и не в ущерб ли благочестию своему, вере и преданности Богу и Церкви?
Да, действительно так, ибо мы видим, каковы плоды мирского воспитания детей наших, воспитания, основанного на изучении мирских писателей и на отчуждении от Священного Писания и от Церкви. Что из них выходит! Неуважение к Церкви, неохота к богослужению и молитве, непочтение к родителям, начальникам, пристрастие к внешности, забвение о цели существования своего на земле или извращение этой цели, неверие в Бога, вообще безцельность жизни и безотчетность в ней, вольномыслие, попрание совести, богохульство, страсть к зрелищам и прочим светским развлечениям (прав. Иоанн Кронштадтский).
114. Какие у христианина есть обязанности к другим?
Обязанности христианина суть следующие: во-первых, всех о Господе любить; во-вторых, всякого себе предпочитать; в-третьих, неисправности и немощи их терпеливо сносить; в-четвертых, никого ничем не оскорблять; в-пятых, духовными беседами друг другу приносить пользу; в-шестых, взаимно друг о друге молиться.
115. Можно ли искать священства или монашества?
Священства добиваться грех, а к монашеству стремиться похвально — и святые отцы искали монашества, а от священства даже уклонялись (старец Варнава Иверский).
116. Как примириться в ссоре?
Надежнейшее средство при происшедшей ссоре к достижению примирения — смирение и к Богу усердная молитва, коею отгоняется от враждующих дух злобы. Сила молитвы и смирения столь велика, что ей как бы невольно покоряется враждующий и примиряется с ближним; даже самые злобные враги сим побеждаются.
117. Можно ли кушать рыбу по средам и пятницам?
В среды и пятницы правилами святых отцов запрещено есть рыбу, а в посты — и с постным маслом. Все ли это соблюдают? За все таковое неисправление, какой дадим ответ Богу? Только одно покаяние и смирение подает надежду получить милость Божию(преп. Макарий Оптинский).
118. Можно ли заочно (по письму) разрешить грехи?
Заочно на исповеди я не могу разрешать грехов: на это есть правила церковные (преп. Макарий Оптинский).
119. Можно ли часто собороваться?
Частое соборование я не одобряю: для чего? А ты это очень часто повторяешь без разума… другое дело — таинство исповеди и причащения, это нужно и часто повторять, а то — часто не нужно (преп. Макарий Оптинский).
120. Должно ли класть земные поклоны по субботам и воскресеньям?
В субботу и воскресенье не велено преклонять колен, кроме причащения Святых Таин, когда к ним подходят (преп. Макарий Оптинский).
121. Какая должна быть истинная простота?
Надобно, чтобы простота была не без мудрости.
122. На каких людях нам надо останавливать свои мысли?
Святые отцы учат нас не останавливать мыслей наших на тех людях, которые занимают лучшее нас положение (лучше живут), а на тех, которые находятся в более неприятном положении, нежели мы. Первое ведет к ропоту или зависти, а последнее располагает быть довольным нашим положением.
123. Как относиться к колдунам, гадателям и тем, кто прибегает к ним?
Единственные люди, к которым прозорливый старец о. Алексей Б. относился с большой строгостью, были колдуны и ворожеи; он даже не впускал к себе и приказывал передать им, что примет их только тогда, когда они покаются перед Богом и бросят свое бесовское занятие. Порицал он не только самих колдунов, но и всех, кто обращается к их волхвованиям ("Подвижники благочестия XVIII–XIX веков").
124. Бывает желание, что хочется помолиться с поклонами?
Когда придет желание помолиться среди правила (или вообще) особенной молитвой и с поклонами, тогда не надо мешать такому настроению (пpen. Амвросий Оптинский).
125. Почему советуется иметь прохладное помещение?
Потому, что оно помогает бороться с расслаблением, ленью и сном.
126. Какой признак пришествия антихриста?
Святой Афанасий Великий говорит, что одним из признаков приблизившегося пришествия антихриста будет переход церковного управления из рук архипастырей в Руки светских сановников.
127. Можно ли думать, что добрые неверующие или магометане спасутся?
Ошибочно думать и говорить, что добрые люди между магометанами и неверующими спасутся, то есть вступят в общение с Богом. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения — Искупитель, Спаситель (свт. Игнатий Брянчанинов).
128. Как смотреть на славолюбие и чинопочитание?
А нынешний порядок: стать справа, слева, в середине, выше и ниже, идти впереди или рядом — произвел у нас много напрасных замешательств, многих низринул в пропасть и поставил на стороне козлищ, многих не только из низших, но даже из пастырей, которые, быв учителями, сих не вразумили (свт. Григорий Богослов).
129. Всякий ли мир угоден Богу?
"Не заключим мира во вред учению истины", — говорит свт. Григорий Богослов. И в Евангелии от Луки (23: 12) читаем, как стали друзьями Ирод же и Пилат после поругания Иисуса Христа, ибо прежде имели между собою вражду.
130. Как мирским людям узнать истинную веру (ибо православные знают по благодати Духа Святого)?
Всякая вера на земле, во имя человека называется: магометане — от Магомета, паписты (католики) — от папы, лютеране — от Лютера, пашковцы — от Пашкова названы; и прочие веры, которые от имен людей и их ради называются, — не есть Божии и нет Бога в них. Ибо если Божии веры, то почему именами людей именуются и почитаются. Единственная и истинная вера есть православная, ибо носит название от Самого Бога — Христа: христианская (свт. Феофан Затворник).