Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.)
Слова и поученія, произнесенныя въ 1896 году.

Слово, сказанное въ день памяти св. всехвальнаго апостола Андрея Первозваннаго, ноября30.
Симонъ Петръ отвечал Іисусу: Господи! къ кому намъ идти? Ты имеешь глаголы жизни вечной (Іоан. 6, 68). 
Когда Господь нашъ Іисусъ Христосъ, поучая народъ іудейскій и учениковъ Своихъ, говорилъ о Себѣ, какъ о хлѣбѣ живомъ, сшедшемъ съ небесъ и что этотъ хлѣбъ есть плоть Его, которую Онъ отдастъ за жизнь міра, — тогда многіе изъ нихъ, глумясь надъ Его словами, говорили: какія странныя слова! кто можетъ это слушать? и съ того времени многіе изъ учениковъ Его отошли отъ Него и уже не ходили съ Нимъ. Тогда Іисусъ сказалъ двѣнадцати апостоламъ Своимъ: не хотите ли и вы отойти? Симонъ Петръ отвѣчалъ Ему: Господи! къ кому намъ идти? Ты имѣешь глаголы вѣчной жизни (Іоан. 6, 51. 60. 66-68) т.е. куда и къ кому намъ, кромѣ Тебя, идти? Ты одинъ возвѣщаешь глаголы, или слова вѣчной жизни, — слова, слѣдуя которымъ можно достигнуть вѣчной жизни. И дѣйствительно, Господь для того и пришелъ на землю, чтобы люди имѣли жизнь, и жизнь съ избыткомъ — да животъ имутъ, и лишше имутъ. Сія же есть жизнь вѣчная, да знаютъ Тебя, единаго истиннаго Бога, и посланнаго Тобою Іисуса Христа (Іоан. 10, 10; 17, 3), рекъ Господь; для того Онъ избралъ и послалъ въ міръ апостоловъ Своихъ, научивъ ихъ предварительно Самъ слову жизни вѣчной, чтобы они могли всѣмъ людямъ проповѣдывать это слово и обращать ихъ отъ смерти къ жизни, отъ власти сатаны къ Богу.
Интересъ вѣчной блаженной жизни для насъ смертныхъ и преисполненныхъ всякими грѣхами, болѣзнями, лишеніями, скорбями и горестями людей, есть интересъ величайшій, несравненный, неоцѣнимый, и бесѣда о глаголахъ вѣчной жизни въ день славной памяти первозваннаго Апостола есть наилучшая и самая назидательная бесѣда.
Вы слышали вчера за всенощнымъ Богослуженіемъ, при чтеніи хвалебнаго акаѳиста въ честь апостола, какъ онъ чудодѣйствовалъ силою Божіею, при проповѣди евангелія разнымъ народамъ, и съ какою радостью принялъ онъ отъ безчеловѣчнаго консула Эгея казнь на крестѣ, просіявъ на немъ свѣтомъ божественнымъ, — какъ проповѣдывалъ съ креста о Мессіи, Христѣ Іисусѣ, и о жизни вѣчной, уготованной вѣрующимъ въ Него, и затѣмъ мирно почилъ. Множество народа было свидѣтелями его праведной кончины, и прославили громко Бога и Его угодника, славнаго при жизни и при кончинѣ. А мы, возлюбленные братія, видя такой конецъ славный житія его, будемъ подражать вѣрѣ его.
Теперь слово о вѣчной жизни.
