Яндекс.Метрика
Надо ли брать благословение у всех священников подряд или достаточно взять у одного?
Смотря по обстоятельствам, как это лучше сделать.
Как поступить, если потерял доверие к духовнику, а сказать об этом стесняешься?
Сказать об этом другому духовнику.
Есть такие грехи (особенно некоторые плотские), которые говорить на исповеди очень стыдно, особенно если женщине приходится говорить молодому священнику. Как быть в таких случаях (особенно, если грехи эти тяжелые и не могут быть отпущены на общей исповеди)?
Найти другого священника, которому и покаяться в этих грехах.
Если священник благословляет сделать что-то не согласное с учением церкви, надо ли выполнять благословение?
Не только священника, но даже Ангела с неба не должно слушать, если он говорит противное учению евангельскому. Об этом пишет святой апостол в своем послании.
Может ли один священник служить две Литургии в один день?
В Православной Церкви это запрещается священнику. В житии святителя Иоасафа Белгородского читаем, что один священник не мог умереть из-за этого греха, и только когда он покаялся святителю Иоасафу и тот разрешил его, он смог умереть.
Если священник не очень опытен и что-то делает наверняка неправильно, то стоит ли ему сказать об этом или не надо?
Лучше воздержаться, как советует святой Варсонофий Великий1. Близкому батюшке можно с любовью подсказать.
Если священник не разрешил причаститься, не объяснив причины, можно ли обратиться с исповедью, только что сказанной, за благословением к другому священнику?
Лучше потерпеть, сокрушенно признав себя недостойным, чем обращаться к другому священнику.
Можно ли на исповеди пожаловаться священнику на соседку, попросить вразумить мужа и вообще рассказать о своих житейских неприятностях?
Ввиду очень «сжатого времени» надо говорить на исповеди священнику только грехи. Остальное лучше высказать потом.
Я знаю, что один из знакомых мне священников ведет недостойный образ жизни. Стоит ли причащаться, когда он служит Литургию, или лучше отложить? То же касается освящения воды и других священнодействий.
Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что благодать действует и через недостойных священников.
Как правильно обращаться к диакону: так же как к священнику, т.е. «отец Василий», или «отец диакон», «диакон Василий»?
Это большой роли не играет. Лишь бы искать в разговоре с ним, как лучше спасти свою душу и победить свои злые, греховные привычки, чтобы спрашивать духовное, полезное для души, а то может случится так, как говорил оптинский старец Антоний: «Неполезное спросишь — неполезное и услышишь».
Если умер духовник и не успел передать чадо другому духовнику, то как поступать?
Этот вопрос какой-то странный. Не духовник выбирает себе чад, а чада выбирают себе духовника. Самое главное в избрании себе духовника, чтобы он был опытен в духовной жизни, а сейчас почти все ищут прозорливых и святых.
Если священнослужитель совершает грехи, а потом идет в церковь на службу, не оскорбляет ли он своим присутствием звание и саму Святую Церковь?
Здесь необходимо сказать, что грех греху — рознь. В одной из заупокойных молитв священник читает, что «нет человека, который бы жил и не согрешил»... Один Бог только без греха, но есть грехи, которые, действительно, не только порочат сан священника, но по каноническим правилам, если священник совершает такие грехи, он должен быть извержен из сана. Сюда, в первую очередь, относятся смертные грехи: блуд, прелюбодейство, всякого рода половые извращения, колдовство, убийство. Если священник подвержен этому, он не только сам гибнет, но, самое страшное, является соблазном для маловерующих или совсем неверующих людей. Нужно сказать, что если такой священник по каким-либо причинам не запрещен правящим архиереем в служении, Таинства Церкви, которые он совершает, — действительны и действенны. Благодать Божия, дарованная ему при рукоположении в сан, действует на верующего независимо от греховности священнослужителя, проходя через него, как через «трубу». Хотя с любого христианина спрос за грехи Господом строгий, но облечённый саном ответит за них сугубо. Кому много дано, с того много и спросится (Лк. 12: 48).
Батюшка, многие говорят, что нет теперь старцев и нет человека, который растолковал бы Св. Писание?