Интересъ вѣчной жизни для человѣка, получившаго отъ Бога въ удѣлъ безсмертную душу, есть, повторяю, интересъ величайшій, безконечно выше всякихъ земныхъ интересовъ и благъ, выше всего, что дорого и высоко цѣнится на свѣтѣ; ибо все земное скоротечно, мимолетно, какъ дымъ, какъ паръ, какъ мыльный пузырь: богатство и слава, здравіе и красота, царская держава и порфира, и всякое великолѣпіе земное. Но вѣчную жизнь можетъ дать намъ только одинъ Іисусъ Христосъ, Богочеловѣкъ; а приготовить, воспитать насъ для вѣчной жизни и небеснаго гражданства, можетъ только одна христіанская вѣра, одна св. Церковь, которой ввѣрено отъ Бога это приготовленіе, это воспитаніе душъ для вѣчной жизни и царства Христова. Никакіе свѣтскіе, самые умные и прославленные писатели, никакіе философы и естествоиспытатели, древніе и новые, никакіе законовѣды и учителя, никакіе витіи, никакіе прославленные поэты не могутъ въ своемъ словѣ дать христіанину того, что есть едино на потребу душамъ, что самое нужное, жизненное для человѣка, — что истинно просвѣщаетъ душу, очищаетъ умъ и сердце, рѣшитъ грѣхи ея, укрѣпляетъ и истинно радуетъ, — не могутъ дать благодати Божіей и душевнаго спасенія. Ибо всѣ они мудрствуютъ и пишутъ только о земномъ и преходящемъ, а поэты мечтаютъ въ своихъ стихахъ и поэмахъ больше всего только о земной любви или о земныхъ герояхъ, о земныхъ радостяхъ или печаляхъ. Многіе ихъ читатели и почитатели до того увлеклись ихъ мечтами, что совершенно забыли св. Евангеліе, — это единое на потребу душамъ безсмертнымъ, эту книгу книгъ, эту верховную, вѣчную премудрость, — и знать его не хотятъ, и пренебрегаютъ учительствомъ церковнымъ. Нѣтъ ни у кого изъ этихъ писателей глаголовъ жизни вѣчной, ничего истинно полезнаго для души христіанской, исключая нѣкоторыхъ блестокъ, нѣсколькихъ словъ о Богѣ и Его дѣлахъ.
Обратитесь ли вы къ театру, этому якобы народному училищу нравовъ, — и тамъ ни слова не говорится ни о Богѣ, ни о жизни вѣчной; тамъ — все мірское; тамъ — словесная игра въ страсти человѣческія. Актеры отъ міра глаголютъ, и міръ ихъ слушаетъ и рукоплещетъ имъ, хвалитъ или осуждаетъ ихъ. Не обратится ли, можетъ быть, кто къ графу Льву Толстому, чтобы у него заимствовать жизненные уроки? Но этотъ безбожникъ совсѣмъ не вѣритъ во Христа, какъ Богочеловѣка, и въ Его божественное Евангеліе — и прочиталъ его только для того, чтобы дать ему превратное толкованіе, надругаться надъ смысломъ его и надъ здравымъ смысломъ и пониманіемъ всего человѣчества; онъ не вѣритъ въ вѣчную жизнь и привлекаетъ къ себѣ подобныхъ ему безумцевъ заманчивостью нововымышленныхъ своихъ мнѣній, воображая, что одинъ онъ правильно мыслитъ и понимаетъ все.
Итакъ, куда же, къ кому пойдемъ мы искать глаголовъ жизни вѣчной? — Только ко Господу и къ святой Церкви Его, которая одна приняла отъ Него эти глаголы вѣчной жизни и преподаетъ ихъ всѣмъ вѣрующимъ: ибо только она одна можетъ сохранить и передать ихъ неповрежденными, — и въ ней ежедневно чтется св. Евангеліе. Только въ ней совершается величайшее таинство тѣла и крови Христовыхъ и преподается вѣрующимъ для жизни вѣчной; только въ ней совершаются всѣ прочія таинства, и прославляются всѣ чудныя дѣла Божіи — дѣла творенія и промышленія о мірѣ и родѣ человѣческомъ и въ особенности о Церкви Божіей на землѣ во всѣ вѣка отъ начала до нынѣ; только въ Церкви воочію всѣхъ являетъ Господь, что будетъ воскресеніе мертвыхъ и страшное судище роду человѣческому, и вѣчная жизнь праведнымъ, и вѣчная мука грѣшникамъ нераскаяннымъ.
Какой же конецъ слова? Слѣдующій: твердо держись, христіанинъ, своей св. вѣры и св. Церкви, — исполняй данныя тебѣ заповѣди и, какъ грѣшникъ, приноси Богу всегдашнее покаяніе, исправляй свое сердце и свою жизнь, уклоняйся отъ зла и всякаго грѣха, побѣждай свои страсти, твори благо, обновляйся на всякій день благодатію Божіею, — и спасешься и сподобишься жизни вѣчной. Аминь.