Ищи и найдешь; ищи усиленно. Если человек усердно помолится Господу Богу, то после этого всякое малое отроча скажет ему на пользу его душе. А то, что иные будто желали бы найти руководителя, но не находят — говорят те, которые не хотят смириться. К тому же и враг рода человеческого, который всегда хочет нашей погибели, препятствует; знает он, что если кто со смирением будет искать совета у человека опытного в духовной жизни, то этот разъяснит спрашивающему и откроет коварство врага.
Как обращаться к епископу: просто «Владыко» или с прибавлением имени, как у священника: «Владыко Борис»?
К епископу традиционное обращение: «свя-тый Владыко» или просто «Владыко», без произнесения имени.
Как искать руководителя духовной жизни в наше время?
Для последних времен позднейшие св. отцы уже более предлагают в руководство Священное Писание и писания отеческие, не отвергая, впрочем, весьма осторожный совет с современными отцами и братиями, при тщательном содержании в мыслях и чувствованиях духа смирения и покаяния. «Это делание, — пишет свт. Игнатий
Брянчанинов, — дарованное Богом нашему времени, и мы обязаны с благоговением пользоваться даром Божиим, данным нам во спасение».
Почему так много значения придают св. отцы жизни под руководством духовного отца?
Кто сам по себе живет, без духовного отца, тот бесплодно живет. Пусть он и хорошо делает, но совесть в таком случае не может быть у него мирна (так как она умиротворяется от исповеди и откровения). У него должна быть постоянная нерешительность, смутность, а главное, настроение своеволия остается то же.
Как быть, если руководителя нет?
«Правду говорит N., что ныне нет настоящих руководителей, — отвечал на подобный вопрос святитель Феофан Затворник. — Однако ж с одним Писанием и отеческими уроками оставаться не следует. Необходимо вопрошение! Паисий Нямецкий так решил: два или три единомысленных составят союз и друг друга вопрошают, ведя жизнь во взаимном послушании со страхом Божиим и молитвою».
Как лучше спрашивать старцев, одного или многих?
Никогда не следует об одном и том же деле вопрошать разных руководителей, и не вопрошать опять того же самого, потому что самый первый ответ идет от Господа, а второй от рассуждения человека в старце. Всякий вопрошающий принимает на себя знак смирения и этим подражает Христу. Святой Петр Дамаскин говорит о себе: «Много я получил вреда от неопытных советников». Посему хорошо весьма о всем вопрошать, но опытных, а неопытных — опасно, потому что они не имеют рассуждения.
Когда должно отойти от старца?
Преподобный Пимен Великий повелел немедленно разлучиться со старцем, приносящим душе вред. Иное дело, когда нет душевного вреда, а только помыслы смущающие, от беса, которым не надо повиноваться, как действующим. именно там, где мы получаем душевную пользу.
Можно ли искать священства или монашества?
«Священства добиваться грех, а к монашеству стремиться похвально — и св. отцы искали монашества, а от священства даже уклонялись», — учит старец Варнава Иверский1.
Влечет ли за собой лишение благодати запрещение епископа, которое не согласно с волей Божией?
Лишь то запрещение епископа влечет за собой лишение благодати, которое согласно с волей Божией. Если же этого согласия нет, то не только благодать не отымается и не посылается, но сама церковная жизнь показывает, что все такие действия Церковью не принимаются, хотя бы и совершили их великие Вселенские Соборы и самые православные Патриархи и Синоды.
Как быть, если священник отказался выслушать исповедь?
«Если ваш духовник отказывается выслушивать вашу исповедь, то можете обратиться к другому» (святитель Феофан Затворник).
Почему у некоторых верующих иногда проскальзывает ревность, зависть, если обращаешься часто к священнику?
«Это случается оттого, когда мы останавливаемся много, часто сами не давая отчета, только на личности пастыря; его образ всегда предносится пред нами, сердце наше переполнено чувством к нему, как к человеку, Христос же, наш Спаситель, остается как бы в стороне. Вот тогда-то и развиваются среди пасомых ревность, зависть, соперничество, недоброжелательство. Тогда возможны и следующие явления. Умер любимый пастырь, и мы воображаем, что все потеряно. А где же Христос? Был ли Он у тебя? К сожалению, нет. Если бы Он был, то не случилось бы с тобою такого малодушия и разочарования» (архиепископ Арсений Жадановский).
Как быть, если возникло недоброе чувство к духовнику?
«При окормлении духовником или старцем у тебя могут возникнуть к нему дурные чувства: подозрения, осуждения, зависти и недоброжелательства. Не поддавайся, однако, этим чувствам, борись с ними и не отходи от духовника или старца. Если возникло у тебя дурное чувство к духовнику — знай, что последний для тебя полезен, но вот враг задумал тебя от него отстранить, удалить. Может быть, старец сбивает у тебя горделивое чувство или еще какой-либо недостаток, а тебе и врагу это неприятно, вот и подымается у тебя в сердце неприязнь к духовному отцу» (архиепископ Арсений Жадановский).
Должно ли уходить на покой самому священнику?
Святитель Феофан Затворник не советовал удаляться на покой. «Пока Господь не выпряжет, — говорил он, — тяни».
Как мне быть, если я не нашел духовника сведущего, опытного и благонамеренного?
Да, действительно, удовлетворительный духовный наставник в наши времена — величайшая редкость. В таком случае чаще исповедуйся в согрешениях пред духовным отцом, а наставления почерпай в Священном Писании и книгах, написанных св. отцами и старцами, особенно о подвижничестве.
Что читать перед исповедью у духовника?
Перед исповедью прочтите заповеди Божии с объяснением или перечень грехов.
Не грешно ли «выбирать» священников?
Священников всех почитай, к добрым же прибегай. Почитать священников нужно больше родителей. «Знаете ли вы, — спрашивает святитель Иоанн Златоуст, — кто есть священник?» И отвечает: «Ангел Господень. А посему и почитать пастырей, — говорит он, — должно больше, чем родителей, ибо они — служители Христовы на земле, и кто почитает их, тот почитает Христа». Цени пастырей мудрых, добрых и опытных в духовной жизни и держи их поближе к себе.
Разрешить от грехов всякий священник может, а научить духовной жизни — один из многих.
Что такое сердечная распущенность?
Некоторые их верующих умудряются иметь несколько духовников с таким расчетом, чтобы одному говорить одни грехи, а другому иные, есть и такие, которые не дорожат духовником, а стараются перебрать их как можно больше, оправдывая себя тем, что не попадут на хорошего. Все это — плод внутренней сердечной распущенности.
Как смотреть на смену духовников?
Общее правило должно быть таково: без уважительной причины не следует менять духовника. А что можно назвать уважительной причиной? Перемена жительства пастыря и чрез это затруднительное с ним общение — неизлечимая болезнь пастыря.
В каком порядке следует открывать духовному отцу мысли?
Открывать духовному отцу мысли должно прежде более важные, а не наоборот.
Полезны ли тайные подвиги без ведома духовного отца?
Вот что пишет преподобный Амвросий Оптинский одной подвижнице: «Напиши мне искренне тайное твое подвижничество, на которое ты не приняла благословения, а самочинное подвижничество и опасно и душевредно. Если добро это, то зачем оно тайно от духовного отца?
Смотри — душа у тебя одна и ум один; повредить то и другое опасно; а подсады вражии повсюду, разумеется под видом добра и пользы душевной. Вижу, что ты попалась в сеть искания совершенства, забыв совершенство покаяния?»
С какого возраста можно рукополагать?
«Ранее двадцатилетнего возраста не могут быть допущены до священства, — отвечает митрополит Филарет Московский, — и потому пусть зрелее учатся, нежели по незрелом обучении будут ждать времени службы без дела и без надзора».
Я никак не могу открыть некоторые грехи своему духовнику и даже исповедовалась в них у другого священника. С духовной точки зрения это возможно?
Кто исповедуется у другого священника, стыдясь своему духовнику открыть большой грех, тот подобен убийце Христа, и грех его будет надписан над главой его в будущей жизни.
Как вести себя при встрече со священником?
При встрече со священником кланяйтесь ему и радуйтесь, как если бы Ангела своего увидели на земле. Враг влагает свой суеверный помысел, что будто бы не будет теперь счастья; но если вы действительно подумаете так, то будете наказаны за свой помысел. Подумайте: если священник идет приобщать человека, то при нем есть Тело и Кровь Христовы... Раньше были апостолы, а сейчас их заменяют священники.